Принято считать, что бизнесмен - это мужчина. Но тенденция у нас меняется. Очень часто руководит бизнесом женщина. Как вы считаете, чем отличается бизнес, у руля которого стоит женщина, от бизнеса, где во главе мужчина? И есть ли у нас бонусы для слабого пола при ведении частного дела?

Принято считать, что бизнесмен - это мужчина. Но тенденция у нас меняется. Очень часто руководит бизнесом женщина. Как вы считаете, чем отличается бизнес, у руля которого стоит женщина, от бизнеса, где во главе мужчина? И есть ли у нас бонусы для слабого пола при ведении частного дела?

Петр Арушаньянц: Лилия Ивановна и ответит на этот вопрос, потому что она возглавляет "Клуб деловых женщин".

С одной стороны, вроде не должно быть различий... Кстати, почему мы в рейтинге Всемирного банка в этом году существенно продвинулись? В том числе и потому, что в методику оценок теперь введены и показатели отношения к женщинам-предпринимателям и мужчинам-предпринимателям. Равны ли условия для женщин и мужчин при ведении бизнеса. Наибольший балл Беларусь по этому показателю получила. Почему? Именно потому, что у нас равные условия. Если условия неравные, причем как в пользу мужчин, так и в пользу женщин, баллы минусуют. Но, тем не менее, есть очень много различий. Банкиры говорят, что если кредиты получают женщины, то они более дисциплинированные, более ответственные. Правда, и проекты у них менее рискованные проекты.

Лилия Коваль: Для этого есть свои причины, особенности, биологические, психологические. Женщина - это в первую очередь мать, жена, и поэтому она ведет бизнес как рачительная хозяйка. Этим и отличается женский бизнес от мужского. Она очень серьезно просчитывает денежные средства своей компании, она менее готова рисковать и идти на авантюрные шаги. Поэтому женский бизнес во всем мире более устойчивый. Она относится к своим сотрудникам как к членам своей семьи. А психологический климат в коллективе влияет на результаты работы. Но в чем  должен быть индивидуальный подход? Мы не говорим о разных условиях для мужского и женского бизнеса. Безусловно, условия у нас одинаковые. Законы у нас одинаковые. И женщины не претендуют на льготное отношение к их бизнесу. Просто женщине, конечно, нужно учитывать, что она находится в менее рентабельных бизнесах. Это услуги (юридические, консалтинговые, те же  услугами, парикмахерские), торговля. Часто получается, что они приходят в бизнес либо основываясь на своей профессии, либо будучи топ-менеджерами крупных предприятий в силу того, что когда-то оно было акционировано. Но часто будучи руководителями, женщины не являются реальными собственницами предприятия. С другой стороны у индивидуальных предпринимателей тоже была ситуация, когда им было запрещено иметь сотрудников не из членов семьи, многие собственники торговых точек находили выход - регистрировали своих продавцов индивидуальными предпринимателями, что совсем не означает, что и эти женщины реальные собственницы бизнеса. 

Количество женского бизнеса в Беларуси по независимым исследованиям не превышает 20-25 %. Причем, особенность в том, что у нас статистика по нему не ведется, что тоже мешает анализировать его развитие. Нам имеет смысл говорить о других условиях поддержки женского бизнеса на стадии вхождения в бизнес-среду. Потому что в большинстве своем кого увольняют с предприятий? Женщин после 45 лет. Женщине после 45 лет очень сложно найти работу с зарплатой, которая была бы равна мужской. И поэтому женщинам нужно помочь юридическими консультациями, поддержать психологически и помочь найти средства для того, что бы открыть свой бизнес и создать рабочие места для себя, для других и быть, в конце концов, просто самозанятой.

Ведущая: Основываясь на исследованиях и вашем опыте, в бизнес чаще приходит женщины после 30 и 40, или молодежь?

Лилия Коваль: Сейчас, конечно, ситуация поменялась. Непростые условия ведения бизнеса. Часто появляется информация об арестах предпринимателей, конфискации имущества, неадекватных наказаний с применением штрафных санкций за хозяйственную деятельность. Если раньше 80 % студентов отвечали на вопрос "пойдете ли после окончания вуза в бизнес" утвердительно, то сейчас 80% студентов готовы идти в органы государственного управления. Мы должны изменить отношение к предпринимательству. Нужно позиционировать предпринимателя как уважаемого человека, создателя рабочих мест, гиперналогоплательщика, социально ответственного гражданина, и продвигать это не только в вузах, но и в гражданском обществе, рассказывать с экранов телевизоров, в эфире радио.

Петр Арушаньянц: Доля женщин  в числе предпринимателей у нас, безусловно, меньше, чем мужчин, но это мировая практика. У нас другая проблема - доля женщин, которые сами вошли в бизнес, создали себя сами, у нас маленькая. В основном успешная женщина-бизнесмен - это либо бизнес от мужа, либо от семьи.

Лилия Коваль: Мы очень серьезно изучали опыт разных стран. Существуют программы поддержки именно женских бизнесов, которые финансируются государством. И в США, и в Германии и в Швеции.

Петр Арушаньянц: У нас государственной поддержки в отношении женского бизнеса пока нет. Но есть много международных программ, где источниками финансовой поддержки являются  средства международных организаций. Есть нефинансовая поддержка - образовательная, консультационная: семинары, мастер-классы. В этом году мы сформировали план и с привлечением разных структур, в том числе международных, которые работают с женским предпринимательством, будем различными способами поддерживать его и информационно, и административно.

Ведущая: Как можно сейчас тем, кто нас смотрят, присоединиться к программе?

Лилия Коваль: Бизнес-ассоциации существуют для того, чтобы помогать и поддерживать в правовых и налоговых вопросах и защищать предпринимателей. Нужно  к ним присоединиться. При минском союзе предпринимателей уже 10 лет существует Клуб деловых женщин. Мы занимаемся защитой в судах членов нашего союза, проводим бесплатные обучающие семинары, консультации. У нас создан при поддержке минюста свой третейский суд. 12 судий туда входит. 

Мы всячески помогаем развиваться нашим бизнесам. Я всех приглашаю в бизнес-ассоциации. Это будет выгодно для предпринимателей. Сейчас при всех министерствах и ведомствах созданы консультативные советы, ведется диалог между бизнесом и властью по улучшению делового климата, что повышает наш экспертный потенциал. Мы не можем знать всех проблем и быть специалистами в каждой области. Мы постоянно собираем комитеты, проводим мозговые штурмы, чтобы понимать, какие у предпринимателей существуют проблемы, и вместе выработать механизм поддержки.

 
Смотреть все выпуски

Новости