Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с Председателем Государственного пограничного комитета Игорем Рачковским

Онлайн-конференция с Председателем Государственного пограничного комитета Игорем Рачковским

Дата проведения - 7 апреля с 11 до 12 часов.

Исчезнут ли очереди на белорусских границах к началу отпускного сезона? Обязательно или нет сдавать отпечатки пальцев, чтобы выехать за рубеж? И почему белорусские пограничники не берут взятки? На самые актуальные и острые вопросы в ходе онлайн-конференции ответил Председатель Государственного пограничного комитета Игорь Рачковский.

Вопросы конференции


Я нахожусь под подпиской о невыезде? Скажите через какие пункты пограничного контроля я смогу беспроблемно выехать из страны?
Олег, Пинск

- Ни через какие. Если подписка о невыезде, выезжать за пределы страны, насколько я знаю, запрещено.

Как готовитесь к отпускному сезону, будут ли белорусы реально ощущать комфорт при пересечении границы? Как-то совершенствуются в этом плане правила пересечения границы? Не будет ли вновь очередей на южном направлении?
Екатерина Иванова, Могилев

- Очереди на южном направлении будут, т.к. основная часть граждан Беларуси уезжает отдыхать в Украину. Безусловно, пик очередей начнется в начале июня, следующий - конец августа - начало сентября перед новым школьным сезоном. В это время мы все свои резервы выводим на границу, работаем с украинскими коллегами. Для жителей приграничных областей, например, Гомельской области в прошлом году мы предусматривали пересечение не только в международных пунктах пропуска, но и в пунктах упрощенного пропуска. Граждане Беларуси и Украины в пик очередей могут пересекать границу через пункты упрощенного пропуска: стык Россия - Украина - Беларусь, пункт пропуска "Веселовка". Здесь могут пересекать границу не только жители приграничья, но и целой области. Многое зависит и от украинских коллег. У нас практически все пункты пропуска обустроены со стороны Беларуси. На украинской стороне идет модернизация этих пунктов. Хотелось бы, чтобы она закончилась побыстрее, чтобы реально увеличить поток людей. Но пиковые нагрузки будут возникать всегда. Мы будем действовать, как и в новогодние праздники. Будем работать через Интернет, регулируя потоки.

Добрый день. У меня летом свадьба. Мы с невестой хотим провести медовый месяц в Европе. Как можно оформить все необходимые документы до свадьбы и не ожидать замены паспорта и получения визы? Можно ли выехать в Европу с паспортом с отметкой "на замену"?
Юрий, Солигорск

- В соответствии с нашим законодательством после смены фамилии паспорт действует еще месяц. В течение месяца можно пересечь границу, по истесении месяца паспорт становиться недействительным и, если его не заменить, то через границу вы не проедете.

Почему для возможности участия в программе малого приграничья нужно три года жить в приграничной зоне? Я уже 18 лет работаю в Бресте, но родители живут в родной деревне, и родственники есть в Польше, с которыми мы периодически встречаемся. Предусматриваются какие-нибудь исключения?
Семен Брониславович, Брест

- Это межправительственный договор, где эти нормы заложены, и они несколько отличаются у Польши от той же Литвы. Я помню, что по договору с Польшей надо три года прожить в приграничной зоне, а с Латвией и Литвой по году. Это были условия сопредельных стран. Поэтому мы можем сказать, что Литва и Латвия более либеральные в этом плане. Есть договор, и никаких исключений в нем не предусматривается.

Скажите, часто ли пограничники получают ранения при задержаниях, опасная ли это профессия? Предусмотрен ли пансион в случае инвалидности?
Иван Захаров, Минск

- Слава богу, ранений не получали в последние годы. Последнее ранение было в 1994 году. Но травмы при задержании, конечно, бывают регулярно. Особенно это характерно для более открытых границ. Я бы сказал даже, что здесь граница с Украиной лидирует. Наверное, потому, что у людей еще не сложился стереотип государственной границы. И когда контрабандно товары перевозятся группой машин, есть факты, что сбивают наших сотрудников. Поэтому мы и подбор осуществляем соответственно, идет постоянное совершенствование профессионального мастерства, физической подготовки. Конечно, профессия опасная, люди находятся на самых передних рубежах. Законопослушные граждане перемещаются через пункты пропуска. Те, кто пытается это сделать через зеленую границу, - и есть реальные нарушители, которые осознают грозящую им ответственность в случае их задержания и всячески пытаются ее избежать.

