Долгая работа над имиджем

09.11.2012
"Беларусь сегодня. СБ", 9 ноября 2012 г.


Виктория Сенкевич пришла на телевидение в Агентство теленовостей (АТН) 10 лет назад. Вела "Новости", "Панораму", авторский проект "Легко сказать", цикл документальных фильмов "Знай наших". А с недавних пор перешла на административную работу: Сенкевич назначили заместителем директора АТН Белтелерадиокомпании. О том, чем отличается хороший руководитель от плохого, какой стиль ведущих приемлем в новостях, о ситуации на валютном рынке и о многом другом Виктория рассказала в эксклюзивном интервью "СБ".

- У вас колоссальный опыт работы в теленовостях. Что на данный момент в их подаче хотелось бы улучшить?
- Сегодня мы рассматриваем внедрение системы "ньюсрум", которая позволит нам повысить качество выпускаемых в эфир новостей, их информационное наполнение и оперативность. Хотелось бы расширить наше представительство за рубежом. На мой взгляд, это важно так же, как и яркая современная картинка. Но главное на телевидение все-таки люди, та жемчужная нить кадров, которая у нас есть. Ее нужно сохранить, создать все условия для коллег, чтобы они работали эффективно. На мой взгляд, задача руководителя состоит в том, чтобы не мешать работать профессионалам.

- Довольно часто в бегущей строке канала "Беларусь 1" вижу информацию о том, что Белтелерадиокомпания проводит кастинг ведущих. Насколько мне известно, вам поручено выбирать и готовить претендентов к эфиру, следить за их имиджем. Означает ли это, что в скором времени вы поменяете всех ведущих в эфире новостей?
- Нет, конечно. Белтелерадиокомпания регулярно проводит кастинги, поскольку мы накапливаем базу лиц, персон, которые могут быть нам интересны в различных проектах. Самый больной вопрос: где брать профессионалов с большим опытом? Вырастить такого человека - непросто. Отыскать талантливого телевизионщика, готового предложить интересную идею и, главное, знающего, как воплотить ее в жизнь, еще сложнее - пожалуй, самый трудоемкий процесс на телевидении, схожий с промыванием песка в поисках самородков. Но мы не останавливаемся, работа в поисках новых лиц продолжается.

- А какой во мне должен быть потенциал, чтобы вы взяли меня в телеведущие? Нарядный пиджак или умение произнести много слов в минуту? На что вы как босс будете ориентироваться прежде всего?
- Ориентироваться буду не я одна, а целая команда профессионалов. Конечно, внешность человека очень важна. Но для меня главное - внутреннее наполнение человека, его опыт, принципы. Всегда говорю, что в человеке должен быть стержень. Среди наших телеведущих нет "говорящих голов": каждый из них сам пишет для себя текст, а не просто читает его с экрана. А по поводу пиджаков не стоит беспокоиться: телеведущих мы одеваем.

- Виктория, от чего вам пришлось отказаться, когда вы стали лицом АТН?
- Во-первых, от яркой губной помады, крупных украшений, но все это понятно - обыкновенные требования к деловому стилю. Сложнее было отказаться от эмоций. Девушки зачастую народ эмоциональный, а здесь 24 часа в сутки приходится держать себя в руках, не срываться и вести себя корректно.

- У вас ни разу не было слез в эфире?
- До слез не доходило, но были моменты... Помню, когда мы рассказывали о заложниках "Норд-Оста"... Или работали во время теракта в Минском метро в апреле 2011-го... Было непросто справиться с эмоциями.

- А как быть с этим комом, подступившим к горлу?
- Есть несколько профессиональных советов: глубокое дыхание, глоток воды, подумать о чем-то отвлеченном, вспомнить, что ты на работе, в кадре. Профессия телеведущих, как и хирургов, не позволяет принимать все близко к сердцу. Нужно учиться быть немного толстокожим, как бы цинично это ни звучало. Иначе не выжить.

- Ладно, на работе вы не плачете. А дома? Все женщины знают, что самый простой способ заставить мужчину почувствовать себя неуютно, - это заплакать.
- Я стараюсь никем не манипулировать, особенно мужчинами. Они-то, на мой взгляд, слишком хорошо все чувствуют. И потом, это просто нечестно - взять и разрыдаться. А я очень честный человек.

- У вас экономическое образование. Оно вам пригодилось в жизни?
- Конечно. Я очень хорошо понимаю экономическую тематику, легко пишу на эти темы, разбираюсь в них.

- Эксперты периодически прогнозируют очередные волны экономического кризиса. Как вы себя оберегаете от финансовых потрясений?
- У меня никогда не было больших денег, поэтому все просто: работаю, получаю свою зарплату, аккуратно ее трачу, на этом моя макроэкономика заканчивается. По-моему, людям, перед которыми не стоит задача сохранить крупный капитал, подойдут самые типичные советы экономистов: храните деньги в трех-четырех валютах, не делайте резких движений, если курс евро или доллара вдруг резко пошел вверх - зачастую такие скачки спровоцированы всего лишь слухами на рынке. Наконец, смотрите наши новости, где мы вам расскажем о последних тенденциях в экономике.

- Одним из главных впечатлений уходящего года вы называете поездку к режиссеру Кшиштофу Занусси. Можете рассказать, что это было?
- Занусси - известный польский режиссер, очень умный человек. Мы с ним познакомились в Минске, а позже с некоторыми нашими сотрудниками поехали к нему в гости. Для меня эта поездка запомнилась тем, что мы устраивали в большом доме Кшиштофа вечерние кинопросмотры его работ, говорили о жизни. Мне было очень интересно понять логику мышления этого режиссера, даже просто списать некоторые его кинематографические ходы для съемок.

- Какие списали?
- Это секрет.

- Что для вас лично легко сказать, а сделать трудно?
- Для меня просто нереально уйти с работы в 18.00. Я работаю часов по 12 в день. И мне это интересно. У меня нет такой потребности - в конце рабочего дня выключить компьютер и сказать: "Все, я пошла домой". Наоборот, есть желание что-то еще сделать, решить, кому-то позвонить, составить план работы на завтра. Более того, дома я тоже работаю, обязательно смотрю новости, чтобы быть в курсе того, что происходит в мире, посмотреть, как мы и коллеги отрабатываем те или иные темы.

- Вы также учились в Берлине, выиграв там стипендию в журналистском колледже. И работали на немецком телеканале, снимали сюжеты. Их подача новостей отличается от нашей?
- В Германии, например, есть практика долгого изготовления проекта. У нас, на мой взгляд, журналисты более мобильные, быстрее думают и снимают. Но и в немецкой системе подачи новостей можно многое почерпнуть. Особенно меня поразило их отношение к критике: они ее спокойно воспринимают. У нас с этим сложнее.

- Смущает ли вас ваша узнаваемость?
- Нисколько. Удивительный факт, но ко мне всегда все добродушно настроены. Никогда не сталкивалась с каким-то хамством в общении. Я много энергии отдаю собеседникам, но и сама от людей заряжаюсь только позитивом.
 
Виктория ПОПОВА.