Онлайн-конференция

23 Октября 2014

Онлайн-конференция с начальником Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РБ Эдуардом Никитиным

Дата проведения: 23 октября с 11.00 до 12.00 

Можно ли искоренить коррупцию, как бороться с теневым бизнесом, что делать, если у вас на предприятии появились "мертвые души", и можно ли заставить коммерсантов платить налоги и работать честно? На эти и другие вопросы пользователей интернет-портала www.tvr.by ответит начальник Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел нашей страны Эдуард Анатольевич Никитин.



Говоря о экономических преступлениях, люди которые попадаются на этом, скорее всего грамотные и образованные, разве они не понимают что делают. Ведь за преступлением, обязательно последует наказание…
Александр П., Минск

Это основополагающий принцип всей судебной и правоохранительной системы Республики Беларусь - неотвратимость наказания за совершенное преступление. На то они и грамотные и образованные люди, мне в свое время понравилась фраза В. Путина - над законами думают сотни людей, а как их обойти - миллионы.

C этой точки зрения наша работа, на мой взгляд как руководителя службы по борьбе с экономическими преступлениями, не в полной мере устраивает в плане должной эффективности, потому что видно, что человек украл, а достаточных доказательств этого нет. Преступники используют малейшие лазейки в законодательстве, придумывают разные теневые схемы, чтобы уйти от наказания либо при явно выраженном своем личном интересе какие-то нормы закона обойти, либо их нету вообще, вакуум правовой, либо они формально их не нарушают. Но вместе с грамотностью и образованностью наших визави растет и наша грамотность. И если вчера мы не могли доказать совершение преступления, то сегодня мы это учитываем и вносим либо законодательные инициативы в правовые нормативные документы либо ставим еще какие-нибудь ограничители, чтобы в дальнейшем такая возможность была исключена.

4,5 тысячи преступлений экономической направленности в этом году выявлено, и лица, их совершившие, несут заслуженное наказание. Сколько их там должно быть - 10, 20 тысяч или больше - это на уровне прогнозов и оценки ситуации оперативной обстановки. 4,5 тысячи преступлений и лица, их совершившие, тоже думали, что они грамотные и образованные и не понесут этого наказания.



Какие преступления были предотвращены вашими коллегами еще на стадии "подготовки".
Пётр Нестеров, Не указано

- Имеется в виду, что наша работа заключается не только в том, чтобы выявить и пресечь конкретное уголовное преступление экономической направленности, но акцент в нашей работе делается на предупреждении совершения этого преступления. Это предупредительно-профилактическая работа.

Поскольку все преступления по нашей линии по большому счету крутятся либо вокруг государственного бюджета, либо вокруг государственных предприятий, что наиболее привлекательно для коррупционных лиц и всякого рода жуликов, то мы в основном отслеживаем процедуры государственных закупок и за счет собственных средств предприятия с долей собственности государства 50 и более процентов. У нас созданы для этого специальные отделы, которые занимаются именно этой аналитикой и на основании тендерных предложений, организации аукционов, самих тендеров предполагают, что здесь может быть преступный сговор в целях вывода государственных денег из официального оборота, а по большому счету с целью воровства этих денег. И вот на стадии, когда еще работают тендерные комиссии, видя определенные признаки возможного сговора по завышению цены, по покупке морально устаревшего оборудования, мы пытаемся реагировать на ход этих аукционов и тендеров и предотвратить нанесение вреда еще доследственной проверки.

В этом году с нашей подачи были либо отменены такие тендеры, либо снижена цена на общую сумму порядка 168 миллиардов рублей. По большому счету, конечно, виновное лицо должно нести ответственность в соответствии с Административным, Уголовным кодексами. Но есть возможность спрятаться, так скажем, за коллективную ответственность. Могу привести пример по предотвращению вреда на стадии подготовки.