Игорь Анатольевич, у меня такой вопрос. Отказываюсь проходить унизительную процедуру поголовной дакторегистрации. В последнее время милиция сильно активизировалась и придумывает новые и новые "страшилки". Во время последнего телефонного разговора товарищ с интересной фамилией "Измилиции" заявил, что меня не выпустят за границу, пока не сдам отпечатки. Правда ли это? Если да, то в какой законодательный акт внесены такие поправки? Спасибо.
Павлик, Минск

- Для пограничников важен только паспорт, иной документ нам не нужен. У нас не проходят дактилоскопию. Мы стремимся к европейским стандартам. Все европейские пограничники работают по одному принципу: все, что на выезд из Европы, - упрощенная процедура прохождения паспортного и таможенного контроля; на въезд - более жесткая. Мы тоже стремимся к этому. У нас еще остался стереотип со времен Советского Союза, когда все, кто въезжал, были шпионы, все, кто выезжал, - диссиденты. Тогда был жесткий контроль. Сейчас мы стараемся максимально выпустить людей на выезде, а на въезде более сосредоточиться. Есть такое понятие, как "интегрированное управление границами". Мы сейчас разрабатываем концепцию интегрированного управления границей и анализа рисков. Мы должны работать более активно и получать оперативную информацию, чтобы из большого потока граждан выявлять тех лиц, которые несут угрозу нашей стране, занимаются контрабандой, везут товары подакцизных групп. Там, где грамотно построена аналитика, эта система себя оправдывает.

С Вашим приходом координально изменилась культура обслуживания на границе и качество работы в целом! Хочется,чтобы та планка, которая была поднята, не опускалась. Какие еще изменения в лучшую сторону предвидятся в Вашем ведомстве, касающиеся работы с людьми?
Вадим, Новополоцк

- Мы начинаем эту работу еще с курсантами. В нашем Институте пограничной службы мы составили перечень исторических и культурных объектов Республики Беларусь, которые курсанты обязаны посетить за время учебы: храмы и монастыри, музеи и театры. На каждого курсанта заведена карточка, где помечается все, что он посетил. Помимо этого, еженедельно, по понедельникам, один из пунктов доклада начальнику института - какие театры, музеи и культурные мероприятия посетили курсанты? Мы на это обращаем серьезное внимание. Потому что без развития кругозора, без общего уровня культуры невозможна работа современного пограничника. Один из предметов, который мы ввели в институте - культура языка и страноведение. Мы обращаем серьезное внимание на все, что касается работы с гражданами при пересечении границы. Вы прекрасно понимаете: приезжаешь в пункт пропуска и где-то немножко сжимаешься, потому что не понимаешь каких-то вопросов, находишься под определенным психологическим давлением. Кто-то нервничает, кто-то ведет себя более спокойно - все разные. И здесь пограничник должен быть само спокойствие, уверенность и доброжелательность.

Какова ситуация на границе (кол-во машин на въезд, выезд) на сегодняшнее утро?
турист, Не указано

- Зайдите на наш сайт, в 12 часов будет свежая информация.

Игорь Анатольевич, а Вы сами часто пересекаете границы?
Маруся, Не указано

- Достаточно часто, ведь я - пограничник. Постоянно проводятся встречи с нашими коллегами из соседних стран. Два раза в год пересекаю границу, будучи в отпуске. Зимой в отпуск езжу в горы Словакии.

Возможна ли для нас проблема беженцев, с которой сейчас столкнулись страны, граничащие с Ближним Востоком? У нас, как я посмотрю, тоже много задерживают беженцев из разных стран, но я, например, не хочу, чтобы из-за арабов у нас выросла преступность.
Светлана, Минск

- Безусловно, от глобальных процессов никто уйти не может. Конечно, проблема арабского мира, Северной Африки затронет и нас. Это не будет сегодня, но через какое-то время беженцы пойдут. Я хотел бы здесь уточнить понятия "беженцы" и "миграция". Беженцы - это те люди, которые просят у нас убежища, и с которыми мы работаем в рамках нашего законодательства. Цивилизованно. Это люди, которые попали в беду и которым мы можем помочь. В Беларуси есть представительство УВКБ ООН, мы с этой структурой плотно работаем. В прошлом году приезжал Верховный комиссар по делам беженцев, мы с ним встречались, обсуждали эти вопросы, работу пограничников. У нас есть совместные проекты, совместные программы, поэтому к увеличению количества мигрантов тоже будем готовиться. В этом направлении не только пограничники работают, но и Министерство внутренних дел, другие правоохранительные органы, совместно с которыми проводим ежегодные операции "Нелегал", "Барьер" и другие. Я полностью поддерживаю Светлану, мы будем делать все, чтобы эта проблема не затронула нас, чтобы граждане Беларуси спокойно спали.

