Окно в Европу с видом на Беларусь

29.01.2004
“Труд-7”, 29 января 2004 г.


31 января телезрителям предстоит определить, кому из наших эстрадных исполнителей представлять страну на “Евровидении”. Определить достаточно демократично - интерактивным голосованием. 15 молодых (или срочно помолодевших к финалу) исполнителей будут разыгрывать “путевку в Турцию”, а мы с вами - завтрашний день белорусской эстрады.

Что означает участие в “Евровидении” для такой небольшой, но “голосистой” страны, как наша? “Конвертацию” отечественной эстрады в “евро” по рыночному курсу, поскольку на этом музыкальном конкурсе, существующем с 1956 г., субъективных "скидок" обычно не делают. Во-вторых, институализацию белорусского шоу-бизнеса до выхода на европейские телеподмостки варившегося в собственном соку, на фестивалях и конкурсах, считавшихся “престижными и международными” лишь для нас и наших ближайших соседей. В-третьих, для НГТРК и Первого Национального канала, который, будучи членом Европейского вещательного союза, выступает в роли организатора отборочного этапа, первый опыт участия белорусов в “Евровидении” станет прямым ответом на вопрос, какую музыку пропагандировать и транслировать. Вслед за ним соответствующие выводы придется делать всем электронным СМИ. Так что речь идет не столько о победе (у всякого дебютанта шансов мало!), сколько об оценке отечественной эстрады, что называется, “по гамбургскому счету”.

Первый Национальный с миссией организатора отборочного тура справился довольно хорошо, всеми силами привлекая внимание к предстоящему событию. В историю белорусских PR-технологий, несомненно, войдет тот факт, что впервые отечественное ТВ прибегло не только к собственным рекламным ресурсам и поддержке печатных СМИ, но и задействовало наружную рекламу. “Положение о национальном конкурсе исполнителей песни”, регламентирующее отборочный этап, выглядит достаточно корректно и вполне соответствует международным стандартам. Наконец, весьма объективным представляется состав жюри, в котором не только БТ и мэтры отечественной эстрады, но и другие национальные каналы - СТВ в лице Александра Тихоновича и ОНТ в лице Юрия Игруши. Первый раунд поединка за “Евровидение” в целом выиграли организаторы, добившиеся максимального общественного интереса к этому событию.

Со вторым раундом - собственно финальным отборочным этапом - сложнее. 21 января из числа финалистов выбыла группа “Юр'я”, не подписавшая договор с организаторами и тем самым нарушившая его условия. Группу спешно заменили Аделиной Петросян, и хотя произошедшее на сенсацию не тянет, своеобразный привкус интриги у предстоящего мероприятия появился. 23 января во Дворце Республики прошла запись отборочных выступлений. Поскольку трансляция и сам отборочный тур оказались отделены друг от друга неделей, моментально наша маленькая, но не обделенная фантазией республика, решила: “у них там наверху все поделено”. Суть вылившихся в пересуды, комментарии и письма в газеты слухов можно кратко определить так: “в Турцию поедет кто-то из более-менее состоявшихся звезд (варианты: Наталья Тамело, Ирина Дорофеева, Александра Гайдук), а от наших голосов ничего не зависит”. Поразительная зрительская недоверчивость имеет под собой некоторые субъективные основания: все помнят, например, “тихий интерактив” по выбору гимна. Другое дело, что механизм отбора претендентов четко оговорен в регламенте конкурса (5.3. - 5.5.): эфир на Первом Национальном и на “Радиус-FМ”, голосование (бесплатные телефонные звонки и через Интернет-сайт), заканчивающееся сразу после концерта, затем подсчет голосов. Набравший максимум голосов становится официальным делегатом на “Евровидение”, обладатель второго места - дублером. Проследить динамику голосования можно будет в Интернете в режиме on-line. И все! Самый простой ответ на зрительские опасения - то, что ни сама трансляция, ни голосование еще не состоялись, посему сомневаться в их объективности как минимум рано.

Из кого выбираем? Аделина Петросян, дуэт "Александра и Константин", Ирина Дорофеева, Максим Сапатьков, Наталья Тамело, Ольга Молчанова, Наталья Подольская, Александра Гайдук, Полина Смолова, Соrriana (Екатерина Качина), Яна (Татьяна Липницкая), Александр Солодуха, Анна Богданова, Дмитрий Старовойтов, Janet (Жанета Бутерус). И хотя к одним исполнителям в этом списке у автора есть стойкая антипатия, к другим - напротив, симпатия, высказать и то, и другое я рискну разве что 31 января. Смущает одно: красавиц больше, чем умниц, а плохого английского - больше, чем белорусского. Но конкурс музыкальный, а не модельный и лингвистический, посему остается только пожелать, чтобы победил сильнейший.

Алексей КАРАМАЗОВ.