Верный ход

07.03.2008
"Беларусь сегодня. СБ", 7 марта 2008 г.


По легенде, жанр ток-шоу возник абсолютно случайно - будто бы во время одного из своих прямых эфиров знаменитый Фил Донахью вдруг понял, что у него закончились вопросы, и предложил микрофон одному из сидящих в студии: мол, давайте узнаем, что могли бы спросить у нашего гостя зрители... Возможность высказываться на равных со звездой и тем паче быть услышанным так понравилась публике, что за короткое время ток-шоу стали чрезвычайно популярны сначала в Америке, а после и везде. Правда, сейчас прежней аудитории такие программы почти нигде не собирают и местами уже поговаривают о скором закате этого жанра. А тем временем белорусское телевидение только входит во вкус, открывая одно ток-шоу за другим, - причем зрители не возражают, напротив, как свидетельствуют всевозможные исследования, наша аудитория предпочитает белорусские "разговорные программы" даже традиционно рейтинговому кинопоказу. А все потому, что здесь, как и в золотые времена Донахью, никого не лишают возможности быть услышанным, не делают ставку на скандальность, как это происходит в большинстве ток-шоу на других телеканалах. Программу Александра Мартыненко "Ответный ход" (Первый канал), например, по-прежнему смотрит каждый четвертый из сидящих по ту сторону экрана - за четыре месяца в эфире интерес к этому проекту ничуть не уменьшился. Определенно, есть повод для встречи с ведущим столь популярного ток-шоу. И не один - у Александра Ивановича, заместителя председателя Белтелерадиокомпании, всегда есть о чем спросить...

- Интересно, Александр Иванович, как вы чувствуете себя в роли ведущего ток-шоу, если учесть, что такого опыта у вас еще не было?
- Сложно. Чувствую себя учеником... Но я стараюсь быть хорошим учеником - пересматриваю каждую программу, запоминаю свои ошибки и стараюсь их больше не повторять. Не стыжусь об этом говорить, как не стыжусь выслушивать замечания коллег...

- В отличие от других ведущих ток-шоу вы всегда держитесь как будто в тени гостей студии...
- Это моя позиция - мне важнее выслушать всех героев программы, а не показать, какой я умный. К слову, психологи, работающие с нашими гостями перед эфиром, настраивают их не ждать, пока я предоставлю им слово, убеждают высказываться свободно и говорить именно то, что думают.

- Хватает ли метража вашей программе? Бывает, что остается ощущение, будто разговор оборвался на самом интересном месте?
- Метража хватает. Хотя чувство, что "не договорили", тоже иногда возникает. Есть темы, обсуждать которые можно сутками, и все равно каждый останется при своем и мы так и не придем к согласию, не найдем золотой середины. Не исключено, что такие темы наша программа будет поднимать неоднократно.

- А что вы будете обсуждать в ближайших выпусках "Ответного хода"?
- Собираемся поговорить о неженских видах спорта, о наших замечательных женщинах-спортсменках, которые занимаются и кикбоксингом, и сумо, и самбо, и тяжелой атлетикой... После обсудим работу за рубежом, борьбу с курением...

- А вот лично мне интересно, почему все так отчаянно ринулись в Интернет. Кстати, вы зарегистрированы на сайте "Одноклассники.ru", ведете ЖЖ?
- С бывшими одноклассниками предпочитаю общаться по телефону, а еще лучше - лично. Живой журнал, возможно, я и вел бы, но - некогда... Вообще, дефицит времени - сейчас проблема многих, на живое общение его, времени, часто не хватает, поэтому и становятся популярными проекты типа "одноклассников". Ну и, с другой стороны, интернет-общение ни к чему не обязывает. А кому-то Интернет интересен все еще как техническая новинка... И еще хочу сказать, что эта тема у нас уже в разработке, хотите - обсудим ее в прямом эфире?

- Возможно... Но сейчас я хочу переадресовать вам несколько вопросов наших читателей - уже как к заместителю председателя Белтелерадиокомпании. Сохраняя свой высокий рейтинг, "Ответный ход" привлекает на телеканал новых рекламодателей. В свою очередь, зрители (они же - читатели "СБ") интересуются, есть ли ограничения на количество рекламы в эфире. И проверяет ли кто-нибудь на нашем ТВ качество рекламируемых медицинских препаратов.
- Предельное количество рекламы ограничивается законодательством о рекламе. Белтелерадиокомпания - структура законопослушная, сама себя контролирует. Ну и качество медпрепаратов, которые рекламируют наши телеканалы, тестируется как минимум на их безвредность...

- При составлении программы телепередач учитываются пожелания зрителей?
- Стараемся учитывать максимально... Хотя выбрать "среднестатистическое" пожелание довольно сложно. Обычно наш аналитический центр изучает преобладающую аудиторию в определенные промежутки времени - и дальше изучаются уже желания этого большинства. Именно поэтому новые многосерийные фильмы в выходные дни в нашем эфире теперь можно смотреть целиком. Кстати, и российские телеканалы в последнее время часто поступают так же - потому что зрители одобряют такую форму кинопоказа.

- Можете назвать телепрограммы, которые интересны вам как зрителю?
- Вряд ли - я поглощаю все. Фактически вся моя жизнь проходит на фоне включенного телевизора, и на любом телеканале, в любой программе я всегда нахожу что-то интересное. К слову, очень люблю смотреть рекламу. Оценивать ее с точки зрения эстетики, креатива... Часто это ведь настоящее искусство - умудриться за несколько секунд убедительно рассказать о товаре или услуге.

- Да уж, телезритель вы нестандартный. Большинство рекламу способно только ругать...
- Но не стоит забывать, что на деньги от рекламы наши телеканалы покупают все, что не производят сами, - фильмы, сериалы, концерты зарубежных звезд... Все это очень недешево стоит.

- А что еще "за кадром" у Александра Мартыненко, помимо круглосуточно включенного телевизора?
- Люблю всевозможный спорт - боксом занимаюсь, плаваю, хожу на лыжах, обожаю лошадей...

- Значит, лучший вариант отдыха для вас - конная прогулка?
- Уединение. И еще, пожалуй, выключенный телевизор. Потому что, как только я щелкаю пультом, сразу начинаю сравнивать, анализировать, думать над новыми проектами... У нас же сейчас подготовка к новому телесезону в самом разгаре! Но об этом мы лучше поговорим с вами летом...

Ирина ЗАВАДСКАЯ, СБ.