Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция к открытию мотосезона 2017

Онлайн-конференция к открытию мотосезона 2017

Как сделать дороги комфортными и безопасными для всех участников дорожного движения? Об этом и не только рассказали гости онлайн-конференции в четверг, 20 апреля.

Гости: 

Дмитрий Корзюк - начальник УГАИ МВД Беларуси,

Александр Тарасов - председатель мотоклуба Iron Pride MC,

Сергей Чугунов - инструктор по вождению мотоцикла Московской РОС ДОСААФ г.Минска. 

20.04.2017

Фото


Вопросы конференции


В этом году актуальным будет обсуждение взаимопонимания между водителями т/с различных категорий. С изменением скоростного режима на МКАД и других дорожных участках страны возникают сложности с соблюдением элементарно соблюдения безопасности движения и совершаемых манёвров со стороны водителей легкового транспорта. Наблюдается также общее снижение культуры вождения.
Евгений (Минск)

Дмитрий Корзюк: Добрый день, уважаемые слушатели, пользователи канала. Я хочу отметить, что на сегодня в республике зарегистрировано около 415 000 - может, чуть больше - мототранспорта, и прирост в прошлом году составил около 2 000. Все это мотоциклы категории А. Достаточно большое количество этого транспорта участвует в дорожном движении. Около 400 000 - это индивидуальный транспорт, остальные - транспорт организаций. Конечно же, вопросы взаимоотношений участников движения очень актуальны, культура - это тема, которую можно обсуждать долго. Сегодня культуру, несомненно, нужно повышать. Но хочется отметить, что каждый участник дорожного движения к своему коллеге, не важно, на чем он едет или идет, будь то велосипед или мотоцикл, будь то автомобилист или пешеход, должен относиться с уважением и пониманием. Это основная задача всех, и при всем этом должны выполняться правила дорожного движения. Имеющийся опыт показывает, что с каждым годом ситуация становится проще и легче. Поэтому я сегодня хотел бы обратиться ко всем: к водителям автомобилей, мотоциклов, к велосипедистам, пешеходам - с уважением относитесь друг к другу, и станет гораздо удобнее размещаться и участвовать в общем движении на наших дорогах. 

Что касается скорости по кольцевой автодороге, сегодня мы не рассматриваем никакого ее повышения, и тот эксперимент, который состоялся в прошлом году, когда мы повысили скорость до 100 км/ч, сегодня проблем не добавляет. Основные проблемы между участниками дорожного движения.

Александр Тарасов: Наверно, очень просто воспользоваться пословицей и ко всему добавленному сказать: "Как человек хочет, чтобы относились к нему, пусть так относится и к остальным". Как мы должны относиться к друг другу, можно и книжки писать, и передачи снимать, но это работать не будет. Пока люди сами не начнут относиться друг к другу по-христиански, ничего и не будет.

Сергей Чугунов: Одну дорогу должны делить все, и делить ее грамотно, разумно и с чувством уважения друг к другу.

Александр Тарасов: Если ты подрезал, то и тебя подрежут, а если ты едешь культурно, то и рядом будет ехать человек так же.

Ведущая: Повышение культуры - это личное дело каждого или общественное?

Дмитрий Корзюк: Я думаю и даже уверен в том, что это больше воспитание. Если человек ведет себя нормально в других ситуациях, то и на дороге он будет вести себя нормально. А если он наступает на ногу или талкается в метро, то вероятнее всего, что, и сев за руль автомобиля или мотоцикла, он поведет себя так же.

Александр Тарасов: Абсолютно верно. Очень много знакомых из мотоспорта и из единоборств. Ни один профессиональный единоборец никогда не влезет в драку просто потому, что он такой крутой. Так же, как и любой спортсмен-кроссмен или тот, что выступает на Джи-Пи, не будет на трассе разжигать.

Сергей Чугунов: Особенно, что касается спортсменов. Они весь свой адреналин выплескивают в спорте.

Александр Тарасов: Это больше, наверное, не с адреналином связано, а с пониманием того, к чему это может привести.

Здравствуйте. Вот все говорят, что на мотоцикле опасно. А где подтверждение? Ведь ДТП с участием авто в разы больше, но и машин больше на дорогах. Существует такая статистика?
Андрей (Барановичи)

Дмитрий Корзюк: Конечно, существует. Проводя анализ, мы всегда основываемся на существующих фактах и статистике. Я могу рассказать о том, что в прошлом году, к сожалению, мы потеряли 50 человек, которые управляли мототранспортом. 15 из них управляли мопедами, 35 - мотоциклами. Это достаточно большое количество людей. Помимо того, в 338-ми дорожных происшествиях с участием двухколесных транспортных средств еще 341 человек получил ранения. Это все молодые, нормальные, здоровые люди, которые должны жить, работать, создавать семью, продвигать общество, показывать какие-то результаты и делать это все во имя себя, во имя семьи, во имя страны. Это не просто высокие слова, это реальная жизнь. Только посмотрите - 50 человек мы потеряли! А это вопросы прежде всего к самим участникам дорожного движения. 17 погибших человек - это те, кто не имел права на управление транспорта. 13 человек погибли в результате маневров на перекрестке, превышения скорости и т. д. И надо обращать на это серьезное внимание. Мы за то, чтобы эти люди жили и сохраняли свои жизни, но здесь надо общее понимание. И порой, открыв ручку газа, надо подумать о том, что дома остаются родители, дети. Беречь себя нужно.

