С-300 и С-600 на вооружении БТ: кто и как готовит белорусские новости

16.01.2016 По сообщению sputnik.by

Белорусское телевидение в этом году отмечает шестидесятилетний юбилей.

Для одних просмотр телевидения это способ получить информацию, для других - вечерняя или утренняя традиция. Но процесс подготовки как оперативных новостей, так и циклов передач - дело отнюдь непростое и требует оригинальных технических решений. Sputnik отправился в знаменитый "столбик" на улицу Макаенка, чтобы узнать, кто и как готовит белорусские новости.

АТН - государство в государстве

На сегодняшний день в Белтелерадиокомпании трудится порядка двух тысяч человек. Редакторы, журналисты, операторы и даже гримеры - все вместе они делают новости, передачи, ток-шоу, снимают документальные фильмы и организовывают эксклюзивные прямые трансляции. А это - шесть республиканских каналов, пять радиостанций и интернет-сайты, вещающие на всю страну - крупнейший в Беларуси информационный холдинг.

Особое место в медиахолдинге и в целом на белорусском ТВ занимает Агентство телевизионных новостей Белтелерадиокомпании. Причина проста: именно эти люди во многом формируют все представления о происходящем, как в Беларуси, так и за ее пределами. По мнению многих профессионалов, это наиболее оперативная служба новостей. Если на территории страны что-то произошло, то АТН максимально быстро снимет это событие и первым расскажет о нем телезрителям.

"Благодаря тому, что Агентство теленовостей обладает собственной корреспондентской сетью и готовит контент для всех телеканалов нашего медиахолдинга, можно в шутку его назвать государством в государстве, хотя доля правды, конечно же, в этой шутке есть", - рассказал Sputnik главный директор главной дирекции АТН Иван Эйсмонт.

Он также добавил, что новости в Беларуси на главном канале страны выходят до 10 раз в день. И ни разу не было такого, чтобы они вдруг не вышли. При этом АТН само решает - на каких новостях заострить внимание, а какие события проигнорировать.

Первый выпуск "Новостей" идет в семь утра, последний - за пять минут до полуночи. И эти же люди, которые заняты в подготовке новостей, также работают над производством оригинальных телевизионных проектов, которых сегодня на каналах Белтелерадиокомпании насчитывается порядка сорока. По этой причине рабочий день многих сотрудников АТН начинается в четыре утра и заканчивается глубокой ночью.

Сегодня новости со всех уголков Беларуси ежедневно собирают практически триста человек. Главное в новостях, конечно же, оперативность. Именно поэтому важную роль в работе телевизионщиков занимает техническое оснащение. Вот в этом Белтелерадиокомпании есть чем удивить.

С-300 уже освоена, С-600 на очереди

Если местами внутренний интерьер телецентра и напоминает о неистребимом советском прошлом, то все намеки на него заканчиваются в двух студиях, откуда выходят новости и где снимаются шоу.

Телевизионщики расшифровывают С-300 как студию ("С") размером в триста квадратных метров ("300"). Ну а "пусковая кнопка" - это не иначе как консоль запуска информационных баллистических ракет. Как огня ее боятся коррупционеры и случайные герои, к примеру "Зоны X", попавшие в перечень стратегических целей телевизионщиков. Но эти пугающие названия не ведут на тропы войны. Все дело в том, что на заре распространения телевидения каналов было совсем мало. Достаточно было шести кнопок на стареньком телевизоре, чтобы настроить их все. С тех самых времен канал гордо называют "кнопкой". Включил - и картинка прямо перед тобой.

От коридора С-300 отделяет массивная звуконепроницаемая дверь. Ее отличие от других - предупредительная табличка о том, что все персональные гаджеты должны быть отключены. Эта дверь -  ход в телевизионное зазеркалье и одновременно путь к миллионам зрителей, среди которых и президент, и житель поселка где-нибудь на окраины страны.

