Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с Митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Павлом

Онлайн-конференция с Митрополитом Минским и Заславским, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Павлом

В четверг православные по всему миру отметят Рождество Христово. Праздничные богослужения пройдут по всей Беларуси. О важности религии в современном мире, об освящении новых храмов, благотворительности и отношении к народным приметам и Колядам расскажет Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел. 

Онлайн-конференция прошла 5 января на сайте Белтелерадиокомпании.

05.01.2016

Фото


Вопросы конференции


Планирует ли Православная церковь переходить на григорианский календарь, чтобы отмечать праздники вместе с европейскими странами?
Владислав (Пружаны)

Сразу хочется спросить - а зачем? Что это нам даст? На самом деле это очень серьезный вопрос. По этому поводу было много дискуссий на уровне межцерковных связей. Календарный вопрос был поставлен как один из вопросов для обсуждения даже на Всеправославном соборе. Я вспоминаю одного из ведущих профессоров Московской духовной академии Алексея Ивановича Георгиевского, который входил в состав комиссии по календарному вопросу. Мы, будучи студентами, спрашивали его, как решается этот вопрос, что будет. Он отвечал, что, конечно, есть предложения, пожелания, поскольку некоторые церкви, такие как Константинопольская (давайте я скажу, кто не перешел), Русская православная церковь, в состав которой входит и Украина, и Беларусь, другие церкви ближнего зарубежья, Сербская и Грузинская церковь не перешли на григорианский календарь. Остальные перешли, и у них другие условия жизни. Хотя Пасху мы все празднуем вместе. Это единственный праздник, который празднуем вместе, за исключением Финской церкви. Алексей Иванович говорит, мы понимаем, что сегодня юлианский календарь имеет недостатки, но и григорианский тоже несовершенен, и при переходе с календаря на календарь мы все равно столкнемся с проблемами. У него есть предложение - давайте дождемся, когда будет новый, совершенный календарь, в котором не будет недостатков, тогда и будем ставить вопрос о переходе на этот календарь. 

Сегодня для Русской церкви это не самый принципиальный вопрос с одной стороны. С другой стороны все богослужение и весь богослужебный цикл, все книги завязаны на него в течение многих столетий, это нам удобно. Если мы перейдем на григорианский, то сами себе создадим столько ненужных проблем, которые придется решать. Кроме того, если мы перейдем на новый стиль, то в Русской церкви, я уверен на 100 процентов, будет раскол. Эту идею большинство людей не поддержит. Сразу встает вопрос - нужно ли нам это, ради чего? Поэтому данный вопрос мы даже не будем ставить. Нам это не надо. 

Здравствуйте! У нас католико-православная семья. Начала замечать, что какие-то католические традиции стали перенимать многие прихожане. К примеру, стали украшать вербу, корзиночки с едой на Пасху… Скажите, что начали перенимать сами православные храмы? Например, стали появляться вертепы.
Виктория (Минск)

Наверно, Виктория сама недавно начала ходить в храм. Потому что вертепы устраивали давным-давно. И в России, и в Вифлееме, это вифлеемская практика. Другое дело, что не везде была принята такая традиция. Вы знаете, у нас - в Белорусской Православной Церкви - в каждой епархии свои традиции. Традиции, которые есть в Гродно, отсутствуют в Минске. Это не значит, что мы у кого-то что-то перенимаем. Если это не меняет нашего вероучительного принципа, вероучительных догматов, то почему бы не перенять? Это все практика, которую вполне можно изменять. Всегда вербы украшали, почему их не украсить. Не только на континентах и разных странах разные традиции - даже в каждом приходе есть свои традиции. 

Добрый день! Существуют ли какие-то воскресные школы для взрослых?
Олег (Неизвестно)

У нас практически при каждом храме, особенно городском, существуют эти школы. И надо сказать, что, наверное, самый главный - кафедральный собор наш Свято-Духов. Школа для взрослых существует и в издательстве "Белорусской Православной Церкви". Практически все приходы имеют воскресные школы не только для детей. Все зависит от того, будут ли обращаться люди, тогда священники, преподаватели будут преподавать. Поэтому обращайтесь к настоятелям храмов, приходите.  

