Как выбирали участников гала-концерта, кому отдавали предпочтение?
Антон, Брест

- У нас было два тура отбора. Сперва объявили, что приглашаем всех желающих участвовать в нашем концерте на просмотр. Мы не требовали ни костюмов, ни репертуара. Просто хотели послушать, познакомиться с людьми и определить, кто бы мог быть кандидатом. Это был первый тур. В нем мы отобрали исполнителей, у которых есть голоса, есть внешность. Затем их пригласили на второй тур, посмотрели репертуар, как сделана аранжировка, подходит ли этот репертуар исполнителю. Буквально вчера прошел заключительный просмотр, где, кроме всего названного, был еще антураж, костюмы, было целиком законченное произведение.

Вы начинали как классический танцовщик, были солистом большого балета. Танцовщик, наверное, всегда придирчивый руководитель?
Ольга, Минск

- Во-первых, танцы - это тяжелый труд, и все танцовщики - трудяги. Без этого не бывает хореографии как таковой: ни народной, ни классической, ни модерн. Если есть опыт работы во всех жанрах, то начинаешь все понимать и, соответсвенно, замечаешь все мелкие недостатки. Критерии становятся такими высокими, что не хочется многое смотреть вообще.

Сколько программ в репертуаре вашего ансамбля?
Лариса, Брест

- Вы знаете, программ бесконечное множество, но действующих, ведущих номеров, которые можно в течение недели представить - 60-65. Фундаментальные программы: "Песня про Зубра" (историческая программа), все традиционные танцы Беларуси, жанровые танцы Беларуси, "Карагод сяброў", где показаны танцы народов, которые проживают на территории Беларуси: татары, евреи, поляки. Сейчас я начинаю осуществлять одну идею: дело в том, что существует современный танец - много его направлений, а вот современного белорусского танца нет. И, если вы заметили по тем номерам, которые идут даже на "Славянском базаре", я сделал несколько опытов и удачных: например, наш "Лянок" – это современный белорусский танец, "Вяселле" ("Свадьба"), сейчас я сделал "Крывічы", "Яблыня мая". Я хочу к нашему юбилею, а он будет через год, сделать для Дворца Республики сделать большую программу современного белорусского танца.

А сами Вы еще танцуете?
Андрей, Минск

- С каждым годом все хуже и хуже (смеется).

Кто будет вести концерт Дня Беларуси?
Никита, Витебск

- На этот раз у нас будет необычное нововведение. Традиционно остается Елена Спиридович, но кроме нее у нас появилось двое костюмированных, театрализованных ведущих. Это Вера Полякова, актриса Театра киноактера, и Георгий Колдун, телеведущий и вокалист. Они там и поют, и переодеваются, и вместе с Леночкой ведут концерт.

Всегда завидовала стройным фигуркам танцовщиц. Скажите, у ваших подопечных есть какая-то особая ситема питания, которая помогает им себя поддерживать в хорошей форме? Спасибо.
Елена Липень, г. Слоним

- Да, есть. Едят на ночь (улыбается). Стройность - только от нагрузки. Вы обратили внимание, что все артисты балета, вышедшие на пенсию, сразу полнеют. Потому что лишаются нагрузок. Я тому пример. Вы можете представить меня, весящего 56 килограмм при росте 171 см, только из хореографического колледжа. Нужны физические нагрузки. Если нет возможности заниматься танцами, спортом, нужно ходить, бегать, не лениться.