Но во время нашего визита студия пустует. Пока только в гримерке ведущая готовится к 12-часовому выпуску. Центральное место студии - у ведущего, на которое нацелены десятки телекамер и проекторов, расположенных на взгляд непрофессионала как будто в хаотическом порядке. Перед ними - черные экраны мониторов. Рядом с местом ведущего пустует кресло спортивного обозревателя. Каждый из нас с легкостью узнает это место, но не представляет, насколько оно просторное и какая сложная система из всех слажено функционирующих устройств работает над ним.

С-300 на сегодняшний день - это главная новостная студия страны. Но сейчас особой гордостью белорусских телевизионщиков является студия С-600. По словам Эйсмонта, недавнему техническому переоснащению "600-ки" позавидует любая телекомпания в Восточной Европе.

Экран длиной в 43 метра

В отличие от своей предшественницы, С-600 заполнена людьми, которые ходят в этом пространстве и непрерывно что-то обсуждают. Среди них - участники нового телешоу "Детский доктор", операторы, сценаристы и режиссеры. В день нашего визита в студию пришло много родителей вместе с детьми. Причина проста - сейчас в ней снимается шоу, а все участники готовятся к тракту. Говоря иными словами - "прогоняют" все свои действия согласно сценарию, чтобы съемка прошла безукоризненно.

В пространстве С-600 обескураживает огромный экран высотой в 5 метров и длиной в 43 метра. Этот экран - главный элемент студии. Он собран из 860 модулей. Благодаря высокому разрешению (шаг пикселя - всего 3,75 мм) картинка кажется абсолютно реальной и с неразделимыми точками уже с расстояния четырех метров.

"Ничего подобного у нас раньше не было, да и у наших соседей. Благодаря этому экрану декорации могут видоизменяться до абсолютно фантастических пейзажей. Помимо этого, можно экспериментировать с так называемыми "обложками" для наших проектов", - поделился возможностями новой техники Эйсмонт.

Благодаря этому уникальному экрану сменить виртуальные декорации теперь не составит труда. И если раньше рабочие с художниками могли сутками работать над новыми декорациями, то теперь этот процесс осуществляется нажатием клавиши "Enter" на компьютере. Сами сотрудники рассказывают, что экраны создают настолько реалистичную картинку, что порой хочется войти в нее и растворится в этой реальности.

От радиолы "Минск-61" до Full HD камер

Действительно, студии Белтелерадиокомпании сегодня могут похвастать самым современным оборудованием, без которого нынче не обходится вещание. А мы тем временем заглянули в музей Белорусского телевидения и радио, который также разместился в здании на Макаенка. Там сейчас покоятся винтажные камеры, первые телевизоры с вмонтированными виниловыми проигрывателями и монтажная техника, на которой когда-то начинали свою работу пионеры телевещания. Помимо этого - раритетные диктофоны и звуковые открытки. В эру, когда даже посетитель детского сада может похвастаться одним устройством, замещающим все эти приборы, даже представить сложно, как сегодня можно работать на таком технически сложном уровне. Кажется фантастикой, что вся эта аппаратура - уже давно история, а перечень всей техники заменяется компьютерными приложения и цифровыми программами.

Однако сегодня даже пять лет - это очень большой срок для развития возможностей телевидения.

"Поспевать за техническим прогрессом - это то, над чем сегодня надо думать. За последние десять лет изменилось очень многое, особенно когда с ТВ начал конкурировать Интернет. Теперь вместо одного канала у нас шесть. Вместо пленочных камер мы используем Full HD технологию", - рассказал напоследок Sputnik Иван Эйсмонт.

По его словам, телевидение сегодня и, особенно, новости - вещь далеко не дешевая. Однако за высокой стоимостью скрывается все же качество, на которое приятно посмотреть даже по истечению десятков лет. В то время как новости - процесс ежедневный и, как кажется, неизменный, то само телевидение - это что-то из разряда технических достижений, которые меняются и эволюционируют вместе с нами каждый год.

Андрей Диченко, Sputnik.