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, все ли службы проводятся только на церковнославянском языке? Я слышала о том, что, возможно, появятся литургии на белорусском языке.
Анна (Минский район)

У нас есть храмы, где литургия совершается на белорусском языке. Более того были попытки вообще перейти на белорусский язык в некоторых храмах, но они не получили дальнейшего развития, потому что люди уже привыкли к церковнославянскому языку. Церковнославянский - язык конца XIX - начала XX столетия. В Петропавловском соборе в Минске по субботам совершается литургия на белорусском языке, в Михайловском приходе города Минска - один раз в месяц и дважды в месяц - в Храме Святителя Кирилла Туровского в духовной академии. Некоторые люди высказывают недовольство тем, что у нас нет богослужения на белорусском языке, тем самым оправдывая свою лень. Говорят, если будет на белорусском, то мы придем. Мне кажется, что это просто повод не ходить в храм. На все пожелания мы найдем ответы и постараемся удовлетворить все просьбы. Главное, чтобы люди хотели и ходили в храм.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, направляете ли Вы священников обучаться за рубеж? Или они получают образование только в Беларуси?
Владимир (Гродно)

У нас есть и такая, и другая практика. Надо сказать, что у нас есть и среднее образование, и высшее специальное - это духовное училище епархиальное. У нас есть семинария - это высшее духовное образование специальное. Есть у нас магистратура, аспирантура, духовная академия. И мы направляем и за границу тоже. Но с моим приходом, я общался и с нашими учеными людьми, и на эту тему мы говорили с епископатом нашей церкви, и на синоде мы его обсуждали и приняли решение о том, чтобы начальное или первостепенное семинарское образование каждый человек проходил у нас в Беларуси. А вот когда он получит основное богословское образование, будет иметь основу, потом, пожалуйста, - он может пойти повышать свой уровень и в других учебных заведениях, и в других странах. Такая возможность есть и в Англии, и в Салониках, и в Афинах, и в Польше. Но семинарию должны наши люди заканчивать у нас.  

Все знают, что наша православная церковь связана с русской. А есть какие-то связи с румынской или греческой православной церковью? Возможно, какие-то совместные проекты?
Елена (Заславль)

Православные церкви, самостоятельные церкви, как мы говорим автокефальные. Конечно, мы общаемся между собой. Но какие-то совместные проекты мы сегодня не проводим. Возможно обучение студентов, мы друг друга приглашаем на праздники, конференции, форумы. Но стараемся так вести жизнь, чтобы не вмешиваться в дела друг друга, ведь у каждой церкви свои традиции, планы. На уровне межцерковных сношений, конечно, происходят и встречи, и дискуссии, юбилейные праздничные торжества.  

Добрый день! Ваше Высокопреосвященство, насколько принципиально для женщин сегодня приходить в храм в юбках и с покрытой головой? Простите, но очень неприятно, когда после работы я хочу зайти в церковь, а мне делают замечание, что я в брюках. Это дополнительный барьер для посещения. Кроме того, далеко не везде можно взять в аренду платки. А это актуально, особенно летом. Спасибо.
Юлия (Минск)

Это ведь не сегодняшнее требование какое-то. Это древняя традиция. И надо же сразу делать поправку. Почему возникла такая практика женщин покрывать голову. Было время, когда и мужчины покрывали голову. В Ветхом Завете мужчины покрывали голову. До сих пор иудеи во время молитвы покрывают голову. Это идет от жизни и проповеди пророка Моисея, когда он поднялся на гору Синай и в течение 40 дней общался с Богом, получил такой заряд Божественной энергии, так наполнился этой неизреченной благодатной энергией, что, спускаясь с горы, когда его видели люди, они просто слепли и не могли с ним общаться. И было найдено решение - покрыли ему голову платком, после чего стало возможно с ним разговаривать. Покрытая голова - символ того, что человек наполняется Божественной энергией. 

