Бестселлер о Беларуси

03.09.2010
"Минский курьер", 3 сентября 2010 г.


Миллионы Шагала в огне

То, что дуэт Алексеев - Лукашевич для белорусской журналистики уникальный, стало понятно еще в 2002 году. Именно тогда они замахнулись на невиданный по масштабу проект об исторических памятниках архитектуры и искусства страны - 100-серийную программу "Наше наследие". А четыре года спустя Алексеев и Лукашевич снова "выстрелили" - на этот раз историческим документальным циклом "Эпоха", который открылся фильмом о Марке Шагале. Оказалось, даже в биографии одного из самых знаменитых художников мира не обошлось без белых пятен, которые обернулись настоящими сенсациями. И все с легкой подачи Олега Лукашевича и Александра Алексеева. Правда, на то, чтобы открыть малоизвестные стороны жизни Шагала, у журналистов ушло около двух лет.
- Нашим съемкам предшествовала огромная исследовательская работа, - объясняют столько долгие сроки Лукашевич и Алексеев. - Мы не хотели основывать фильм только на известных фактах, а попытались найти что-то новое. Для этого пришлось побывать в нескольких странах, поговорить с большим количеством людей. Найти внучек Марка Шагала, отыскать дом в Америке, где когда-то жил художник, встретиться с его соседкой, которая отлично помнит белоруса. Она рассказала удивительные вещи не только о нашем земляке, но и о том, что случилось с его архивом. Оказалось, он сожжен. Сделал это женщина, которая с семьей въехала в дом Шагала.
Дело в том, что когда Марк Шагал покинул Америку, он не смог увезти с собой многие наброски, рисунки и письма. Они остались в доме. К тому же все стены были разрисованы художником. "Кто тут жил до меня? Стены испорчены какой-то мазней!" - возмущалась новая хозяйка и все найденное отправляла в огонь. Она сожгла целое состояние!
Но настоящей находкой для фильма о знаменитом уроженце Беларуси стали отнюдь не воспоминания его соседки и внучек, а известие о том, что у Шагала, оказывается, есть... сын.
- Об этом нам рассказал в США исследователь жизни и творчества художника - вспоминает Александр Алексеев. - Сын Марка Шагала Дэвид Мак-Нил, который сейчас живет в Париже, родился в Америке. А тот период жизни художника его третья жена Валентина Бродская просто-напросто вычеркнула из биографии супруга.
Когда Олег и Александр узнали о Дэвиде Мак-Ниле, фильм был на 80 процентов готов.
- Мы не стали его заканчивать и улетели в Париж, - говорит Олег. - Оказалось, Дэвид прекрасно помнит отца и может рассказать о нем много интересного. Например, историю о том, как тот расписывал плафоны парижской "Гранд-опера".
Шагал в испачканной краской одежде обедал в обычной столовой. Один из рабочих не узнал художника и, приняв его за своего, поприветствовал: "Эй, привет, работяга! Ты где трудишься?". "Да в "Гранд-опера" плафоны расписываю", - по-простецки ответил знаменитый художник.
- Думаю, подобные истории много говорят о людях, - признает Александр.
Пересказ Лукашевича и Алексеева жизни Марка Шагала получился сенсационным. И это было отмечено на IX Евразийском телефоруме в Москве - снятую о художнике ленту признали лучшей в номинации "Документальные фильмы и программы".
Позже уникальность фактов стала визитной карточкой проекта "Эпоха". Например, журналистам удалось найти могилу ученого Николая Судзиловского-Русселя. Историкам-исследователям о ее местонахождении ничего известно не было.

Чем гордиться?
 
Во время съемок телепрограммы "Наше наследие" Олег и Александр увлеклись фотографией. Поначалу просто запечатлевали белорусские красоты на "мыльницу", а потом поняли: пора переходить на профессиональную фототехнику. Снимки, которые получились, Лукашевич и Алексеев оформили в экспозицию и представили в Минске в Музее современного изобразительного искусства. Этот вернисаж признан самым модным проектом сезона.
- А потом родилась идея сделать фотоальбом. Часто бывали за рубежом в командировках и никак не могли найти сувенир для принимающей стороны, который дал бы полное представление о Беларуси. Еще лет пять назад у нас продавали фотоальбомы, в которых изображали нашу страну как-то однобоко, местечково. Везде снимки поваленного забора, глиняных кувшинов, телеги... Мы со съемочной группой к тому времени изъездили Беларусь и подумали, что иностранцам нужно показывать не упавший забор, а нашу архитектуру, наши сокровища, - объясняет Олег Лукашевич. - Ведь на самом деле нам есть чем гордиться. О многих артефактах не каждый белорус знает!
Журналисты отобрали лучшие снимки белорусской архитектуры, сделали макет фотоальбома. А уже через месяц после выхода из печати первых 3 000 экземпляров пришлось допечатывать дополнительный тираж.