У грузоперевозчиков часто возникает проблема с заменой автошин на тягаче автопоезда при выезде в Польшу через пункт пропуска "Козловичи" из-за завышенных требований польской стороны, которая возвращает автопоезд в Беларусь. Пограничная служба не разрешает выезд только тягача для замены автошин и возврата в пункт пропуска, ссылаясь на невозможность разделения автопоезда (тягач-полуприцеп), который въехал в пункт пропуска. Можно ли разрешить эту проблему? Таких случаев бывает два-три в неделю. Таможенная служба не возражает в сохранении полуприцепа в зоне таможенного контроля. Если аннулируются документы на выезд в РП, российскому перевозчику приходится возвращаться в РФ за 700км.
Юрий Матвеюк, Брест

- Вопрос профессиональный и касается больше таможенной службы. Но я хотел бы сказать, что в последнее время с польскими пограничниками у нас сложились неплохие отношения и мы стали чаще находить консенсус в таких бытовых вопросах. Я, может быть, немножко уйду от этой темы, но хочу отметить следующее. За прошлый год польские пограничники не пропустили в страну порядка 1000 граждан Республики Беларусь по различным основаниям. Мы не пропустили порядка 700 граждан Польши. Это ни в коем случае нельзя политизировать. Это нормальная процедура, когда есть несоответствие требованиям в документах гражданина или его транспортного средства. Например, польские коллеги отвечают за то, чтобы транспортное средство соответствовало нормам технического контроля стран ЕС. Мы тоже за это отвечаем и контролируем процесс перемещения в сопредельные государства неисправных автомобилей. Если возникают вопросы, тоже можем их вернуть. Вопрос Юрия мы рассмотрим более детально. Конечно, здесь надо помочь и проблему решить. Я согласен с этим.

Насущный вопрос, волнующий многих белорусов - как Госпогранкомитет намерен бороться с огромными очередями на границах с Евросоюзом? Смогут ли решить эту проблему одни только пограничники?
Андрей, Сморгонь

- Безусловно, одни только пограничники решить эту проблему не смогут. К ее возникновению есть объективные и субъективные причины. В одной точке сошлись сразу несколько проблем. Первая - с 1 июля вступают в силу новые таможенные ставки по легковому автомобильному транспорту. Люди массово поехали покупать машины в Европе - поток увеличился на десятки тысяч автомобилей. Вторая проблема - ценовая разница на топливо в Республике Беларусь и странах Евросоюза. На профессиональном сленге мы называем тех лиц, которые приезжают в Беларусь, закупают топливо и выезжают, топливовозами (и приезжают они колоннами по 10-15 машин). Понять этих людей тоже можно. Это приграничье. Третья проблема - продукты питания и другие товары. Люди, не нарушая норм ввоза, выезжают и въезжают, что тоже создает очереди. И легче всего решить проблему, как говорят, разрубив шашкой узел. То есть с завтрашнего дня ввести новые таможенные пошлины, поднять цены на топливо в РБ и т.д. Но объективно, кому мы хуже сделаем?.. Поэтому просим и наших граждан тоже: если есть у кого свежие идеи по решению проблемы, в погранкомитете готовы их рассмотреть. Наши сотрудники работают в запредельном режиме, и мы готовы увеличить их количество, но сопредельная сторона не пойдет на такой шаг, потому что у них гораздо более жесткие нормы по труду, по количеству людей, находящихся в пунктах пропуска, плюс экономический кризис, который сказался на бюджете ведомств. Идет сокращение пограничников и в Прибалтике, и в Польше. Но, тем не менее, практически ежедневно мы контактируем на уровне пограничных уполномоченных с нашими коллегами, чтобы эту проблему разрешить. Естественно, мы работаем совместно с таможенным комитетом - одним из наших основных партнеров и коллег. Пока нагрузка пиковая. В то же время в новогодние праздники мы смогли разгрузить пункты пропуска, предоставив людям посредством Интернета информацию об удобном направлении движения. Сейчас мы активно работаем с мобильным оператором LIFE :), который на подъездах к пунктам пропуска поставил свои электронные табло и информирует о наличии очередей. Информация на нашем сайте дает объективную картину по очередям с белорусской стороны пунктов пропуска, но на сопредельную сторону мы зайти не можем, и опрашиваем тех, кто пересекает границу, так что эта информация не всегда точна. Каждые три часа идет мониторинг, и данные обновляются. Призываю всех работать с нашим сайтом www.gpk.gov.by. Он достаточно интерактивный, различные вопросы на нем можно рассмотреть, туда же присылайте предложения по проблеме очередей. Каждое предложение, которое идет на мое имя, я лично и рассматриваю. Еще такую статистику приведу: в "Каменном Логе" в марте текущего года количество граждан, пересекающих границу, увеличилось на 6,5 процента, транспорта - на 10,3 процента. А в среднем по пунктам пропуска на белорусско-литовской границе это увеличение составило 21 процент по лицам и 16 процентов по транспорту.