А что касается покрывать голову женщине во время молитвы, это было указание и предписание апостола Павла. Сегодня у нас женщины совершенно по-другому украшают свои волосы, свои головы, а ведь в то время, когда жил апостол Павел, женщины так украшали головы (вы посмотрите на древние гравюры, на египетских женщин, какие у них там украшения), что люди, приходя на молитву, даже и не обращали на нее внимания, а все смотрели, кто как украшен. Смущало это молящихся, отвлекало, и поэтому апостол Павел сказал: "Ну ладно, есть традиция украшать голову, украшайте, но только тогда покрывайте ее. А если не хотите, тогда стригитесь". Но здесь еще есть другой аспект - смирение. Женщина, когда покрывает голову, тем самым проявляет свое смирение перед Богом. Это символ смирения, символ уважения к тому, к кому я обращаюсь во время молитвы. 

Конечно, если нет такой возможности, ничего страшного. В келье или дома женщины могут молиться, не покрыв голову, а в храме нужно покрывать, чтобы не отвлекать никого, ведь люди с разным настроением приходят в храм. Есть такая традиция, друзья мои, не нарушайте эту традицию, она ведь совсем не унижает достоинство женщины! Тем не менее, существует порядок, дисциплина. Легкий платочек ведь нетрудно с собой взять. Что касается ношения брюк женщинами, особенно в летний период. Когда это все скромно, то нет никакого препятствия. Но иногда девушки летом приходят в храм в лосинах, и все прелести женские видны. Это людей вводит в соблазн и в искушение. Так делать не надо. 

Расскажите, пожалуйста, про отношение церкви к современным гаджетам и Интернету. Как должен настоящий христианин относится ко всему этому технологическому прогрессу. Спасибо.
Алексей (Неизвестно)

Я думаю, что апостол Павел очень красочно ответил на этот и подобные вопросы еще в то время: "Все мне позволительно, но не все на пользу; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Очень хорошее дело и телефон, и Интернет - новые технологии, но как их использовать. Ведь сегодня много таких предметов. Допустим, нож, топор. Это такие предметы, без которых жить человеку невозможно, особенно в сельской местности. А как преступники этими предметами пользуются - во вред людям, в ущерб, даже на погибель некоторым, и в первую очередь, самим себе. Любой предмет можно употребить или во благо, во спасение своей души, или во вред. 

Поэтому и Интернетом надо пользоваться правильно, и надо делать так, чтобы он не обладал вами. Я знаю о таких людях, ко мне обращались их родители: "Помогите, спасите моих детей!". Зависимость. Это настолько порабощает человека, он живет уже только мыслью об этом. Много таких случаев. Родители обращаются ко мне: "Помогите, спасите, мой сын, моя дочь не знают ничего, кроме холодильника, компьютера и туалета". Вот и все. Одна женщина говорит: "Моя дочь окончила 8 классов, купили ей компьютер, она так увлеклась, что три года из дома не выходит, у нее уже горб растет. Позвала подружку ее, чтобы они вместе прогулялись. Через 15 минут звонок: "Все, я не могу больше, я столько времени зря потеряла!" Это зависимость, девочка попала в рабство к этой технике. 

А игромания? Мы много говорим о наркомании, алкоголизме, но ведь есть еще игромания, увлечение компьютерными играми. Мне показали один ролик, как молодой папа со своим сыном - 2,5 годика - играет на компьютере в игру. Страшное я увидел. Папа сидит, ребеночек на коленях, они играют в "Танки". Идут танки, и сыночек этот - он еще ложку не умеет держать, слов не знает нормальных - кричит: "Убей его, убей!" и впадает в истерику, начинает по клавиатуре бить руками, а папа довольный говорит: "Сыночек, не бей так, ты уже три клавиатуры сломал". Сын еще не знает, что такое любовь, что такое хлеб, а уже знает, что такое убить. Это трагедия, что из него будет, когда он вырастет? 

Я посмотрел и подумал, что надо исполнять народную мудрость "Делу - время, потехе - час". Человек должен сам управлять собой, не впадать в рабство к гаджетам, технологиям, учиться управлять самим собой, избегать крайностей. А что касается гаджетов, назвали по-новому старое понятие "аксессуары". Мы же не спрашиваем: "Если я на селе купил трактор, нужно ли мне покупать плуг, сеялку, веялку?" Если вам нужны в хозяйстве эти вещи, то приобретайте, работайте, главное, чтобы они приносили пользу. 