Гомельский облисполком по ходатайству управления спорта облисполкома выделяет бюджетные деньги (порядка 2 миллиардов) на закупку для Дворца спорта в Жлобине лазерного проецирования разметки на поле. Такое оборудование в стране нигде не закупалось, только есть, наверное, у нас на "Минск-Арене". Что такое "Минск-Арена", а что такое жлобинский Дворец спорта, где за все время было проведено четыре мероприятия, при этом одно или два - местные. Следственный комитет между собой в футбол поиграл, еще какие-то организации. И они на полном серьезе заявили, что им нужно это оборудование. Когда можно купить кисточку, краску, нанести разметку, как делают в большинстве случаев, и таким образом решить эту проблему. А еще мы посмотрели, что по тендеру предложение фирмы, которая выигрывала, дороже, чем простое предложение этой же фирмы в Интернете. Когда мы с письмом обратились в Гомельский облисполком, они согласились, отменили все. Если бы мы не вмешались, то эти деньги разошлись бы по чьим-то карманам. Только в этом году мы 168 миллиардов сэкономили государству.

Ведущий: И этот случай тоже этого года?
Э.Никитин: Да, этого года. Самый свежий случай - это был объявлен тендер на строительство так называемых чистых комнат в медицинских учреждениях, подготовка операционных. Победила чешская фирма с ценой 33,5 миллиардов рублей. Но опять же, после нашего вмешательства и определенных ходатайств по несогласию с этой закупкой цена снизилась до 27 миллиардов, даже меньше. В результате победила другая фирма - наша белорусская. 8,6 миллиардов рублей - бюджетных - сэкономлено. Это из последних. Этим занимаются сотрудники нашей службы. В этом заключается наше предотвращение. Людей в тюрьму мы не посадили, но не дали им украсть.

Кроме того, мы обязательно направляем представление в эту организацию, ставим на учет такие факты. Если в последующем эти лица засветились с негосударственными интересами, то это уже основание для нас присмотреться к ним повнимательнее. А по представлению организация должна нам дать ответ, какие меры они приняли в связи с этим фактом и по упреждению, устранению причин и условий, которые позволили так нерационально распорядиться государственными средствами.




Здравствуйте, лжепредпринимательство, незаконная предпринимательская деятельность - это направления вашей работы?

Николай, Брест

- Первоначально эти статьи Уголовного кодекса: "Незаконная предпринимательская деятельность", "Лжепредпринимательство" - относились к компетенции департамента финансовых расследований при Комитете государственного контроля. С внесением изменений в Уголовно-процессуальный кодекс сейчас компетенция четко не определена, поэтому мы имеем право заниматься уголовными делами широкого спектра, которые по конкретной компетенции не разграничиваются.

В нашей юрисдикции более 60 статей Уголовного кодекса, по которым мы правомочны вести доследственную проверку и либо самим возбуждать уголовное дело либо через прокуратуру или Следственный комитет. В том числе и по этим статьям. Мы настаивали на том, чтобы нам дали возможность заниматься этими делами, потому что они в той или иной мере пересекаются с нашими "традиционными" статьями Уголовного кодекса: "Мошенничество", "Хищение", "Злоупотребление служебными полномочиями", "Превышение служебных полномочий". Потому что если есть государственный сектор, то обязательно есть и так называемые коммерсанты, которые будут его обслуживать с целью хищения или вывода в неконтролируемую среду государственных денег. Все взаимосвязано, все пересекается, мы этим вопросом с каждым днем все более и более занимаемся.




Я заканчиваю, юридический факультет, могу ли я попасть к Вам на работу?

Андрей , Гродно

- Чтобы попасть на работу, в первую очередь, в органы внутренних дел, а во-вторую - в подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, нужно иметь образование либо юридическое, либо экономическое. В принципе, как исключение, и я это приветствую, может быть не юридическое или экономическое, а специальное, например, технологическое - инженер-технолог мясокомбината.

Для нас очень важно, чтобы человек понимал изнутри весь технологический процесс, чтобы знал узкие места, где можно украсть, недоложить, сэкономить. Мы таких приветствуем и решаем вопрос положительно. Если конкретно, то у нас есть сайт нашей службы, mvd.gov.by. Зайдя на него, можно найти и полезную инофрмацию, чтобы человек понимал, правильно ли он себе представляет работу или мыслит по-другому. Всех, кто желает связать свою дальнейшую жизнь с этим правым делом, не пройти мимо того, чтобы дать возможность продолжаться строительству детсадов и школ, жилищному строительству, чтобы пенсии были большими, внести свою лепту в сохранение этой копейки, мы их ждем с большим удовольствием в наших рядах.



