Ваш надежный спутник

30.01.2015 "Беларусь сегодня. СБ"

Десять лет назад на мировую медиаорбиту вышел первый и пока единственный международный спутниковый телеканал страны "Беларусь 24". Круглые сутки он вещает для 270 миллионов зарубежных зрителей в 100 странах мира. Только за 2014 год его аудитория выросла более чем в два раза.

Что стало причиной столь завидного интереса к Беларуси у жителей других стран, какова цена ошибки ведущего аналитической программы, о "Евровидении" как об успешном бизнес-проекте, наконец, о перспективах спутникового телеканала накануне юбилея нам рассказал заместитель председателя Белтелерадиокомпании Марат Марков.

- Марат Сергеевич, в прошлом году вам удалось подсадить на информационный крючок кнопки "Беларусь 24" тысячи новых зрителей. Чем взяли аудиторию?
- Видимо, отношением. Профессиональным - к делу, заинтересованным - к зрителю. И холдинг Белтелерадиокомпании во главе с Геннадием Давыдько постоянно уделяет серьезное внимание каналу: мы не ждем милостей от природы и серьезно работаем над тем, чтобы охватить как можно большую территорию вещания. На мой взгляд, в прошлом году Беларусь как суверенное государство предприняла ряд значимых шагов, которые у многих изменили отношение к нашей стране, повысили к ней интерес. Словосочетания "минские договоренности", "минские встречи" стали устойчивыми в политическом лексиконе. Многих зрителей действительно зацепил наш контент, прежде всего новости, их подача. И канал "Беларусь 24", и новости из нашей страны стали искать целенаправленно. Чтобы узнать объективную информацию о происходящем, чтобы разобраться на основании фактов, а не слухов, конкретики, а не домыслов. И потом, наш спутниковый канал - классическое разножанровое телевидение. Яркая картинка, динамичные анонсы, много инфографики и современный дизайн привлекают к нему внимание, мы стараемся соответствовать лучшим международным стандартам.

- Ваш партнер в России - ООО "Сигнал Медиа" - один из крупнейших дистрибьюторов неэфирного ТВ на российском рынке. Кто еще помогает вам в распространении телеканала?
- Сейчас активно опираемся на помощь МИД, белорусских диппредставительств за рубежом. Стараемся привлекать к сотрудничеству белорусские диаспоры за рубежом. На наше предложение активно откликнулся почетный консул Беларуси в Тюмени Владимир Шугля. По его словам, в Тюменской области проживают более 50 тысяч этнических белорусов, все они заинтересованы в том, чтобы смотреть "Беларусь 24". Владимир Федорович инициировал включение нашего телеканала в пакеты крупнейших кабельщиков региона.

- Речь идет о том, чтобы договоры на право вещания "Беларусь 24" покупались кабельными операторами?
- Наш канал - некодированный, находится в открытом доступе на спутнике, и многие кабельщики зачастую берут его в свои пакеты, не уведомляя нас об этом. В частности, на наше предложение инициировать включение телеканала в пакеты кабельных операторов Республики Коми пришел ответ от председателя общественной организации "Белорусская национально-культурная автономия в Республике Коми" Аркадия Крупенько о том, что канал наш там известен, его смотрят и он лично в том числе. 

- Радостно. Вы намерены по-прежнему отдавать сигнал спутникового телевидения безвозмездно?
- Я подчеркну: в 2005 году Глава государства, инициировав создание Первого белорусского спутникового телеканала, четко обозначил его цель и суть: "Беларусь 24" - "имиджевый канал нашей страны. Его предназначение состоит в том, чтобы доводить до многомиллионной аудитории разных стран объективную информацию о нашем государстве". Исходя из этого поручения, мы ставим на первое место увеличение числа наших зрителей на всей территории, где возможен прием сигнала телеканала, и только на втором месте - коммерциализация процесса. На втором, а не на последнем. Канал уже сегодня зарабатывает.