Какова идея, заложенная в программу Дней Беларуси на "Славянском базаре"?
Дмитрий, Минск

- Идея состоит из двух частей. В течение года проходила акция "Мы - белорусы". "Славянский базар" для нас - это завершение концертного сезона. Концертный сезон продолжается не с января по январь, а начинается осенью и заканчивается поздним летом. "Славянский базар" последнее большое мероприятие, которым мы заканчиваем сезон. И не только мы, а многие исполнители. Это будет как бы завершающий концерт акции. Отсюда выросла идея. Программа называется "Беларусь - спрадвечная песня". Это будет своеобразный экскурс в историю страны. Как бы мы не жили в течение многих веков, песня и искусство существовали всегда. И вот мы решили посмотреть, как бы это могло быть. На сто процентов это восстановить невозможно, но реконструировать же можно. И мы постарались это сделать. Первый эпизод у нас - это замок, у стен которого состоятся народные гуляния. Тогда была гулянка, а как она сейчас называется? Сейчас дискотека, наверное. А как это будет называться завтра? Мы провели такую параллель. Кроме того, что мы живем, работаем, мы еще поем, веселимся, радуемся жизни. Это и есть спрадвечная песня. Вот основная идея.

Почему вы выбрали стезю танца на народной основе, а не модерн, классику?
Людмила, Витебск

- Классике я отдал 23 года. Я думаю, что этого достаточно. Я окончил основной класс хореографического училища и 14 лет отработал в Театре оперы и балета. Потом поработал 5 лет на эстраде и одновременно учился. Затем занимался режиссурой. И вот возвратился к танцу, но уже на народной основе. Мне это показалось интересным. Дело в том, что все великие балетмейстеры прошлого, такие, как Моисеев, Надеждина, Вирский, они все имели классическое образование, они все были классические танцовщики. Этот синтез народного и какого-то исконного фольклора и классики рождает новые формы. Так родился народно-сценический танец, родоначальником которого является Моисеев. Все это мне интересно.

Танец придумывать сложно?
Женя, Молодечно

- Вопрос такой... А книгу написать сложно? А песню придумать сложно? Да все сложно. Дело в том, что сейчас упрощено понятие создания предметов или объектов искусства. Очень много развелось поэтов, композиторов. Я иногда с ужасом думаю: как это такая массовка нас захлестывает. В искусстве важна не массовость, а важен талант. Талант движет искусство. Поэтому нужно находить талантливых людей, а не заниматься массовкой, растить талант, помогать ему. А придумывать... Знаете, придумка – это вдохновение. Порой можешь вымучивать себя, выжимать из себя какие-то движения, мысли. А порой - взял за одну репетицию и поставил. Наверное, внутри происходит какой-то процесс – эмоциональный, мыслительный. Загадка – почему получается хорошо или иногда - плохо.

Есть ли у вас студия, школа, где готовите кадры?
Игорь, минск

- Знаете, как таковой - студии нет, где готовят кадры. Я предпочитаю брать в профессиональных учебных заведениях артистов балета, потому что у нас очень приличный хореографический колледж, очень приличные колледжи искусств – это и Минский, и Пинский, и Гомельский, и Гродненский – хорошие кадры оттуда появляются. А мы держим студию по иному принципу. У нас есть детская студия, где мы учим детей танцевать. Берем мы не подготовленных людей, не специально отобранных, а всех. Моя точка зрения, что детей нужно учить всех и, может быть, тем, у кого меньше способностей, у кого есть какие-то проблемы - с осанкой, с фигурой – им больше хореография нужна. И еще одна сторона – из этих детей мы должны воспитывать не только танцовщиков, но и зрителей, любителей наших танцев – народных. Это тоже очень большая задача. Вот этим мы занимаемся. У нас 120 детей. Ежегодно мы делаем наборы. Если дети обладают какими-то уникальными способностями, рекомендуем их для поступления в профессиональное учебное заведение. А так это для себя. Для общего развития.