Добрый вечер. Подскажите пожалуйста, на данный момент я работаю в Республике Литве, у меня есть вид на жительство в Беларусии, могу ли я перевезти свой автомобиль, купленный 05.04.11 г., без платы таможенной пошлины. Вид на жительство у меня уже второй, на 5 лет. Заранее спасибо.
Оксана, Минск

- Это больше вопрос к таможенникам. То, что касается нас, проблем нет. Это вопрос таможенного законодательства. В любом случае здесь должен быть оформлен временный ввоз транспортного средства. Ведущий: - А временный ввоз уже не предусматривает таможенной пошлины. Рачковский: - Он предусматривает другую форму оплаты, так как мы уже в рамках Таможенного союза.

Не секрет, что пограничник это лицо государства. Как он выглядит тоже немаловажно. Будет ли совершенствоваться форма и экипировка военнослужащих погранслужбы, приближаясь к европейским стандартам?
Иван Онисовец, Минск

- Вопрос постоянно обсуждается. Мы готовим свои предложения по улучшению и изменению формы одежды. Она должна быть и удобная, и соответствовать статусу первого официального лица, которое вы встречаете при пересечении границы. В прошлом году ввели красивые шляпки для наших девушек-пограничников. Казалось бы, небольшой атрибут, а внешний вид уже совершенно изменился. Не шапка-ушанка, а красивая шапочка. Это уже можно видеть, пересекая границу. И, конечно, мы планируем кардинально изменить подход к форме одежды. Это будет касаться и качества, и материала. Ведущий - Но все будет белорусское?Рачковский - Все будет белорусское.- Если не секрет, у какого модельера будете заказывать. - У нас есть свои модельеры, поэтому будет вполне неплохо.

Игорь Анатольевич, а как Вы вообще относитесь к идее объединения государств в некие союзы, например, Европейский, где тебе ни границ, ни таможни... Переезжаешь из страны в страну за минуты.
Дмитрий, Не указано

- Европейский союз - прототип Советского Союза. Мы это видим, и с каждым годом он становится все больше и больше похож на СССР, в котором мы родились и точно также перемещались. Я считаю, что границы действительно должны не разъединять наши страны, а объединять. Пограничники, безусловно, были, будут… и на внутренних границах Европейского союза пограничники существуют, просто их не видно, и нет паспортного контроля при пересечении границы. Поэтому, безусловно, либерализация границ должна проходить. Мы должны стремиться и к безвизовому режиму. С учетом современной техники, которая есть у пограничников, по сути дела выдача визы является формальной стороной. В любой стране мира, если ты приезжаешь туда и будучи в списках лиц, въезд которым запрещен, то что с визой, что без нее, ты туда не попадешь. И точно также к нам. Поэтому виза на сегодняшний день - это способ пополнения бюджета дипломатических представительств той или иной страны. Конечно, мы должны стремиться к безвизовому режиму.

Всегда интересовало, как проходит граница по воде (озера, реки)? Что ровненько по середине? И проложено ли что-нибудь по дну?
Иван, Минск

- Безусловно, по дну ничего не проложено. Как правило, граница идет по фарватеру реки. Если это озеро, берутся крайние точки подхода к границе. Есть такая международная практика: если озеро находится вблизи границы, по краю озера граница идти не может, этим озером должны пользоваться обе сопредельные стороны. У нас сейчас существует такая ситуация на границе с Украиной, где еще не проходила демаркация границы. Когда начнется демаркация, у нас есть определенные договоренности, что ряд озер мы будем делить. Т.е. будут стоять пограничные буи, которые будут показывать границу на озере.

Моя жена улетает в Германию с ребенком. Наториально заверенное разрешение мы подали в посольство. Нужно ли мое разрешение на выезд в аэропорту?
вадим, г.минск.улРафиева43кв77

- Нет. По законодательству, которое действует на сегодняшний момент, по закону о выезде и въезде граждан граждан Беларуси, который вступил в силу в прошлом году, несовершеннолетние граждане Беларуси могут выезжать с одним из родителей. Разрешение второго не требуется. Если ребенок выезжает самостоятельно, то тогда нужно разрешение обоих родителей. Ведущий: - А если родители в разводе? Рачковский: - Если в разводе, но ребенок едет с одним из родителей, то разрешение второго не требуется. Если второй против, то он должен обратиться в суд. Суд установит особый порядок выезда данного ребенка, и мы это проконтролируем.

