Михаил РЕВУЦКИЙ: "В нас прорастает национальная память и наследие..."

18.01.2014
"Сельская газета", 18 января 2014 г.

 
9 января Президент вручил десять специальных премий деятелям культуры и искусства. В том числе и авторскому коллективу АТН Белтелерадиокомпании в составе редактора Елены Бормотовой, режиссера Марии Жуковой и заведующего отделом новостей культуры Михаила Ревуцкого. Михаил - автор и ведущий еженедельного белорусскоязычного проекта Агентства теленовостей "Пра мастацтва", который выходит на телеканале "Беларусь 2". Сегодня Михаил Ревуцкий в гостях у "ТелеРадиоНедели "СГ".

- Михаил, за что заслужили столь высокую премию?
- Я был первым тележурналистом, который рассказывал про лауреатов первой спецпремии. Делал сюжет в "Панораму" - церемония тогда проходила на сцене Большого. За это время передо мной "прошла" вся культурная элита Беларуси... Кстати, многие потом и станут экспертами-консультантами и героями теперь уже номинированных в этом году фильмов АТН. Ведь на сцену вместе со мной подымалась Елена Бормотова - прекрасно знаете ее по новостям на первой кнопке, мы с ней соавторы. Без ее коммуникабельности вряд ли можно было бы обаять такое количество историков на эксклюзив. В представленной команде - режиссер Мария Жукова. В ее лице хочется усыпать комплиментами Академию искусств. Маша - представитель новой волны в документалистике. Ей чуть более двадцати - вдумайтесь! Мало того, что привнесла новый язык, но сама, в таком юном возрасте, успела постигнуть многовековую историческую тему и за сезон снять шесть фильмов. А это девять саг. Это уже большие наши формы, но как информационщика, репортера АТН меня всегда интересовало, а как люди попадают на эту высокую сцену, хотя бы в число номинантов. Так вот, не поверите, на саму церемонию нас пригласили буквально в день ее проведения, утаивая интригу. Еще не был подписан президентский указ, и всякое могло произойти. И, вообще, мы не знали о том, что Белтелерадиокомпания изначально занималась нашим выдвижением. У нас на все это не было времени. Мы опять вернулись в репортерскую профессию, нам доверили авторские проекты... Нам всегда казалось, что не такие уж мы и солидные документалисты, как пишут в газетах... Допустим, сняли картину и годами возим по форумам, почиваем на лаврах... Для нас главное - новый эфир! И все наши коллективные работы сразу находили своего зрителя!

- Какими еще наградами особо дорожите?
- Репортерская служба изначально, наверное, не претендует на какие-то поощрительные бонусы и звания. Она в сфере культуры, допустим, не всегда благодарна. Ведь это нашими героями в первую очередь становятся люди знаковые и увенчанные лаврами, амбициозные, со своим мнением и при этом уверенные, что современниками не понятые до конца. И вот тут этим самым проводником между героем и зрителем становится журналист, который не имеет права на комплиментарность и личные пристрастия... А ведь именно это ждут и зрители и, конечно же, твой герой, который уверен, что корреспондент "приставлен" ему в помощь. Но это не так, что и прописано еще на начальных курсах журфака... 

А вот отраслевые награды в виде "Телевершины" в стране появились относительно недавно, но счет статуэткам лично я пока не открыл. Да и работы персонально на другие, в том числе союзные, конкурсы не посылал. Но есть такая штука, как рейтинги, и когда перед тобой ложится итог зрительского телесмотра за неделю, ты реально ощущаешь всплеск интереса к той или иной теме... И вот тут уже резюмирует руководство компании... Это я веду к тому, что у нас существует очень милая и трогательная внутрикорпоративная церемония вручения дипломов и кубков. Это очень дорогого стоит. Понимаю, что уже выступаю в другой весовой категории и сам подыскиваю номинантов, но некогда был первым победителем в самом первом конкурсе на лучшего репортера АТН. Правда, после этого конкурс долго не проводился...

- На телевидении работаете далеко не первый день, человек вы там известный, а какими своими творческими удачами гордитесь?
- Самая большая удача - репортерская... Что я и мои коллеги по отделу успевают к эфиру! Посудите сами: выставки открываются в пять часов вечера, а спектакли и концерты - в семь и восемь. И нужно успеть к девятичасовой "Панораме"! За тобой стоит оператор, режиссер, ведущий и многочисленные невидимые службы. Конечно, мне как руководителю отдела, своими репортерскими навыками приходится жертвовать в угоду большим формам и продюсированию. Но созданный талантливый отдел новостей культуры также считаю удачей. Сами не ожидали, что выстрелит такой неакадемический проект, как "Пра мастацтва", и, казалось бы, не свойственный "культурным журналистам" проект "Сила веры", где мы популярным светским языком рассказываем про каноны и наше многоконфессиональное общество. Так что наши журналисты все - многожанровые, просто изначально общение с людьми из мира культуры влияет также на наше самообразование...

