Взаимная любовь со зрителем

11.07.2009
"Народная газета", 11 июля 2009 г.



Самая "базарная" ведущая страны Елена Спиридович о жизни, творчестве и о себе...
Елену Спиридович называют самой "базарной" из всех ведущих страны, ведь "Славянский базар" она ведет уже не первый год. При этом в прямом смысле слова за свой "базар" отвечает всегда. Именно ее чаще всего называют самой красивой дамой торжественных церемоний не только витебского форума искусств, но и многих других мероприятий, которые уже на протяжении многих лет своим легким, но весомым словом сопровождает эта леди. Поклонники сравнивают ее то со Снежной королевой, то с нежной принцессой. Такие сказочные ассоциации вызывают запоминающиеся наряды Елены. Они предвосхищают атмосферу любого праздника, лицом которого является эта замечательная ведущая. Сама она о своей работе как-то сказала: "Я заполняю паузы между выходами на сцену известных людей..."

- Елена, всегда было интересно узнать, какая должность значится у вас в трудовой книжке?
- Согласно трудовой книжке моя должность звучит так: "корреспондент специальный". Мне это словосочетание не очень нравится, так как оно напоминает словосочетание "карп фаршированный". Безусловно, было бы веселее, если бы там так и значилось: "заполняет паузы". Кстати, когда мою профессию впервые определили именно так, я обиделась. Был какой-то сложный концерт, все прошло хорошо, после чего один чиновник подошел ко мне, похвалил, добавив, что я прекрасно заполняла паузы между выступлениями артистов. Сейчас я уверена, что это так и есть. Например, на сцену нужно выкатить рояль, спустить что-то сверху. Во время таких сценических маневров ведущий и должен "брать огонь на себя". Так что успех концерта и целостность его восприятия зрителем в немалой степени зависят от нашего красноречия.

- А что нужно делать, чтобы заполнять эти паузы грамотно?
- Нужно меньше говорить "я". Это мое приватное мнение. Мне кажется, чем меньше я буду думать о себе умной и неповторимой, тем больше зрители, да и участники концерта будут мне доверять. Главные на сцене - артисты, которых мы представляем. И от того, с какой интонацией мы это сделаем, зависит, как того или иного артиста будут принимать в зале. Очень часто в основе представления мои эмоции. А иногда разговариваю за кулисами с исполнителем, которого мне предстоит пригласить на сцену, и вдруг - просто дивные секунды откровения: человек рассказывает мне какую-то интересную деталь или вспоминает что-то из своей творческой жизни. И я понимаю, что сам он зрителям об этом никогда не расскажет, а им-то это интересно... Выхожу на сцену и как последний предатель пересказываю этот эпизод зрителям. Правда, пересказываю лишь то, что не является страницами из интимной жизни. Так появляется тепло и рождается доверие в общении между залом, ведущим и артистом.

- Чувствуете ли вы настроение публики и способны ли на него влиять?
- Я - дочь заядлого рыбака. Папа с детства меня брал с собой на рыбалку. А ведение концерта - сродни рыбной ловле: забрасываешь удочку, ждешь и, когда понимаешь, что клюет, пытаешься вытянуть рыбу. Очень важно в этот момент подсечь. Точно так же и с залом. Во время каждого своего выхода я пытаюсь эмоционально, информационно зацепить человека. И если получается, сразу чувствую это. Если зал мертвый, то во время концерта я мысленно ставлю себя на место каждого зрителя и ищу ответ на вопросы: что не так? почему неинтересно? А когда все проходит хорошо, очень радуюсь и могу немного понаблюдать за сидящими в зале. Я всегда вижу людей, которые улыбаются. Вижу тех, кто с интересом меня рассматривает.
Кстати, много пишут о моих нарядах, но и с их подбором все не так просто, здесь тоже нужно быть психологом. Если я веду концерт, приуроченный к чествованию лучших учителей года, то, как вы понимаете, глупо выходить в вечернем платье с голой спиной. Уместнее костюм. А если это "Дажынкі", где основные зрители хлеборобы, стараюсь одеться так, чтобы ни они, ни их жены не почувствовали себя неуютно. Как-то мне сказали коллеги, мол, ты же вела концерт на улице, холодно, почему не взяла свое дорогое белое манто? Да, оно у меня есть, но ведь это праздник простых людей, а не показ моделей.

