Здравствуйте! У меня вопрос по электронному правительству. В Южной Корее такая система документооборота работает довольно успешно уже несколько лет. Насколько я знаю, именно по корейскому образцу белорусы разрабатывали свое ПО. Скажите, на какой стадии сейчас функционирует электронное правительство у нас и чем оно полезно простому человеку? Спасибо.

Здравствуйте! У меня вопрос по электронному правительству. В Южной Корее такая система документооборота работает довольно успешно уже несколько лет. Насколько я знаю, именно по корейскому образцу белорусы разрабатывали свое ПО. Скажите, на какой стадии сейчас функционирует электронное правительство у нас и чем оно полезно простому человеку? Спасибо.

Вопрос интересно сформулирован, Константин явно следит за новостями, но некоторые вещи у него смешались. Давайте по порядку. Во-первых, главный вопрос - это классическая ошибка, что систему электронного правительства смешивают с системой электронного документооборота. На самом деле электронный документооборот - это один небольшой элемент, который улучшает работу в офисе, но принципиального влияния на работу правительственных учреждений не оказывает. Чуть-чуть экономится бумага, чуть-чуть экономится время, чуть проще следить за прохождением документа. Но все те же функции можно было бы осуществлять с помощью электронной почты. 

Принципиальный прорыв появляется тогда, когда появляется возможность совершения в электронном виде (удаленно онлайн) неких юридически значимых действий. Т. е. послать письмо, получить справку, подать заявление, которое будет зарегистрировано и по которому совершится некое государственное действие в ответ. Это в большей степени характеризует электронное правительство. Поэтому электронный документооборот - это стадия необходимая, это необходимый элемент для последующей работы электронного правительства. У нас эта работа в основном завершена. Все государственные органы используют различные системы электронного документооборота, но (прямо скажем) за образец не бралось корейское электронное обеспечение, здесь разработки белорусских программистов. На самом деле это довольно типовой программный продукт. У нас в Беларуси используют, если не ошибаюсь, 6 различных систем, которые между собой взаимодействуют. В общем-то здесь не требовалось какое-то суперсовременное корейское ноу-хау. С документооборотом разобрались.

Теперь что касается простого человека и пользы электронного правительства. Есть такая теория, что любая деятельность правительства - это по сути то же самое оказание услуг населению. Как мы приходим в магазин, компанию, получаем некую услугу, точно так же мы приходим в государственный орган, задача которого - обслужить человека быстро, качественно и в максимально удобной для него форме. Соответственно, когда говорят об электронном правительстве, то говорят о существовании пяти основных стадий. Первая стадия - это стадия информационная, когда вы заходите в Интернет, можете на сайте министерства прочитать, как нужно, например, подать заявление на лицензию. Вторая стадия - это стадия, скажем так, с возможностью отправить электронную форму. Т. е. можно заполнить заявление, отправить его по электронной почте, но при этом все равно приходится приносить какие-то документы, запрашивать какие-то справки, получать печати. Третья стадия интерактивная, когда уже есть возможность совершать действия с обратной связью. Т. е. ты не просто забрал форму, заполнил ее и отнес в министерство, ты ее уже полностью в электронном виде отправил и подписал электронной цифровой подписью. Т. е., не выходя из дома, совершил некую административную процедуру. Следующая стадия уже говорит о том, что все эти процедуры максимально автоматизированы. 

Один из самых ярких примеров - это оформление недвижимости. Например, подарили вам квартиру. Необходимо, безусловно, зарегистрировать свое право собственности, т. е. принести соответствующие документы. Если раньше нужно было объехать весь город, в нескольких местах взять различные справки, принести их в БТИ и только через месяц выдавалась справка, то сегодня вы приходите в "одно окно", подаете документы, все остальные документы бюро само в электронном виде запрашивает в других государственных органах, и через 5 дней вы можете получить свой документ. Т. е. общий принцип на этом этапе примерно такой: если госучреждение имеет возможность какую-то информацию, необходимую для совершения своей процедуры, запросить у другого госоргана само, оно не должно напрягать этим человека. Для этого требуется, конечно, создание сложных систем, а не просто системы документооборота. Это система доступа, персональные базы данных, которые во всем мире активно защищаются. Здесь, соответственно, должны быть и процедуры безопасности, и процедуры защиты от фальсификации. Чтобы эта система заработала, и приходится применять более продвинутые вещи, и здесь корейцы прошли достаточно далеко.

Ну, и наконец, пятая стадия электронного правительства. Она у разных ученых, теоретиков и экспертов называется по-разному. Мне нравится термин "проактивное правительство". Это что значит? По сути дела, государство взаимодействует с человеком, исходя из жизненных ситуаций. Каждая из этих ситуаций вполне предсказуема. Большую часть их можно записать, описать и попытаться реагировать на ситуацию, как только она возникает, вне зависимости от того, вспомнил ли человек, что он имеет право на помощь государства или должен совершить какое-то действие или нет. Условно говоря - водительские права. Они имеют срок действия. Десять лет, если я не ошибаюсь. Соответственно, периодически возникает ситуация: "А забыл, не посмотрел, не поменял, просрочил". Тебя останавливают, штрафуют. Обидно и неприятно. В принципе, если права находятся в базе данных, и у них срок истекает, например, через месяц, ничто не мешает нашим службам направить человеку СМС-ку с напоминанием. А в идеальном варианте: "Пожалуйста, сообщите нам, когда вы придете за своими новыми правами". Это называется проактивное правительство.

Опять-таки. Родился ребенок. Записи во всех государственных системах автоматически появляются. Он родился в какой-то больнице, у него есть родители, о родителях есть данные с их паспортными данными. Таким образом, государство узнает о том, что ребенок родился, автоматически. Соответственно, пособие по уходу за ребенком тоже может быть назначено автоматически. Потому что оно не требует каких-то подтверждений. И это намного облегчило бы жизнь мамам, и тогда бы не надо было заставлять ее писать заявления и собирать необходимые бумаги. Но, чтобы эта система заработала, нужно, чтобы все наши государственные системы были полные, актуальные и четко увязанные между собой. Вот этой работой мы и занимаемся. Это наш путь к электронному правительству.

Ведущая: - На какой стадии мы находимся сейчас? И когда у нас появится электронное правительство?

Д.Шедко: - Мы где-то в середине процесса. То есть мы находимся между третьей и четвертой стадией. Часть услуг у нас уже возможно получать в электронном виде. Ряд административных процедур осуществляется с подгрузкой данных и других информационных систем. Но, конечно, к проактивной стадии мы пока не подошли. Хотя все базовые элементы за последнюю пятилетку в стране были созданы. Это и единая сеть передачи данных, и общегосударственная автоматизированная информационная система. Тот костяк, который позволяет связать между собой различные ресурсы, уже существует.

Сегодня наша задача достаточно трудоемкая. Потому что, представьте себе: 9 миллионов населения. Их данные нужно превратить в электронную форму, проверить, чтобы там не было ошибок, добиться того, чтобы все данные вводились только однократно. Одна из самых сложных вещей - это предотвратить дублирование. Потому что понятно, что когда каждое министерство делает какую-то систему самостоятельно, оно стремится все сделать у себя. И делается много лишней работы, тратятся лишние средства. 

 
Смотреть все выпуски

Новости