Грешник или великий праведник? Кем на самом деле был князь Владимир

На этой неделе Заславль стал местом духовного паломничества. Поводов сразу несколько. Во-первых, нынешний год юбилейный для Белорусской православной церкви. 1030 лет назад была создана Полоцкая епархия - первая христианская кафедра на наших землях. Во-вторых, в эти дни верующие вспоминали равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. Именно благодаря ему Святое Крещение приняли и территории западной Руси, то есть нынешней Беларуси.  В этой древней во всех смыслах истории множество белых пятен. За более чем тысячу лет почти не сохранилось письменных свидетельств, которые бы точно описывали события тех лет, да и образы главных героев слегка размыты публицистами. И все же мы попытались восстановить портрет эпохи. Шло ли христианство по проторенной дорожке или в христианский рай загоняли пресловутыми "огнем и мечом"? И кто такой князь Владимир - грешник или великий праведник? Ответы в сюжете Нины Можейко.  Бог есть любовь. Вот так одной фразой можно разъяснить суть христианства. Но прежде чем появился светлый лучик в темном царстве, почти тысячу лет после пришествия Христа на восточнославянских землях торжествовал языческий культ. Многобожие - политеизм. На его руинах построили храм единой христианской веры. Валентина Теплова, профессор Минской духовной академии: Язычество на Руси - это своеобразный Ветхий Завет. Это путь к православию на землях Древней Руси. Характер русского народа, генотип восточных славян. Он способствовал как раз принятию всех черт, которые несет собою православие на землях восточных славян. Первой из правителей на Руси приняла крещение княгиня Ольга. "Как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи" - так о ней отзывается летописец. Она положила начало каменному градостроительству на Руси и в целом навела порядок: установила систему "полюдья" - податей, поделила земли на административные единицы.  Алексей Хотеев, кандидат исторических наук: Она приняла христианство и сама готовила своих детей к крещению, в первую очередь, Святослава как крестителя. Он не поддался, сославшись на то, что, мол, дружина засмеет. Но показательно, что сказала княгиня Ольга в ответ на его сомнение: так дружина пойдет за тобой креститься. То есть вот роль князя. Она не деспотичная, эта власть: он зависит от дружины, дружина от князя.  Владимир - внук княгини Ольги, который родился от внебрачной связи ее сына Святослава и ключницы Малуши. Именно на незнатное происхождение якобы ссылалась Рогнеда, когда к ней посватался Владимир. За что сильно поплатилась.  Алексей Хотеев, кандидат исторических наук: Есть летописная статья 980 года, а есть 1128 года - и между двумя этим рассказами есть сходства и различия. В первом случае Владимир - это главное действующее лицо, он завоевывает Полоцк, он проявляет свою волю в отношении родителей  Рогнеды и ее самой. Во втором рассказе он еще мал, он еще юноша. Вместо него решение принимает его дядя Добрыня, который его воспитывал.  Один из немногих исторических памятников, который хоть как-то описывает события, -  "Повесть временных лет" - и тот с литературными вставками. Поэтому излагаем по написанному. Именно на период междоусобицы приходится пир язычества. Конкуренты Владимира на престол - братья Олег и Ярополк - погибают при невыясненных обстоятельствах. В столице Киеве Владимир возводит пантеон во главе с Перуном. И даже вводит практику человеческих жертвоприношений. Так, на землях восточных славян появились первые мученики - Федор и Иоанн. Крещенный поданный не отдал своего сына пустым, деревянным богам, за что и был казнен. Через пять лет после появления первомучеников Владимир сам принял учение Христа.  Архимандрит Афанасий, ректор Минской духовной академии: Князь Владимир выбрал христианство, православие, восточное христианство, и из того, что ему предлагалось - ислам и иудаизм - это ведь было само трудное. Потому что христианство говорило не о каких-то внешних обрядах. Христианство всегда требует внутреннего перерождения, преображения, совершенствования, и оно не может быть таким единовременным. Господь дал ему понять, что это покаяние он может принести в христианстве. В 988 году в соборе святого Василия на центральной площади греческого города Корсунь Владимир покрестился. Сделал цивилизационный выбор, который переменил ход истории. Алексей Хотеев, кандидат исторических наук: Связь с христианским востоком  предопределила этот выбор, потому что с Византией связывали тесные экономические связи. Для того, чтобы заключать договор, важно, чтобы ты чувствовал, что к тебе относятся как к равному, а христиане к язычникам никогда не могли относиться как к равным. Даже заключение самого договора в христианских странах предполагало какую-то символику, какую-то обрядовую сторону христианскую, как впоследствии крестоцелование.  