Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с Шурой Вергуновым

Онлайн-конференция с Шурой Вергуновым

В преддверии Дня смеха онлайн-гостиную Белтелерадиокомпании посетил юморист, писатель, сценарист, радиоведущий, актер Шура Вергунов.

31.03.2016

Фото


Вопросы конференции


Доброго дня, Шура! И с наступающим праздником, можно сказать, Вашим профессиональным!
1 апреля - удивительный праздник. Я никак не могу к нему приспособиться. Вот 23 февраля - мужской день. 8 Марта - женский день. А 1 апреля - всехний день, когда все начинают хихикать, веселиться, разыгрывать друг друга. Мне кажется, что его готовы праздновать все. Как-то я ехал на рынок в Ждановичи. Там у дороги стоит сосна, на ней табличка "Ремонт пластмассовых бамперей". И я подумал, что все-таки оно нас объединяет это чувство - чувство юмора. Не смог не остановиться и дописал: "Для всех типов шоферей".
Как к Вам приходят шутки? Можете составить шутку прямо сейчас? Ну вот например, из слов Мяч, Жвачка, Телевизор, Весна, Солнце?

Нет, по поводу мяча легко и запросто, потому что все и  футбол смотрят, и баскетбол. Кстати, как остановить дерущихся негров, знаете - нет?  Надо просто кинуть им мячик, вот и все! Но шутки, они приходят спонтанно, их нельзя высидеть. Это как   состояние души, или состояние природы, или все вместе складывающееся. Но не под заказ. У меня был случай, когда-то мы сидели в одной компании, и один военный говорит: "Слушай, ты же юморист, а ну, давай, пошути!".  На что я отвечаю: "Прости, ну ты же подполковник, а ну,  давай, промаршируй!" (Смеется). 

Добрый день! Как настроение? Расскажите, как разыгрывают вас друзья 1 апреля? Что было самым необычным?
Надя (Неизвестно)

Я вот сейчас пытаюсь вглядеться в глаза Нади. Спасибо, Наденька! Нет, друзья меня ни разу не разыграли. Вот не случилось. Как-то предугадывал… Но мы разыгрывали не единожды. Я очень люблю рассказывать этот случай, когда мы были в круизе с театром сатиры и юмора "Христофор", в котором я отработал 17 счастливых лет, потому что это смешно, весело, легко всегда было и, я надеюсь, продолжается. 

Мы были в круизе по Средиземному морю (это все я Наде в глаза рассказываю…). Путешествие было невероятно интересным. Среди артистов были прославленная группа "Назарет", ансамбль "Песняры", еще во главе с Владимиром Мулявиным, еще масса других прекрасных артистов, изумительных писателей. Среди прочих был знамениты Стас Садальский. И как-то так мы прибыли однажды в один из портов Греции, и нас поставили на самый дальний причальчик, и надо было пройти практически через весь порт, чтобы выйти в город. И проходить  надо было мимо такой ограждающей сеточки, забора. В те времена все знали, что когда ты едешь в Турцию, то ты едешь за кожаными куртками, а из Греции обязательно нужно везти шубы. Вдоль сеточки стояли торговцы шубами. Прибыли мы на три дня. Мы с Евгением Крыжановским идем впереди. Сзади идет живописная группа: Клара Лучко, Стас Садальский, Игорь Дмитриев, писатель Владимир Войнович. Люди, стоящие вдоль сетки настойчиво предлагают шубы, зазывают нас. А нам это надоело, и Женя говорит: "Мы нет, нам шубы не нужны, а вот сзади идет магнат Садальский, это его турбоход приехал за огромной партией шуб, он открывает огромный магазин меха!". Мы отошли, спрятались за колонну и смотрим: выходит группа наших товарищей, а им кричат: "Садальский!" А Стас так раздувается: "Греция! Узнают!". Он гордый невероятно. Клара на него смотрит восхищенным взглядом. Ему суют визитки. Он думает, это подарки, всех благодарит. В общем, в город вышли мы все, а Садальского не выпустили. И он эти три дня сидел на турбоходе и яростно нас ненавидел. Потом, когда мы прибыли в Одессу, рассказали ему... В общем, мы успели убежать.

Скажите, почему именно Шура, а не Александр? Вас кто-нибудь называет полным именем?
Ольга (Минск)

Александром называют. Всегда, когда так называют, пугаюсь, оглядываюсь. Особенно, когда преподавал в академии, подходили студенты: "Александр Леонидович!", я начинал оглядываться: "Где он?" Шурой меня назвал мой любимый брат Евгений Вергунов. Талантливый невероятно, генерал, семь языков в совершенстве, десять инструментов в совершенстве. Все возможные таланты принадлежат ему, а я уже сзади. И вот однажды он меня назвал Шурой. Я с удовольствием принял это имя, потому что каждое имя несет в себе характеристику, и не просто характеристику. Вот, например, Саша, звук "с" очень острый, он как укол, укус, как шип на розе. Шура - нежное, ласковое, оно как шорох лесных трав, как медленно проплывающие облачка, красиво… Ну вот почему-то нравится.

Читал, что у вас 3-4 высших образования. Раскройте тайну, сколько их на самом деле и зачем их столько? Вам нравится учиться?
Иван (Неизвестно)

Три с половиной. Первое я пытался получить в пединституте, но, чтобы не подорвать в себе веру в женщин, ушел оттуда, потому что я был один парень на потоке. Есть некое большинство, оно привыкает к некоему меньшинству, в данном случае ко мне, и не всегда это было хорошо, тем более, что я еще и на этаже жил один из парней. Это было изнурительно.

Учиться - это всегда здорово, это очень интересно. Вообще, все заканчивается со словами "я все знаю". Т.е, когда-то еще Франсуа Вийон писал: "Я знаю все, но только не себя". И надо узнавать. Как говорила мачеха Золушки: "вскопай грядку, помой полы, посади семь кустов роз, познай самую себя и намели кофе на семь недель." Когда я перестану удивляться этому миру, все закончится. Поэтому нужно как-то рваться, идти. 

Ну и образования возникали по необходимости. Когда-то я начал писать передачу на Белорусском радио "Пошта блакітнага вагона". Это была часовая сказка для взрослых, которая выходила два раза в месяц, с песнями, диалогами и т.д. Она продержалась в эфире 21 год! В процессе работы я как-то расстроился: "Почему я пишу на русском, и от моего гонорара отстегивают на перевод на белорусский". В общем, я научился печатать на машинке, я научился говорить на белорусском, и не только говорить, но и писать и думать на нем как на родном. Потом понял, что мне это интересно, и пошел на журналистику. А далее были Высшие сценарные курсы в Москве. Ну потому что интересно!

Как юморист, вы смотрите молодежные программы Comedy Club, Stand Up? Вам их шутки нравятся?
Евгений (Брест)

Не все, скажу откровенно. Вы понимаете, каждая шутка находит свою аудиторию, в том числе и возрастную. Мои настольные книги - это Гоголь, Гашек, Булгаков. И когда просто говорят бранное слово только ради того, чтобы оно прозвучало, меня это не устраивает, потому что я и сам это могу. Мне нравится то, что меня восхитит и порадует. Хотя есть очень интересные у них вещи, восхитительные вещи; я очень люблю Мартиросяна - разумный человек и с хорошим чувством юмора. Еще несколько ведущих, со многими меня связывают давние дружеские взаимоотношения. Но лучше я посмотрю что-нибудь, что мне ближе. 

Когда-то мы были в гостях у Аркадия Исааковича Райкина, мы почти точно так же беседовали, и на вопрос Евгения Крыжановского он ответил: "Юмор должен быть понятен даже бабушке из Сыктывкара". И в этом есть какое-то рацио: если мне нужно объяснять, если я чего-то не понимаю, это уже не юмор. И юмор не должен никого обижать. Вот мой постулат. 

Кстати, слов "юмор" пришло из Древней Греции, это было слово "гумор", которое означало состояние человека, у которого все четыре жидкости в организме - они очень четко это определяли: кровь, лимфа и еще что-то, - были здоровыми, т.е. человек здоров и способен воспринимать жизнь на адекватном уровне. Поэтому если мы улыбаемся, значит, мы действительно здоровы. 

В театральном вас характеризовали как весельчака и проказника. А какую бы характеристику дали бы вы сами себе и как вы изменились с тех пор?
Ирина (Слоним)

Проказником я, наверное, и остался, хорошее такое определение. Правда, уже не соответствует возрасту, но все равно это здорово. Я бы так и остался, но с возрастом человек видит хуже, но больше. Поэтому, может быть, шутки и проказы стали другими. В мое любимое шоу на радио - 4 часа прямого эфира - туда все уходит, все проказы. Я люблю вспоминать случай, когда Михаил Светлов, тоже тот еще проказник, сказал жене: "Нам надо с тобой поговорить. Я скрывал это долгие годы. Не знаю, как ты это воспримешь. Наша дочь не от тебя". Жена была в шоке, а потом до нее дошло, она сказала: "Идиот!" С возрастом ничего не меняется, к сожалению, к моей радости и к сожалению окружающих. 

Добрый день! Знаю, что какое-то время вы работали в кукольном театре. Скажите, правда ли, что играть в куклы сложнее, чем просто одному на сцене? И почему вы тогда ушли из театра?
Лера (Неизвестно)

Это не "какое-то время", это - 17 лет счастливой жизни. Я 17 лет отработал в Театре кукол, 17 лен в "Христофоре", надеюсь, что в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького произойдет примерно та же история. Театр кукол - это было великолепно, изумительно, восхитительно, потому что возглавлял его тогда Анатолий Александрович Лелявский. Это был человек невероятного юмора, изумительного такта, разума и интеллигентности. Я гордился, что наши билеты продавались за три месяца вперед, ночью люди стояли в очереди, чтобы их купить. Я такой гордый ходил, что в этом театре служу. 

Работать там значительно сложнее. Представьте, что вы берете кусочек деревяшечки (я сейчас грубо говорю) и должны убедить зрителя, что это живое существо. Это существо в течении полутора часов переживает, смеется, веселится, с ним что-то происходит. Я должен дать понять зрителю, что это - не я, а вот этот персонаж, эта кукла. Это дорогого стоит. Не только взрослый зритель должен был поверить, но и детский, а с детьми работать сложнее, они не прощают просчетов. На секунду где-то выключился - и все, ты потерял своего зрителя и назад не вернешь. Это величайшая школа, но и потом это было интересно, потому что объездили весь мир.

Ведущая: - Почему ушли?

Шура Вергунов: - Потому что пришло время. Вырастаешь из каких-то штанишек. К тому же произошла смена художественного руководства, костяк, который был в театре, развалился по разным причинам. Пришло другое поколение, и нужно было оставить эту нишу.  

Читала забавную историю о том, как выиграли в массовке эсэсовца и не переодевшись пошли гулять по Минску. В итоге вас встретил пожилой еврей, который пережил гетто. О последствиях для вашей кинокарьеры мы знаем, а что же старичок? Что с ним было? И много ли в вашей жизни было таких не очень веселых случаев?
Анастасия (Неизвестно)

С ним все нормально было. Я знаю случаи, которые кончались фатально. Это, конечно, молодость, отсутствие мозгов. 

У меня был уникальный случай, друзья, по поводу хулиганства на площадке. Снимали художественный фильм на базе "Беларусфильма" под Смолевичами. Меня позвали на короткую работу. Я был сотрудник ГАИ, снимали  Задача была простая: едут жигули, я их останавливаю, у меня уже ориентировка на них, а в жигулях звездный артист. Подходит он ко мне, я говорю: "Ваши документы". Он достает документы, я проверяю и предлагаю пройти к багажнику, чтобы его досмотреть. Артист пытается этого как-то избежать: "А зачем, а почему". Но я при досмотре нахожу  украденные иконы. Все! Это весь эпизод. 

Нас охраняли настоящие сотрудники ГАИ, потому что съемки на дороге. Так положено. Снимаем первый дубль. Там вся съемочная группа - режиссер, продюсер, второй режиссер, оператор, рельсы проложены, ездит камера. Сняли. Стоп! Делают обратку (снимают с другой стороны, чтобы потом использовать для монтажа). А я был на своей машине, и у меня там кепка лежала, большая, настоящая грузинская кепка, которая стоила 6 баранов. Я снял фуражку, надел эту кепку, думаю: сейчас все будут смеяться - сотрудник ГАИ в кепке. Хожу себе, никто не обращает внимания. И вдруг команда режиссера: "На площадку, актеры в кадр". Ну я и пошел в кепке. Заметьте, снимали на пленочку, не на цифру. Мотор! Камера снимает. Никто ничего не замечает. Актер выходит, а я в кепке стою, он отдает мне документы, все идет по сценарию. Слышу, режиссер кричит: "Стоп!" Пауза, тишина. Он вдруг говорит: "Что-то не то". И все вторят: "Да, что-то не то, давайте переставим свет". Переставили свет, снимаем, опять то же самое. 

