Председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский: Мы потакаем зрителям

20.11.2009
"Обозреватель", 20 ноября 2009 г.


Новый год для телеканалов стартует осенью. Именно тогда принято презентовать зрителям новые программы и премьеры. Пока мы готовили вопросы по этому поводу председателю Белтелерадиокомпании Александру Зимовскому, появилась еще одна тема для обсуждения: успехи на ниве кинопроизводства...

- Александр Леонидович, в последнее время компания осваивает новое направление работы - кинопроизводство. Недавно права на военную драму "Снайпер. Оружие возмездия", снятую Белтелерадиокомпанией при участии "Беларусьфильма" и компании"Арт Синена групп", приобрел российский Первый канал (ОРТ). Интерес к предыдущему проекту "Майор Ветров" со стороны прокатчиков и телеканалов также был велик. У Белтелерадиокомпании получается делать коммерчески успешное кино?
- При производстве телесериалов мы ставим перед собой именно такую цель - создать коммерчески успешный продукт. При кажущемся обилии такой продукции и у нас, и в сопредельных странах явно наблюдается дефицит качественных сериалов. Мы были просто вынуждены воспользоваться этой ситуацией, и опыт оказался успешным.

- Если не ошибаюсь, Белтелерадиокомпания заказывает маркетинговые исследования по поводу эффективности своей работы. Хотелось бы немного узнать о результатах. Как увеличилась аудитория канала за последние годы, что привлекает зрителей, есть ли динамика в плане интереса рекламодателей?
- Вы ошибаетесь, мы никаких маркетинговых исследований не заказываем. Во-первых, они в Беларуси не нужны - маркет как таковой отсутствует. Во-вторых, их здесь никто не в состоянии провести квалифицированно, главным образом по причине "во-первых".
О тенденциях, которые мы фиксируем и которые являются общими для Беларуси, России и Украины, могу сказать кратко: скачкообразный рост интереса к развлекательным форматам. По данным компании TNS, в ТОП-20 ведущих телеканалов никогда не попадает ни информационное вещание, ни аналитические передачи. Спрос на новости фиксируется примерно на уровне 8 процентов. Если в Беларуси вы отыщете другие цифры, то они высосаны либо из пальца, либо еще откуда-то. Интерес к сериалам вырос вдвое по сравнению с тем, что было еще 2-3 года назад. Их количество может доходить до 50 процентов эфира. И альтернативы этому нет. Зато стремительно идет дробление аудитории. В России в рамках исследовательского проекта Needsсоре выявили 6 групп аудитории (см. график). Причем потребности зрителей не коррелируют с их демографическими особенностями. Поскольку мы держим руку на пульсе, рекламодатель идет к нам, считая наши площадки эффективными. 

- Белтелерадиокомпания открывает новый сезон: на каждом из каналов множество премьер. А вот какие из многочисленных проектов нового телесезона особенно любопытны именно для вас?
- Вообще-то, я в этом смысле не любопытен. Это всего лишь вопрос технологии производства и продаж. 

- Похоже, одной из новых тенденций в работе будет серьезное производство документальных фильмов. Это обусловлено стремлением образовывать зрителей или вы рассчитываете на прибыль и составление конкуренции ведущим производителям такой продукции?
- Признаюсь вам, в конце прошлого сезона мы заметили некую, скажем так, усталость зрителей. Как-то что-то им "абрыдла", что ли... Причин много - избыток предложения, исчерпанность тематики. В качестве медиаменеджера я обязан все эти настроения фиксировать и предлагать свой ответ на растущие запросы аудитории. Поэтому приняли решение: взбодрить расползающиеся "ширнармассы" зрителей. А для этого необходимо периодически поставлять знаменательные эфирные события. И, конечно, поддерживать их анонсами и рекламой. Уверяю вас, специально созданная и должным образом промоутированная программа способна произвести фурор. Тем более что со времен "Резонанса" расследования и документальная журналистика - это наш фирменный жанр. Ну и прибыль, натурально.