Сергей Чугунов: По поводу опасности хотелось бы добавить. Не стоит забывать, что ДТП на автомобиле, которое просто мелочь (царапина на бампере), у двухколесной техники, как правило, ведет к каким-то травмам человека, поэтому опасность, естественно, есть. Нужно осознавать, что мелкое несоблюдение дистанции (что на машине абсолютно безопасно для человеческого организма) на мотоцикле может закончиться очень печально.

Дмитрий Корзюк: Абсолютно согласен. Опять же надо понимать, что при движении в группе, наверное, как и во многом другом, кто-то сделает все хорошо и правильно, а кто-то только начинает учиться. И плохо, когда тот, кто учится, и группа, которая вместе с ним, не обращают на это внимания. Надо понимать, что всегда есть какое-то слабое звено, которое можно подтянуть, которое нужно подучить. И хорошо, когда основная группа это понимает, а не стартует, не улетает неизвестно с какой скоростью и тащит за собой. А новичок не обладает теми навыками и теми возможностями, которыми обладает профессионал, спортсмен, специалист. Здесь надо это понимать. И в результате происходит большинство подобных происшествий.

Ведущая: А цифра снижается из года в год либо увеличивается с ростом количества двухколесного транспорта?

Дмитрий Корзюк: К сожалению, по сравнению с 2015 годом увеличилось количество погибших. 38 человек погибло в 2015 году, 50 - в 2016-м. Уже в этом году не стало двух мотоциклистов, и один человек погиб на мопеде. Причем, ситуация абсолютно, на мой взгляд, управляемая. Надо понимать, что сегодня, наверное, и проезжая часть еще не совсем готова. И перед началом сезона любой уважающий себя мотоциклист выезжает на какую-то закрытую площадку и вспоминает те навыки, которые, к сожалению, были утеряны с учетом того, что период мотодвижения у нас короче в связи с продолжительным осенне-зимним периодом.

Александр Тарасов: У мотоциклистов это называется раскататься к сезону. Люди, которые давно за рулем мотоцикла, участники нашего мотоклуба, выезжают за город. По дороге потихонечку проехали колонной, посмотрели, почувствовали. Основные ДТП с летальным исходом происходят в начале сезона и в конце сезона. В начале сезона люди еще не раскатались и сели за руль, не оценив погодные условия, дорожные условия. К концу сезона они начинают уже переоценивать свои возможности. Кажется, сезон откатали, пару тысяч наездили и считают, что они уже спортсмены. В основном самоуверенность приводит к трагедии.

Сергей Чугунов: Не стоит забывать, что за зимний период водители автомобилей забыли про нас. Они привыкли, что нас нет на дороге. И весной мы опять оказываемся неожиданностью.

Александр Тарасов: Одна из причин, почему проводятся такие достаточно громкие открытия мотосезона, с колонами - для того, чтобы обратить внимание на мотодвижение. 

Дмитрий Корзюк: С уважением надо относиться друг к другу и понимать, что помимо вас на дороге находится достаточно много людей. Они тоже хотят жить, они тоже хотят ехать.

1. Будут ли продолжаться изъятия мотоциклов, якобы, для сверки номера рамы мотоцикла как в прошлом году. И будут ли подобные вольности в дальнейшем со стороны ГАИ? 
2. Когда повысится профессионализм сотрудников ГАИ (уважительное общение с гражданами, адекватные действия при остановке ТС на дороге (не бросаться на мотоцикл с жезлом через 3 полосы наперерез всему потоку, создавая опасность для других участников движения), когда сотрудники ГАИ изучат ПИКоАП, дабы не придумывать самому статьи, а руководствоваться нормативными актами и установленными законом документами)?
Анатолий (Минск)

Дмитрий Корзюк: Я могу вам сказать следующее. Сотрудник ГАИ при сверке номерных агрегатов, если у него что-то вызывает сомнение, обязан выяснить истину в соответствии с существующим законодательством, он имеет право на такие действия. Сотрудник составляет мотивировочный рапорт, в котором указывает причины задержания, после чего будут проводиться проверочные действия. Здесь все будет в рамках существующего законодательства. Все, что не вызывает сомнение, все, что в правовом поле, все законно… Такие участники движения будут ехать спокойно и без дополнительных проблем.

Возвращаясь к первому вопросу. Здесь в принципе добавить нечего, и по большому счету профессиональная подготовка сотрудников на высоком уровне, и мы продолжаем работу в этом направлении, подготавливая своих людей, в том числе и к внештатным ситуациям. Но в жизни по-разному бывает, поэтому в каждой конкретной ситуации будем разбираться отдельно. Есть установленный порядок обжалования наших действий, мы готовы рассматривать любую ситуацию, открыты к любому вопросу. Что касается, культуры общения, большинство со мной согласится, культура общения сотрудников ГАИ становится выше, и это показывает статистика по обращениям граждан.

Александр Тарасов: Важно упомянуть о человеческом факторе и уважение друг друга. Я думаю, что может быть, где-то и были отдельные случаи, но говорить, что это происходит системно, нельзя. За прошлый сезон меня один раз остановили. Проверили документы, удивились, что у меня все хорошо (смеется).