Добрый день! Мне всегда казалось, что православные священники очень хмурые и нелюдимые люди. Пока жизнь не свела с очень веселым и общительным батюшкой. Скажите, а как вы относитесь к юмору? Любите пошутить над другими или над самим собой?
Николай (Неизвестно)

Я люблю юмор, но предупреждаю всех, что смеяться над кем-то - недопустимо. Можно посмеяться в узком кругу семьи, с друзьями, но высмеивать кого-то прилюдно нельзя ни в коем случае. Лично я предлагаю всем выбирать такой юмор, которые не затрагивал бы какие-то национальные, религиозные чувства, какие-либо слабости человеческого естества. Я очень часто вспоминаю своих родителей. Иногда, когда папы не было дома, мама ругалась, что ей тяжело справляться с делами без него, и говорила, что когда он придет, она все ему выскажет. Папа приходил, мама начинала его ругать, а он рассказывал ей какой-нибудь анекдот, и они сидели и смеялись вместе. Юмор может спасти ситуацию, просто нужно уметь им правильно пользоваться.

Ваше Высокопреосвященство, поясните такую ситуацию. Мы с мужем оба православные. Недавно посещали Собор Святого Петра в Ватикане. Случайно попали на службу. Муж как-то с особым рвением включился в процесс, обнялся со всеми, кто был рядом и даже хотел причаститься. Я его остановила и объяснила, что он другого вероисповедания. Он не может молиться в католическом храме, исповедоваться католическим священникам и причащаться. На это муж ответил, что Бог единый и без разницы, где ты к нему обращаешься. Не является ли это вероотступничеством? И права ли была я?
Алина (Неизвестно)

Конечно, Вы правильно поступили, что своему мужу подсказали. Вот представьте дальнейшее развитие событий после вашего посещения этого храма. Вы вышли из храма, и там очень много разных молодых людей. Представьте себе, что Ваш муж, увидев молодых девиц, начнет с ними обниматься, целоваться. А Вы увидите много молодых ребят тоже будете им улыбаться, с ними обниматься, целоваться и так далее. Что будет тогда? Но ведь должны же быть какие-то принципы у человека! У нас ведь есть какие-то принципы супружеской жизни. Должна быть верность, преданность, любовь. Что нас связывает друг с другом? Именно это. 

Такие принципы, они же ведь и в церковной жизни есть. Почему мы можем вот так вот запросто размыть принципы духовные? Простите меня за грубость, я не берусь осуждать, но если человек себя так ведет, это показатель того, что у него нет преданности идее. Это такой взгляд, как сегодня принято говорить, либерально-демократический. Все, что мне нравится, все это хорошо. Нет! Я бы даже сказал, что происходит некоторая деградация духовной личности человека. К этому приводят либерально-демократические взгляды. "Я прав. Что я считаю правильным, то я буду делать!" Неправда, это неправильно! У нас есть принципы, которые даны нам нашим Творцом и Господом. Вот Господь нас создал такими, и он нас всех призывает к чему-то особенному. К чему? У нас ведь есть цель. Главная цель каждого человека, который живет на Земле, - богоуподобление. Мы должны стать богоподобными людьми. Так что супруга в этой ситуации была абсолютно права. И, наверное, если мы будем придерживаться этих принципов, будем твердо стоять на своих позициях, никто нас тогда не собьет с правильного пути. А иначе мы будем, как трость, колеблемая ветром.

Ведущая: - Правильно ли я поняла, что посещать в ознакомительных целях можно любые храмы. Но молиться, обращаться к Богу, душу свою открывать можно только в том храме, чьей вере ты принадлежишь?

Владыка Павел: - Совершенно правильно!