В 992 году была создана Полоцкая епархия. От этой даты летоисчисление ведет Белорусская православная церковь. Христианство распространялось довольно быстро, что ставит под сомнение тезис о крещении "огнем и мечом".   Алексей Хотеев, кандидат исторических наук: Фраза "крещение огнем и мечом" - это такая формула, которая была изобретена и вошла в широкое употребление в советские времена. Это реликт. Это такое идеологическое выражение, которое сразу представляет, как выражался академик Никольский (один из белорусских историков, написавший  в свое время популярный труд об истории Русской церкви), что в "христианский рай загоняли дубиной". Крещение областей западной Руси по Припяти, Днепру и западной Двине совершалось быстрее среди славянского населения, проживающего компактно вокруг укреплений-городищ. Таких пунктов, расположенных, например, в бассейне Западной Двины, в конце X века насчитывалось чуть более ста. Все они были связаны речными артериями и тяготели к Полоцку как к своему областному центру. Но в одиночку Владимиру было не под силу "крестить Русь от конца до конца". Поэтому миссию крещения он возложил на своих сыновей. В Полоцк Владимир направил Изяслава, а в Туров Святополка. Валентина Теплова, профессор Минской духовной академии: Полоцкая земля (а это огромная территория, это практически вся юго-восточная территория белорусских земель) уже к концу XI века была христианской. Откуда мы это знаем? Дело в том, что языческий способ погребения - курганный способ - уступает место христианскому способу, тому который существует и сегодня. Замэчак не просто место старого детинца. Он даже ландшафтно выделен. Здесь до XI века располагалась цитадель власти. И хоть Изяслав стал полоцким князем,  Изяславль до сих пор носит его имя. И, кстати, полоцкая ветвь Рюриковичей - потомки Изяслава - по праву считали себя Рогволодовыми внуками, а именно династия Рогволодовичей рассматривается как стоявшая у истоков белорусской государственности.  Дочь Рогволода - одна из многочисленных жен Владимира - Рогнеда стала первой монахиней на белорусских землях. Приняла постриг и имя Анастасия. И это тоже пример христианского преображения Рогнеды-Гореславы-Анастасии.  Архимандрит Афанасий, ректор минской духовной академии: Наш народ, христианский народ, усвоил замечательное качество мы никогда не спешим осуждать человека и мы судим о человеке по его делам, по его плодам. Валентина Теплова, профессор минской духовной академии: Сыном Рогнеды и Владимира был еще один киевский князь - это Ярослав. Он вошел в историю под именем Мудрого. И если Владимир крестил Русь, то Ярослав распространил христианство по всей тогдашней Руси. Она воспитала своих сыновей в христианском духе. До сих пор достоверно неизвестно, где находился монастырь в Заславле. Этот вопрос ушел в прямом смысле в глубь веков. Солью земли называл своих учеников Иисус Христос, солью белорусской земли можно назвать и христовых последователей, которые на протяжении веков охраняли веру и духовную высоту.  Архимандрит Афанасий, ректор минской духовной академии: Если бы не было духовного стержня, то эти волы бы нас не спасли и они может быть сохраняли какой-то другой народ, другую ментальность, другое отношение, а так благодаря не только мечу, оружию, но и книге, и просвещению мы состоялись как народ, как нация и сохраняем свою самобытность. Читать также: Папа Римский Франциск готов оставить свой пост Как в Заславле празднуют 1030-летие православия на белорусских землях? Прямое включение Мощи Сергия Радонежского доставили в Могилев - чем известен преподобный?
31.07.2022 22:21

На этой неделе Заславль стал местом духовного паломничества. Поводов сразу несколько. Во-первых, нынешний год юбилейный для Белорусской православной церкви. 1030 лет назад была создана Полоцкая епархия - первая христианская кафедра на наших землях. Во-вторых, в эти дни верующие вспоминали равноапостольного князя Владимира - крестителя Руси. Именно благодаря ему Святое Крещение приняли и территории западной Руси, то есть нынешней Беларуси. 

