Человек стиля

05.07.2013
"Советская Белоруссия", 5 июля 2013 г.


После перехода Дениса Курьяна на телеканал ОНТ место главной звезды "первой кнопки" долгое время оставалось пустым. В кулуарах гадали, кто же заменит его в комментаторской кабинке предстоящего "Евровидения". Руководство "Беларусь 1" до последнего сохраняло интригу, тем самым лишь подогревая зрительский интерес к проекту. Карты раскрыли лишь накануне конкурса: освещать евротусовку "Беларусь 1" отправил молодого ведущего утреннего блока новостей Евгения Перлина.
Нового комментатора тут же принялись сравнивать с Курьяном. Причин много: и ранний старт в карьере, и ее стремительный рост. Свой первый прямой телеэфир Евгений провел в 19 лет, а до этого два года работал на радио Unistar. Сейчас парню всего 23, но за плечами уже немалый опыт работы в Агентстве телевизионных новостей и здоровые амбиции.

- Евгений, не надоели бесконечные сравнения с Курьяном, которые, как правило, не в вашу пользу? Дескать, молодой даранний, а уже метит на место главной звезды телеканала.
- Ни на чье место я не претендую. И становиться "новым Денисом Курьяном" или "вторым Денисом Курьяном" не собираюсь. Хотят обсуждать - пусть. Не вижу в этом ничего плохого. Да и сравнивают нас разве только в том плане, что раньше "Евровидение" комментировал Денис, а в этом году его освещал я. В комментаторской подаче на его стиль я не ориентировался и эфиры предыдущих лет не пересматривал. Не делал этого специально. Потому что понимал: какие-то моменты неосознанно начал бы копировать.

- Во время прямых трансляций работали строго по сценарному плану или все же позволяли себе импровизацию?
- План проведения полуфинальных и финального шоу у меня, естественно, лежал перед глазами. Был и список артистов с их краткой биографией. Но эта сухая информация не интересна ни мне, ни телезрителям. Поэтому я постоянно тусовался в евроклубах, выискивал интересные факты о конкурсантах. И делал себе пометочки - про этого не забыть сообщить в эфире вот эту новость, а про того - ту. Банальные биографические сведения обо всех участниках при желании можно легко найти в интернете, а рассказать что-то "вкусное" да еще и из эпицентра событий - это важно. Я слышал, как "Евровидение" комментируют, например, шведы. Скучнее не придумаешь: они называют песню, автора и исполнителя, а после просто воспроизводят словами то, что зрители и сами прекрасно видят на экране.

- Этакие "капитаны очевидность"?
- Да, получалось примерно так: "Вот на сцене конкурсантка из Дании. На ней длинное струящееся платье. Она босиком. Позади девушки на дудках играют еще несколько музыкантов". На мой взгляд, говорить столь очевидные вещи только лишь для того, чтобы хоть чем-то заполнить эфир, - банально и непрофессионально. Зрители же не слепые. Поэтому моей главной задачей было не просто смотреть шоу и объявлять песню, но и разогревать публику, рассказывая ей что-нибудь новое и интересное. И обязательно с живыми эмоциями.

- Любым комментаторам - будь они из сферы спорта или развлекательной индустрии - часто ставят в упрек слишком субъективную оценку события. Мол, все замечания - исключительно личное отношение автора к происходящему.
- От субъективизма никуда не деться. Считаю, что люди устали от "говорящих голов", им нужны живые человеческие эмоции. Но при этом нужно стараться искать определенную грань, потому что если часто злоупотреблять эмоциями, комментатор начинает откровенно навязывать свое мнение. Перед конкурсом мы не раз обсуждали с руководством, какой стиль ведения лучше: "сухарь" с каменным лицом или живой человек. Я целиком и полностью за человека.

- "Живым" стараетесь оставаться и на своих утренних эфирах?
- Конечно. Будить народ по утрам можно только таким образом. Если даже самую серьезную информацию читать заунывным голосом, люди ее попросту не будут воспринимать. Утренние новости часто служат фоном при сборах на работу. К сожалению, телевизор уже не смотрят, а только слушают.

- Поделиться секретом утренней бодрости часто просят?
- Постоянно. Но никакого секрета нет. В рабочие дни просыпаюсь в 3.50, для меня это вполне обычный график. Могу недолго вздремнуть после эфира. Но я не любитель подолгу валяться в кровати, поэтому нескольких часов мне вполне хватает. Наоборот, тяжелее расшевелиться, если сплю много.

- Но ночь-то перед самым первым прямым эфиром, небось, была бессонной?
- Нет, прекрасно спал. Более того, не волновался и во время самого эфира. Выпуск поставили в нерейтинговый день в дневное время. Понимая риск - молодой все-таки, да еще и прямой эфир - руководство подстраховалось. Но все прошло хорошо. Я прочитал чисто, запнулся всего пару раз. Да и то для вида, ведь в прямых эфирах, как мне тогда казалось, должны быть какие-то мелкие неточности, чтобы зрители видели: это живой ведущий, а не запись. Отчитал, и только потом, когда понял, что все закончилось, началась дрожь.
На телевидении есть такое понятие, как "синдром второго эфира". Это когда удачно стартуешь, а после начинаешь расслабляться. То же самое было и со мной: во второй раз стали проскакивать ошибки, заминки, сбивалось дыхание. Но потом взял себя в руки. Свой первый эфир провел, кстати, будучи студентом второго курса журфака.

- Такой возраст - уже не рекорд для телевидения. С каждым годом "лица" телеканалов становятся все моложе.
- Да, но я один из самых молодых ведущих. Точно знаю, что из новостников младше меня сейчас никого нет. В моем случае не последнюю роль сыграла внешность: сами видите, выгляжу намного старше, чем есть на самом деле. Я пришел в медиасферу, когда мне было 17, но уже тогда я точно знал, чего хочу. Работа ведущим сделала меня более дисциплинированным и пунктуальным - выпуски новостей на канале идут в прямом эфире, а значит, опаздывать нельзя.

- Можете представить себя без работы на ТВ?
- Нет, это уже диагноз. Даже во время отпуска чувствую, как мне не хватает прямых включений. Это непередаваемое ощущение, когда ты знаешь, что первый сообщаешь какую-то новость.

Юлиана ЛЕОНОВИЧ.