Параллели Грюнвальда

16.07.2010
"Минский курьер", 16 июля 2010 г.


Чем похоже нашествие крестоносцев на нашу землю в XV столетии на вторжение нацистов в XX веке?
Документальный фильм "Два нашествия" был снят к 600-летию Грюнвальдской битвы. Он выйдет 22 июля на телеканале "Лад". Снимали ленту в польских Грюнвальде и Мальборке, а также на территории нашей страны - на "Линии Сталина" и в "Дудутках", где в конце этого месяца пройдет фестиваль славы белорусского оружия "Наш Грюнвальд". Атмосферу самого знаменитого сражения крестоносцев с войском Великого княжества Литовского, Польши создают сотни рыцарей, которые скачут на лошадях, стреляют из пушек и, конечно, сражаются на поле боя, не жалея мечей. А вот картины из жизни времен Второй мировой войны настоящие - взяты из архивов. 
- Между нашествиями крестоносцев и нацистов можно провести немало параллелей, - рассказывает один из авторов сценария документального фильма Александра Красько. - Например, клич, который объединил германцев в XV столетии, звучал как "Дранг нах остен!". А через пять веков в третьем рейхе появился план "Ост". Его существование не было доказано на Нюрнбергском процессе, но через 35 лет после Великой Победы текст этого плана нашли в федеральном архиве Германии. А несколько лет назад исторический документ был оцифрован и доступ к нему получили все желающие. Наша съемочная группа внимательно его изучила и нашла немало интересного. 
Сценаристы обнаружили еще одну важную общую деталь двух войн, разделенных пятью веками, - в них сражались не только профессионалы, но и те, кто не был обучен тактике боя. 
- В Великую Отечественную это были партизаны, а во время Грюнвальда - участники рыцарского обоза. Легенда гласит, что кузнецы, конюхи и прочий "гражданский" люд неожиданно вступил в бой у Грюнвальда. Оружием служило все, что было под рукой: вилы, топоры, - рассказывает Александра Красько. - Партизаны в Великую Отечественную войну также мастерили оружие из подручных средств. 
Воссоздавать события двух войн сценаристам и режиссерам "Двух нашествий" помогали белорусские историки. 

Елена ИВАШКО, "МК".