Сергей Чугунов: Здесь и я могу добавить, девять лет я использую мотоцикл как основное транспортное средство. Останавливали много раз, какого-то предвзятого отношения не заметил. Может потому, что у меня все в порядке с документами.

Дмитрий Корзюк: Возможно человек забыл о страховке, такое бывает, здесь ничего плохого не вижу, если сотрудник указал на этот недостаток. Лучше его устранить сейчас, а не ждать наступления определенных последствий. Эту работу мы проводили, будем проводить, и все что требуется от нас законодательно, будем выполнять и требовать от любого участника дорожного движения. Все обязаны выполнять правила - это закон.

1. Законодательно разрешить в ПДД передвижение двухколесного транспорта со скоростями не более 30 км/ч между автомобилями, стоящими или двигающимися не более 10 км/ч. При этом запрещается передвижение двухколесных правее крайнего правого. 2. Законодательно в ПДД или табличками на местах сравнять для автомобилей и двухколесного транспорта разрешенную максимальную скорость на трассах
Виталий (Минск)

Сергей Чугунов: Наверное, да. Но правее правого и левее левого поедет только глупый мотоциклист, который жить не хочет. Он должен осознавать, что так ехать нельзя.

Дмитрий Корзюк: Я понимаю, что каждое мое высказывание будет подвергнуто достаточно серьезному обсуждению, каждый выскажет свое мнение. Я к этому готов, так было не один раз. Но я скажу следующее: в любом случае есть правила дорожного движения. Когда в одной полосе находятся два транспортных средства, если это не двухколесное транспортное средство, то это вызывает определенную степень риска и о соблюдении безопасности речь не может вестись даже с учетом снижения скорости до того значения, о котором говорит Виталий. На сегодняшний день это не совсем представляется возможным. Даже при этой скорости возникают вопросы безопасности, плюс легковые автомобили и мотоциклы разных размеров. Боковое падение мотоцикла даже на малой скорости всегда вызывает травмы у мотоциклиста. Я не считаю, что сегодня движение организовано плохо. Возможно по прошествии времени изменится отношение водителей одного транспорта и другого, изменится культура вождения, когда водитель будет видеть и понимать, что рядышком находится мотоциклист и абсолютно спокойно, не вызывая напряженности в транспортном потоке он может сместиться. Но сейчас мы к этому не готовы, может, со временем. Основа всего для нас - безопасность. 

Александр Тарасов: Возвращаясь к тому, с чего мы начали. В России и Украине, куда мы раньше ездили, уже было отложено в головах людей, что кто-то подвигается. У нас на десять машин всегда найдется тот, кто подвинется левее, закроет проезд.

Сергей Чугунов: Не могу с этим согласиться. Часто на кольцевой наблюдаются пробки, особенно в дачный сезон. Я двигаюсь между второй и третьей полосой, и в основном раздвигаются машины, очень редко кто-то специально закрывает.

Александр Тарасов: Я не говорю, что это постоянно, но всегда из десяти найдется один, которого жаба душит

Дмитрий Корзюк: Ширина проезжей части везде разная, и это вызовет определенные сложности в движении других участников.

Александр Тарасов: Почему в Москве такая возможность рассматривается - там широкие проспекты, две машины в ряд могут стать. А когда дали добро на перемещение двухколесного транспорта, то начинается конфликт: подвинься, потому что мне можно.

Ведущая: У нас еще вторая часть вопроса про скоростной режим.

Дмитрий Корзюк: На сегодняшний день у нас немного дорог, на которых повышена скорость движения, и проблемы нет. Там, где по условиям правил дорожного движения повышается скорость дорожного движения и где под знаком нет таблички с видом транспортного средства, водитель мотоцикла имеет равные права со всеми другим участниками дорожного движения. Если надо еще что-то поменять - мы готовы к на это пойти, давайте обсудим.

Александр Тарасов: Скорость мотоцикла осталась старая?

Дмитрий Корзюк: Не более 90 км/ч.

Александр Тарасов: За мои 18 лет за рулем мотоцикла за такое нарушение меня никто не остановил.

Ведущая: Т.е. если висит знак "автомобиль" и разрешенная скорость 120 км/ч, то и мотоцикл может с ней ехать?

Дмитрий Корзюк: Нет. Если табличка "автомобиль", только он будет ехать с такой скоростью. Хорошо, мы этот вопрос поизучаем.

Сергей Чугунов: Наверное, в правилах осталось со старых времен, когда мотоциклы были совсем другие.

Дмитрий Корзюк: В правилах со старых времен каждый пункт уже обсуждался, в том числе и среди населения достаточно долго. Никто никаких предложений по этому поводу не высказывал. Еще раз повторю, что мы вникнем, разберемся. Если возможно - ситуацию поправим. Я думаю, что здесь каких-то ограничений в отношении мотоциклиста быть не должно. Все должны пользоваться равными условиями. 