В этой древней во всех смыслах истории множество белых пятен. За более чем тысячу лет почти не сохранилось письменных свидетельств, которые бы точно описывали события тех лет, да и образы главных героев слегка размыты публицистами. И все же мы попытались восстановить портрет эпохи. Шло ли христианство по проторенной дорожке или в христианский рай загоняли пресловутыми "огнем и мечом"? И кто такой князь Владимир - грешник или великий праведник? Ответы в сюжете Нины Можейко

8.jpg

Бог есть любовь. Вот так одной фразой можно разъяснить суть христианства. Но прежде чем появился светлый лучик в темном царстве, почти тысячу лет после пришествия Христа на восточнославянских землях торжествовал языческий культ. Многобожие - политеизм. На его руинах построили храм единой христианской веры.

Валентина Теплова, профессор Минской духовной академии:

Язычество на Руси - это своеобразный Ветхий Завет. Это путь к православию на землях Древней Руси. Характер русского народа, генотип восточных славян. Он способствовал как раз принятию всех черт, которые несет собою православие на землях восточных славян.

Первой из правителей на Руси приняла крещение княгиня Ольга. "Как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи" - так о ней отзывается летописец. Она положила начало каменному градостроительству на Руси и в целом навела порядок: установила систему "полюдья" - податей, поделила земли на административные единицы. 

Алексей Хотеев, кандидат исторических наук:

Она приняла христианство и сама готовила своих детей к крещению, в первую очередь, Святослава как крестителя. Он не поддался, сославшись на то, что, мол, дружина засмеет. Но показательно, что сказала княгиня Ольга в ответ на его сомнение: так дружина пойдет за тобой креститься. То есть вот роль князя. Она не деспотичная, эта власть: он зависит от дружины, дружина от князя. 

Владимир - внук княгини Ольги, который родился от внебрачной связи ее сына Святослава и ключницы Малуши. Именно на незнатное происхождение якобы ссылалась Рогнеда, когда к ней посватался Владимир. За что сильно поплатилась. 

Алексей Хотеев, кандидат исторических наук:

Есть летописная статья 980 года, а есть 1128 года - и между двумя этим рассказами есть сходства и различия. В первом случае Владимир - это главное действующее лицо, он завоевывает Полоцк, он проявляет свою волю в отношении родителей  Рогнеды и ее самой. Во втором рассказе он еще мал, он еще юноша. Вместо него решение принимает его дядя Добрыня, который его воспитывал. 

Один из немногих исторических памятников, который хоть как-то описывает события, -  "Повесть временных лет" - и тот с литературными вставками. Поэтому излагаем по написанному. Именно на период междоусобицы приходится пир язычества. Конкуренты Владимира на престол - братья Олег и Ярополк - погибают при невыясненных обстоятельствах. В столице Киеве Владимир возводит пантеон во главе с Перуном. И даже вводит практику человеческих жертвоприношений. Так, на землях восточных славян появились первые мученики - Федор и Иоанн. Крещенный поданный не отдал своего сына пустым, деревянным богам, за что и был казнен. Через пять лет после появления первомучеников Владимир сам принял учение Христа. 

8.1.jpg

Архимандрит Афанасий, ректор Минской духовной академии:

Князь Владимир выбрал христианство, православие, восточное христианство, и из того, что ему предлагалось - ислам и иудаизм - это ведь было само трудное. Потому что христианство говорило не о каких-то внешних обрядах. Христианство всегда требует внутреннего перерождения, преображения, совершенствования, и оно не может быть таким единовременным. Господь дал ему понять, что это покаяние он может принести в христианстве.

