Адам Османович, считается, что вы один из лучших педагогов по вокалу в Беларуси. Какими учениками вы гордитесь больше всего?
Александра Семеновна, Минск

- Лучший - громко сказано. Я один из опытных педагогов. А если уж говорить по поводу лучшего, то таким меня сделали мои ученики, талантливые ребята. Научить невозможно, можно только научиться, и те ученики (а их было более 120 человек), которые занимались и любили искусство в себе, добились высоких результатов. Многие сейчас работают в нашем белорусском искусстве. Олег Мельников - заслуженный артист, лауреат, по-моему, 10 или 15 международных конкурсов. Станислав Трифонов - мне очень дорог его успех, сейчас он ведущий баритон в нашей опере и пользуется популярностью, как на Западе, так и на просторах нашей бывшей большой родины. Конечно же, Илюша Сельчуков - очень грамотный, интересный, стильный, я бы сказал певец. Дирижеры, которые работают с ним, отмечает его высочайшую вокальную культуру. Конечно, меня радуют успехи Капилова, Акининой, Бунделевой, Заянчковского. Олег Прохоров - ведущий солист в хоре, где много моих учеников. Поют мои ученики и вторые партии, но без них не бывает театра. Кто-то из воспитанников в Санкт-Петербурге на ведущем положении, кто-то за рубежом. К своей чести и радости я не потерял из 120-ти ни одного в искусстве. Они все трудятся, никто в песок не ушел. Безусловно, я и сегодня остаюсь педагогом. Мне доверяют свои голоса наши примадонны: и Кузьмицкая, и Александрович. Приходит подострить мастерство Наталья Викторовна Гайда, проверить, прокамертонить голос. Меня это очень вдохновляет, я рад, что нужен.

Мне так понравился концерт "Баритоны Беларуси поют о любви" в 2011 г. Можно ли повторить?
Без подписи, Не указано

- Это был одноразовый проект. Когда я пришел в театр, решил провести такой мастер-класс. Пригласил баритонов, которые работают в белорусской опере, в Санкт-Петербурге, в нашем театре, спеть с нашим оркестром. Проект имел большой успех, а для меня был очень дорог еще и потому, что в нем выступали 4 моих ученика. Рад, что публике он запомнился. Сейчас мечтаю собрать в одном концерте баритонов и сопрано, конечно, с золотыми страницами оперетты и оперы.

Что вы скажете о новой молодежи, которая приходит в ваш театр? Достойная смена идет?
Гриня, Не указано

- Могу похвастаться, что в театре за последние годы появилось много талантливой молодежи, причем обладающей оперными голосами. Я могу их с удовольствием перечислить. Александр Гелах - обладатель "Хрустальнай кветкі" Союза театральных деятелей Беларуси, лауреат международных конкурсов, за полтора года спел 4 ведущих партии. Анзор Алимирзоев - буквально во всех спектаклях театра задействован. Сергей Подавалов - считаю его голос выдающимся, мирового звучания. Мы с ним сделали партию Канио из "Паяцев" и имели честь представлять театр на фестивале в Литве. Ирина Кучинская - выпускница Минского государственного музыкального колледжа им. М.И.Глинки, лауреат международных конкурсов. Наша известная молодая певица Виктория Стриганкова, также обладательница "Хрустальнай кветкі". Завтра она выйдет в необычной для себя роли в классическом репертуаре в "Цыганском бароне". Ольга Железская - выпускница консерватории, спела самую дорогую для меня партию Софьи Гольшанской. Когда я пришел в театр, пообещал, что в нем обязательно появится белорусский мюзикл, мы работали над этим произведением с Владимиром Кондрусевичем три с половиной года - в ноябре состоялась премьера. В горжусь молодежью, которая сейчас работает в театре, она золотая.

Какая ваша самая любимая оперетта? И что вы больше всего цените - веселье, красоту музыки?
Диана Михайловна, Не указано

- Я не буду оригинальным, моя самая любимая оперетта - "Летучая мышь". Я ее столько раз переслушал и в таком исполнении... Это просто кладезь вкуса. Я всегда актерам говорю, что в зале, если играют комедию, должно быть слышно ха-ха-ха, а не гы-гы-гы. Вы должны своей игрой очень высоко поднимать планку.

Кто сейчас занимается авторскими правами новых музыкальных произведений?
Без подписи, Не указано

- Авторскими правами занимаются соответствующие организации. Я в это особенно не вникаю. В театре за этим зорко следит администрация - у нас там все в порядке. Поначалу были серьезные разногласия по "Юноне и Авось", путем очень детальной и скрупулезной работы мы добились разрешения Рыбникова, который согласился вернуть постановку на нашу площадку. И он сам доволен. Парадокс: "Юнона и Авось" собирает аншлаги на любых площадках, в любом исполнении. Потрясающее произведение, музыка на все века.

Есть ли у нас хорошие композиторы и либреттисты? Пишут ли современные авторы кассовые оперетты?
Катя, Не указано

- Довольно популярен в нашем театре Рыбников: три его произведения - два детских и "Юнона и Авось" - сейчас в афише. Без ума все наши актеры и публика от Гладкова. Ни в одном театре нет столько его постановок, как в нашем - "Обыкновенное чудо", "12 стульев", "Бременские музыканты". Наш любимый и давний друг - Володя Кондрусевич. Спектакль "Стакан воды" играется артистами взахлеб, с удовольствием. Про премьеру "Софьи Гольшанской" мы уже говорили. К сожалению, не можем пока восстановить в репертуаре его балет "Мефисто", потому что балетная пара, которая была занята в нем, перешла в Большой театр. Большой театр забирает у нас много.

Как работаете с молодежью и ветеранами театрального вокала? Как добиться актерского успеха в музыкальном театре? Достаточно ли только хорошего голоса?
Анна Михайловна, Молодечно

- Работать с молодежью интересно и легко, потому что молодость заряжает и тебя, работать становится очень легко. Всех молодых артистов я курирую не только как художественный руководитель, но и как педагог по вокалу. Сложность заключается в том, что у каждого свой характер, но я стараюсь присмотреться и каждому назначить подходящего педагога. Конечно, одного голоса в оперетте недостаточно, необходимы пластика, актерское мастерство, сценическая речь. Оперетта - очень сложный жанр, несмотря на кажущуюся легкость, изящество и комичность. У многих ребят, которые приходят, например, из оперы, вызывает большие трудности именно пластическая и танцевальная часть спектакля. Но это только первое время. Также хочу отметить, что артисты старшего поколения - Алексей Алексеевич Кузьмин, Василий Васильевич Сердюков, Наталья Викторовна Гайда - очень благотворно влияют на труппу. Наставничество в театре, безусловно, есть, и это, я считаю, очень хорошо.

Белорусский государственный академический музыкальный театр занял второе место по посещаемости после Большого театра оперы и балета. Это данные Национального статистического комитета по итогам 2013 года. Чем берете зрителя?
Максим Евгеньевич, Не указано

- Очень приятные слова, особенно сегодня, в День театра. Мы рады, что первое место занимает Большой - наш старший брат, как мы его между собой называем. Берем разнообразным репертуаром, в котором оперетта и опера, а также мюзикл, водевиль и классический балет. За 3,5 года у нас вышло 26 премьер, где-то по 6-7 спектаклей в год, не считая знаковых концертов, как упомянутые "Баритоны поют о любви". В этом году темпы немного сбывали, потому что взялись за очень сложный репертуар: балет "1000 и 1 ночь", потом "Мистер Икс", сейчас "Цыганский барон" и подходим к очень трудному произведению "Поминальная молитва или Скрипач на крыше". Публике надо все время что-то новое. Но мы выбрали где-то десяток-полтора рейтинговых спектаклей, которые идут постоянно. В нашем репертуаре хорошо уживается "Обыкновенное чудо" и "Вестсайдская история". Бешеным успехом пользуется водевиль "Поручик Ржевский", особенно на выездах. Неувядаема "Летучая мышь". У нас сложилась традиция ставить к каждому Дню театра классическую оперетту. Вот прошло 4 года нашего творческого состава, и в афише появились "Сильва", "Граф Люксембург", "Мистер Икс", "Цыганский барон". Немного сожалею, что значительные силы потрачены на оперы - не прижилось, буду откровенен. Хотя довольно успешно спели "Алеко" в полуконцертном варианте. С "Паяцами" с большим успехом выступила на фестивале в Литве, причем пели ее на русском (в Клайпеде) и итальянском (в Каунасе). Поставили комическую оперу Донецетти "Колокольчик". Но, наверное, надо играть на своем поле.

Будет ли конкурс молодых композиторов? Ранее вроде обещали хороший денежный приз в размере 15 млн. белорусских рублей...
Без подписи, Не указано

- Конкурс белорусских композиторов прошел с успехом. Но либретто, которые были подставлены, в соединении с этой музыкой не выдержали проверки, ни репертуарной комиссией, ни художественным советом. Но этих композиторов, которые показали себя с наилучшей стороны, мы пригласили в театр, и они работают. Сергей Бельтюков, Ходоско Олег. Они мощную музыку написали к "Ладдзі Роспачы" по Короткевичу. Но чтобы создать либретто, достойное великого Короткевича, мало желания, надо иметь талант. Пока одному мы предоставили возможность работать с мюзиклом, второму - с балетом.

Сегодня в репертуаре Музыкального театра есть и опера, и балет. Куда подевались хорошие водевили, мюзиклы, оперетты? Они сегодня уже потеряли актуальность...
театрал, Не указано

- Я уже говорил об этом, но могу немного дополнить. У нас "Чикаго" - мюзикл, "Лгунья" - эксцентрическая комедия, "Аршин мал алан" - музыкальная комедия, "Голубая камея" - мюзикл, давай его хоть каждый день, будет аншлаг. "Обыкновенное чудо" и "Вестсайдская история" идут с неизменно высоким рейтингом. Горжусь нашими балетами - "Ассоль", на который мы получили Президентский грант, и совместный проект с Азербайджаном "1000 и 1 ночь". Для того чтобы поднять исполнительское мастерство, делаем оперные проекты, концерты серьезной классической музыки, вечера романсов. Опера, безусловно, оттачивает мастерство. Когда я пришел в театр, ему ставили в упрек отсутствие знаковой белорусской пьесы. И я дал слово, что такая пьеса появится, и назавтра Владимир Кондрусевич принес "Софью Гольшанскую". Это очень многострадальная пьеса, работая над ней 3,5 года, мы теряли и дирижеров, и режиссеров, и авторов либретто, но проект появился. Им интересуются в Литве, скоро мы везем его на гастроли в Калугу, а в сентябре покажем в Екатеринбурге - одном из самых знаковых театров России, можно сказать флагмане музыкальных театров. Поедем сдавать экзамен на зрелость. У нас очень просили включить в афишу "Вестсайдскую историю" и классику - "Сильву", "Мистера Икс", "Цыганского барона", "Графа Люксембург", не обойдемся без "Бабьего бунта" и "Летучей мыши".

Что делается в вашем театре для того, чтобы поднять его рейтинг. Ведь еще совсем недавно театр был в "заняпадзе" как по репертуару, так и по артистам.
Нинон, Не указано

- Работаем. Работаем над репертуаром, повышаем качество пения, актерского мастерства, пластики. Для этого приглашаем и балетмейстеров, и художников со стороны - впускаем свежую кровь в театр. Работа ведется большая, даже напряженная. Я бы сказал, что иногда смахнешь пот и уже надо приступать к следующей. Много новых постановок, а кроме того концерты, гастроли и прочее. Это сложно.

Вы в последнее время приглашаете артистов из-за рубежа, дальнего и ближнего. Это новые связи театра или хорошо забытые старые?
Николай Петрович, Не указано

- Мы приглашаем очень избирательно тех артистов, которые прошли проверку публикой, зрителями в концертных репертуарах. Это азербайджанцы, это Санкт-Петербург. Артисты, которые славились и славятся на просторах СНГ, коллеги Натальи Викторовны Гайды, которых она собирает на ежегодный фестиваль "Наталья Гайда приглашает". Имена знаковые. И скорее, это хорошо забытые старые связи, чем новые. Мы рады встречам.