Каковы реальные перспективы запуска малого приграничного движения с Польшей и странами Балтии? Готовы ли к этому важному событию пограничные службы?
Ирина Петровна, Гродно

- Я бы хотел начать с предыстории и напомнить нашим гражданам, что эти вопросы обсуждались еще до вступления в Шенгенское соглашение Литвы, Латвии и Польши. Неоднократно поднимался вопрос нашими коллегами-пограничниками о строительстве пунктов упрощенного пропуска, но это было нерентабельно, потому что тогда сопредельную территорию могли посещать только жители приграничных сельских советов. И мы убеждали, что надо расширять эту категорию как минимум до пределов административно-территориальных единиц районов. В свою очередь, по инициативе наших коллег из сопредельных странах, вступивших в Шенгенское соглашение, в Шенгенском кодексе появилось исключение о том, что гражданам приграничных территорий (в пределах 30-километровой зоны, в исключительных случаях до 50 километров) разрешается без виз посещать сопредельные государства. Цифры уже приводились. Если взять Литву, то новшество коснется порядка 800-900 тысяч человек со стороны Литвы и 600 тысяч со стороны Беларуси. Это, прежде всего, даст подвижки для развития наших приграничных территорий: экономические, культурные. Как ни парадоксально, но приграничные зоны у нас наименее развиты, хотя во всем мире наоборот. Все знают историю известного пункта упрощенного пропуска "Норвилишки-Пицкуны". Две деревни, одна из которых фактически на белорусско-литовской границе находится, кладбище расположено с одной стороны (на территории Литвы, там же костел), и белорусские граждане не могут их посещать. Люди подходили к забору, чокались, так праздники отмечали. Сейчас на рассмотрении в правительстве находится вопрос об увеличении численности пограничной службы именно специалистами пограничного контроля, чтобы мы могли обеспечить увеличение потока (как минимум на 30%). Представьте, если мы пропустили 26 миллионов человек за 2010 год. После введения малого приграничного движения эта цифра может приблизиться к 40 миллионам. Люди хотят перемещаться, приезжать друг к другу, это правильно. И к этому надо готовиться. Ведущий: - Какие перспективы? Рачковский: - Непосредственно этим вопросом занимаются МИДы нашей страны и сопредельных государств. Договор между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о правилах приграничного движения Беларусью ратифицирован 1.12.2010 г., Польшей - 26.06.2010 г. года. Соглашение между Беларусью и Литвой нашей страной ратифицировано 10.01.2011 г., литовской - 22.12.2010 г. Аналогичные договоренности с Латвией нашим парламентом ратифицированы 31.12.2010 г., сеймом Латвии - 9.11.2010 г. Сейчас должны пройти технические консультации, обмен нотами, службы подготовятся, после чего все должно заработать. Насколько это будет быстро… Не надо говорить, что это будет завтра, но во второй половине 2011 года это реально.

Добрый день. Я военнослужащая опк, могу ли я поступить в Институт пограничной службы, мне 26 лет. Я слышала что можно только до 25 лет. Спасибо
Галина , Гродно

- Здесь все зависит от того, какое у Галины базовое образование. Это первый момент. Второй момент: мы у себя предусматриваем в перспективе заочное обучение. Не в этом году, но через год-два выйти на заочную форму обучения. Поэтому, несмотря на возраст, можно будет поступить в наш институт и получить образование.

Игорь Анатольевич, вас можно считать примером как человека успешной карьеры, так и счастливого семьянина. А чем вы лично гордитесь больше?
Дмитрий , Минск

- Ведущий: - Кстати, мои коллеги отметили, что Вы - молодой генерал. Рачковский: - Я могу пошутить: с одной стороны - молодой генерал, а из руководителей правоохранительных органов - уже самый "старый". Потому что все поменялись: и КГБ, и МВД, и Минобороны, и МЧС. Нельзя противопоставлять служебную и семейную карьеру. Я горжусь и своими детьми, и, безусловно, своей службой. Горжусь тем, что я - белорус. И это не какая-то патетика. Мне нравится моя страна, я горжусь тем, что она развивается, идет вперед. Безусловно, есть проблемы, но есть и те позитивные сдвиги, которыми можно и нужно гордиться. Мы должны концентрироваться на этом. Мне кажется, что нам не хватает восприятия того, что мы - граждане Беларуси, независимой страны. Мы должны, прежде всего, снять стереотип "определенной местечковости", гордиться своей страной и вместе двигаться вперед. Ведущий: - Насколько я знаю, у Вас пятеро детей. Помогает ли Вам как руководителю крупного ведомства такой опыт? Рачковский: - Конечно, помогает. Мой старший сын учится на 3-м курсе пограничного училища. Я рад, что он сам избрал эту профессию. Посмотрим, как будет с остальными.