- Как много времени занимает у вас подготовка к концерту?
- Я встречаюсь с режиссером, который готовит концерт, внимательно слушаю его идеи и рекомендации. Несколько лет назад я ослушалась одного режиссера, посчитав, что сама знаю, что и как нужно делать. Тогда он преподал мне хороший урок, убедил, что я всегда должна делать то, что говорит режиссер, даже если это мне кажется не очень удачным решением. И если что-то в самом деле будет выглядеть плохо, режиссер это увидит сам и в следующий раз сделает по-другому.
Когда мне дают сценарий, читаю его с карандашом. Бывают такие тексты, что просто глазами пробежала - и выучила. Они мне ложатся на душу, и я знаю, что лягут на душу людям, которые придут в зал. Очень люблю такие сценарии. А иногда бывают концерты, когда получаю на руки просто список номеров и артистов. Что делать? Берешь сценарий и ведешь концерт. А порой приходится очень много текста заучивать наизусть. Я это тоже умею делать, тренирую память. Ее надо тренировать, как спортсмен тренирует мышцы...

- Работу над ошибками делаете?
- Если честно, то я такая самоедка, часто себя стесняюсь. У меня счастье длится пять минут после того, как концерт закончился. Высокий каблук можно снять, платье, в котором нельзя садиться, можно повесить на вешалку... А потом начинается самокопание и поиск "блох". Вижу, что что-то сделала удачно, а чего-то можно было и не делать. Правда, иногда смотрю некоторые свои программы, которые вела в прошлом, и мне не стыдно за эти работы. Стыдно, когда ты глуп, самонадеян, груб. А этого у меня никогда не было. Моя профессия сделала меня более внимательной к людям. Мне кажется, что у меня получается быть неформальной со зрителями. Мне всегда хочется, чтобы у них возникло чувство, что мы дружим, но не было ощущения того, что я хлопаю их по плечу. Очень трудно не перейти эту грань. Очень важно, чтобы тебе верили. Зрители мне верят, и я им за это благодарна.
Как-то остановил меня гаишник за нарушение правил. Пока мы разговаривали, возле нас остановилось много машин - все пытались мне помочь и даже предлагали заплатить за меня штраф. Милиционер улыбнулся и отпустил.
Был в отношениях со зрителями еще один момент. Год назад певец Альбано не смог прилететь вовремя в Минск на концерт из-за забастовки авиадиспетчеров. Концерт задерживался. Все нервничали, кто-то уже пошел сдавать билеты. И когда наконец я вышла на сцену, чтобы представить певца, ощутила на себе такой негатив со стороны публики... Было это в Прощеное воскресенье. И я прямо на сцене сообразила и попросила у зрителей прощения за то, что концерт задержался. Они тут же отреагировали аплодисментами, и все прошло очень хорошо. Так что моя любовь с залом почти всегда взаимна.

- Отношения с мужем, насколько я знаю, у вас тоже гармоничные...
- Да, мы вместе уже более двадцати лет, у обоих это второй брак. Когда мы поженились, он мне сказал, что повторный брак - это победа надежды над опытом. Я часто вспоминаю эти слова и ловлю себя на мысли, что рядом со мной именно тот мужчина, которым я грезила в свои романтические шестнадцать... Нам до сих пор интересно вместе, и мне кажется, что с каждым годом он да и я становимся лучше: терпимее, заботливее, внимательнее друг к другу... Любовь - это свет. Хочется пожелать всем побольше такого света в жизни, в мыслях. Ведь наша жизнь зависит от того, как мы думаем. Так что, согласитесь, есть смысл в любой ситуации мыслить позитивно...

Алексей ВАЙТКУН.