Здравствуйте. Хочу поделиться своей историей. Я православная. Верующая. Но церковь посещаю нечасто, в основном на главные праздники. Однажды меня попросили крестить ребенка и для этого надо было исповедоваться. Я пришла в одну из церквей Минска на исповедь. Со мной общался молодой батюшка. Задавал вопросы, я отвечала. Отвечала честно и не кривила душой. Он спросил- вы обманываете людей? Я ответила - да, кто сейчас не обманывает. И дальше началась длинная и очень неприятная проповедь относительно моих грехов. Претензии были даже к тому, что я «неправильно крещусь». А крещусь я так, как научили меня в детстве в местной церкви. В итоге, когда мне, наконец, отпустили грехи, хотелось просто бежать оттуда. Знаете, я конечно, не святая, но далеко не самый грешный человек на земле. А после ТОЙ исповеди было ощущение, что мне прямая дорога в ад. Ситуация произошла 6 лет назад. После этого я больше не исповедовалась. У меня просто нет желания и я откровенно боюсь наткнуться на подобного священника, который стремление посещать церковь срубит под корень. Мне кажется, что священнослужители должны наоборот приобщать людей к Богу, а не отворачивать от него. Прокомментируйте, пожалуйста.
Ольга (Неизвестно)

Я вспоминаю одного молодого человека, который, подойдя ко мне, сказал: "Я вот в эту церковь не буду ходить, кроме того, там священники без высшего образования, о чем с ними можно говорить?" Кто-то там его тоже так огорошил. Я ему тогда ответил: "Я недавно в продовольственный магазин сходил, меня там тоже так обидели, я уже шесть лет за продуктами не хожу, не ем и не пью". Он спрашивает: "Как так? Так же нельзя". "И так, как вы говорите, тоже нельзя". Вы же не спрашиваете в магазине, какое у кого образование? Если у работника нет высшего образования, вы у них продукты покупать не будете. Правда, глупо? Я же покупаю продукты для себя. И Вы точно так же приходите в храм не для того, чтобы посмотреть на священников и пообщаться с ними, а Вы приходите получить пищу духовную для себя, помолиться, прикоснуться к нашим православным таинствам, пообщаться с Богом. 

Да, у нас тоже есть серьезные проблемы, недостатки. Мы о них говорим на наших епархиальных собраниях. Я бы попросил Ольгу и всех, кто нас слушает или смотрит, что если вдруг случится нечто подобное, пишите в наше Епархиальное управление. Я сам вспоминаю святителя Иоанна Златоуста, которому примерно такие же вопросы задавали в IV-V веке. Так вот святитель Иоанн Златоуст говорил: "Конечно, у нас священники тоже с недостатками. У каждого есть свои недостатки. А ведь Господь мог бы назначить на священное служение ангелов. Но он этого не сделал, потому что ангелы святые. И они, видя наши грешные жизни, наши грешные души, нас бы за наши грехи попалили огнем". А Господь назначил таких же грешных людей быть священниками. Потому что такой же грешный человек, зная немощь человеческую, будет и другим прощать, потому что сам немощен. Поэтому мы должны сострадать, соучаствовать и в болезнях, и в слабостях людских, но когда священник проявляет безудержное участие или праздное любопытство, это неправильно. А осуждения вообще не должно быть! 

Даже я, Экзарх, я сюда назначен не для того, чтобы судить, а для того, чтобы вместе со всеми людьми верующими идти по Евангельскому пути в Царствие Небесное. Я должен показывать, куда идти надо. Так и священник должен показывать: "Вот, друзья мои, вот Царство Небесное, пойдемте по этому пути". Он должен вести людей. Это его задача. Не обличать, не судить. Поэтому, если случается такое, пишите в наше Епархиальное управление, в Экзархию пишите. Мы к таким священникам будем принимать определенные меры. Конечно, мы сегодня говорим о том, что необходимо (и мы будем это делать) повышать уровень духовного образования, потому что, к сожалению, у нас есть и в этом направлении пробелы. 