На улице весна, многие граждане скоро устремятся на охоту-рыбалку. Насколько просто сегодня законопослушному гражданину въехать в погранзону? В связи с Вашими недавними заявлениями о снятии системы с Польшей, смогут ли белорусы, как, к примеру, поляки, ловить рыбу или купаться в Буге или заниматься хозяйством в пограничной полосе?
Стас, Дзержинск

- Помните, было много как противников, так и сторонников сокращения пограничной зоны и упрощения въезда туда. На сегодняшний день оно полностью себя оправдало, и никак не отразилось на криминогенной обстановке в приграничье. Пограничная зона была кардинально сокращена, где-то на 40 тыс. квадратных километров (притом, что вся территория Беларуси - 206 тыс. кв. км). Это первый аспект. Второй аспект. Раньше надо было получить пропуск в пограничную зону в органах внутренних дел. Процедура была достаточно длительная, и получить пропуск могли только граждане приграничья. Сейчас настолько все просто стало! В сберкассах оплачивается госпошлина (порядка 7 тыс. рублей на год), и человеку (гражданину Беларуси или лицу, постоянно проживающему здесь), который желает поехать в приграничную зону, достаточно позвонить оперативному дежурному и сообщить, что он будет находиться в приграничной зоне в такие-то сроки. Подробная информация есть на нашем сайте. Естественно, прибывая туда, он должен иметь при себе паспорт на случай проверки. Проблем никаких нет. Для иностранных граждан процедура иная. Пропуск на посещение приграничной зоны выдается им на 10 суток. Но, опять же, хотел бы акцентировать внимание. Вот, например, были президентские выборы, и было мое распоряжение, разрешить наблюдателям посещать приграничную зону без пропусков, а по удостоверениям, которые выдавал ЦИК. Мы откликнулись на эту просьбу Лидии Михайловны Ермошиной и сняли все ограничения. Что касается пограничной полосы (это где-то 500 метров от линии государственной границы), там запрещена охота в соответствии с международными стандартами, чтобы не было непроизвольного выстрела в сторону сопредельного государства. Что касается Буга (это пограничная полоса), то в этом году мы уже определили места, куда мы будем пускать граждан, которые проживают в приграничье. Местные руководитель пограничных служб - командиры отрядов, групп - будут выдавать пропуска гражданам. 1 июня планируем торжественное снятие этого барьера и выход граждан к Бугу где-то в районе населенного пункта Томашовка.

Планируется ли в ближайшее время еще расширять какие-то пункты пропуска на границе с Евросоюзом и не только?
Марина, Могилев

- Безусловно, планируется. Сейчас рассматривается вопрос строительства пункта пропуска Переров-Беловежа (это Беловежская пуща). Помимо международных пунктов пропуска у нас порядка 33 пунктов упрощенного пропуска, которые тоже надо развивать, потому что соглашение о малом пограничном движении только еще будет вступать в силу. Большой объем работы предстоит. Мы подготовили и уже направили в правительство наши предложения по их развитию. Делать это за счет бюджета страны - проще всего, но мы же понимаем, что тогда придется сокращать социальные программы и проекты. Я сторонник того, что т.к. это приграничье и есть определенная заинтересованность, то мы должны развивать эти объекты за счет привлечения инвестиций. Инвесторам будет предоставлено право работать в международных пунктах пропуска, открывая, например, магазины duty free. Ввиду действительно высокой доходность и рентабельности таких магазинов, мы предлагаем провести конкурс: пусть лица, которые хотят возобновить там деятельность, поучаствовали в создании инфраструктуры на государственной границе. А именно: создание пунктов упрощенного пропуска, международных туристических пунктов, таких как Переров-Беловежа. Ведущий: - Все-таки сколько магазинов duty free планируется открыть? Рачковский: - Я не могу сказать, это будет решать правительство. Но т.к. в рамках Таможенного кодекса эта норма есть, мы все равно к ней придем. В этом вопросе есть много подводных камней. Мы предлагаем честную игру: пожалуйста, постройте пункты упрощенного пропуска (я надеюсь, что правительство нас поддержит), и вам будет предоставлено право работать в них. Вот тогда и посмотрим, кто действительно радеет за страну и хочет вкладывать в нее деньги, а кто хочет просто снимать сливки.

