Формула игры

01.12.2006
"Советская Белоруссия", 1 декабря 2006 г.


Этого уже нельзя не заметить. Вместе со всеми жанрами телевидения бешеными темпами развивается и спортивная журналистика. Она уходит от косноязычия и прямоты оценок. Становится более ироничной и тонкой. Даже, если хотите, гламурной. Ведь она, как и телевидение в целом, - всего лишь отражение событий, происходящих в действительности, когда спортсмены наряду со звездами экрана и шоу-бизнеса становятся героями светской хроники и глянцевых обложек. Для многих "глотателей пустот", как назвала в свое время обывателей Марина Цветаева, имена Анны Курниковой или Дэвида Бекхэма ассоциируются именно с этим ненасытным миром шоу-индустрии, а не с ежедневными спортивными буднями.
В этой увлеченности внешней шелухой спортивной журналистике, согласитесь, все-таки важно не отойти от самой сути, не подменить анализ происходящих в спорте событий мелкотемьем. Мне кажется, журналист Первого канала белорусского телевидения, обладатель премии "Телевершина" за проект "Горячий лед" на канале СТВ Олег Шибеко это вполне понимает. Потому в работе не стремится к внешним эффектам, а предлагает телезрителю вдумчивый и подробный разговор. Сегодня "горячий лед" его деятельности - проект телеканала "Лад" "Формула игры".

- Программу "Формула игры" я задумывал как программу-диалог, в которой раскрывалась бы кухня белорусского хоккея, - рассказывает Олег. - Но сценарий на бумаге и реальность - это разные вещи. Правильнее было бы сказать, что программа пока находится в стадии становления. Кстати, я боюсь слова "аналитика". Аналитическая программа о хоккее - это звучит как-то очень гордо. Иногда практика отдельных программ показывает, что глубина рассматриваемой темы и острота вопросов на самом деле не отвечают этому слову и оставляют желать лучшего.
Конечно, есть проколы, неудачи. Без них не бывает ни одного дела. Опыт работы российских коллег в этом отношении весьма полезен. Я, в частности, пытаюсь его использовать. Но я бы не сказал, что в профессии у меня есть идеалы. На мой взгляд, это уже действительно тенденция современной журналистики, когда она стремится донести информацию в более легкой форме, с элементами шоу, в развлекательном ключе. Прежде всего это рассчитано на массового зрителя. Настоящему болельщику, которому интересен спорт, это может, конечно, и помешать.

- На днях Никита Михалков получил высшую телевизионную награду российского телевидения - "ТЭФИ" за свой комментарий открытия Олимпиады в Турине на пару с Виктором Гусевым. На твой взгляд, когда спортивное событие комментирует дилетант - это хорошо или плохо?
- Этот пример, конечно, интересен. Вместе с тем все отлично понимают, что открытие Олимпиады - это событие не столько спортивного характера, сколько более развлекательного и политического.

- А когда на телевидение приходят спортсмены: Ольга Барабанщикова, Евгения Павлина...
- Думаю, это хороший ход. Практика приглашения спортсменов в комментаторы сегодня широко используется. Но все–таки не каждый спортсмен может им стать. Это вопрос подбора кадров. Неудачно откомментировать состязание может как спортсмен, так и журналист.
Вообще, важно, чтобы любой спортивный проект на телевидении отвечал концепции канала, выстраивался в определенном ключе. Наша программа "Формула игры", думаю, негармонично смотрелась бы на каком-нибудь другом канале.

- Олег, а ты сам можешь назвать себя болельщиком со стажем?
- Не думаю. Все-таки болельщик со стажем должен иметь не один десяток лет увлечения спортом. Я бы не стал себя так называть. И вообще-то болельщик - это человек, испытывающий сильные эмоции к той или иной команде. Я не могу себе позволить такой роскоши - болеть за ту или иную белорусскую команду. Спортивному журналисту нужно быть деликатным и корректным. Свои эмоции я могут проявить, пожалуй, только тогда, когда речь идет о международном спорте.

- Если вернуться немного назад, вручение "Телевершины" в свое время как-то на тебя повлияло?
- Да, конечно. Но я не придаю этому моменту слишком уж большого внимания. Это дело прошлое. Получил я ее за программу "Горячий лед". Сейчас занимаюсь другим проектом.

- А с профессиональной завистью в связи с этим столкнулся?
- По крайней мере, не прямо в лицо.

- Как известно, телевидение - дело командное. В чем, на твой взгляд, секрет этого командного успеха? В умении вовремя найти компромисс?
- Да, конечно. И важно помнить, что, помимо твоего мнения, есть мнение других людей и твой взгляд может быть ошибочным. В работе я стараюсь прислушиваться к тому, что мне говорят. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы признать свою ошибку. Телевидение вообще невозможно без команды.

- Олег, а чье мнение для тебя важнее - близких или коллег?
- Хороший вопрос. Близкие могут поддержать в трудную минуту, профессионалы - указать на какие–то специфические моменты, которые не были мной замечены. Каждое из мнений полезно.

- Насколько я знаю, ты не единственный телевизионщик в семье, на СТВ работает твоя старшая сестра. На твой взгляд, семейственность на телевидении - хорошо?
- Это нормально. Если люди работают и у них получается, и они чувствуют, что это их дело, пусть занимаются.

- А ты бы хотел стать основателем телевизионной династии?
- Я знаю одно: если человек захочет рассмешить Бога, он станет рассказывать о своих планах.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.