Александр Хоровец: "Мы не гонимся за подписчиками и просмотрами. Привыкли играть по честному"

20.02.2024

По сообщению sb.by

Директор дирекции интернет-вещания Белтелерадиокомпании Александр Хоровец верит в цифры и играет по-честному.  За годы работы в Белтелерадиокомпании Александр Хоровец прошел все ступени телевизионной лестницы. Начинал, смеется, в монтажке. Чуть позже его талант, харизма и деловая хватка пригодились в корреспондентской работе, а в 2019‑м Александр уже возглавил отдел репортеров Агентства теленовостей.


Совсем недавно его трудовая книжка пополнилась новой записью: руководитель главной дирекции интернет вещания Белтелерадиокомпании. Легко ли классическому новостнику ориентироваться в трендах Telegram и TikTok, какие сюжеты набирают больше всего просмотров и почему, несмотря ни на что, голос Беларуси становится популярнее и громче, чем голос западных пропагандистов? Александр честно ответил на эти и другие вопросы, а также рассказал, простил ли он "невероятного", плюнувшего ему в лицо во время протестов в 2020-м.

- Как вы, стопроцентный информационщик, оказались в кресле руководителя дирекции интернет вещания?

- Я, кстати, сам иногда возвращаюсь мыслями к тому дню, когда председатель Белтелерадиокомпании Иван Михайлович Эйсмонт пригласил меня в свой кабинет. Он посмотрел на меня хитро, с прищуром, и начал издалека: "Саша, есть у меня одна мысль, но не знаю, как ты к ней отнесешься. В общем, хочу предложить тебе кое что новое". И только потом сказал, что есть место в дирекции интернет вещания и он видит меня ее руководителем. У меня в ту секунду, простите, пачка отвисла. Казалось бы: где я - журналист, репортер, а где соцсети и интернет?.. Однако сейчас понимаю, насколько у Ивана Михайловича стратегическое мышление. Предложение я принял, но понял: еще многому нужно научиться. На тот момент, скажу откровенно, я даже не совсем понимал, как и что в дирекции интернет вещания работает. А сейчас я спрошу уже у вас: вот вы знаете, сколько всего у нас есть, помимо сайта?

- Догадываюсь. Но для читателей давайте все же объясним, чем еще, помимо организации непрерывной онлайн трансляции и поддержания работоспособности сайта, занимается ваша дирекция.

- Начнем с того, что дирекция интернет вещания - это прежде всего команда профессионалов, где у каждого игрока четко распределены роли. И эта команда работает 24/7. Одни специалисты наполняют новостными заметками сайт и адаптируют телеконтент под интернет аудиторию. Другие занимаются нарезкой видео. Третьи рисуют обложки и баннеры для материалов. Четвертые ведут Telegram канал АТН и соцсети, причем под каждую из них контент адаптируется. Развиваем и собственный продакшн. Скажем, есть команда, которая присутствует на съемках телешоу и делает уже собственный контент для промотирования в интернете. Кроме того, с начала года в наших соцсетях еженедельно выходит новостная рубрика "Из душа в душу", в которой мои коллеги в нестандартном формате рассказывают о главных новостях в стране и мире. И в планах это направление развивать. Также, помимо основного сайта tvr.by, мы администрируем еще шесть сайтов: радийные ресурсы Белтелерадиокомпании и сайты телеканалов "Беларусь 2", "Беларусь 3" и "Беларусь 24". В общем, работы хватает.

- Рискну предположить, что больше всего просмотров на сайте и в соцсетях набирают сюжеты с участием Главы государства. Поэтому пройдемся по цифрам: какой сюжет стал самым просматриваемым или цитируемым по итогам прошлой недели?

- Действительно, Александр Лукашенко является главным ньюсмейкером, и материалы с его участием набирают больше всего просмотров.  

Самым популярным сюжетом минувшей недели на YouTube канале АТН стал ролик об официальном визите Президента Беларуси в Узбекистан. Он набрал почти 90 тысяч просмотров. 

А на сайте tvr.by на прошлой неделе у нас случился интересный "залет": 170 тысяч просмотров статьи, в которой пользователи получили ответ на вопрос, когда сеять перец на рассаду в 2024 году. Понятно, что эти цифры за короткий промежуток времени. Если посмотреть на аналитику в годовом разрезе, то картина выглядит следующим образом: в общем топе YouTube канала по количеству просмотров предсказуемо лидируют видео с участием Президента Беларуси Александра Лукашенко. Без малого 1,5 миллиона раз пользователи посмотрели интервью Главы государства зарубежным и белорусским СМИ.

Не менее популярными являются и авторские проекты наших журналистов: это "Клуб редакторов" с Иваном Эйсмонтом, "Понятная политика" Сергея Гусаченко, "План Б" Анастасии Бенедисюк и "Катюшин" расчет" Екатерины Тихомировой. Отдельные материалы моих коллег собрали в прошлом году от 1,5 до 2 миллионов просмотров, и эти цифры постоянно растут. Что касается сайта, то топ 10 статей в 2023 м суммарно набрал 2 миллиона просмотров.