А Ольге я хочу посоветовать - успокойтесь и скажите: "Видимо, я где-то была неправа и действительно я редко хожу". Ходите почаще в храм и Вы поймете, что это очередное искушение врага рода человеческого- дьявола. Он не хочет, чтобы люди ходили в храм, он не хочет, чтобы люди шли по Евангельскому пути в Царство Божье. Он будет любыми путями сбивать людей с этого праведного пути, а Вы все равно приходите в храм. В следующий раз будет легче, в следующий раз Вы найдете такого священника, который Вас поймет, поддержит, подскажет, как правильно. Ну, а к тому, кто так себя ведет, просто не подходите. 

Наступает Рождество. Но так у нас получилось, что христианские и языческие обряды очень тесно сплелись. Скажите, как Вы относитесь к Калядам, и разрешено ли христианину калядовать?
Софья (Брест)

Дело в том, что есть разница между Колядками, которые прославляют Христа Спасителя, родившегося в Вифлееме, воспевают Вифлеемскую ночь, имеют какой-то поучительный смысл, а  есть Колядки, которые на сто процентов языческие: ходить и требовать "подай пятачок, а то беда будет" - это плохо.

Добрый день, отец Павел! Скажите, пожалуйста, если Господь милостив, то почему болеют неизлечимыми болезнями ни в чем неповинные детки, почему на земле творится столько зла, убийств, насилия? Спасибо.
Наталия (Неизвестно)

Я предложил бы вернуться в историю. Во времена Иисуса Спасителя в Иерусалиме происходили чрезвычайно важные, мессианские события, которые повлекли за собой изменения всей истории человечества. Кульминация всего того, о чем говорится в вопросе, происходила во время суда над Иисусом Христом. Когда Понтий Пилат вышел и спросил: "Кого хотите, чтобы я отпустил?" Тогда перед праздником можно было отпускать одного из преступников. "Хотите, чтобы я отпустил Иисуса?" - "Нет, распни его! Отпусти Варавву!" А кто такой Варавва? Это разбойник, который сидел в тюрьме за разбои и за убийства. А ведь тогда можно было попросить за Иисуса, ведь Он нас кормит, Он нас лечит, слепых делает зрячими, хромых делает ходячими, даже воскрешает из мертвых. Но нет, они попросили Варавву, а теперь мы удивляемся, почему у нас столько насилия. Да будь мы на их месте, мы бы точно так же поступили, мы сделали бы такой же выбор. Те же страсти, которые бушевали в них, бушуют и в нас. Страсти тогда сделали выбор. 

А что касается того, что сегодня происходит: катаклизмы, катастрофы, болезни, - если только отбросить из нашего внимания идею существования Бога, загробной жизни, то наше существования - это полный абсурд, это глупость. Я ни на один вопрос тогда не найду ответа. Я везде буду натыкаться на стену. Но если только взять во внимание существование Бога и загробного мира, и то, что жизнь наша не кончается нашей жизнью на Земле, то все наши вопросы найдут ответы. Мне буквально на днях сказали, как один человек перестал ходить в храм и сказал: "Я не верю в Бога, потому что Его нет - Он не спас моего сына". Я говорю: "Подождите, да может, как раз Он спас Вашего сына, может, он мог ступить на какой-то опасный путь и загубил бы свою душу. А по Вашим молитвам Господь его забрал отсюда в свое Небесное царство, а Вы говорите, не спас". И множество других вопросов. 

Представьте себе, инопланетянин будет наблюдать за тем, что происходит в больнице у главного врача. Вот приходит пациент к главному врачу. Главный врач посмотрел и отправляет его срочно на операцию, другому пишет поехать на курорт, третьему - минеральные воды, грязи. Инопланетянин будет думать: "Какой несправедливый человек - человек болящий, зачем его еще и резать, а тот так хорошо выглядит - зачем его на минеральные воды?". Не понимает того, что происходит. Так же происходит и в нашей жизни. Мы, не зная, что нас ожидает в будущем, в вечности, начинаем судить, делать выводы о справедливости или несправедливости. Друзья мои, в таком случае надо всегда говорить: "Господи! Да будет во всем твоя святая воля. Я знаю, что ты, Господи, сделаешь все, чтобы я получил здесь все необходимое для жизни, да ты еще желаешь, чтобы я вошел в твое Небесное царство". Поэтому надо всегда и за все благодарить Бога.