- В новом телесезоне стартуют проекты, в том числе и связанные с политикой, авторами и ведущими которых будут девушки. Вы считаете, именно теперь страна нуждается в женской логике?
- Если страна в чем и нуждается, так это в девичьей памяти. Мой собственный опыт позволяет утверждать, что белорусская телевизионная аналитика строится на личностном факторе, она персонифицирована. В новом аналитическом проекте Первого канала мы рассчитываем на успех в связи с тем, что он будет ориентирован именно на ту часть аудитории, которая не просто смотрит новости, а интересуется тем, что за ними стоит. 

- Мне всегда нравилось на Первом канале скромное присутствие криминальных программ. То есть что-то в этом направлении делалось, но в минимальном объеме. А вот в новом телесезоне одной криминальной программой на Первом стало больше. В погоне за рейтингом нельзя упускать ни одной составляющей?
- Такого понятия, как "криминальная программа", не существует. Есть программы, основанные на текущей полицейской хронике, есть отчеты о громких судебных процессах, есть реконструкция старых дел, взятых из открытых архивов. Все вместе это называется "трэш", и публике это нравится. А мы потакаем.

- Александр Леонидович, вы планируете возвращаться в эфир? Стране предстоят политические кампании. Как вы считаете, они будут напряженным состязанием оппонентов или, наоборот, пройдут с явной поддержкой большинством нынешней власти?
- Да я и так в эфире. Иногда даже в кадре. Что касается политических кампаний, то пройдут они штатно, без интриги, после чего главная цель медиа - убедить окружающих, что все прошло законно и демократично.
 
- Убедить? А что, будет в чем убеждать? Я-то думала, что задача СМИ - говорить правду. А вы - все по-ленински, газета - главный агитатор и пропагандист?
- "А не надо думать", как говорят идеологи. В выражении "средства массовой информации" нет существительных и прилагательных, сочетаемых с глаголом "думать". Кстати, В.И.Ленин несколько иначе говорил: "Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор". И выражение "СМИ" в трудах Ильича не встречается ни разу. В общем, чаще, товарищи, надо вам бывать в трудовых коллективах. 

- Вряд ли вы как профессиональный журналист будете отрицать, что последний закон о печати значительно затрудняет работу СМИ. Но как сенатор вы не имели возможности препятствовать принятию этого законопроекта. В связи с этим не возникало ощущения, что ваша работа в Совете Республики - формальность?
 - Если закон содержит дебильные положения, это не значит, что он не должен исполняться. Пока СМИ выступают в роли дневального и единственная их задача - наложив в штаны, орать: "Дежурный по роте, на выход!" - им и закон-то не нужен, достаточно устава внутренней службы. Когда я служил в нашем Сенате, у меня не возникало ощущения, что мы с коллегами подходим к работе формально. У авторов законопроектов мы попили кровушки. А закон о СМИ никого не интересовал ни тогда, ни сейчас. Законы, да будет вам известно, интересуют только тех, кто не намерен их соблюдать. 

- Вы регулярно выступаете как колумнист на одном из информационных сайтов, где общается преимущественно оппозиционно настроенная аудитория. Зачем вам это надо? Профессиональный азарт завоевать изначально негативно настроенную аудиторию?
- Нельзя утрачивать навыки ремесла. Поэтому я работаю с текстами. Пишу авторские колонки для крупного частного сетевого ресурса, готовлю комментарии для радиопрограмм, тексты для комментаторов телевидения и радио. Редактирую программы, разрабатываю сценарные определенные схемы. Эта часть моей обыденной практики не занимает много времени. И азарта никакого нет. Для негативно настроенных читателей я вроде ассенизатора - позволяю всплыть унылому говну, которое их переполняет. 

- Знаю, что у вас есть чудесный пес - немецкая овчарка Ильф. А что вы думаете насчет фразы "чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак"?
- Что собой представляют люди, я знаю с рождения и никогда не строил иллюзий. А Ильф у меня три с половиной года. Поживем - увидим... 

Ольга ТАРАСЕВИЧ.

Сегменты телеаудитории (Россия)

Любители острых ощущений - 5,6% - 2.7 млн. чел.
Принимающие решения - 15,9% - 7.8 млн. чел.
Знатоки - 3% - 12,9 млн. чел.
Любители развлечений - 26,5% - 13 млн. чел.
Ориентированные на семью и общество - 14,5% - 7,1 млн. чел.
Ценители гармонии - 11,2% - 5,5 млн. чел.