Можно ли растоможить автомобиль для личного пользования белорусскими рублями по курсу или дебетной или кредитной карточкой в бел.рублях, потому что невозможно купить валюту в РБ? И выход из этого положения?
Бондарева Наталья Павловна, Г.Минск

- Я на этот вопрос не отвечу, это вопрос к таможенной службе.

Многие граждане, как Беларуси, так и других стран каждый день сталкиваются с Вашими подчиненными в пунктах пропуска и, естественно, оценивают их работу. Какую оценку деятельности подчиненных можете дать Вы сами, все ли на уровне или еще есть к чему стремиться?
Berta, Не указано

- Нам есть к чему стремиться всегда. Оценку, конечно, я могу дать положительную.

Показывали пункты временного пребывания для беженцев, организованные на границе, неужели они не пустуют большую часть времени? Есть ли возможность использовать их еще как-то?
Людмила, Витебск

- У пограничной службы есть два пункта для беженцев: в аэропорту Минск-2 и в Бресте. Планируем строительсво еще одного пункта временного размещения беженцев в Пинске. Мы работаем с Управлением Верховного комиссара по делам беженцев ООН, которое финансирует эту программу. Конечно, большую часть времени пункты пустуют. Но, например, в Бресте, если эти пункты не заняты, там стали размещать командировочных офицеров.

Скажите, пожалуйста, окупились ли приобретенные у Франции вертолеты? Я видела по телевизору, что вдоль границы с Украиной начали патрулировать рубежи по воздуху. Не слишком ли дорогая покупка для нашей страны? И почему вертолеты понадобились именно на границе с Украиной?
Надежда Петровна, Гродно

- Наш авиационный отряд находится в Поставах, а наши вертолеты работают по всему периметру государственной границы. Можно смело говорить, что затраты окупились. Во-первых, два вертолета были приобретены по программе обустройства внешней границы Союзного государства России и Беларуси, за счет средств союзного бюджета. Во-вторых, как это ни парадоксально, мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи… Мы же не просто так решили купить французские вертолеты. Наши летчики выезжали к нашим литовским, латышским, польским коллегам, у которых тоже на вооружении стоят вертолеты разного типа, и выбирали, что нам больше подходит. У вертолетов Ми-8, которые были у нас на вооружении, большой расход топлива, у Еврокоптера - в три раза меньше. С учетом нашей определенной сырьевой зависимости, они уже окупились. В-третьих, они маленькие, более маневренные. Для нас нужны были именно патрульные вертолеты, чтобы, установив тепловизионную технику и другие технические средства, мы могли сесть в любой точке государственной границы. Для них не надо строить вертолетные площадки - машина садится практически в любой точке, в любом мало-мальски очищенном квадрате. Я даже шучу, раньше, когда инспектировал границу на вертолете, кое-где могли быть спокойны - к нам не приземлиться, сейчас приходится быть готовым всем и везде. И такой вот положительный эффект. К тому же эти вертолеты использует не только погранслужба - у нас есть соглашение с Минздравом. В прошлом году была очень пожароопасная обстановка - активно помогали МЧС, передавали информацию по очагам возгорания. Также помогаем местным органам власти. Пожалуйста, когда начинается посевная или уборочная, любой руководитель района может посмотреть с высоты птичьего полета, как идет работа. Губернаторы обращались к нам за помощью в эти напряженные периоды. Так что техника используется во благо многих служб, мы не зациклились на том, что она только наша и мы ее никому не дадим. Для себя решили однозначно, что и дальше будем работать только с этими вертолетами. Если возникает неисправность, группа специалистов с завода приезжает к нам на базу и устраняет проблему. Французы работают очень эффективно, с ними сложились хорошие дружеские отношения.

