Духовный воин “Золотой витязь”

28.06.2006
"Белорусская нива", 28 июня 2006 г.


В конце мая в подмосковном городе Серпухове состоялся XV Международный кинофорум “Золотой витязь” с участием представителей 33 стран.
В рамках этого мероприятия прошло семь конкурсов в различных жанрах киноискусства, в каждом из которых международное жюри присуждало Золотого, Серебряного и Бронзового витязя. Обладателем Гран-при фестиваля стала российская телевизионная художественная картина Андрея Малюкова “Грозовые ворота”.
О том, как зарождался фестиваль “Золотой витязь” и как проходил юбилейный кинофорум, корреспондент “Белорусской нивы” беседует с участником фестиваля, членом международного жюри в конкурсе документального кино, известным режиссером, заместителем председателя Белтелерадиокомпании Юрием Азаренком.

- В этом году состоялся XV Международный кинофорум “Золотой витязь”. Этот фестиваль, без сомнения, является заметным культурным явлением не только в жизни славянских народов, но и всего мира. Расскажите, как все начиналось?
- С 1992 года. Когда произошел развал Советского Союза и великого советского кинематографа, история которого завершилась на V съезде кинематографистов, где затравили гениального Сергея Бондарчука. На экраны бывших советских республик буквально хлынул грязный поток низкопробных киноподелок. Казалось, что человечное и высокохудожественное отечественное киноискусство навсегда кануло в небытие.
Но нашелся человек, который восстал против этого. Им был настоящий русский воин духа, замечательный режиссер и актер Николай Петрович Бурляев. Он уже в то время имел высокий авторитет в кино, снимался в таких известных фильмах Андрея Тарковского, как “Иваново детство”, “Андрей Рублев”. Да и сам Бурляев сделал несколько удачных, знаковых картин - “Лермонтов”, “Все впереди”.
“Золотой витязь” начался практически с одного человека. У него родилась идея фестиваля славянского кино, а затем нашлись и соратники, поддержавшие почин Николая Бурляева. В России - Аристарх Ливанов и Александр Михайлов, в Беларуси - Владимир Гостюхин, в Сербии - Йован Маркович. Девизом кинофорума стали следующие слова: “За нравственные идеалы, за возвышение души человека”.

- Вы являетесь одним из тех, кто стоял у истоков фестиваля “Золотой витязь”. Что вам запомнилось больше всего?
- Мне посчастливилось быть причастным к рождению “Золотого витязя”. А произошло это следующим образом. В то время я был студентом Белорусской академии искусств и снял свою первую документальную работу о трагической судьбе Сергея Есенина “Меня хотят убить”. Мне стало известно, что Николай Бурляев приехал в Минск для отбора художественных фильмов на этот фестиваль. С огромным уважением я относился к его человеческой и творческой позиции и поэтому решился показать ему свою документальную картину. Поймав его в коридоре "Беларусьфильма", представился и предложил посмотреть мой фильм об убийстве Есенина. Картина вызвала много споров, так как была первой киноработой, доказывавшей, что великий русский поэт не добровольно покончил с жизнью, а был убит.
Сейчас версия убийства принимается почти как официальная. Обнародовано много материалов, подтверждающих это. А тогда была собрана комиссия “есениноведов”, которая подвергла “разгрому” саму попытку рассмотреть возможность насильственной смерти Сергея Есенина.
После просмотра моей работы Николай Петрович сразу же предложил мне участвовать в “Золотом витязе”, и не только. Картиной “Меня хотят убить” открывался первый фестиваль славянского и православного кино. Интересно, что “Золотой витязь” в начале предполагался как фестиваль художественного кино, но после просмотра моей картины и сербского документального фильма “Яма” о зверствах усташей Николай Бурляев решил расширить рамки кинофорума за счет документального и других жанров киноискусства. Я горжусь тем, что первым фильмом на “Золотом витязе”, а их за все годы прошло уже несколько тысяч, была моя картина о Сергее Есенине.

- Тогда вы были совсем молодым человеком. Каковы ваши впечатления от первого фестиваля?
- Впечатления трудно передать. Представляете, Москва, кинотеатр “Мир”, на сцене огромного зала стоит студент 2-го курса и шквал аплодисментов после окончания его картины. А затем ко мне подошла женщина со словами благодарности и огромным букетом сирени. Это была известная советская актриса Клара Румянова. Я разволновался, вышел на улицу, и тут ко мне подходит мой кумир - актер Александр Михайлов и приглашает к себе в гости.
Мы поехали к нему и проговорили всю ночь. Оказалось, что у нас общие интересы, мы ищем и читаем одни книги. И он, и я в то время зачитывались знаменитой книгой нашего земляка Ивана Солоневича “Народная монархия”. С той поры мы стали не только соратниками, но и хорошими друзьями. Тогда же я близко познакомился с Владимиром Гостюхиным, Аристархом Ливановым, другими замечательными актерами и режиссерами. На первом фестивале образовалось неформальное братство кинематографистов, которые исповедуют идеи славянства, православия и созидания.
Зерно, брошенное Бурляевым, оказалось востребованным, так как многие кинематографисты не захотели участвовать в темных играх по разрушению великой страны, по очернению нашей истории и духовности. Нужны были эти фильмы и зрителям - белорусским, российским, сербским и другим.
Фестиваль “Золотой витязь” стал не только настоящим духовным воином на ниве киноискусства, но и воином в прямом смысле слова. Потому что там, где было трудно, где были войны и конфликты, где было давление на славянскую духовность и государственность, там был “Золотой витязь”. Он проходил в Сербии, в Приднестровье, в Минске. В последние годы проводится в российской провинции. Что очень символично. Ведь будущее России решается именно в регионах.
Я с гордостью могу сказать, что являюсь неоднократным лауреатом этого фестиваля. И на тех фестивалях, которые проходили в “горячих” точках, мои, достаточно острые, фильмы отмечались различными призами. Это картины “Бал сатаны” - о нашествии сатанизма в славянский мир, “Монолог после смерти” - об убийстве Игоря Талькова, “Смертный грех” - о войнах в Югославии и Чечне. Ну а на фестивале в Серпухове я участвовал в телевизионном конкурсе, на который представил документально-публицистический сериал “Духовная война”.

- Что собой представлял по качеству и количеству показанных фильмов XV фестиваль “Золотой витязь”?
- В фестивале нынешнего года приняли участие кинематографисты более 30 стран, было представлено более 300 фильмов различных жанров. Следует отметить, что в “Золотом витязе” все шире участвуют мастера кино не только из славянского мира, он притягивает к себе все лучшее и духовное, что имеется и в мировом киноискусстве. На суд зрителей и жюри вынесли свои картины Греция, США, Корея и многие другие страны.

- На фестивале в Серпухове вы были членом жюри документального кино, кроме того, там состоялся и телевизионный конкурс. Что бы вы могли сказать об этих разделах кинофорума?
- В этом году я выполнял почетную миссию судить фильмы своих коллег. И могу вас заверить, что программа была очень насыщенная. К примеру, “Серебряного витязя” в жанре документального кино удостоена работа греческого режиссера Георгаса Колозеса “Прыжок Катсантониса и дядя Лампрос”. Фильм уникальный, он рассказывает о сохранении народных традиций, о противлении глобализму, о простом человеке, который хранит свою духовность и традиции своего народа. Я с удовольствием голосовал за то, чтобы эта работа получила достойный приз.
Ну а “Золотого витязя” в этом разделе получила наша землячка Галина Адамович за картину “Заведенка”, где с большим мастерством, теплотой и юмором был показан один день из жизни многодетной семьи из белорусского Полесья. Фильм получился замечательный, и поэтому все члены международного жюри единогласно высказались за присуждение ему главного приза. В этом конкурсе Республика Беларусь была представлена также хорошей профессиональной работой Анатолия Алая “Красный дьявол”, которая получила специальный приз нашего жюри.
В телевизионном конкурсе принимали участие работы 30 телекомпаний мира, и мне, как одному из руководителей Белтелерадиокомпании, было приятно осознавать, что работы нашего коллектива заняли достойное место в этом творческом соревновании. Так, фильм Сергея Катьера “Рождество” разделил “Бронзового витязя” с картиной сербского режиссера Драгана Элчи “Игра”, а видеофильм “Я могу говорить” Сергея Рыбакова был награжден дипломом “За творческий поиск в тележурналистике”.
Получил награду и белорусский художественный фильм “Я помню” режиссера Сергея Сычева. Белорусские кинематографисты привезли целый букет наград с юбилейного фестиваля “Золотой витязь”, и это говорит о том, что то внимание, которое уделяется в республике развитию телевидения и кинематографа, приносит свои плоды.

- Каково ваше участие в фестивале в качестве автора?
- Мне было важно узнать, какой отклик вызовет мой документальный телесериал “Духовная война”. В нашей республике он вызвал много споров. Были и восторженные отзывы, было и много критики. Хотелось посмотреть, как наши белорусские реалии воспримут многонациональное жюри и российские зрители. Итог превзошел все ожидания. “Духовная война” был единственным из всех конкурсных телевизионных фильмов, который попросили повторить для тех, кто не смог по каким-либо причинам его увидеть в день просмотра. На повторный показ пришло очень много людей, с которыми после демонстрации картины состоялся обстоятельный разговор. Из этой встречи я вынес, что простые серпуховчане прекрасно понимают, что Белая Русь - это форпост России, и что против Беларуси действуют те же силы, что и против России. Сериал “Духовная война” был отмечен специальным призом Парламентского собрания Союза Беларуси и России “За нравственные идеалы в киноискусстве”.

- Вы упомянули о том, что кинофонд “Золотого витязя” составляют тысячи картин. Каков их путь к массовому зрителю? Ведь общество нуждается в подобных кинопроизведениях.
- Могу сказать, что между Белтелерадиокомпанией и киностудией “Беларусьфильм” заключен соответствующий договор, и поэтому все белорусские фильмы - лауреаты фестиваля “Золотой витязь” - будут показаны на Первом национальном канале или канале “Лад”. Кроме того, нашей компанией закуплен целый пакет фильмов “Золотого витязя”, которые регулярно идут по белорусскому телевидению.

Беседовал Николай СЕРГЕЕВ.