Танечка Ружавская из Театра юного зрителя тоже была занята в съемках, она проходит и говорит мне: "Шура, что ты делаешь"? Она единственная заметила. Опять снимаем, и опять режиссер говорит: "Стоп!" 10 минут он ходит по площадке. Два настоящих инспектора переглянулись, видят - режиссер ходит один, они к нему так боком, боком и спрашивают: "Скажите, а это у вас в Грузии дело происходит?" Режиссер говорит, что нет, под Москвой. "А! Это сотрудники ГАИ по обмену приехали?", - продолжают инспекторы. "Почему по обмену?", - удивляется режиссер. "А почему тогда ваш инспектор в кепке грузинской?" И наступает та самая знаменитая гоголевская пауза. Я подумал: "Ну вот, пришел час расплаты". А режиссер говорит: "Я должен поаплодировать Шуре Вергунову, потому что он заставил нас обратить внимание на то, что мелочи в кино пропускать нельзя". И я выдохнул, и мы сразу сняли дубль легко и запросто, и он простил меня. 

Я считаю, что розыгрыши унижают человеческое достоинство, поэтому не люблю их. А как к розыгрышам относитесь вы, и разыгрывал ли кто-нибудь вас? А когда на розыгрышах построена, например, целая передача, как это было некоторое время назад на одном из российских каналов. И не всегда эти розыгрыши были очень приятными для героев.
Михаил (Неизвестно)

Согласен с Михаилом, это действительно так. Видимо, здесь должно включаться то самое чувство такта и понимание того человека, над которым ты шутить. Я тоже иногда посматриваю эти шоу, в которых шутки бывают совсем не смешными. Меня также всегда расстраивало, когда человек садится мимо стула, а все вокруг смеются. Ему же больно, он ударился. Это вообще странное восприятие юмора. Если разыгрывать, шутить, то, наверное, над тем человеком и так, чтобы ему не было обидно. И ни в коем случае не причинять физическую боль. 

Хотя у меня был случай в театре кукол. Как раз накануне первоапрельских мероприятий мы с друзьями получили зарплату и загуляли. И ребята закричали: "Хотим на море!" Я думаю, ну ладно. Мы сели в троллейбус, "двоечка" тогда ходила в аэропорт,  там я взял для друзей билеты в Симферополь, и мы полетели. Из Симферополя добрались до Евпатории, и утром мы нашли себя на море на топчанах на пляже.

Это было в середине театрального сезона, рабочие дни. У нас на троих была одна бутылка портвейна и рублей 14 денег. И когда они кричали: "Сволочь, что ты сделал?", я говорю: "Но вы же меня просили, вы же хотели на море". Вы знаете, с другими людьми я бы себе этого ни в коем случае не позволил, не сделал бы. Но с этими людьми мы крепко дружили, мы жили одним кулаком. В общем, мы на эти 14 рублей звонили в Минск, нам высылали деньги. Мы успели, прилетели, и, в общем, все закончилось хорошо. Но в другой ситуации кто-то бы, наверное, не понял такого юмора. Поэтому, Михаил, я вас поддерживаю в вашем мнении относительно розыгрышей. 

Почему вы пришли работать в "Христофор"? Расскажите о самом смешном закулисном случае из жизни театра, пожалуйста! А почему перешли в театр им. Горького?

В театр "Христофор" я пришел по нескольким причинам. Во-первых, с Женей Крыжановским, Вовой Воронковым и Толей Длусским, - мы все вместе учились, ели один кусок хлеба и пили из одной кружки. И когда я ушел из театра кукол, я оказался на рынке, в буквальном смысле слова, пошел в торговцы. Стоял как реализатор. Пускал в ход свои усы, белые штаны и зычный голос и как-то так очаровывал покупателей, тем более товар у меня был дамский, и мне было легко и запросто. Но однажды... Сережа Кравец, белорусский красавец, ушел из театра "Христофор". Ушел на вольные хлеба. Образовалась ниша. И ко мне пришел Женя Крыжановский на рынок и сказал: "Значит, так! Либо ты приходишь в театр "Христофор", либо репетиция завтра в 10.00". Я говорю: "Да, конечно". И пришел. И было очень комфортно. Знаете, я абсолютно счастливый человек, потому что по жизни мне хватило юмора, мне хватило чудесных коллег, мне хватило хорошего красивого творчества и, надеюсь, что это все продолжится. Вот. И 17 лет мы двигались вместе, но бывают в жизни обстоятельства, о которых я не очень хочу сейчас говорить, ну, не совсем интересно в День смеха говорить о грустном, и я вынужден был в очередной раз сменить имидж.

