Опираться нужно на тех, кто знает свое дело

21.12.2012
"Беларусь сегодня. СБ", 21 декабря 2012 г.


Агентство телевизионных новостей - крупнейшая в стране информационная служба, которая в последнее время заметно набирает обороты. Главный продукт агентства - новостные и аналитические телевизионные программы на главном канале страны - "Беларусь 1". Но, кроме этого, журналисты АТН производят более 30 оригинальных цикловых передач для трех телеканалов Белтелерадиокомпании, документальные фильмы и массу другого телевизионного продукта. К управлению агентством пришла молодая инициативная команда профессионалов во главе с Кириллом Козаковым.
Уже стали настоящим брендом "первой кнопки" новые программы и фильмы: "Независимость. Перекрестки", "Журналистское расследование", "Наши", "Судьба гигантов", "Тайны следствия"... Динамику проектам АТН придает в том числе и заместитель председателя Белтелерадиокомпании Марат Марков. В его кабинете ежедневно рождается новостная картинка мира, здесь и руководители АТН, и рядовые журналисты спорят, обсуждают степень значимости тех или иных событий. Марат Сергеевич помогает корреспондентам осуществлять самые амбициозные проекты. О правилах хорошего руководителя и планах на 2013 год мы поговорили с Марковым в привычном для новостей темпе, то есть очень быстро.

- Марат Сергеевич, вы в Белтелерадиокомпании проработали год. Что нового узнали о себе за это время?
- Я люблю эту работу (улыбается).

- Тогда откройте основные секреты опытного руководителя.
- Эти правила давно прописаны. Историческим гуру для себя в этом вопросе выбрал кардинала Ришелье, которого вполне заслуженно относят к одним из лучших управленцев всех времен. В своем политическом завещании королю Людовику ХIII кардинал в образной, но вполне понятной форме изложил ряд основных правил эффективного управления. Приведу лишь некоторые из них, в переводе на современный язык:
1. В работе подчиненных необходимо уметь замечать недостатки, но главное - успехи и достижения. Любой человек должен понимать, что его работу начальники видят и справедливо оценивают.

2. Своих нужно защищать. Камарилья сгубила уже не одного человека. Если специалист вам как руководителю доверился, он должен быть уверен в том, что вы его поддержите в трудную минуту.
 
3. И еще - своим подчиненным нужно изначально доверять. Недоверие рождает предательство.

Но на подхалимов и льстецов тоже опираться не стоит. Лучше на тех, кто сопротивляется. Человек должен иметь свое мнение. Именно поэтому я взял за правило слушать журналистов, обсуждать с ними каждый новый проект и каждый рабочий нюанс.
Но. Есть железное правило. Решение обсуждается, пока оно не принято. После этого - безусловно выполняется.

- Вам не надоела политика?
- Политика - это та сфера, которая окружает нас всегда. Просто отношение к ней, к субъектам и объектам политической сферы во многом зависит от степени информированности, т.е. от качества моей повседневной работы.
Когда ты хорошо информирован, многие вещи становятся на свои места. Допустим, на выборную тематику мы подготовили проект "День выборов. Особенности национальных политик" о некоторых подробностях избирательного законодательства "главных демократических стран" (например, США). Так вот на их фоне избирательное законодательство Беларуси выглядит сверхдемократично. Простой пример: какое к нам было постоянное замечание со стороны якобы независимых наблюдателей, вы помните?

- Досрочное голосование?
- Именно. Так вот наше 5-дневное досрочное голосование в сравнении с двухмесячным в так называемых развитых демократиях - это статистическая погрешность.
Я не устаю повторять журналистам: чтобы вступать в полемику, а иногда и просто грамотно задать вопрос, необходимо быть более осведомленным, чем ваши оппоненты. Тогда у вас получится и позицию свою обозначить, и подкрепить ее аргументами.

- Какова аудитория спутникового телеканала "Беларусь ТВ"? Есть у него потенциал?
- И огромный. Наша аудитория - 500 миллионов человек. И, по оценкам компании-партнера в России, из 700 спутниковых телеканалов "Беларусь ТВ" входит в двадцатку самых популярных. Кстати, с начала года АТН совместно с редакцией "Беларусь-ТВ" и коллективом Первого канала белорусского радио подготовили к эфиру два абсолютно новых проекта в формате ток-шоу - "Актуальный микрофон" и "24 вопроса". Это беседы на острые темы с уклоном на зарубежную аудиторию. По сути, это, как и другие проекты АТН, представленные на спутниковом канале, пиар нашей страны, ее экономики, политики, общественных и культурных ценностей.

- Что вы думаете по поводу интернет-вещания? Стоит ли Белтелерадиокомпании его развивать?
- Вопрос в другом: как это делать грамотно. Возможности интернета, в том числе и как информационного инструмента, нельзя недооценивать. Но и утверждать, как в известном советском фильме, что интернет скоро все заменит, и печатные СМИ, и телевидение, и радио, - тоже неразумно.
Важно понимать специфику каждого инструмента и не пытаться на телевидении использовать те же самые технологии, что и в интернете. Если новость живет в сети, это не значит, что ее нужно искусственно тащить на телеэкран и наоборот. Интернет, как большая мусорка, вмещает в себя все. У телевидения все-таки несколько иные цели, задачи, а зачастую и аудитория.
При этом Белтелерадиокомпания должна быть широко представлена в сети. Такая задача поставлена Главой государства. И мы только в начале пути.

- А на сегодня АТН чем озадачено?
- В начале года планируем запустить в эфир новую итоговую аналитическую программу под рабочим названием "Главный эфир". Уже провели кастинг ведущих, разработали проект студии. Это то, что могу озвучить без ущерба для компании.
А в общем - АТН останется лучшим, самым государственным и самым глубоким по степени обработки и подачи информации телевизионным новостным агентством. При этом, как и в текущем году, большое внимание мы уделим крупным, в первую очередь документальным проектам - это фирменный бренд АТН.

- А в чем ваш источник оптимизма?
- Люди, с которыми работаю. Ценю в коллегах порядочность и профессионализм. Причем на первое место, пожалуй, поставлю порядочность.

- Мгновение года? Что вам запомнится?
- Выборная кампания. И "Евровидение" в Баку. Это был непростой опыт.

- Слово года?
- Развитие. Подходит для характеристики всего, что происходит и со страной, и с нашей телекомпанией, и со мной лично.

- Что бы вы сами себе подарили на Новый год?
- Возможность не думать о любимой работе 24 часа в сутки. К сожалению, пока не получается. 

Виктория ПОПОВА.