На ваш взгляд, стоит ли возвращать велосипедистов на дороги? Раньше такая практика была. А сейчас они мешают на тротуарах. А велосипедные дорожки, которые есть в Минске, существуют только номинально. Увы, нет у нас культуры среди пешеходов двигаться по своей полосе. Как Вы считаете?
Светлана (Минск)

Дмитрий Корзюк: Это правильный вопрос, он сегодня очень актуален. Пока многие катаются в режиме выходного дня, но есть люди, которые едут на работу, по своим делам, и наравне с мотоциклистами велосипедисты имеют такое же право для движения. Сегодня статистика позволяет нам судить о правильности принятого решения - это колоссальное сокращение количества раненых и погибших велосипедистов на дороге. 659 пострадавших в 2006 году, и 283 - в 2016. Это большая разница, для того чтобы возвращаться к тому, о чем тут спрашивают. В 148-м пункте Правил дорожного движения четко прописаны, какие действия велосипедистом должны осуществляться. Там сказано, что велосипедист должен двигаться по велодорожке, при ее отсутствии - по тротуарам, обочинам, и если уж это невозможно, то тогда можно не далее 1 метра от правого края проезжей части. Все описано, но я бы обратил внимание владельцев этих дорог, тех, кто предоставляет эту услугу, тех, кто отвечает за безопасность и должен следить за тем, чтобы на этой дороге не было камней, гравия, ям и т. д. Он должен следить, чтобы это было удобно для всех участников, в том числе и для велосипедистов. Поэтому создание велосипедной инфраструктуры, т. е. тех дорожек, которые позволят велосипедистам спокойно двигаться, - это вопрос владельцев этих дорог. Мы довольно долго ведем с ними эту работу и, я думаю, что то, что появилось, может быть, не совсем удовлетворяет потребности, которые есть, но это будет развиваться и в дальнейшем. 

Вопросы велодвижения, его организации рассматриваются на разных уровнях. Комиссия по безопасности дорожного движения при Совете Министров на следующем заседании также будет рассматривать вопрос велодвижения. Мы постараемся найти возможность сделать удобным велодвижение для велосипедистов и безопасным, что тоже немаловажно. А по поводу культуры (мы с этого начинали)… Конечно же, часть тротуара была изъята у пешеходов, и они к этому, наверное, не готовы. Но опять же надо понимать, что кто-то хочет ехать, кто-то хочет идти. Просто человек, который идет по тротуару, совершенно не думает о том, что кто-то может ехать рядом на велосипеде. И несмотря на то что мы и дорожку эту сделали, и знаками все обозначили, человек не всегда обращает на это внимание. Я думаю, пройдет время, и пешеходы тоже станут уважать велосипедистов.

Количество велосипедистов уже даже не в геометрической прогрессии растет. Вы видите, сколько много появляется их на дороге, поэтому должны задуматься о существующих проблемах все: начиная от тех, кто едет на велосипеде, и заканчивая теми, кто контролирует этот вопрос, как сделать это безопасно, удобно и комфортно.

Почему не привлекают к ответственности дорожные службы за песок и камни на дорогах? Эти препятствия представляют опасность для одноколейных транспортных средств! А ещё часто вижу, как при ямочном ремонте дорог, когда посыпают политые битумом ямы мелким щебнем, во- первых, не обозначают место ремонта соответствующим знаком на расстоянии, а вешают его непосредственно на машине которая движется от одной ямы к другой, во-вторых, знак скользкая дорога не ставят вовсе! В-третьих, никогда не сметают лишний щебень с дороги, а на нём при торможении очень легко потерять управление и трудно избежать падения!Обвиняют в таких ДТП водителей за то, что не учел дорожную обстановку, не верно выбрал скорость движения и т.п. Много песка по краям проезжей части дорог и на выездах со строительных объектов, дорог без усовершенствованного покрытия. И вообще дороги у нас очень грязные!
Андрей (Бобруйск)

Дмитрий Корзюк: Я бы не стал голословно утверждать. Достаточно часто привлекли дорожников в прошлом году к установленной законом ответственность и по уборке улиц, и по производству ремонтных робот, и по дорожным знакам. Понятно, что вопрос есть, достаточно большая протяженность улиц и дорог. Водитель мото- и автотранспорта должен выбирать такую скорость, при которой сможет справиться с управлением в конкретной дорожной ситуации. Мы будем очень признательны, если будет сделан звонок в дежурную часть ГАИ или в милицию, что на таком-то участке дороги не обеспечивается безопасность. Туда тут же приедет сотрудник подразделения ГАИ и произведет соответствующие действия в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях. Ответственное должностное лицо и владелец дороги будет привлечен к ответственности. Ждем вашей информации.  

Что изменилось на дорогах после введения новых правил обучения в мотошколах и ограничения по объему мотоцикла в первые годы вождения? Существенно эти нововведения повлияли на безопасность?

Сергей Чугунов: Хороший вопрос и тяжелый. Появилось нововведение, но сам экзамен как был простейший - восьмерка, колейная доска, так и остался, причем для обеих категорий. Для подкатегории "А1" экзамен тот же, что и для полноценной "А". Разница в том, что на категорию человек обязан откатать чуть меньше 18 часов. На выходе получится, что в город он выедет с такими же навыками, что и при категории "А1", но будет иметь законное право с полноценной категорией "А" приобрести себе любой мотоцикл. На сегодняшний день экзамен на обе категории довольно простой. Существенных изменений для мотоциклистов вносить не планируется.

Александр Тарасов: А кто регламентирует экзамены?