А смешные случаи... Был у нас такой актер - Анатолий Кляшторный. Как-то первого апреля он пришел в шикарном плаще. Выглядел он старше нас, несмотря на то, что мы были однокурсниками. Такой солидный мужчина. Мы взяли крепе, тот материал, из которого делают усы, бороды, и наклеили их ему под плащ в область подмышек. А Толя никак не мог понять, почему, когда он ехал в метро и держался за поручень, все вокруг смеялись. Мы постоянно другу друга подкалывали и разыгрывали. В одном из круизов, Женя купил машинку для сшивания. Он ее купил для того, чтобы сшить мне штаны, но не успел: я сшил первым (смеется). В этом же круизе был еще один курьезный случай. Вместе с нами плыли Войнович и Дмитриев. Все выступления и увеселительные мероприятия проходили в кают-компании. Однажды мы написали объявление, что такого-то числа в обеденное время в кают-компании состоится творческая встреча с Войновичем и Дмитриевым. В программе - веселые куплеты. В назначенное время все собрались, ждут. Их нет 10, 20, 30 минут. Решили за ними послать. Их привели, ребята находились в полной растерянности, а публика требовала куплеты. Пришлось спасать ситуацию. И мы превратили мероприятие в настоящий вечер куплетов. Даже Войновичу дали спеть, а Дмитриев так и не раскололся.

Как считаете, юмор может спасти мир?
Елена (Неизвестно)

Он должен спасти мир. Он обязан это сделать. Юмор - это здоровье. Это уже медицинский факт. Научно доказано, что люди с юмором, люди, которые чаще смеются, чуть ли не в половину меньше страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. В разных странах мира практикуют юморотерапию. Да, это действительно так! В Германии есть специальные врачи-клоуны, которые работают с кардиологическими больными. Это очень здорово на самом деле. И я уверен в том, что чувство юмора - то самое чувство, которое никого не обижает, а только радует. 

Ведь юмор - очень заразная штука. Это эффект электрички. Если кто-то в вагоне электрички заснул, через пять минут спит практически вся электричка. То же самое со смехом. Стоит кому-то засмеяться, это мгновенно передается. И не зря возникают песни "Поделись улыбкою своей" и т.д., потому что это то самое, что должно нас объединять, создавать чистые и, наверное, легкие взаимоотношения, не отягощая какими-то неприятностями. 

Это здорово! Это мое кредо! Оно родилось очень давно. Я сейчас открою страшную тайну. Так случилось, что я был очень серьезно болен - по 6-8 месяцев лежал в клинике, меня учили заново ходить. Представляете: в боксе (изолированной комнате) лежит ребенок, куда не пускают даже маму. Ко мне приходили только врач и медсестра Титовна (до сих пор помню). И когда ты оттуда выходишь, ты эту жизнь воспринимаешь не как что-то привычное, а каждый день как самое-самое радостное. Как в том анекдоте, когда пожилому еврею задают вопрос: "Семен Маркович, когда Вы просыпаетесь, какое чувство у Вас первым появляется?" Он говорит: "Я рад тому, что я уже проснулся!" Горький юмор, но тем не менее. 

Я никогда не забуду, когда у меня появился первый настоящий хохот. Это я помню, как сейчас. Мне было лет 5. Я родился и вырос в Печах (это военный городок). И представьте себе: конец 50-х, обстановка в мире, конечно, не самая лучшая, отец на службе, посыльные бегают. Мы с мамой вдвоем дома, и вдруг топот! Мы замерли, а это кто-то ногой в дверь стучал, а так не принято было - двери-то всегда в то время открыты были. Мама в коридор, я за ней. Она открывает дверь со страхом, а там стоит соседка с дымящимся самоваром, пирожки как-то зажаты и она говорит: "Константиновна, я шла мимо и думаю: дай зайду на минутку!" Вот тут мы хохотали все, и я понял, что очень здорово смеяться. Лучше помереть от смеха, чем от страха.