Плюс в том, что нас могут смотреть очень многие через спутник, минус - мы не в состоянии всех отследить и подсчитать. Мы рады, что "Беларусь 24" известен и пользуется спросом, однако хотелось бы максимально формализовать отношения с кабельными операторами из соседних стран для того, чтобы мы могли объективно фиксировать территорию нашего телесмотрения. И эта задача стоит перед руководством канала в 2015 году.

- Авторская программа Евгения Новикова "Права человека. Взгляд в мир" вызвала претензии Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания Украины. Что это был за скандал?
- Тот редкий случай, когда журналист высказал свое личное мнение по ситуации в Украине и ошибся. Если бы после этого канал "Беларусь 24" прекратил свое вещание в Украине, можно было бы говорить о скандале.

"Беларусь 24" - канал государственный, поэтому требования к тем журналистам, кто ведет новостную или аналитическую программу слишком высоки. Проект Новикова "Взгляд в мир" существовал много лет. Мы предполагали, что нужны новые идеи, передачу нужно менять, еще до всех этих событий, когда украинский надзорный орган усмотрел в высказываниях Новикова крамолу. А уже после ситуация разрешилась мгновенно. Но я хочу, чтобы вы понимали: уход программы из телеэфира и увольнение Новикова из Белтелерадиокомпании - это абсолютно разные вещи. Евгений - опытный журналист с широким мировоззрением, он до сих пор у нас работает и сейчас готовит свой новый авторский проект.

- Марат Сергеевич, вы курируете не только "Беларусь 24", в вашем подчинении и Агентство теленовостей, телеканал "Беларусь 1", пресс-служба и интернет-дирекция. Как наниматель вы ратуете за опытных тележурналистов или за молодых?
- Самый лучший вариант - это когда опытный человек чувствует в себе достаточно сил, чтобы работать, как молодой.

- Вы лично уже три раза съездили на конкурс "Евровидение" в составе официальной делегации. Есть мнение, что белорусы относятся к этому конкурсу более серьезно, чем представители других стран. Скажите прямо, есть у вас такая задача - добыть для Беларуси победу в этом конкурсе во что бы то ни стало?
- Нет, такой задачи нет, и слава богу. В Беларуси этот конкурс, равно как и новый крупный проект БТ "Я могу!", проект "Хочу в телевизор!" и ряд других - это возможность, площадка для каждого белоруса проявить себя, фактически - та дверь, которую нужно открыть, чтобы и реализовать себя, и стать известным как минимум в своей стране. Международное же "Евровидение" - это мощный бизнес-проект, и для того, чтобы привлекать зрителей и зарабатывать столько денег, сколько конкурс зарабатывает, ему всегда нужен будет скандал, что абсолютно нормально для шоу-бизнеса. Прошлогодняя победа Кончиты Вурст лишний раз этот факт подчеркнула.

- Но мы же не такие люди? Мы скандалить не будем?
- И у нас бывает, но по другим причинам. Всегда говорили и будут говорить, что Белтелерадиокомпания якобы заранее все решила, победитель национального отбора известен заранее. Два года назад, например, некоторые журналисты писали, что абсолютно точно на конкурс поедут ДиДюЛя с Лоренсом. В этом году в финале прочили победу проекту MILKI Александра Рыбака. И что? Где теперь эти Кассандры? "Евровидение" - конкурс абсолютно непредсказуемый.

- Иными словами, те, кто говорит, не знают, а те, кто знает, никогда не скажут. Вы себя относите, кстати, к первым или ко вторым?
- Постоянно сомневаюсь, поэтому стараюсь говорить меньше.

СПРАВКА "СБ"

На сайте www.belarus24.by телеканал "Беларусь 24" можно смотреть в любой точке мира.
С февраля ежедневно по будням в эфир будет выходить аналитическая программа "Акценты".
О культурной жизни белорусов расскажет проект "Артишок": события, премьеры, скандалы, лица.

Виктория ПОПОВА.