Дмитрий Корзюк: На сегодняшний день прорабатывается вопрос об изменении практического экзамена: он будет значительно усложнен. В ближайшее время это произойдет. Думаю, что по различным категориям изменится уровень сложности сдачи экзамена. Обязательно будет включен город, будет включено экстренное торможение. Что касается нынешнего положения дел по подготовке водителей... Самое основное, чего мы добивались и что требовали - прохождение определенного курса подготовки по правилам дорожного движения и минимальное владение мототранспортом. На сегодняшний день мы понимаем, что это необходимо менять. Очень правильно, когда человек волнуется за собственную безопасность, приобретает новые знания и хотя бы начальные навыки управления мототранспортом у специалистов. Это правильно, когда более опытные люди обучают тех, у кого его пока нет. Это и было целью изменений, и, как мне кажется, она достигнута. Сейчас появилась новая цель, и мы постепенно будем и к ней идти.

Доброго времени суток! Скажите, планируете ли вы попробовать опыт Москвы, разрешив езду в междурядье в пробках, на скоростях до 40 км/ч и сделать отдельную споп-линию на светофорах, которая будет дальше от первых машин на 3-5 метров?
Алексей (Москва)

Дмитрий Корзюк: Мы изучим опыт наших российских коллег, а после уже будем предлагать какое-то внедрение или экспериментальное использование этого опыта на территории нашей страны.

Сергей Чугунов: С точки зрения мотоциклистов, этот вопрос достаточно актуальный. Если я на мотоцикле стану в хвост светофорной очереди, и кто-то сзади зазевается и не успеет затормозить, то для автомобилиста это будет легкий удар в заднюю часть автомобиля и головой о подголовник - для водителя. А для меня, как для мотоциклиста, в 90% случаев - тяжелая травма позвоночника. Для мотоциклиста стоять в конце очереди на светофоре потенциально опасно.

Я знаю, что есть мотоподразделения ГАИ, но сам никогда не видел. Каковы их функции и состав?
Ян (Слуцк)

Дмитрий Корзюк: Количеством сотрудников в мотоподразделениях я не буду вас пугать… По всему остальному я расскажу. Основное мотоподразделение на сегодняшний день - это специальное подразделение ДПС "Стрела" МВД Республики Беларусь. В нем достаточно большое количество мототехники, которое осуществляет и эскортирование, и сопровождение, а также выполняет функции по надзору за выполнением требований Правил дорожного движения в обычной своей работе. Мототранспорт есть в Минске, Бресте, Гомеле. Мы абсолютно понимаем важность данной проблемы, и на сегодняшний день решается вопрос по приобретению дополнительного количества мотоциклов, по подготовке наших сотрудников. По подготовке можно судить по прошлому закрытию мотосезона Harley-Davidson. Наши сотрудники показали, чему они научились, уровень своего мастерства. А в этом сезоне, я думаю, мы увеличим количество наших сотрудников, в том числе из числа спецподразделений, которые будут выполнять функции по обеспечению безопасности дорожного движения и контроля за выполнением правил дорожного движения на мототехнике. Тогда Ян, вероятно, увидит их.  

Вы сами ездите на мотоцикле? А детям своим бы позволили? Почему да или нет?
Настя (Минск)

Сергей Чугунов: Сам езжу… Моя дочка в этом году стала победителем областных соревнований по фигурному вождению мотоцикла в своей возрастной категории. Не то, что позволил бы... Она активно этим занимается, оттачивает навыки.

Александр Тарасов: Езжу достаточно давно - уже более 25-ти лет стажа. К сожалению, мой сын отучился, получил права, но его это не увлекло… А дочери сейчас 14, бредит скутером…

Дмитрий Корзюк: А у меня все просто. По возможности я управляю мотоциклом. Мне это нравится. А по поводу детей - это, наверное, настолько индивидуально. И мои коллеги по сегодняшней беседе - они тому подтверждение. Все зависит от воспитания, от участия родителей в жизни своих детей. И очень важно, и родителю очень почетно, когда ты знаешь, что твой ребенок идет по твоим стопам, идет правильно, идет так, как это должно быть, получает хорошую подготовку и абсолютно здорово, когда вы вместе участвуете в этом движении, когда вместе можете проехать на мотоцикле и где-то папа может научить своего ребенка и сказать, что ты здесь не повторяй моих ошибок, или еще чьих-то. Я не уверен, что мои дети будут управлять мотоциклами… Хотя я был бы не против. И по достижению определенного возраста я посмотрю, как они будут к этому относиться… Я думаю, что дочка, наверное, да, сын - может быть, и нет… Посмотрим, время покажет. Я не буду против, и отговаривать их тоже не буду, я постараюсь научить так, чтобы это было безопасно, и безопасно, прежде всего, для них.  

Я мама 16-летнего сына. Бредит мотоциклами, хочет пойти учиться. Я запрещаю, считаю, что это верная смерть. Как уберечь ребёнка от этого дурного увлечения?
Ксения Федорова (Минск)

Александр Тарасов: Запрет всегда вызовет протест. Запретный плод сладок. Может быть, вместе попробовать посетить курсы, вместе пообщаться с кем-то из клубов, с такими зрелыми, состоявшимися байкерами, которые могут рассказать о своей жизни, которые могут показать и которые бы взяли этого парня в свой клуб и, начиная уже с этого возраста, готовили бы его к тому что ему еще много лет жить и ему не надо чего-то экстремального, ему надо научиться ездить безопасно. Если надо быстро, то можно попробовать там, где это делают спортсмены. И если у него будет получаться, может быть, и в спорт уйдет.