Боюсь вводить данные карточки своей в Интернете. Сын говорит, что это безопасно, но как безопасно, если постоянно истории слышишь, что кого-то так обокрали. Что вы скажете? Вы следите за этим? 
Елена Фёдоровна, Бобруйск

- Во-первых, каждым вопросом должен заниматься конкретный специалист.

Для расследований, связанных с компьютерными технологиями и банковскими карточками, у нас в структуре Министерства внутренних дел в криминальной милиции есть специальное подразделение – управление по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Основная задача специалистов (программистов, компьютерщиков) - выявлять скиммеры в банкоматах и преступления по электронным кошелькам. Они выявляют использование вредоносных компьютерных программ, а мы занимаемся всем, что связано с экономическим вопросом (похищаются либо не похищаются денежные средства).

Поэтому что сказать? Весь мир пользуется Интернетом. Если брать в основной массе, то это достаточно безопасно. Конечно, в любом деле нельзя дать 100-процентную гарантию. И если такие случаи наступают, когда считали Ваш код, залезли на Ваш банковский счет, сняли деньги, то по этому факту будет проведено расследование, будут построены элементы безопасности, и в следующий раз данная угроза будет ликвидирована. Над этим работают тысячи людей, которые отвечают именно за безопасность.



Сейчас активно обсуждается документ о борьбе с коррупцией, есть ли смысл в этом обсуждении вообще, и нужно ли привлекать к этому вопросу наше население? И над какими коррупционными делами Вы сейчас работаете? 
Валерий Иванович Петров, Минск

- Отвечать можно часами, я в этом даже заинтересован. Почему? Я участвовал не в одном подобном обсуждении. Закон этот действительно нужен. Мы уже говорили раньше о людях, которые только и ищут лазейки в законах, чтобы обойти его с целью получить прибыль неправедными путями.

Лично мое, как руководителя службы мнение: закон нужен. Во-первых, общеуголовная преступность: кражи, грабежи, все, что касается уголовного розыска - из года в год снижается. За последние три года количество преступлений по линии уголовного розыска сократилось на 30 000. Это и работа профилактических и иных институтов, и борьба с пьянством.

К сожалению, по линии экономических преступлений такой яркой тенденции нет. Коррупционные преступления плюс-минус 5-6% остаются на том же уровне. А по отдельным статьям, например, "Злоупотребление служебными полномочиями", даже растет. Т.е., видимо, в законодательной сфере что-то не совсем срабатывает, потому что нет должного результата.

Более того, растет и ущерб по этим преступлениям. В 2013 году ущерб по коррупционным преступлениям был триста двенадцать миллиардов. В 2014 уже на сегодня ущерб триста миллиардов. А вообще по экономическим преступлениям четыреста восемь миллиардов. Добавьте сюда сто шестьдесят восемь, по которым дела не возбуждены. И это только то, что известно. Это первая причина, что нужно что-то делать в законодательной сфере.

Вторая причина: надо признать, что доля теневого оборота у нас в стране растет. А теневая экономика – это благодатная почва для разрастания коррупции. Неконтролируемые наличные деньги, которые ходят в этой сфере, и являются источником коррупционных денежных вознаграждений. Например, незаконный оборот сигарет в нашей стране составляет миллиард долларов за год. И этот миллиард у кого-то есть, не у одного человека, конечно, но миллиард этот служит для того, чтобы обезопасить свой бизнес, наладить каналы и т.д. И это размывает, как говорится, разъедает ржавчиной хорошо работающий аппарат. Это я вам привел пример только по сигаретам. Мы изъяли из незаконного оборота в этом году на триста тридцать пять миллиардов рублей товаров, которые не имели при себе документов или ввозились по несоответствующим действительности документам.