Уверена, что вы когда-нибудь забывали текст. Скажите, как выкручивались?
Екатерина (Неизвестно)

На обаянии, как говорится. Мы в театре кукол играли спектакль по Шекспиру "Буря". И там был реплика, в которой мне задавался вопрос, а я должен был стихами отвечать. Там же все в стихах. Этот же изверг писал в стихах (смеется), а нам еще и учить надо было это. И когда я выходил на площадку, все подтягивались в кулисы, потому что я не помнил текст (очень витиеватый он был). И все с удовольствием смотрели, как я выкручиваюсь, потому что отвечал я размером, которым писал Шекспир. Да и что там театр кукол! В Национальном академическом драматическом театре имени Максима Горького не далее как вчера я играл господина Грибоедова в "Горе от ума"…

Ведущая: - И забыли?

Шура Вергунов: - Иногда бывает, знаете, выходишь - раз - и белый лист. И думаешь: "А чё ж сказать-то, чего я вышел?" И тут же пошел пятистопный или шестистопный ямб, и в общем-то оно как-то в эти минуты все обостряется. Не знаю, как это происходит, но люди в кулисах радуются. 

Вы много общаетесь и общались с интереснейшими людьми - Гафт, Евтушенко… Скажите, чему вы научились у таких выдающихся людей?
Виктория (Неизвестно)
Конечно же, научился - тем же всеобъемлющим понятиям: юмор и любовь.  Очень здорово, когда они есть в нашей жизни. Случалось много всего. Светлая память Юрию Визбору, вместе сидели и пели песни, были на разных выступлениях. Обожаю, горжусь и ценю свои добрые отношения с Семеном Теодоровичем Альтовым. Это удивительный интеллигентный человек. У нас был случай. Под Рождество он приехал к нам в гости в Минск. В ресторанчике рядом с костелом мы покушали. А это было 10-летие "Христофора". Вышли из ресторана, и Семен Теодорович говорит мне: "Шура, я же помню, что ты католик. И я же католик. А здесь рядом костел, давай посмотрим". Я отвечаю: "Конечно же, пойдем, если все согласятся". 

Дело было накануне службы, все было занято, и мы прошли по центральному проходу вперед. Там стояли микрофоны. Мы разворачиваемся, и Семен говорит: "Посмотри, так и хочется сказать: "Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня у вас в гостях…" А в гостях стоят Евгений Крыжановский, Александр Вергунов, Евгений Петросян и Семен Альтов. Нормально... Рождество... И как будто вот-вот начнется чего-то такое незапланированное. И тогда к нам подошел служка: "Мы вас очень любим и уважаем, но, пожалуйста, уйдите". Мы ушли и встали за всеми. Началась служба, а все на нас оборачиваются, и к нас снова подошел служка и попросил уйти вообще. На что Семен отреагировал так: "Даже в храме нас не принимают, пойдем ко мне в гостиницу, там и отметим".
Как вы исправляете свое плохое настроение? Оно же у вас бывает...
Полина (Неизвестно)
Я ухожу к деревьям. Я прикладываю щеку к дереву, говорю: "Прости меня, дерево, но я постою рядом с тобой". Я ухожу в природу. В свою любимую женщину Иришу, потому что достаточно взгляда, прикосновения ее руки, и мне становится тепло, уютно и радостно жить.
Над чем не любите шутить?
Денис (Минск)
Нет, наверное, таких тем. Есть темы, с которыми надо быть осторожными. Например, политика. Поскольку нас всех сейчас касается политика, строим свое государство, общество и стараемся изо всех сил. Здесь надо быть аккуратным, так как иное острое словцо может навредить. Аккуратно надо шутить по поводу здоровья, смерти. Не все могут воспринимать шутки на эти темы. Я их со своей стороны воспринимаю легко. Но, как говорится... со своим уставом. Не везде можно об этом говорить, надо иметь чувство такта, потому что можно затронуть чувства. А еще я не понимаю хамство. Здесь у меня кончается юмор и появляется ответное чувство.
Вы много где работали и работаете. Скажите, что вам больше всего нравится делать? Играть в театре или работать на радио?
Вера (Неизвестно)

Мне нравится жить. А как? Если предлагают, и это интересно - я всегда за. Совсем недавно мы с обществом "Мир без границ" написали пьесу и поставили с детьми, у которых особенности психофизического развития. Спектакль прошел на сцене НАДТ им. Горького. Был полный зал, люди аплодировали стоя, рыдали и благодарили. Дети играли вдохновенно. Мне было это так предложено - может, вы согласитесь поучаствовать. Что значит согласитесь поучаствовать? Это такое дело! Если я берусь за что-то, то отдаюсь этому весь. Мне это интересно. 

