Наш человек в Берлине (Венеции, Канне)...

04.03.2004
“Труд-7”, 4 марта 2004 г.


Когда говорят о кинопоказе на белорусских телеканалах, обычно имеет в виду кинематограф, адресованный массовому зрителю. Это не хорошо и не плохо, более того, Первый Национальный в течение последнего сезона качественно перестроил структуру кинопоказа, сделав его не только лицензионным, но и действительно разнообразным и интересным.

Однако есть и качественно иной пласт культуры, предназначенный для тех, кто привык видеть в кинематографе прежде всего искусство и видит в нем таковое до сих пор. Скорость, с которой современные технологии позволяют тиражировать видеопродукцию, впечатляет. За примером далеко ходить не надо: едва успели в Голливуде раздать очередную порцию золотых статуэток, как белорусский кинопрокат, словно оспаривая свое право на первенство в споре с ТВ, уже организует фестивальный показ лауреатов и номинантов “Оскара-2004”. Тут и “Последний самурай” Эдварда Цвика, и “Трудности перевода”, снятые дочерью Френсиса Форда Копполы Софией, и “Крупная рыба” Тима Бартона, и бесконечный “Властелин колец”. Но и в Голливуде, и вне его существует огромный пласт кинокультуры, не только не представленный на массовых экранах, но и не слишком стремящийся их оккупировать, - будь то экран телевизора или кинотеатра. Не совсем правильно называть такое кино “элитарным”, как это часто делают у нас, - просто в мире, где поточным способом производятся герои и образы, оно остается художественным.

Этот слой кинематографа, а также многое, связанное с другими видами искусства, все многообразие и противоречивость современной культуры, наверняка оказались бы вне программных сеток белорусских телеканалов, если бы не передача “Новая коллекция”, в одиночку пытающаяся утолить информационный голод наиболее искушенной и эстетически развитой части телеаудитории, и ее ведущий Олег Лукашевич. За всю историю развития национального ТВ программа завоевала себе статус этакого “окна в Европу”. Среди собеседников ее ведущего успели перебывать и Кшиштоф Занусси, и Александр Сокуров, и Пьер Карден, и Питер Гринуэй, и Андрей Вознесенский... Эксклюзивный характер интервью, взятых у “звезд”, вкупе с подходом к отбору собеседников - незаурядные фигуры можно встретить не только в кинематографе, но и в моделинге, театре, литературе, политики, - выдают не только широкое понимание того, что интеллектуалы именуют “культурным контекстом”, но и способность в нем свободно ориентироваться. То, что на белорусском ТВ есть ведущий, который то в Канне появится, то Венецию посетит, то в Париж заглянет, долгое время воспринимали как парадокс. Самого Лукашевича некогда пытались перебросить на другие виды вещания. Но вопреки превратностям судьбы и капризам начальства он умудрялся оставаться самим собой - слегка сдержанным и немногословным на публике, вдумчивым и внимательным к своим визави в кадре. На протяжении последнего сезона программа выходила в расширенном формате и, кажется, ей удалось не только удержаться на некогда завоеванных рубежах, но и продемонстрировать симптомы роста - не только количественного, но и качественного.

На наступившей неделе Олег Лукашевич, недавно вернувшийся с 54-го Берлинского кинофестиваля, поделится с телезрителями своими впечатлениями о престижнейшем европейском кинофоруме, даст возможность высказаться его наиболее интересным и именитым участникам. 4 марта, когда этот номер выйдет в свет, в 18.30 “Новая коллекция” представит своим поклонникам беседу с культовым английским режиссером Питером Гринуэем. Впрочем, Гринуэй знаменит даже в наших широтах и без привязки к Берлиналле и прочим информационным поводам. Гораздо более интересны другие визави Лукашевича в предстоящих программах - земляк Гринуэя Кен Лоач (“Нежный поцелуй”), Патрис Леконт, очередная работа которого “Близкие посторонние” совсем недавно была продемонстрирована публике. Наконец, на Первом Национальном появится и свежевзошедшая на мировом кинематографическом небосклоне российская звезда - режиссер Андрей Звягинцев. После прошлогодних ошеломляющих успехов он не очень-то доступен для журналистов и публики, но, тем не менее, уже украсил “Новую коллекцию”.

Впрочем, анонсы остаются анонсами, телевизионная программа может с успехом существовать без них и помимо них. Опыт “Новой коллекции” убедительно демонстрирует, что отношение к культуре на ТВ как к чему-то слишком “низкорейтинговому” и элитарному, мягко говоря, не вполне оправдан. А личное зрительское впечатление от ведущего “Коллекции” можно сформулировать и вовсе просто: ведущий-интеллектуал украшает эфир любого канала, давая ему дополнительные основания называться Первым.

Алексей КАРАМАЗОВ.