И третье: 380000 закупок было проведено в республике, из них 89% - неконкурентные процедуры закупок, и это основа для деятельности, которой мы занимаемся. Поэтому встал вопрос что делать? В том числе мы внесли предложения в новый закон о борьбе с коррупцией с точки зрения практической. Есть статья 429 УК – незаконное участие должностного лица в предпринимательской деятельности. И когда мы столкнулись с реализацией этой статьи на практике, оказалось, что мы не можем привлечь должностное лицо по этой статье. Норма звучит так: учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе,организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, и с использованием служебных полномочий предоставило льготы, преимущества и т.д. Потому что должностное лицо не может участвовать в предпринимательской деятельности лично в силу запрета на такую деятельность. Поэтому фирму учреждает его дочка, сын и т.д. Но если подходить с точки зрения юридической, это значит, что он должен выписать доверенность на управление фирмой. Но такого никогда не было. Поэтому наше предложение очень простое: давайте мы заменим это "через доверенных лиц" на просто иных лиц, и мы этим самым вдыхаем жизнь в эту уголовную статью.

Это я привел только один пример. У нас инициатив много, которые вошли в этот закон. Именно для того, чтобы поставить препону, а самое главное, чтобы оградить чиновника, чтобы у него не чесались руки совершить противоправное действие. Мало того, что его привлекут к уголовной ответственности, он уже не сможет быть принят на государственную службу после того, как свой срок отсидит. Его лишат пенсии, которую он заслужил, получит ряд поражений в своих правах.



Выгнала хозяйка из съёмной квартиры. Жила без договора и, что получается, я не могу доказать, что отдала ей деньги за месяц вперед? Вы как-то таких товарищей проверяете? Потому что я с очень большим трудом нашла другую недорогую квартиру, да еще чтобы хозяева новые договор заключили со мной.
Ирина, Минск

- Это налоговое нарушение. В принципе Ирина, как добропорядочный и сознательный гражданин, должна была в первую очередь с квартиросдатчицей прийти в налоговую инспекцию и заключить договор, чтобы и себя обезопасить, и хозяйку квартиры.

Здесь двоякая ситуация. Сдачей квартиры в аренду без заключения договора грешат как одни, так и другие. Ушлые квартиросъемщики шантажируют хозяев, что если что-то не так, они обратятся в налоговую инспекцию. С другой стороны, и хозяин квартиры может просто выгнать квартиросъемщика без всяких предварительных условий. Но в любом случае страдает бюджет государства, потому что хоть деньги и небольшие за регистрацию этого договора, но они прописаны в доходной строке бюджета. Это налоговое правонарушение, и за него несет ответственность в соответствии с Административным и Налоговым кодексами в первую очередь хозяин жилья.

Ирина может обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о том, что она снимала квартиру, и хозяйку привлекут к ответственности.



А Вам взятки предлагали, чтоб дело не заводили?
Анжела , Минск

- Да, предлагали. Но, поскольку я работаю в этой должности, ответ очевиден - взял я или не взял. 
Ведущий: Как Вы поступаете в таких ситуациях? Просто выгоняете из кабинета или пусть человек отвечает за это? 
Э. Никитин: По этому вопросу наша позиция принципиальная в плане инициатив законодательства. Мы настаиваем уже не один год по поводу того, чтобы установить обязанность для должностных лиц своевременно информировать госорганы, осуществляющие борьбу с коррупцией о случаях обращения к ним лиц с коррупционными предложениями. Это должно быть прописано в законе. Почему мы на этом настаиваем?

Здесь мы преследуем две цели: Во-первых, то лицо, которое хочет решить свой вопрос неправильным путем и заходит с этой стороны, должно уже знать заранее - правилами прописано, что чиновник обязан тут же предупредить о таком предложении. Если это будет прописано, то в большинстве случаев, даже если против гражданина не возбудят уголовное дело, он попадет в наши списки, последствия уже будут определяться в зависимости от ситуации. Для чиновника это тоже очень хороший алгоритм действий. Обычно, когда мы задерживаем с поличным при получении взятки, первая версия у взяточника сразу вырабатывается - это провокация, я этого не хотел. А то, что до этого два месяца с ним встречался, решал вопросы, обедал в ресторане, согласовывал условия сделки?