Если рыбалка - это рыбалка, все как положено, со всеми вытекающими. Если это радио - нужно тратиться и быть в формате. Если телевидение - нужно хотя бы сделать приятное лицо. Мне интересно жить. 

Думаю, вы знаете множество шуток и анекдотов. Какую шутку считаете гениальной и на все времена?
Марина (Неизвестно)

Даже не знаю. Я не берусь оценивать, мне все интересно. Я очень любил и продолжаю любить один-единственный анекдот. Вновь обращаемся к полузапретной теме. Советское время, год 70-й, звонит один другому по телефону и говорит: "Привет. Сегодняшнюю передовицу "Правды" читал? Тот отвечает: "Нет, а что там?" "Ну, это не по телефону". 

Шутить можно долго, я очень люблю анекдоты градировать - про северные народы, украинские, еврейские, белорусские, анекдоты по специальности. Это всегда интересно, важно. В анекдотах всегда есть та сермяжная правда, то самое глубокое. Например, еврейские анекдоты делятся на несколько категорий: есть одесские шутки, есть анекдоты о евреях вообще и чисто израильские. У меня там дочь живет, я знаю эту ситуацию изнутри. Вот чисто израильский анекдот. "Скажите, а страна Израиль - это большая страна? "Это очень большая страна, иначе она называлась бы просто Изя". Или еще анекдот. Один другому звонит и спрашивает: "Что ты собираешься делать в отпуске?" "Хочу объехать весь Израиль на велосипеде. "Прекрасная идея, а после обеда?". Кто не был в Израиле, тот не оценит, потому что Израиль можно проехать поперек за полтора часа, а вдоль - за 6. Это специфичный юмор. 

Одесский - он тоже касается только одесситов. Только в Одессе можно услышать: "Боже мой, кого я вижу, ты куда?" Не-не, я домой". На моих глазах было, когда на рынке стояла такая мадам-одесситка и продавала молочные продукты. Покупатель спрашивает: "Скажите, это у вас молоко или кефир?" Она отводит глаза и говорит: "Ну так". Или еще. "Молодой человек, почему вы проходите мимо моего прилавка." Он: "А у меня не записано". "Так идите, я вам запишу". 

Не знаю, какую шутку можно назвать на все времена. Наверно, про "не по телефону". 

Шутить вы не устали еще, хотите что-нибудь глубоко драматическое сыграть?
Приходите в Национальный  академический драматический театр имени Максима Горького, например, на спектакль по пьесе Булгакова "Бег", где я  играю генерала Черноту. Это очень серьезная, глубокая и большая работа, как и сам спектакль, великолепный, тяжелый и разный, потому что это Булгаков. Он наполнен и страстью, и любовью, и глубокими переживаниями. Его стоит посмотреть. Или, например, спектакль по пьесе Макаёнка "Затюканный апостол". Обозначено, что это комедия. Но это спектакль, как я называю, "на разрыв аорты", потому что когда рвется  генетическая связь между ребенком и отцом, это очень больно. И я горжусь своими партнерами, Володей Глотовым, Инночкой Савенковой, потому что глубина этой работы передается в зал. Зритель аплодирует, стоя и со слезами. Приходите, посмотрите. Это того стоит.

Вообще, у меня были такие случаи, когда амплуа играло против меня. Поскольку я еще и сценарист, мы с группой товарищей делаем документальные фильмы. Фильмы очень неплохие, они идут в эфире и ваших телеканалов, и мне не стыдно за свой продукт.

Как-то я сделал фильм про ветеранов Великой Отечественной войны… Они такие удивительные ребята, я так увлекся этими людьми. Вложил практически всего себя и в сценарий, и в съемки, и в озвучку (занимаюсь озвучкой уже очень давно). А на худсовете фильм не утвердили только потому, что кто-то считал, что "Вергунов - это же клоун, ему нельзя читать такие тексты".

