Смогут ли международные наблюдатели, в том числе представители НАТО, следить за ходом учений непосредственно в местах его проведения?

Смогут ли международные наблюдатели, в том числе представители НАТО, следить за ходом учений непосредственно в местах его проведения?

Алексей Беляев: Безусловно. Наш МИД уже заявил о том, сколько представителей и наблюдателей аккредитовано. Я бы хотел обратить внимание, что, по международным нормам, Республика Беларусь была вправе их не приглашать. Существует Венский документ 2011 года о мерах по укреплению доверия и безопасности государств. Он был подписан несколькими десятками государств, это члены ОБСЕ, Россия, Беларусь, то есть это соглашение между странами Европы и постсоветского пространства. В этом соглашении написано, что для приглашения наблюдателей необходимо, чтобы на военных учениях было задействовано не менее 13 000 человек и не менее 300 танков. У нас же 300 человек не хватает до установленной нормы (в учениях задействованы 12 700 человек - прим.), и мы в принципе имели право не приглашать наблюдателей. Что касается техники... В "Западе-2017" у нас около 680 единиц техники, из которой танков только 250, и по этой норме мы тоже не подпадаем под требование об обязательном введении наблюдателей. Но по доброй воле Республики Беларусь и желанию не нагнетать обстановку и сделать эти учения открытыми, прозрачными мы со своим стратегическим партнером Россией решили пригласить наблюдателей. Причем присутствуют все заинтересованные стороны, все страны, которые пытаются преподнести эти учения как прямую опасность себе, - это страны Прибалтики, представители командования НАТО, ОБСЕ, представители ООН. 

Никакой тайны из учений не делается, другой вопрос, что наблюдателям мы все военные секреты не покажем. Каждое государство в сфере обороны имеет то, что называется государственной тайной, то, что нельзя показывать не только чужим, но и не всем своим. В том же Венском документе 2011 года прописано, что есть ряд объектов, на которые государство имеет право не допускать наблюдателей. Есть определенная зона, в которой эти наблюдатели могут присутствовать. Есть определенные объекты, которые командование той страны, где проводятся учения, может им показать. Есть закрытые зоны, куда не всех наблюдателей допустят. Истерить здесь не стоит. В западных СМИ были намеки, что нам покажут какую-то внешнюю конфетную оболочку, а что внутри, мы и не узнаем. Это нормальная практика для любого государства. Но в целом есть замысел учений, который озвучивается, есть примерный показатель распределения, где какие силы будут находиться, какие задачи они будут выполнять. Эти информационные материалы предоставляются всем наблюдателям. Они присутствуют на ряде полигонов, при отработке определенных действий. Здесь все в рамках допустимого. Мы вполне открыты, транспаретны для того, чтобы наши учения можно было рассмотреть даже под микроскопом.

 
Смотреть все выпуски

Новости