Второе объяснение взятки - я в долг беру деньги. Вот здесь для меня это лакмусовая бумажка - готовность общества к введению такой нормы на законодательном уровне. Причем эта норма не нова. Она работает в России, в Казахстане, в Украине. У нас почему-то стесняются эту норму пропустить, и на каком-то уровне она не проходит.

Еще менталитет нашего народа - это попахивает каким-то стукачеством. Но с другой стороны, мы боремся с коррупцией или не боремся? Отношение граждан к этому явлению определяющее. Мы выступаем, чтобы декларации в отношении лиц, занимающих ответственное положение, как в ряде западных стран, были в Интернете, кроме личных персональных данных.

В проекте закона внесена такая новелла, что не только то, что на тебе числится, ты должен декларировать, но и то, чем ты фактически пользуешься. У нас зачастую машина числится неизвестно на ком, а ездит чиновник. Если ты не вносишь в свою декларацию, что фактически живешь в этом доме, то для тебя наступают конкретные последствия, минимум ты вылетаешь с работы, максимум - будешь привлечен к ответственности.




Есть ли топ 10-ка наиболее серьезный дел за 2014 год?

Без подписи, Не указано

- Вот, например, дело, возбужденное в этом году, в отношении председателя концерна "Беллегпром". Очень серьезное дело. Опять о вопросе предотвращения. Хоть дело еще и расследуется, но мы пресекли в отношении этого лица закупку никому не нужной линии, которая стоила бы государству 18 миллионов евро. Мы этой сделке не дали совершиться. На мой взгляд, в этом году это самое значимое дело.

Возбуждено уголовное дело по материалам нашей службы в Бресте, когда руководитель предприятия опять же за взятки закупал у иностранной компании за бюджетные деньги сельхозтехнику. Общая сумма взяток составила около 150 тысяч долларов. Опять же замдиректора бюджетообразующего крупного предприятия в Брестской области за оплату некачественно выполненных строительно-монтажных работ получил 50 тысяч долларов.

Такой перечень можно продолжать.
Опять же расследуется дело в отношении всего руководства одной из птицефабрик Беларуси. Причем с серьезным статусом руководителя в депутатском корпусе. Вместе со всеми заместителями он находится в следственном изоляторе. Дело расследуется.

И таких дел будет и сегодня, и завтра. Это и профилактический фактор для других, что нет неподсудных людей, какой бы ты ранг не занимал. Это очень важно. Ситуация у нас намного лучше, чем в России, Украине и всех остальных странах постсоветского пространства. В Беларуси четко налажена система контроля, невзирая на чины и ранги. Мы много говорим о коррупции и занимаемся пресечением этих действий, поэтому, наверно, у обывателя складывается впечатление, что все настолько коррумпировано, что мы уже чуть ли не SОS кричим. Нет, системная работа как раз и направлена на то, чтобы это явление минимизировать. И мы не боимся говорить об этом с народом.




Насколько реформа судебной системы поможет в борьбе с коррупцией?

Татьяна, Не указано

- Что тут имеется ввиду под судебной реформой? Наверное, то, что хозяйственный суд с Верховным судом объединились. Это больше, скажем так оптимизация органов и вычленение несвойственных им функций для более качественного исполнение, вынесения судебных приговоров, определений и других судебных решений. В любом случае, все, что направлено на оптимизацию, все, что повышает качество работы, оно, соответственно, влияет на борьбу с коррупцией. Будет более профессиональная постановка приговоров, невиновный сидеть не будет, виновный будет осужден. И это, конечно, реально влияет на минимизацию и разрастание коррупции.

Мы внимательно отслеживаем, какие решения принимает суд. И там, где есть наши недоработки, либо оправдательные приговоры возникают, мы очень тщательно анализируем, почему так получилось, где наша вина, что мы не доработали вместе со Следственным комитетом, и на этих ошибках пишем методические рекомендации, проводим семинары обучающие. Если есть такой факт, то давайте повышайте свою грамотность, профессионализм, профессиональную пригодность и все остальное. Все это взаимозависимо.