Я нашел заслуженного артиста Андрея Душечкина, мы за ночь переозвучили фильм. Не так, как мне хотелось бы, но тоже очень профессионально. Душечкин - специалист высочайшего класса. Фильм приняли, но вот осадок остался. Почему такое отношение? Ведь никто не скажет, что Джигарханян, например, неглубокий артист. Да нет же. Играть Сократа, но при этом на "Юмор-FM" рассказывать армянские анекдоты…
Как юбилей встречаете, с каким настроением? Что и кто будет на вашем капустнике?
Во-первых, будут все друзья. Настроения печальное, потому, что подводить какие-то итоги мне не нравится. И когда у мне на днях в одном из магазинов, а там у них до 12 часов скидки для пенсионеров, спросили: "А вы пенсионер?", я ответил: "Я просто после вчерашего плохо выгляжу". Отшутился, так сказать, но для себя понимаю, что вот эта черта, вот этот вопрос, это свидетельство - пенсионное удостоверение -все это пока мне будет жать.

А на юбилей обещали прийти и подарить свои шикарные номера шоу-группа "Аллюр", я с ними дружу, очень уважаю их за то, что они всегда открыты, работают на износ, с полной отдачей, с огромным позитивом. Обещал прийти Денис Игоревич Дудинский с группой "Да Винчи". Обязательно придет группа "Тяни-толкай", чудесные хлопцы, в них есть харизма, и я их очень люблю. Придет "Калыханка", а как без них, как без Владимира Воронкова (медвежонок Топа - прим. авт). Будет много артистов театра, много песен. И мы вместе с супругой будем петь. Вот такая история.
Как вам такое творческое долголетие Е.Петросяна и компани. Это действительно так востребовано народом - еженедельно на канале. Такой юмор вам близок?

Если бы такой юмор был мне близок, я бы оставался там. Понимаете, это тот самый случай про бабушку из Сыктывкара. Может, я потому и несколько отодвинулся от эстрады, что стариков не очень любят и жалуют. Вы знаете, мне какая-то женщина однажды сказала: "Христофор" это фу!" Я спросил, какой спектакль она смотрела. И услышал в ответ: "Я не смотрела, но это нехорошо". Потому что "Христофор" ассоциируют с Петросяном и т.д. Но, допустим, какой-то слесарь 5-6 разряда получил через местком билет в Большой театр. Человек не подготовлен, ведь необходимо как-то вырасти до этого уровня искусства. И вот он посмотрел какую-нибудь сложную постановку, вышел и сказал : "Каб я ў гэты тэатр яшчэ пайшоў!" В следующий раз он пойдет прямо из кассы, где получает свою зарплату, через дорогу в магазин. А потом это счастье поедет домой, где его будут ждать, может, не совсем здоровая супруга и не совсем сытые дети. И вот на пути между кассой и гастрономом стоят именно петросяны, те, кто говорит на его языке, доступном и понятном. И эта ниша, видимо, востребована, коль скоро до сих пор есть такой интерес.

По-разному можно относиться к разновидностям юмора. Я, например, не говорю, что "Comedy club" это плохо. Просто я это не смотрю, но это имеет своего зрителя. Да, говорят, Петросян - это плохо. Кстати, Петросян очень долго не был в фаворе. Была такая история. Его пригласили вести концерт, посвященный Татарской ССР вместо актера, который заболел. Срочно взяли молодого Петросяна, посадили в самолет, сказали: "Будешь вести правительственный концерт". Вылет задержали, соответственно и концерт задержали минут на 40, это было уже ЧП. И молодой Петросян в бабочке выскакивает на сцену и говорит: "Слава богу, что все хорошо кончается. Вы ожидали одного актера, а приехал другой. Но, как говорится, незваный гость хуже татарина". ...И на этом его карьера закончилась на долгие годы.

Я как-то был в Лондоне на концерте известного юмориста. Как только юморист (изящный мужчина в бабочке, смокинге) вышел на сцену, хохот стоял невероятный. Я говорю: "Что случилось? Он же еще ничего не сказал!" "Так он в черной бабочке!!!" Понимаете, в черной бабочке имеют право появиться только официанты. А у меня разрыв сознания, разрыв шаблонов, я этих тонкостей не знаю. Поэтому, относиться к тому, над чем смеются и как смеются, можно по-разному. Не нравится - не смотрите, главное, никого не обижать. 

Смотреть еще