В 988 году в соборе святого Василия на центральной площади греческого города Корсунь Владимир покрестился. Сделал цивилизационный выбор, который переменил ход истории.

Алексей Хотеев, кандидат исторических наук:

Связь с христианским востоком  предопределила этот выбор, потому что с Византией связывали тесные экономические связи. Для того, чтобы заключать договор, важно, чтобы ты чувствовал, что к тебе относятся как к равному, а христиане к язычникам никогда не могли относиться как к равным. Даже заключение самого договора в христианских странах предполагало какую-то символику, какую-то обрядовую сторону христианскую, как впоследствии крестоцелование. 

В 992 году была создана Полоцкая епархия. От этой даты летоисчисление ведет Белорусская православная церковь. Христианство распространялось довольно быстро, что ставит под сомнение тезис о крещении "огнем и мечом".  

Алексей Хотеев, кандидат исторических наук:

Фраза "крещение огнем и мечом" - это такая формула, которая была изобретена и вошла в широкое употребление в советские времена. Это реликт. Это такое идеологическое выражение, которое сразу представляет, как выражался академик Никольский (один из белорусских историков, написавший  в свое время популярный труд об истории Русской церкви), что в "христианский рай загоняли дубиной".

Крещение областей западной Руси по Припяти, Днепру и западной Двине совершалось быстрее среди славянского населения, проживающего компактно вокруг укреплений-городищ. Таких пунктов, расположенных, например, в бассейне Западной Двины, в конце X века насчитывалось чуть более ста. Все они были связаны речными артериями и тяготели к Полоцку как к своему областному центру.

Но в одиночку Владимиру было не под силу "крестить Русь от конца до конца". Поэтому миссию крещения он возложил на своих сыновей. В Полоцк Владимир направил Изяслава, а в Туров Святополка.

Валентина Теплова, профессор Минской духовной академии:

Полоцкая земля (а это огромная территория, это практически вся юго-восточная территория белорусских земель) уже к концу XI века была христианской. Откуда мы это знаем? Дело в том, что языческий способ погребения - курганный способ - уступает место христианскому способу, тому который существует и сегодня.

Замэчак не просто место старого детинца. Он даже ландшафтно выделен. Здесь до XI века располагалась цитадель власти. И хоть Изяслав стал полоцким князем,  Изяславль до сих пор носит его имя. И, кстати, полоцкая ветвь Рюриковичей - потомки Изяслава - по праву считали себя Рогволодовыми внуками, а именно династия Рогволодовичей рассматривается как стоявшая у истоков белорусской государственности. 

8.2.jpg

Дочь Рогволода - одна из многочисленных жен Владимира - Рогнеда стала первой монахиней на белорусских землях. Приняла постриг и имя Анастасия. И это тоже пример христианского преображения Рогнеды-Гореславы-Анастасии. 

Архимандрит Афанасий, ректор минской духовной академии:

Наш народ, христианский народ, усвоил замечательное качество мы никогда не спешим осуждать человека и мы судим о человеке по его делам, по его плодам.

Валентина Теплова, профессор минской духовной академии:

Сыном Рогнеды и Владимира был еще один киевский князь - это Ярослав. Он вошел в историю под именем Мудрого. И если Владимир крестил Русь, то Ярослав распространил христианство по всей тогдашней Руси. Она воспитала своих сыновей в христианском духе.

До сих пор достоверно неизвестно, где находился монастырь в Заславле. Этот вопрос ушел в прямом смысле в глубь веков. Солью земли называл своих учеников Иисус Христос, солью белорусской земли можно назвать и христовых последователей, которые на протяжении веков охраняли веру и духовную высоту. 

Архимандрит Афанасий, ректор минской духовной академии:

Если бы не было духовного стержня, то эти волы бы нас не спасли и они может быть сохраняли какой-то другой народ, другую ментальность, другое отношение, а так благодаря не только мечу, оружию, но и книге, и просвещению мы состоялись как народ, как нация и сохраняем свою самобытность.


Читать также:



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Читайте также:


Интересное в сети


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =