Респектабельный мужчина Иван Михайлов

20.12.2013
"Беларусь сегодня. СБ", 20 декабря 2013 г.


У директора Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании Кирилла Казакова новый заместитель - известный журналист Иван Михайлов. Обживаться в просторном кабинете на шестом этаже бывшему ведущему программ "Спорт-кадр" и "Сфера интересов" помогает Наталья Кирсанова - коллега по телеэкрану и супруга в реальной жизни. "Первым делом Наташа принесла в кабинет вот этот полосатый кофейный набор, - кивает Михайлов в сторону чашек. - На этом и мой, и ее энтузиазм несколько поутихли. Когда-нибудь, конечно, найду применение голым стенам и пустым полкам, но, если честно, времени на благоустройство не хватает. Кресло руководителя обязывает постоянно находиться в самом центре рабочего процесса". 

- На этой неделе АТН запустило в эфир второй сезон документального проекта "Судьба гигантов". На этот раз вы рассказываете зрителям истории известных советских "съедобных" брэндов. Признайтесь честно, тоже скучаете по сырку "Дружба" и мороженому за 20 копеек? 
- Не то слово. Помню, как покупали с ребятами на рубль пять стаканчиков мороженого и съедали все за раз. Казалось, что ничего вкуснее на свете просто не существует. И знаете, что самое интересное? Технология производства этого мороженого за 20 лет совершенно не изменилась. 

- А мне вот кажется, что у современного пломбира совсем другой вкус, не такой, как у того мороженого из детства. 
- Журналисты съемочной группы тоже спросили у технолога, почему раньше мороженое было вкуснее. Ответ удивил всех: "Рецептура лакомства осталась той же. Просто раньше вам было 5 лет, а сейчас 35. Изменился не вкус мороженого, а вы сами". А ведь так оно и есть. Вспомните, например, сельдь иваси, шоколад "Аленка", рижские шпроты, "Киевский торт", "Советское" шампанское, чай со слоном... Их вкус любили все жители когда-то большой страны, но они исчезли с прилавков гастрономов вместе с самими гастрономами. "Судьба гигантов - 2" - это путешествие в такой магазин, которого сейчас не найдешь ни в одном городе. Спустя десятилетия канал "Беларусь 1" вновь накрывает новогодний стол в советском стиле. Это не дань моде и не просто праздник в стиле ретро - это ностальгия. За каждым из этих атрибутов праздничного стола - жизни людей и технологии, которые значительно старше, чем каждый из авторов проекта. 

- Вы ведь тоже стали автором одной из серий? 
- Да, я расскажу телезрителям о том самом легендарном чае со слоном. К сожалению, плохо помню его вкус, потому что в 80-х цейлонский чай был в большом дефиците, семья могла себе позволить его только по большим праздникам. Специально для съемок я съездил в Шри-Ланку, где традиции сбора чайных листьев не меняются уже более сотни лет. И очень удивился, узнав, что самый знаменитый в мире чай появился там случайно: английские колонизаторы забавы ради привезли на Цейлон пару кустов. А они размножились и со временем принесли Шри-Ланке славу ведущей чайной страны мира. Вообще для меня каждая серия стала маленьким открытием. Вот вы, например, знаете, зачем в "Докторскую" колбасу раньше добавляли селитру? 

- Думаю, для того, чтобы выглядела в витрине поаппетитнее. 
- В точку! Без селитры колбаса имела серый цвет вареного мяса, а чтобы колбасные изделия выглядели розовыми и внешне привлекательными, в них добавляли нитрат натрия. В нынешнем производстве селитру давно не используют, заменяют ее другими пищевыми добавками. Какими именно - зрители узнают в одной из серий "Судьбы гигантов - 2". Кроме того, наши журналисты расскажут, почему пиво "Венское" появилось в магазинах под названием "Жигулевское", откуда вышла первая бутылка шампанского под маркой "Советское" и как оно стало непременным атрибутом новогоднего застолья. Почти два десятка заводов открыли свои двери для съемочной группы и рассекретили рецепты своих самых популярных продуктов. - Судя по рекламе и размаху, АТН в этом году рассчитывает на еще одну "Телевершину"? 

- То, что в прошлом году первая часть цикла взяла Гран-при и была признана лучшим телевизионным проектом прошедшего сезона, ко многому обязывает. Не скрою, по-прежнему рассчитываем на оценку и признание не только со стороны зрителей, но и со стороны профессионалов медиасферы. Загадывать еще рано, дайте отдышаться. Будем следить за рейтингами, а там посмотрим. 

- Ток-шоу "Форум" теперь тоже перешло под ваше руководство? 
- Да, и с нового сезона, кстати, мы немного изменим концепцию программы, сделаем ее более интерактивной. Ведущий Дмитрий Бочков будет обсуждать с гостями не только серьезные резонансные темы, но и более легкие. 

- Это какие, например? 
- В данном случае я говорю о так называемых ностальжи-выпусках. Будем готовить эфиры, посвященные людям, вместе с которыми ушла целая эпоха: Стефания Станюта, Михаил Пташук... Интерес к этим персонам не только не угасает, а, наоборот, увеличивается с каждым годом. 

- А как же главная "фишка" "Форума" - проблемы, аналитика, аргументы? Или сами зрители уже диктуют новый формат? 
- Появление ностальжи-выпусков вовсе не означает, что народу перестали быть интересны цифры и аналитика. Как показывает практика, и те и другие эфиры имеют в равной степени одинаковый интерес со стороны зрителей. Разница лишь в самой аудитории. За счет изменения концепции мы попытаемся ее расширить. Аналитика из "Форума" никуда не уйдет. 

- Руководитель российского Первого канала Константин Эрнст недавно заявил, что аналитическая журналистика стремительно теряет свои позиции. Мол, в эпоху глобальной и повсеместной информатизации людям нужны лишь факты, а дать им оценку умный зритель/читатель способен самостоятельно. 
- Любое мнение имеет право на существование. 

- Но вижу, что вы с Эрнстом не согласны. 
- На мой взгляд, сегодня аналитика актуальна как никогда. В качестве примера приведу недавнее республиканское совещание по решению проблемных вопросов в строительной области. Президент поставил задачу: стоимость квадратного метра жилья по госзаказу не должна превышать среднемесячную зарплату по стране. Интернет-форумы мигом накрыла волна вопросов: как может "квадрат" стоить чуть более пятиста долларов? А мы в эфире объяснили, почему может, плюс подробно рассказали, исходя из каких факторов рассчитывается стоимость квадратного метра. То есть политическое заявление - это одна часть вопроса, а его экономическое обоснование - другая. Как ни крути, аналитика по-прежнему нужна нашему обществу. 

- Правда, что со следующего сезона еще один проект АТН - информационно-аналитическая программа "В центре внимания" - уходит в долгосрочный отпуск? 
- Информация эта и верная, и неверная одновременно. Место итоговой информационно-аналитической программы "В центре внимания" в воскресной сетке вещания займет новый проект "Главный эфир". То есть сам формат никуда не денется, итоговая программа, подводящая черту событиям уходящей недели, останется по-прежнему на первой "кнопке". Всех секретов, в том числе, кто станет ведущим "Главного эфира", раскрыть пока, увы, не могу. Следите за новостями. 

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.