Каковы основные причины, которые толкают людей на взятки?
Без подписи, Не указано

- Здесь две стороны: тот, кто дает и тот, кто получает.
Среди дающих взятки, если брать в основной массе, то у нас превалирует бытовая коррупция. Происходит там, где физическое лицо вступает в какие-то отношения с властью с целью решения своего конкретного вопроса. И тут, я так понимаю, у человека стоит цель решить свой вопрос. Иногда не способность той же власти или органов государственного управления, махровая волокита, не желание выслушать человека, заставляет его использовать незаконные способы для достижения этой своей цели. Поэтому он как понимает, так проблему и решает. Опять же это поле все время сужается. Потому что логистика принимаемых решений либо самого процесса решений этих вопросов улучшается с каждым годом.

Я вам скажу: введение тестирования в образовании уже с момента ввода этого тестирования напрочь убрало такие преступления, как дача взяток за поступление в учебные заведения. При всем своем желании, мы восемь лет работаем, мы не выявили ни одного такого факта именно за поступление в обход тестирования. Да экзамены внутренние, сессионные, лабораторные работы - это все есть. Но вот по поступлению - нету, наладили систему.

То же в БРТИ. Меня ноги не несли раньше в это БРТИ для того, чтобы получить какую-то справку. Это куча непонятных очередей: вы тут стояли, а а там не стояли. Каламбур людей и нервов не давал возможности. Сейчас зайдите в БРТИ. Талончики. Людей нет, все тебе выдают. Сама основа пропала для того, чтобы решать незаконным образом свой вопрос. И чем больше у нас будет внедряться в процесс управления таких технологий, тем меньше будет причин, по которым люди дают взятки.




Каковы результаты всенародного обсуждения проекта Закона "О борьбе с коррупцией"? Хорошая ли практика? Много ли предложений поступило?

Михаил, Минск

- Координатором и разработчиком по поручению Президента этого проекта закона выступает Генеральная прокуратура. И все предложения, обсуждения заинтересованных лиц стекаются в Генеральную прокуратуру, не к нам. Мы тоже вносим свои предложения. Поэтому когда Генеральная прокуратура, а это уже будет в ноябре месяце, обобщит все дельные и недельные предложения, и в установленном порядке направит законопроект на согласование для тех, кто в этом заинтересован среди государственных органов. Тогда мы и увидим, что взяли из предложений. Интересуют в первую очередь наши предложения, поскольку мы практики, мы должны будем реализовывать этот закон и, конечно, те идеи, что люди предложили.

Опять же существует бытовое мнение, что этот закон направлен на бедного чиновника, еще больше ужесточить его ответственность, связать по рукам по ногам. И на государственную службу будет сложно найти людей, кто же пойдет. Это в корне неверное, на мой взгляд, заблуждение. Как раз этот проект закона ставит вот эти вот определяющие вешки. Если ты хочешь быть богатым - иди занимайся бизнесом на свой страх и риск, своим имуществом рискуй и будешь богатым. Если ты идешь на государственную службу, то, прежде всего, ты понимаешь для себя, что ты вносишь свой вклад в государственное строительство, что твои мысли, инициативы, твои знания направлены на то, чтобы в той или иной мере люди стали жить качественнее, строительство становилось больше, ВВП стал расти, в той мере, в которой ты за это отвечаешь. И вот этот твой авторитет как государственного служащего, это и есть мерило твоего труда. Ты являешься государственным служащим, и люди тебя уважают. Не считаешься чиновником и крохобором, а именно созидателем, который работает на всеобщее благо, если так высокопарно говорить. Но если ты идешь на службу за деньгами...

Никогда не был чиновник богатым. Хотя приносят такие предложения, чтобы как Сингапуре, чиновник соответствующего ранга примерно имел зарплату, как топ-менеджер в бизнесе. Кто ж против этого? Но государство платит столько, сколько может на данном этапе развития. И это не значит, что не должно быть людей, которые работают по зову сердца, по душе, по своим убеждениям, а вот только за копейку. Хорошо, когда то и то есть. Но мы не США, у которого государственный долг весь мир перекрыл, но они себе не отказывают ни в чем. У нас нет по большому счету нет ни газа, ни нефти, только то, что своими руками вырастили, на то можем рассчитывать. И в этом наш плюс.




Есть ли рейтинг стран по коррумпированности. Мы на каком месте?

Владимир, Не указано

- Есть такой рейтинг. Называется "Индекс восприятия коррупции", который рассчитывает международная организация Transparency International. Мы там на 123 месте в этом году и, в принципе, немножко поднимаемся.

Что такое индекс восприятия коррупции? Это не результаты работы правоохранительных органов, не количество выявленных преступлений, это интервьюирование людей бизнеса, граждан страны и иностранных граждан, находящихся в стране, на тему, как они относятся к коррупции и насколько их волнует эта проблема. Мы принципиально к этому вопросу относимся: да коррупция есть, с ней надо бороться. Тем более по радио, телевидению эти вопросы поднимаются.




Слышал, в некоторых странах "узаконили" коррупцию и ввели возможные пошлины, если человек хочет ускорить решение проблемы, но деньги идут государству вместо частных карманов.

Виталий, Минск

- Ведущий: Я так понимаю, в Великобритании такая практика существует. Или я ошибаюсь?
- Э. Никитин: Я не знаю про Великобританию, потому что у них для общения с властью (например, регистрации бизнеса) личное присутствие не требуется, документы можно отправлять и по почте. Вряд ли это Великобритания.
Первый мэр Москвы, известный Гавриил Попов еще в 90-е годы предлагал узаконить взяточничество, как доплату чиновникам. Тогда у меня возникает вопрос: а чем мы отличаемся от Древней Руси при Иване Грозном, когда чиновнику зарплату не платили, а он находился на "кормлении"? Мы же все-таки в XXI веке живем, и у нас должны быть моральные принципы и сама структура государственной власти должна отличаться от той, что была при Иване Грозном.

- Ведущий: Но у нас же существует такое, что если ты хочешь паспорт получить не за две недели, а за неделю, то нужно платить?
- Э. Никитин: Вопрос стоит как: узаконить коррупцию или ввести возможные пошлины? То, о чем Вы говорите, это не коррупция. Это услуги, которое оплачивает гражданин. Ведущий: Например, чиновники обязаны ответить на обращение в течение месяца. А если ты хочешь, чтобы было быстрее?
- Э. Никитин: Если действие не прописано в законе и оплата идет не в организацию, а лично в карман - это коррупция. А если узаконено, оплачивается через кассу, с этих денег выплачивается налог, то это цивилизованный способ решения возникающих проблем.




Может ли человек, которого задержали за коррупцию откупится очень большим штрафом или это обязательно тюремное заключение? Какие сроки? Зависит ли от суммы?

В.К., Не указано

- Есть такая форма в Уголовно-процессуальном кодексе 88 статья.

Практическая реализация заключается в чем? Если человек, который обвиняется в совершении преступления с материальным ущербом, полностью возмещает в полуторно-, двух-, трехкратном размере и более от совершенного преступления, причем сотрудничает со следствием, раскаивается в своем действии, имеет право обратиться с ходатайством на имя Президента. Комиссия по помилованию при Президенте рассматривает эти материалы и принимает решение. Если человек не признает свою вину, идет суд
.
Какие сроки, и зависят ли они от суммы? Естественно, у нас делится и часть статей Уголовного кодекса: часть первая, вторая, третья. Вторая - если преступление в крупном размере, часть третья - в особо крупном размере. Соответственно, и сроки. Например, за получение взятки в особо крупном размере лицом, занимающим ответственное положение - это особо тяжкое преступление - до 15 лет. По первой части - по моему, до 4 лет.

Опять же нюанс. Был такой случай. Передали врачу колбасу, коньяк и конфеты через медсестру. Она забрала коробку конфет себе, а остальное - ему. А это уже сговор - вторая часть. А там - от шести лет. И хочешь - не хочешь, а так статья прописана. Не мы их пишем, а только исполняем.




Почему бы не судить коррупционеров принародно, было бы гораздо стыднее, чем когда суд за закрытыми дверями. Была же доска позора.