Сергей Чугунов: А бывает и по-другому. Может быть, сын упадет один раз, ударится коленкой и скажет: "Я больше никогда не сяду на мотоцикл".

Александр Тарасов: Матери хочу посоветовать, что нельзя отбивать охоту у человека к чему-то стремиться. Сейчас развито мотообучение. Есть курсы экстремального вождения, это когда он будет уже с правами. Надо поддерживать человека. В прошлом году в Слуцке во время открытия мотосезона брат у брата взял прокатиться, и летально все закончилось. Человек всю жизнь (ему 20 с чем-то лет было) мечтал прокатиться, сел на литровый спортбайк - и все. Так что лучше научить, а потом он сам пусть решит, ездить ему или нет.

Как часто что-то случается во время массовых байкерских мероприятий?
Виктор (Брест)

Александр Тарасов: Ничего не случается. На мероприятиях, которые проводят мотоклубы, практически ничего не случается.

Дмитрий Корзюк: Всегда, когда на мероприятие собирается большое количество людей, этому предшествует определенная работа. И работа по созданию документальной базы, которая позволяет провести мероприятие, и общение с его участниками в клубе. После к работе подключается Госавтоинспекция, организует контрольные проверки при подъезде, при отъезде, непосредственно на мероприятии. Мы всегда участвуем в сопровождении этой колонны. Всегда у клубов есть свои представители, которые отвечают за безопасность в колонне. В основном каких-то ЧП нет, и дай Бог, чтоб не было. И самое главное, чтобы все приезжающие на эти мероприятия, реально оценивали свои возможности и понимали, кому они передают собственное транспортное средство, чтобы сохранить жизнь тех, кому они их отдали на время. 

Вопрос инструктору. Сейчас много появилось мотошкол, какую выбрать? Отзывы разные...
Ник (Неизвестно)

Александр Тарасов: Вопрос довольно болезненный. Сейчас слишком много появилось школ, которые предоставляют услугу по переподготовке на категорию "А". Но человек проходит эту школу, получает сертификат об окончании, идет сдавать в ГАИ и понимает, что он даже простейший экзамен сдать не может. Можно сказать, только ленивые автошколы не оказывают сейчас это вид услуг.

Сергей Чугунов: А результат получился такой, что учить то там некому. В большинстве школ по факту все это выглядит так: вот тебе мотоцикл, вон там в дальнем углу площадки - восьмерка. Катайся. Спустя час - все, твое время вышло, приходи в другой день - продолжим. И люди приходят неготовые даже к этому простейшему экзамену. При выборе школы просто поинтересуйтесь репутацией и процентом сдачи с первой попытки. 

Александр Тарасов: Мне кажется это очень индивидуально. Человек, который хочет научиться, поищет и найдет.

Дмитрий Корзюк: Человек, который хочет научиться, - научится. Человек, который просто хочет получить документы, - найдет возможность их получить. И оба они попадут на дорогу, и оба они будут себя называть байкерами, и оба они будут участвовать в дорожном движении. Информацию от пользователей мы обобщим и направим в Министерство транспорта и коммуникаций, чтобы наши коллеги, которые ведут вопрос обучения, более детально отнеслись к нему. Но могу вам сказать, что кто бы их ни учил, экзамен будем принимать мы, и он будет принципиальным. 

Вопрос Тарасу. Как вступить в ваш клуб?
Сергей (Солигорск)

Александр Тарасов: Сергей из Солигорска?

Ведущая: Да.

Александр Тарасов: Уважаемый, Сергей. Есть отделение нашего клуба в Солигорске, обращайтесь, вам там все расскажут. 

Мотоклубов в Беларуси становится всё больше. Я понимаю, конечно, желание людей кучковаться, но что реально кроме нашивок и эмблем даёт такое членство? Конкурируют ли клубы между собой?
Илья (Минск)

Александр Тарасов: Илья, если ты задаешь такой вопрос, значит, тебе в мотоклуб не надо.

Ведущая: Так может он вообще не мотоциклист.

Александр Тарасов: Я думаю, что все внешние факторы - это такая мишура. Я всегда говорю, что не цвета делают вас, а вы делаете цвета. В первую очередь, ты должен быть человеком, ценящим cвое слово, требующим, чтобы ценили твое слово, добиваться уважения к себе. А в основном клуб - это братство, это семья. Он объединяет людей. Надо пожить в этом, чтобы это понять. Так не расскажешь. 

В столице есть несколько мест сбора для байкеров, думаю, что и в других городах тоже. Но это обычно парковки, людям мешает, да и не серьезно как-то. Хотелось бы, чтобы в городе были специальные площадки для таких встреч...
Дмитрий Корзюк: С этим вопросам надо обратиться к местной власти.