- На YouTube канале АТН уже более миллиона подписчиков. Какие то "плюшки" от самого видеохостинга вы за это получили?

- Из "плюшек", наверное, только пометку, что наш канал "частично или полностью контролируется государством". А еще периодическое попадание в "серый бан", когда подписчики, не говоря уже про обычных "юзеров", не видят в рекомендованных видео нашего контента. Впрочем, такие действия алгоритмов платформы для нас понятны: ведется полноценная информационная война - и мы находимся на чужом агрессивном поле.  

Не секрет, что YouTube полностью контролируется Западом. Им не выгодно, чтобы наши ролики залетали в рекомендации и набирали просмотры. Ведь точка зрения Беларуси на происходящее в мире (точно так же, как и наша внутренняя и внешняя политика) в значительной степени отличается от западной. 

И сколько бы в США или странах Евросоюза ни говорили про некую демократию, плюрализм мнений, это все моментально идет в "бан", если голос Беларуси (в том числе контент Белтелерадиокомпании) становится популярнее и громче, чем голос самых ярых западных пропагандистов. Тем не менее мы не собираемся оставлять наш участок информационного фронта в YouTube. Будем и дальше там присутствовать, чтобы давать возможность пользователям смотреть, сравнивать и анализировать тот нескончаемый поток информации, который ежесекундно наполняет гаджеты людей.

- Хорошо, миллион подписчиков на YouTube у вас уже есть. Что дальше?

- Ну смотрите: кроме YouTube, есть же еще RUTUBE, Дзен, ВК, ОК, Telegram, TikTok, другие социальные сети и мессенджеры - там тоже хватает работы. При этом не гонимся за подписчиками и просмотрами, ведь все прекрасно понимают, что накрутить все это сегодня не проблема. Однако мы привыкли играть по честному. Так что будем стремиться и дальше наращивать охваты аудитории, за которыми будут и просмотры, и подписчики.

- Некоторые журналисты "Беларусь 1" (например, Мария Петрашко и Ксения Лебедева) давно имеют свои каналы YouTube, и вполне комфортно там себя чувствуют. Нет ли опасений, что профессионалы с экранов окончательно перейдут в просторы интернета, а вот обратного процесса не будет?

- Профессионалы прекрасно понимают, что аудитория ТВ и аудитория в интернете черпают один и тот же контент, но в разных местах. И для того чтобы донести тот или иной материал до зрителя, нужно присутствовать везде. Да и сколько бы сегодня ни говорили, мол, "БТ никто не смотрит", это всего лишь миф, который разбивается о цифры аналитики. Весь телепродукт фактически сразу оказывается в сети, и его начинают смотреть. Сегодня во всех официальных сообществах у нас более 3 миллионов подписчиков, ежемесячные охваты публикаций составляют от десятков до сотни миллионов пользователей. Исходя из этого, я делаю вывод, что тесный симбиоз ТВ и интернета намного эффективнее, нежели что то одно.

- Не могу не вернуться к октябрю 2020-го, когда вы в очередной раз проснулись знаменитым. После того как на одном из протестов вам плюнули в лицо, этого человека быстро нашли, и он на камеру попросил у вас прощения. Простили?

- Давно уже. Когда ехал на репортаж, понимал, что готовятся провокации. Не буду скрывать: в первые секунды после плевка, конечно, разозлился. Сжал кулаки, хотелось по-мужски ответить. Но я знал, что именно этого от меня и ждут. Как только мы с оператором вошли в толпу, сразу поняли: что то будет. К сожалению, не удалось зафиксировать момент, когда нас начали бить по ногам, а метров через сто случился уже тот самый плевок. Я понимал, что не могу отреагировать так, как они хотят, поэтому сопроводил все это улыбкой, прокомментировал поступок на камеру. Затем последовал удар в сторону оператора, чуть позже нас облили краской, а перед этим зажали в кольцо, не давая оператору возможности поднять камеру, чтобы он все это заснял… И еще интересный момент: мы видели, что люди из толпы снимают нас на камеру, но позже ни на одном из экстремистских ресурсов эти видео не появились. Скорее всего, там осознали: ребята переборщили.

- Я правильно поняла: работать на протесты вас никто не отправлял, вы сами вызвались. Зачем?

- Может, прозвучит пафосно, но тогда я чувствовал, что должен быть на месте событий, по репортерски рассказывать правду, которая происходит.  

Будучи журналистом, я прекрасно понимал, к чему готовят Беларусь, и точно не хотел бы такого "будущего" для себя, своей семьи и нашего народа. Возможно, сейчас это заявление звучит как громкие слова, но тогда я чувствовал именно так.

Александра Хоровца, несмотря на новую должность, по прежнему можно увидеть в эфире: включайте проекты "Экспертиза преступлений" и "ЧП.by" на телеканале "НТВ Беларусь".