Знаю, что такой же фестиваль проходит в Польше. В чем принципиальные отличия и едут ли реконструкторы из Европы к нам, тем более, что можно уже без виз и на 5 дней?

Знаю, что такой же фестиваль проходит в Польше. В чем принципиальные отличия и едут ли реконструкторы из Европы к нам, тем более, что можно уже без виз и на 5 дней?

Евгений Петропавловский: В Польше каждый год проходит фестиваль «Грюнвальд», который собирает много людей. Почему? Грюнвальдская битва проходила в Польше. Они считают его своим национальным праздником, как и любая страна, которая участвовала в этой битве, и пытается доказать свое право, свой значимый вклад. Отличие в количестве людей, участников. Туда в основном едут европейцы. Белорусские и российские клубы туда тоже периодически ездят. И в этом году ездили. Там есть определенные нюансы в плане отдельных вещей. Отличие в том, что это происходило на той территории. Это ощущение сопричастности.

Любовь Рубинова: Сама реконструкция битвы на польском Грюнвальде более масштабная. Там участвует конница. Там огромная площадь, тысячи участников. Массовое сражение, которое можно наблюдать с горы.

Игорь Усенко: В историографии тех стран, которые участвовали, что забавно, поляки говорят, что главной доминирующей военной силой были они. Именно стойкость Ягайло способствовала битве. В русской историографии мы читаем, что если бы не 3 смоленских полка, победы бы не было. Главная воинская сила – это русские участники. Литовцы говорят, что они главные. И переводят битву Грюнвальд (зеленый лес) – Жальгирис. Поэтому у них много спортивных клубов «Жальгирис». Белорусы тоже участвовали тогда. Мы говорим, что ВКЛ - центральная часть это мы. Когда мы проводим свой Грюнвальд, мы подчеркиваем свою значимость в этой битве.

Справка: Грюнвальд - это кульминация 60-летнего противостояния с Тевтонским орденом. Этот орден – главная воинская сила тогдашней Европы. Это огромное количество тяжеловооруженных всадников, артиллерии, профессионально подготовленных воинов. Когда тевтонцы выдвинулись, у них были представители более 30 разных государств. Мощь Тевтонского ордена говорит о том, что они тогда контролировали путь из Новгорода в Лондон, всю торговлю. Они всем городам, где было Магдебургское право, оказывали свою поддержку и за это брали дань. Это были колоссальные деньги для той поры. Когда они свое влияние продвигали на нашу территорию, то тут пошли возражения со стороны Ягайло и Витовта. Когда войска выстроились, лил дождь, это было хорошо, потому что пушки стреляли не очень качественно. До 2 часов Ягайло и его польские командиры просто молились, в битву не вступали. Тевтонцы были на возвышении. Союзные войска не выдвигались. Витовт не выдержал: «Когда же мы уже начнем?». В конце концов, он не выдержал и рванул. Тут начинается самое интересное. Он рванул за тевтонцами, те оказали сильное сопротивление и начали отступать. Витовт бросился назад, и тут тевтонцы нарываются на их обоз. Все! Дальше воинам ничего не нужно. Самая богатая часть любой битвы - это обоз. Потом Витовт собирает и возвращается. В это время, конечно, и центр противостоял. Возвращение Витовта было решающим моментом. Состоялось окружение и дальнейшее. Сейчас что происходит в историографии опять же? Поляки говорят, что вы рванули, и вас не было, и в своих источниках показывают возвращение Витовта, как побитой собаки. А в то же время мы говорим об этом маневре Витовта, потому что до этого буквально за 14 лет он таким же образом пострадал с татарами, за которыми тоже погнался, чтобы поддержать своего друга Тахтамыша. В итоге оторвались от всего, потом все вернулись, окружили, и после он скрывался в Киеве, бедный Витовт. Он спасся тогда, но это поражение послужило ему хорошим уроком. И с тех пор он эту тактику татарскую использовал везде, в том числе и при Грюнвальде. И здесь начинаются споры: а кто же главный? То ли русские, которые отстояли насмерть, то ли поляки, которые додавили в этот момент, то ли Витовт, который вернулся. На самом деле все это вместе сыграло роль. Но у каждого есть возможность подчеркнуть свою особую значимость. И вот здесь широкое поле для исследований и для доказательств того, что было. И поэтому наш Грюнвальд - это наш Грюнвальд, который мы видим: и свое героическое участие, и то, как мы относимся к этой битве, и как мы ее почитаем.

Любовь Рубинова: Хочу добавить, что в прошлом году, когда я была на Грюнвальде, который польский, очень не хватало какой-то анимационной программы, потому что бои боями, классные бои, масштабность, численность участников, но в плане музыкальной какой-то части - те же самые волынки, флейты, барабаны, средневековые музыканты - их почти что не было. Одни приехали наши белорусы, которых мы поддерживали, не ожидали их там встретить. То есть, вот этого объективно не хватало на фестивале.

Поэтому чего мы добиваемся и показываем на нашем Грюнвальде - это программа, которая у нас возле кафе с мастер-классами по средневековым танцам, где все могут обучиться, это средневековые музыканты с инструментами, и потом уже концерт на главной сцене с фольковыми группами. Концерт у нас начнется в 16:30 и до 2 часов ночи. 

 
Смотреть все выпуски

Новости