Участвует ли коллектив в акции "Мы - беларусы"?
Александра, Могилев

- Да, вы знаете, мы отработали целый год. По областям прошли большие концерты в Брестской области, Витебской, Минской. В мае мы провели две акции "Мы – беларусы!" за рубежом: одну в Париже, вторую в Монте-Карло совместно с народным хором. Мы выступали на заключительном концерте закрытия "Формулы-1" в Монте-Карло. Я пригласил в наш состав 22 участника народного хора. И вот такой большой 70-человечный коллектив на двух автобусах приехал и выступил в центре Европы. Объявили, что коллектив из Белоруссии, было очень приятно. А на празднование Дня ВВС была специальная заявка от Министерства обороны Франции, чтобы выступил именно наш Государственный ансамбль танца. Они видели нас в новогодней программе, мы показали два номера, которые увидела вся Франиция, и вот они пригласили именно наш коллектив. А совсем недавно мы приняли участие в концертной программе, посвященной 1020-летию Крещения Руси. Концерт состоялся в Государственом Кремлевском дворце в Москве. Мы показали там композицию, объединяющую два номера: "Евфросинья" и "Моя Беларусь". Вот такая у нас получилась разнообразная акция "Мы – беларусы!".

Государственный ансабмль танца всегда удивляет меня, как зрителя, представлениями, в которых традиционный белорусский танец переплетен с современными элементами. Именно это, думается, и привлекает инетерес к вашему творчеству людей разных поколений. Легко ли вам угадывать вкусы современной публики? Что именно помогает вам создавать такие потрясающие танцы?
Галина ПАШКЕВИЧ, г.п. Кореличи

- Спасибо большое за вашу оценку. Вы знаете, проблема какая – традиционный народный танец имеет взрослого зрителя. Где мы ни работаем, если мы исполняем традиционные танцы, наш зритель - после сорока. Очень мало молодежи. Я начал задумываться, в чем же причина? Ведь, если молодежь приходит на наши концерты, она всегда довольна, она принимает нас очень хорошо. Но ее же надо чем-то привлечь. Анализируя саму ситуацию, приходишь к выводу, что поменялся ритм жизни, поменялись музыкальные ритмы, поменялись музыкальные вкусы. Как говорят, драйв другой. Если оставаться только в рамках традиционного народного танца, то мы будем молодежь постепенно терять. Уйдет поколение, которое хорошо знает народный танец, а нового не воспитали. Тут, вы знаете, существует такая двоякая позиция. Можно игнорировать все это, но зачем? Может, мы в чем-то отстаем. Если есть традиционный белорусский народный танец, то должен быть и современный белорусский народный танец. Вот то, чем я пытаюсь заниматься уже второй год подряд – это создание создание современного хореографического языка национального белорусского танца. Бывают удачи, но поверьте мне, на этом пути бывают и неудачи. Спасибо Вам, Галина, за вопрос.

Как к вам попасть танцевать?
Иван, Минск

- Без всяких сомнений - нужно окончить специальное учебное заведение. После этого пригасить меня на какой-то урок, чтобы я предварительно посмотрел и в течение года что-то порекомендовал. А потом придти - мы выставляем весь коллектив (70 человек) - и показать на что ты способен. Если способен – без вопросов берем.

Как часто гастролируете за рубежом? И как вас там принимают?
Виталий, Минск

- Очень часто ездить не приходится. Много работы в нашей родной стране. Работаем очень интенсивно. Могу сказать, что на сегодняшний день мы выполнили примерно 4/5 государственного плана работы по республике. На это мы получаем дотацию, это наша обязательная программа. Потом мы освобождаем время для зарубежных гастролей, которые не дотируются государством. Наоборот, мы оттуда стараемся привезти хоть небольшую, но прибыль. За год мы выезжаем за рубеж 4-5 раз, гастроли продолжаются в среднем от месяца до 10 дней. Больше гастролей мы физически не можем вытянуть. Это максимально оптимальный вариант. В прошлом году мы были в Бразилии, во Франции, в России. А вообще в Бразилии мы были 9 раз, в Испании - 13, в Голландии - 8, в Италии - 10, в США - 6, в Китае - 5 раз, по разу Ирак, Ливан. Нас очень много приглашают, если мы уже побывали где-то один раз. В ближайших планах - Китай, затем - Франция в ноябре, в январе - Германия.