Александр Тарасов: Мы уже этим занимались лет 15 назад в Станьково. Городские власти вроде даже и готовы выделить землю под это дело. Лет пять назад у моего хорошего знакомого, руководителя одного из минских клубов была идея построить трек. Вроде и землю могли дать, но когда посчитали - километр трека стоит порядка двух миллионов долларов. И все на этом закончилось.

Когда мы начинали, это был 1999 год., встречались около кафе "Блюз" в центре Минска. Пятачок был пять на пять, но встречались. Кто хочет встретиться - он найдет возможность. А кто не хочет - будет искать причину, звонить или писать мэру, требовать суперплощадку.
Выехал недавно, и вот вопрос. Мотоциклисты платят за дороги как все, ездим максимум 6 месяцев в году. Не знаю пока как в столице, но у нас ездить на моте сейчас реально небезопасно, яма на яме. И за что платим?

Дмитрий Корзюк: Этот вопрос не к нам. То, что нас касается, мы будем контролировать. Информацию, касающуюся участников движения, мы готовы рассматривать, помогать и все от нас зависящее будем делать для того, чтобы передвижения по нашим дорогам были комфортны и безопасны.

Александр Тарасов: По страховке действительно много вопросов задают. Кому написать письмо, быть может коллективное, чтобы рассмотрели вопрос по страховкам и по налогу на дороги. За 2 года 4 базовых платишь, а ездишь год в лучшем случае. Как с нынешним апрелем, так и еще меньше. Чей это вопрос вообще?

Дмитрий Корзюк: Что касается страховок, то это белорусское бюро по транспортному страхованию. А что касается налогов, то это скорее какие-то налоговые организации и Министерство транспорта и коммуникаций. 

За езду без шлема штрафуют, а без мотоэкипировки нет. Может стоит? Просто, когда вижу шорты и сланцы на двухколесном на трассе... В общем, если у людей своих мозгов нет, может законодательно стоит вставить их под шлем?
Александр Тарасов: Уважающий себя мотоциклист правильно оденется.

Сергей Чугунов: Предлагать законодательно - это глупости. В США в определенных штатах можно на мотоцикле вообще без шлема ездить. Это право выбора каждого. Я могу сказать одно. Достаточно один раз в шортах и майке на 15-ти км/час поскользнуться и проехать по асфальту, чтобы после этого никогда так больше не ездить.

Дмитрий Корзюк: Я так же, как мои коллеги, считаю, что уважающий человек, должен беспокоиться за собственную безопасность и одеваться соответствующе. Насколько корректно будет вносить этот вопрос на законодательный уровень... Он требует широкого обсуждения. Сегодня шлем - уже хорошо. Завтра мы придем и к экипировке, но сегодня говорить об этом рано. А в дальнейшем будем думать и вынесем этот вопрос на обсуждение. Если человек нашел возможность купить себе мотоцикл, то и защитную экипировку тоже сможет приобрести.
Сергей, вы как инструктор, какую учебную программу рекомендовали бы для хорошего обучения вождению мотоцикла?

Сергей Чугунов: Обязательно нужна небольшая теоретическую часть, касающаяся именно безопасности дорожного движения, стратегии поведения на мотоцикле в городе в потоке. Этого пока нет, а очень хотелось бы. У меня была такая практика: с новичками, которые хотят понять, как вести себя в потоке, я выезжал в город в выходные, когда движение менее интенсивное.

Что касается практики, то материальная база автошколы не позволяет сделать такую площадку, чтобы на ней можно было отточить экстренное торможение, к примеру. Многие люди, даже отъездив на мотоцикле много лет, когда слышат слово контрруление, делают большие глаза, хотя сами этим интуитивно пользовались все это время.

Александр Тарасов: Большой вопрос о финансировании мотошкол. Потому как на автомобиле, оборудованном специальными дополнительными педалями, инструктор может как-то скорректировать вождение курсанта. В той же Европе рядом с курсантом просто едет инструктор и поддерживает с ним связь.

Хочу и могу себе позволить личного инструктора по вождению. Ходил в мотошколу, впечатления не айс. Дали мот, сказали катать восьмерку. Ну мне одного занятия на всё про всё хватило, катать по площадке как белка ещё более 10-ти часов считаю маразмом. Хочу нормально безопасно ездить, маневрировать, перестраиваться, входит в крутые повороты. Может подскажете, где искать личного инструктора и можно ли после таких занятий сдать на категорию?
Юрий (Неизвестно)

Серогей Чугунов: Юрий, наверное, плохо занимался поиском, потому как, если бы хотел найти, то нашел бы.

Дмитрий Корзюк: Порядок обучения и получения водительского удостоверения определен. Имея подкатегорию "А1" и стаж 2 года, он может прийти с перечнем документов, установленных порядком (этот перечень есть на нашем сайте), и получить категорию "А".

Спасибо, что организовали такую конференцию. У меня нет вопроса, но я хочу обратится к водителям. Дорогие коллеги по дороге, что вы делаете, о чем вы думаете, когда подрезаете байкера на дороге? Щемите его на полосе, сигналите, резко тормозите специально перед ним? Вы с головой дружите? Все мои аварийные ситуации на дороге связаны именно вот с таким неадекватным поведением... Научитесь включать голову и выключать эмоции, вам царапина, а нам больница или похуже.
Юля (Минск)
Ведущая: Всем удачи на дорогах! Спасибо, что были с нами.
Я получил водительское удостоверение учась в УПК при моей родной школе. Кто-то из моих друзей получил удостоверение, отучившись в ДООСАФ. Это было в Советском Союзе. В нашей стране мой сын идет в ДООСАФ, ему там говорят - мы не набираем группу, ждите! И так три года подряд. Конечно, он и его друзья поехали без прав. И это не в Гомельской глубинке, это в Полоцке и по всей Беларуси такая ситуация, кроме Минска. Так кого винить в появлении мотохулиганов? Спасибо.
Константин (Петриков, Гомельская обл.)