Планируется ли в этом году концерт под открытым небом в каком-нибудь живописном уголке Беларуси?
Без подписи, Не указано

- Это был наш совместный проект с Музеем народной архитектуры и быта Беларуси в Озерце. Три года подряд мы проводили концерты, и с каждым представлением зрителей становилось все больше и больше. В этом году, к сожалению, не можем себе это действо позволить финансово, хотя предполагалась очень мощная программа "Золотые страницы оперетты". Может быть, в следующем…

Что вы называете настоящим театральным триумфом? Какие составляющие у этого коктейля искусства?
Марианна, Не указано

- Настоящий театральный триумф - это когда публика не шуршит, не звонит телефонами, а затаив дыхание слушает и внимает, а после спектакля аплодирует 10-15 минут. У нас это бывает, у нас это случается, пусть это будет чаще. Одна из главных составляющих этого коктейля - артисты, любимцы публики, которые вызывают здоровый ажиотаж в зале. К ним, безусловно, мы относим наших ветеранов - маститых Кузьмина, Сердюкова и Гайду. Любят у нас и молодежь: Александрович и Кузьмицкую, молодую Дементьеву, которая сейчас заявила о себе как героиня, Кучинскую, Лют, Циркуновича, Осипца, Немцова.

Мне очень нравится ваш театр. Особенно рок-опера "Юнона и Авось" и мюзиклы. Скажите, пожалуйста, не планируете ли расширять репертуар именно мюзиклами? Например, поставить популярные в мире "Мамма Мия" или "Призрак оперы"? Было бы очень интересно! Спасибо, успехов и процветания!
Наталья, Минск

- Та работа, к которой мы готовимся, "Поминальная молитва или Скрипач на крыше" будет на все вкусы. Мы сделали ловкий ход и не повторяем в ней ни Ленком, ни Екатеринбург, ни другие театры. Пошли по пути написания своей музыки, и доверили это одному из самых талантливых молодых композиторов Олегу Ходоско, который уже имеет свое громкое имя на просторах не только Беларуси, но и СНГ. Музыка написана, но это не значит, что у нас не останется цитат и визитных карточек этого спектакля - они, конечно, будут. Какие-то хоры останутся, но номеров 20 будет авторства Олега Ходоско. Это будет коктейль. Обязательно приходите посмотреть.

Скажите, пожалуйста, как приняла публика ваши новые проекты "Софья Гольшанская" и "Тысяча и одна ночь"? Какой у них успех? Вы довольны?
Анжелика, Не указано

- Я доволен тем, что мне приходится отказывать в приглашении. Просят билет, контрамарку на спектакль, а я всегда с удовольствием говорю: "Билетов нет". На "Софью Гольшанскую" нет билетов, на "Тысячу и одну ночь" нет билетов. Спектакли, правда, только начали свою жизнь, но я вижу неподдельный интерес к ним публики.

Есть ли проблема оттока кадров? Решаема ли? Есть ли охота за головами и голосами?
Без подписи, Не указано

- Для меня в театре две проблемы, с которыми я сражаюсь, - отсутствие или переизбыток у актера репертуара и низкая оплата его труда. Вот это моя боль и это моя забота как художественного руководителя. Вторая забота, она, наверное, общегосударственная. Актер сегодня получает копейки. Как держится это молодое поколение... Наверное, только на неподдельной любви к театру. Мы сейчас пригласили целую группу - половину выпуска Академии искусств, ребята закрыли все детские спектакли, в серьезную музыку, в мюзикл пришли. Ну и что такое неполных два миллиона зарплаты... Сейчас несколько актеров ушли на полставки, чтобы можно было где-то еще заработать. Вот это озабоченность большую вызывает.

Есть ли меценаты сегодня? Слышала, что оперетту "Граф Люксембург" поставили полностью на деньги спонсора...
Мария, Минск

- Да, есть меценаты, и мы ими очень дорожим. Я, в первую очередь, благодарен партнеру по постановке "Граф Люксембург", и хорошо, что мы не отбили у него охоту помогать, он предлагает еще два спектакля спонсировать. Меценаты помогали театру, когда нужно было закончить ремонт здания, вы помните, мы не работали... Могу с удовольствием сказать, мои ученики, которые могут себе это позволить, тоже нам помогают. И есть один человек, который просто беззаветно любит белорусское музыкальное искусство - Глебов Евгений Владимирович. Он спонсирует наш конкурс "Убельская ластаўка". Нам помогают некоторые организации, это уже административная помощь. Сколько могут, столько помогают. Знаете, курочка по зернышку клюет... Спасибо всем.

 
Смотреть все выпуски

Новости