Без подписи, Не указано

- Что значит принародно?
- Ведущий: Наверное, человек говорит о том, что суды закрыты?
- Э. Никитин: Нет, это совершенно неверное убеждение. У нас ограничен доступ в суды, где рассматриваются дела по общеуголовным преступлениям, например, связанные с половой неприкосновенностью, либо по экономическим преступлениям, связанные с государственными секретами. Например, когда был суд в отношении бывшего командующего ВВС и ПВО, то он был закрытый, потому что дело было связано с закупкой военной техники. А все остальные суды открытые. Потом и в СМИ освещают, по какой статье коррупционер обвинен, к какому сроку приговорен. И мы всегда освещаем свою деятельность по резонансным делам, мы даем информацию и в СМИ, и в Интернет, но в рамках законодательства.



Бывает, ли что коррупционеры приходят с повинной?
Без подписи, Не указано

- Да, бывает. Но я бы хотел пояснить опасность вступления в коррупционные связи. Если взяткодатель заявил о вымогательстве, либо о том, что он дал взятку, то он по закону освобождается от уголовной ответственности.

Как раз недавно я столкнулся с таким случаем: руководитель коммерческой структуры, выполняющий строительные работы в одном из исполкомов, вошел в коррупционный сговор с отделом капитального строительства и на протяжении двух лет руководитель платил деньги за то, что с ним заключались договора и своевременно оплачивались строительные работы. А через два года пришел более щедрый коммерсант, который предложил большие деньги данному должностному лицу. Предприниматель, оставшийся не у дел, пишет мне заявление, что он искренне раскаивается, что все это время давал взятки чиновнику и просит принять меры в отношении последнего. И он отдает себе отчет, что в отношении него уголовное дело уже не возбудят и я буду заниматься этим чиновником.

Лицо, берущее взятку, попадает в прямую зависимость от человека взятку дающего. И эта зависимость может быть на всю жизнь. Поэтому еще раз призываю все: несколько раз подумайте перед тем, как преступить закон. Это может стоить Вам слишком дорого. Если брать процентное соотношение уголовных дел по взяточничеству, то 60% дел мы возбуждаем в отношении тех, кто получил взятку, а 40% - в отношении тех, кто дал взятку.




В случае с врачами, какой момент еще благодарность, а какой уже коррупция?

Валентина Степановна, Не указано

- Этот вопрос очень волнует людей - что такое благодарность и где уже коррупция. Естественно, все мы люди, если вам сделали операцию и вы, что говорится, целуете золотые руки хирурга, дарите ему цветы и коробку конфет, то никто не будет даже заниматься этим. Но у нас за 9 месяцев этого года в отношении 21 медработника за получение взятки возбуждены уголовные дела. А эпизодов преступной деятельности на 21 медработника - 128.

Мы в прошлом году привлекли к уголовной ответственности врача-эндоскописта в одной из областей, который выписывал фиктивные диагнозы, чтобы человек не шел в армию. У него набралось взяток на сумму в 25 тысяч долларов. Сейчас мы документируем преступную деятельность одного такого врача. Допустим, кто-то незнакомый с доктором звонит и говорит, что является знакомым Марьи Ивановны и что у него есть вопрос к врачу. Врач согласен встретиться. Посетитель приходит и говорит открыто, что нужен больничный, чтобы поехать в Польшу. Реакция врача не такая - выйди вон, я этим не занимаюсь, нет, он рассуждает, а почему в Польшу, там же на границе проверяют. У него мысль сразу нацелена не на то, что это в принципе незаконно. Он просителю не отказал, пытается обойти препятствия.

Вопрос касается фиктивного больничного листа, а у нас государство закладывает в бюджет на следующий год, если я не ошибаюсь, порядка 6 триллионов рублей на компенсацию по больничным листам. Создается ощущение, что у нас нет никаких жестких рамок относительно этих больничных. Если у человека есть желание, он всегда уйдет на больничный. Это затраты государства, полная деградация личности в плане моральных устоев.

С другой стороны, это влечет за собой ряд негативных последствий. Что касается врача, человек 7 лет учился и знал, что врачи много не получают. Может он хотел, чтобы его фамилию знали как лучшего специалиста своего дела, но крохоборничать - не путь, тем более потратив столько лет на обучение. Вот так сесть в тюрьму из-за какого-то фиктивного больничного листа.