Сергей Чугунов: Там, наверное, немного друга ситуация. На самом деле, никакая автошкола не может набрать людей на обучение категории "А" с нуля. Я так понимаю, что вопрос именно в этом. До введения нового закона люди приходили и сдавали экстерном на "А" категорию. Потому что физически набрать в сегодняшних реалиях группу людей, которые не имеют "Б" и хотят учиться на "А" с нуля, даже в Минске нереально. Люди идут сначала учиться на "Б", потом на "А".

Дмитрий Корзюк: Я думаю, что найдется и в Полоцке школа, которая сможет подготовить этого водителя. На территории республики сейчас 423 школы, и наверное, многие из них школ получили лицензию на категорию "А", нужно на месте узнавать.

Александр Тарасюк: Треть из школ принадлежат ДОСААФ. Наверняка есть авто- или мотошколы, не входящие в ДОСААФ, это надо на месте разбираться.

Дмитрий Корзюк: Я уточню по своему ведомству, что в Полоцке происходит по подготовке.

Добрый день, обещали девушку-байкера на конференции. А ее нет (
Инесса (Витебск)
Девушка-ведущая и есть девушка-байкер, просто не в амуниции)))
1. Планируют ли ГАИ или мотоклубы проводить какие либо бесплатные семинары по безопасности вождения мотоциклов и контр-аварийному вождению (возможно даже с практическими занятиями)? 2. Ваше отношение к мото-джимхане.
Alexander (Minsk)

Дмитрий Корзюк: Я бы хотел, чтобы мои коллеги высказались, потому что если я скажу об этом, то, может быть, не поверят. Но сколько раз мы проводили такие мероприятия и сколько собираемся, это пусть они скажут.

Александр Тарасов: Для нас как для участников мотоклубов есть определенное различие между мотоциклистами и интернет-мотоциклистами. Достаточно много людей в Минске, которые могут научить, показать и рассказать при наличии мотоцикла, прав и т. д. Самое главное - желание. Александр, общайся с людьми!

Ведущая: Ну вот он хочет бесплатный семинар по безопасности совместно с ГАИ.

Александр Тарасов: Бесплатно не бывает. Бесплатный только сыр в мышеловке. Люди должны потратить свое время. Я сейчас имею в виду не сотрудников ГАИ, а тех людей, которые могли бы научить и контраварийному вождению, и опять же мото-джимхане. (Справочно: Мотоджимхана - спортивное испытание на время, в котором участники на мотоциклах соревнуются на самое быстрое маневрирование на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий). Да, там ребята катают общепризнанные фигуры, проводят соревнования, чемпионат Беларуси был такой, насколько я знаю. Они поедут в Россию на какие-то соревнования. Мотоджимхана - достаточно интересная вещь. Это движение на время, на скорость, но это не бешеные скорости.

Сергей Чугунов: Это отточенное фигурное вождение, полезный навык.

Александр Тарасов: Особенно для движения в городе на мотоцикле, это вообще шикарно. Всегда мы говорим о безопасности, всегда говорим, что не надо делать, всегда говорим об исправности мотоцикла, говорим об экипировке, куда уж больше об этом говорить.

Сергей Чугунов: Не так давно у одного дилера БМВ проводился бесплатный семинар по безопасности.

Дмитрий Корзюк: Я не знаю ни одного семинара по безопасности, на котором сотрудники ГАИ не взаимодействовали бы с клубом. По всей стране, где есть клубы, мы готовы всегда принимать участие в подобных мероприятиях, открыты к диалогу и делаем это во благо безопасности. Я также прекрасно отношусь к этой разновидности мотодвижения - мото-джимхане. Это очень правильно, когда в ограниченном пространстве водитель при определенной скорости выполняет достаточно сложные фигуры и показывает свое мастерство на площадке. Это зрелищно, это привлекательно. 30 апреля сотрудники ГАИ покажут свое мастерство в мото-джимхане на патрульном мотоцикле Harley.

Александр Тарасов: А 23-го апреля его покажут  любители. Для тех, кто хочет сравнить.

Дмитрий Корзюк: Здесь не важно сравнивать и соревноваться, важно, что вы и мы едины в том, что наше движение должно быть безопасным, наше движение должно быть комфортным, удобным для всех. И каждый, кто в этом движении участвует, вправе рассчитывать, что к нему будут относиться именно так, как это предписано в правилах, именно так, как предписано в кодексе человеческого общения. Это очень важно. Это та культура, то мастерство и та возможность общаться друг с другом, которая в Беларуси постоянно повышается. Я надеюсь, что в ближайшее время все будут говорить о белорусском чуде: вот посмотрите, как участники дорожного движения относятся друг к другу. От нас зависит.

Смотреть еще