Пользуясь возможностью, я хотел бы поздравить Национальную государственную телерадиокомпанию Республики Беларусь и ее Председателя Геннадия Брониславовича Давыдько с вашим 60-летием. Сердечно поздравляем всех вас с юбилеем. Я часто говорю, общаясь с прессой, что сегодня, к сожалению, на экранах телевидения больше таких моментов, которые несут людям насилие, кровь, стрельбу. Без этого не обходится, наверное, ни один день. Я рассказал, почему это происходит. Да нам прививают это все. А вот Белорусское телевидение даже новости начинает с каких-то хороших, добрых событий нашего народа - собрано столько-то урожая, открыты фабрика, завод, детский сад. И возникает вдохновение, желание жить. Хочется пожелать, чтобы вы несли людям хорошее, доброе, вечное, чтобы вот эти страхи, катастрофы, ужасы - да, они есть - но ими не давить надо на людей, а помогать тем, кто оказался в этих ситуациях. Хотел бы вам подарить образ Жировичской Божьей Матери. Это очень чтимая, чудотворная икона.

Я также хочу, пользуясь возможностью, поздравить всех телезрителей, всех, кто нас сегодня смотрит, кто празднует Рождество Христово. Желаю вам крепкого здоровья, праздничного настроения. И пусть благословение Божье пребывает со всеми вами!

Отец Павел, добрый день! Знаю, что нужно прощать обиду, но если она сидит глубоко в сердце, как отпустить ее? Ведь одно дело простить какое-то грубое слово и совсем другое - измена любимого человека или предательство друга. Посоветуйте, что делать. Спасибо!

Я думаю, что чаще надо вспоминать молитву Господню:

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да придет Царствие Твое…(я прервусь)

...и прости нам долги наша,

как и мы прощаем должникам нашим;

Все очень просто: если хотите, чтобы вам Господь простил, простите обидчику. Мы не всегда знаем всех обстоятельств, по какой причине этот человек совершил какой-то поступок. А если изменил Вам, как Вы сейчас говорите, может быть, надо не обижаться, а сказать: "Слава тебе, Господи, что он мне изменил, что он ушел!". Вы же не знаете, что бы ждало Вас. Иногда девчонки подходят и говорят: "Владыка, как быть? Был хороший парень, ушел". Я говорю: "Миленькая, да не волнуйся ты. Как в народе говорят: "Парень, как трамвай, один ушел, придет другой. Может быть, придет такой, который тебя полюбит, который будет делать все возможное, чтобы ты была счастлива. Раз он ушел, радуйся. Радуйся, что он сейчас ушел, будет хуже, если он подарит тебе одного-второго ребеночка, а потом уйдет. Радуйся и говори: "Слава тебе, Господи, что сейчас ушел".

Владыка Павел, скажите, пожалуйста, поддерживаются ли финансово государством небольшие провинциальные приходы, сельские храмы?
Максим (Неизвестно)

У нас была и есть программа, по которой государство помогает нам. Сейчас такая сложная ситуация с финансами не только у нас, а в целом в Европе. Финансирование очень сокращено, но, Слава Богу, государство находит возможность и оказывает нашим духовным школам весомую поддержку. Мы сегодня, пользуясь благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который организовал Православную Инициативу, и многие наши приходы, отделы вносят свои предложения и получают серьезную материальную помощь на осуществление задуманных программ. Да, поддержка есть, но, к сожалению, ограниченные возможности.

Ведущая: - Мои дедушка с бабушкой живут в деревне Турец Гродненской области. Там стоит церковь 1888 года, она всегда была аккуратная, досмотренная, и мы с радостью ее посещаем.

Митрополит Павел: - Мы с благодарностью вспоминаем и будем вспоминать распоряжение Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко, по которому оказывалась помощь Жировичской семинарии. Там очень серьезные проведены работы. И наш образовательный центр, где сегодня пребывает Академия - это все заслуга государства. Пользуясь возможностью, хочу поблагодарить руководство страны и лично Президента Республики Беларусь за помощь. 

Смотреть еще