- Михаил, в последнее время часто ли приходят письма, вопросы от телезрителей? И что их более всего интересует?
- Сегодня зритель стал достаточно мобилен. И реакция может последовать мгновенно, через телефон, Интернет. В письмах обращаются только самые преданные поклонники и зрители. Бывает, просят поделиться номерами телефонов Кабзона, Пугачевой, Финберга... Бывает, жалуются: вот мы, мол, такие талантливые, а нас по телевидению не показывают! Но это закон: станьте знаменитыми, и мы вас покажем! Раскручивать и пиарить - не задача новостей. Это не ко мне...

- Как вы считаете, соизмерим ли интерес зрителей к темам культуры с интересом к социальным и политическим вопросам?
- У нас не принято разделять темы на легкожанровые и другие. Но то, что в конце всего насыщенного информационного выпуска зритель получит релакс, эстетическое наслаждение и пищу для ума, чего он, допустим, лишен, будучи простым работником, это мы вам гарантируем. Вот вам пример: тема возвращения на родину, допустим, некогда вывезенных наших национальных сокровищ - это что? Только лишь вопросы культуры или политические, межгосударственного плана? Или когда первое лицо государства встречается с научной и творческой интеллигенцией? Вряд ли круг вопросов будет сужен до сугубо творческих и личных...

- Отрадно, что вы отдаете предпочтение родному языку. Наверняка вас немало интересуют народные, колоритно белорусские темы? Что вы думаете о развитии культуры на селе, в глубинке? Можно ли там найти суперэксклюзив?
- Главное - не надо упрощать белорусскую культуру, в том числе культуру глубинки, исключительно до носителей фольклора и каких-то лубочных одеяний. Что поделаешь, ведь долгие десятилетия, во времена СССР, национальные культуры союзных республик очень выгодно было сужать до какой-то обрядовости, местами - до примитивизма. Культивировалось отношение к ним, как к чему-то провинциальному. Тут я не хочу никого обидеть, поскольку занимаюсь профессиональным, а не самодеятельным искусством, для последних на каналах нашего медиахолдинга существуют специализированные программы. Но для меня вообще очень спорно понятие белорусской провинции. Например, можно ли назвать провинцией Туров? А миниатюрный поселок Мир? А Семежево с его ткачеством и обрядами? А Слуцк, Новогрудок? Да ни в одной стране не существовало и нет столько культурных и исторических центров, где были свой балет, профессиональные оркестры, мануфактуры...
А вот последний пример! Возьмите финалиста проекта "Голос" - баритона Сергея Волчкова. Откуда, пусть и в провинциальном Быхове на Днепре, где нет академического театра, взялся такой самородок? Но если вспомним, в древнем городе было некогда место и серьезному искусству - не только же горшки обжигали и пушки отливали. Значит, в нас прорастает наша национальная память и наследие...

- Какой философии придерживаетесь, когда беретесь за любую тему в своем проекте, а также при создании документальных фильмов, репортажей?
- За столько лет выработалось чувство интуиции, которое подсказывает, что может интересовать зрителей. Не стыжусь признаться, что какая-то тема мне не под силу, и я недотягиваю. Отказываюсь и вижу, что кто-то в ней будет смотреться более гармоничным. Тут я неэгоистичен, хотя и жаден как журналист. Важно, чтоб выиграла команда АТН.

- Михаил, над чем сегодня работаете?
- Мы уже проанонсировали громкий проект, рожденный в недрах АТН нашим директором Кириллом Казаковым, - "Шляхта". Логично вырастает из наших предыдущих лент. Ведь не секрет, что само слово "шляхта" многие умудряются переводить на русский как "дворянство". Хотя это не так. Но вот то, что по количественному превосходству привилегированного сословья наши земли обгоняли восточных соседей и Западную Европу - это факт! Провинцией в Беларуси даже и не пахло. Так что описываемые события должны коснуться предков буквально каждого белоруса. И еще. Ведь, думаю, руководство после монументальных саг разрешит порепортерствовать. А то явно кто-нибудь скажет, что я зазнался...

Вера ГНИЛОЗУБ, "СГ".