Бывает, смотрю концерты наших белорусских артистов, и такое уныние охватывает, до зевоты: один и те же лица, такие бессмысленные вчерашнего дня песни. Как вы, как режиссер-постановщик белорусского дня на Славянском базаре в Витебске, оцениваете уровень наших "звезд"? Что, на ваш взгляд, нужно сделать, что в нашем шоу-бизнесе намечался какой-то прогресс?
Katya L, Minsk

- Вопрос очень сложный. Я отвечу откровенно, хотя могу кого-то обидеть. Если говорить об уровне эстрады, то он - средний. Только единицы, например, Петр Елфимов - звезды. Елфимов будет звездой в любой стране, куда бы он ни поехал. Самая большая беда - много самодеятельных песен. Стало много людей, называющих себя композиторами. Раньше композитором мог быть человек, который окончил консерваторию, является членом Союза композиторов. У каждого должен быть свой почерк. Очень легко сейчас что-то сварганить на компьютере. Посмотрите, как небрежно делаются аранжировки, преступно воруются мелодии. Я еще раз повторяю, вот эта массовость ни к чему хорошему не приводит. Лучше меньше, но качественней.

Чем занимается ваша супруга, если не секрет? А ваши дети?..
Люся, Гомель

- Моя супруга отработала на телевидении до пенсии, до 55 лет. Сейчас она сидит дома и воспитывает внуков, и воспитывает меня. Это ее любимое занятие (смеется). Так как у нее освободилось много времени, теперь под ее пристальным вниманием я. Сын танцует в моем ансамбле. У него нормальные данные. Дочери я запретил еще в раннем детстве. Она очень хотела танцевать. Я ее поставил к станочку, посмотрел и сказал: "У тебя нет данных, чтобы быть танцовщицей, занимайся чем-нибудь другим". Сейчас она успешно занимается бизнесом. У нее свое дело, своя фирма. Будем считать, "business-woman". По крайней мере, уже не просит о помощи, может иногда и родителям чем-то помочь.

Какие танцы чаще всего на концертах повторяете на бис?
Алла, Бобруйск

- Многие. Во-первых, танцы, в которых много техники интересны, акробатическая техника, танцевальная, ну и в последнее время современные танцы. Все идут на бис.

Где вы предпочитаете отдыхать? И как часто это у вас получается?
Светлана, Минск

- Увы, с отдыхом есть проблемы. Времени очень мало. В прошлом году не отдыхал вообще. Но я стал замечать, что мне отдыхать нужно три дня, потом я уже скучаю. Я, как там говорят, трудоголик. А вообще, люблю просто отдыхать на даче и ничего не делать, вернее не делать ничего, связанного с искусством, а взять молоток и гвозди – у меня есть все инструменты – и чего-нибудь строить. Вот сейчас с сыном мы переделываем баню. Уже купили все досточки, и я мечтаю за отпуск ее закончить. Выйдем на рыбалку один-два раза. Чем не отдых?

Какая из зарубежных поездок вам запомнилась больше всего?
Валентин, Минск

- Много было интересных поездок, но мои две любимые страны - Испания и Китай. Испания - страна совершенно необыкновенная по людям, которые очень близкие к нам. Они радушные, открытые. И там удивительная природа. А побывать в Китае - это как попасть на другую планету, в другой мир. Очень интересно.

Что интересного можно ждать вашим поклонникам в ближайшее время?
Вася, Не указано

- Я уже говорил, мы будем делать большую программу современных белорусских танцев – новых по лексике, по музыке. К счастью, я нашел несколько для себя интересных авторов музыки. Это Игорь Мангушев, который преподает в Университете культуры. Это также Сергей Хвощинский, который сейчас в Америке. Появился у меня очень интересный аранжировщик Дмитрий Пенкрат. Используем также музыку Ивана Кирчука. На базе этой музыки мы и делаем новую программу.

 
Смотреть все выпуски

Новости