Мои знакомые россияне говорят, что когда едут на юг, предпочитают объезжать границу с Белоруссией, потому что пограничники не берут взятки. И договориться с ними невозможно, даже лишнюю бутылку Немирова не провезешь или колбасы какой-нибудь. Чем руководство так запугало рядовых пограничников? С уважением. Спасибо за ответ.
Николай Семенов, Горки

- Я уверен, что здесь в большей степени работает не запугивание, а вопрос чести страны. Мы знаем эти проблемы, они всегда раскручивались. Но я мог бы парировать и так: мои знакомые россияне, которые приезжают в Беларусь, также говорят, что у нас работники ГАИ не берут взяток. А это уже тенденция, и мне приятно, когда так говорят о наших сотрудниках. Я ими горжусь. Недавно пришло заключение коллегии Верховного военного суда Республики Беларусь, где указано, что в Государственном пограничном комитете последние четыре года наблюдается четкая тенденция по снижению преступности по этому направлению. В первом квартале 2011 года у нас ни одной коррупционной ситуации вообще не было. Мы ввели у себя такую форму, как отказ от получения взяток и поощряем за это сотрудников. Если есть настойчивая попытка дать взятку, взяткодатели привлекаются к уголовной ответственности. В первом квартале 2011 года было пресечено 236 попыток дачи взяток. За 2010 год - 1892 попытки. И мы должны понимать, что объективно: прапорщику, контролеру в пункте пропуска предложения о взятке идут постоянно. Не сравнить же с прапорщиком в Министерстве обороны, в танковом полку, например. Предпосылок в погранведомстве к таким нарушениям больше, но и ответственности тоже. Поэтому и подбор людей мы проводим строгий, и работаем с ними серьезно. К примеру, мой второй заместитель - заместитель по идеологической и кадровой работе. Я бы хотел обратить на это особое внимание? Когда мы проводили реформу пограничного ведомства в 2007 году, ввели эту должность, чтобы шла серьезная целенаправленная работа именно в этом направлении. По-другому пограничникам не выжить.

Будет ли полностью отменена срочная служба в погранвойсках в ближайшее время
сергей, Гродно

- Я бы хотел на этот вопрос ответить уже сейчас. Численность пограничного ведомства - порядка 14,5 тысячи человек. Всего лишь 20 процентов от этого количества - срочная служба. В концепции развития пограничного ведомства до 2017 года предусмотрен переход полностью на контрактную систему. Но мы еще раз все взвесили и склоняемся к тому, что какую-то часть срочной службы оставим. Для чего? Во-первых, это те люди, из которых будут подбираться профессионалы-контрактники, как мы делаем и сейчас. Второй момент - есть очень хороший стимул для солдат срочной службы. Те, кто закончил среднее учебное заведение с оценкой не ниже 6 баллов по предметам, которые требуются для поступления в пограничный институт, идут по отдельному конкурсу (у нас есть квота 30 процентов для отслуживших срочную службу). Конечно, мы уменьшаем количество срочников и стараемся максимально увести их от несвойственных им функций - они должны защищать Родину, и из них должны формироваться ряды уже профессиональных пограничников, которые захотят продолжить службу.

Хочу выразить признательность и благодарность Пограничному ведомству и Вам лично за мужество и обязательность при информировании грузоперевозчиков об очередях на границах Беларуси. Этого не было десятки лет. Просьба, немножко больше объективности: польская сторона показывает очередь 120 автомобилей в Козловичах или Брузгах, а у нас - 0 или 20. С уважением, постоянный посетитель сайта Матвеюк
Юрий Матвеюк, Брест

- Замечание принимается. Чем больше предложений граждане оставляют на нашем сайте, тем активнее мы будем этим вопросом занималиться. А что касается очередей на границе... Когда это только начиналось, информация каждые 3 часа шла кроме сайта и ко мне на стол. Я снимал трубку телефона, выходил на отряд и уточнял, такая очередь или нет. Есть определенные издержки. Мы над этим работаем. Но в целом информация, которую мы размещаем, правдивая.

В последнее время участились слухи - "вот сделают невыездным человека и всё". Расскажите, на каких основаниях человек может стать невыездным? Кто может сделать человека невыездным? Как потом стать выездным?
Кирилл, Минск

- Это решение принимает только суд. Можно обратиться к закону Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года о порядке выезда и въезда. И там полностью описано, в каких случаях гражданин Республики Беларусь может быть включен в банк лиц, выезд которых ограничен. Но это ограничение выезда только на какой-то период. Там перечислены все ведомства, которые эти решения принимают.

Существуют ли специальные методики, как распознать, что человек врет или что-то скрывает, когда пересекает границу? Вот как в сериале "Обмани меня"... И где учат таким методикам?
Катя, Не указано

- Честно говоря, не смотрел сериал "Обмани меня". Этим методикам действительно обучают в пограничном институте. Опытный контролер всегда видит, как человек себя ведет - мимика, жесты, движения - они сразу определяют, если что-то не так. Я бы здесь хотел вспомнить легендарного пограничника, старшего прапорщика Варлама Михайловича Кублашвили, который служил в Бресте и именем которого названо ОПК "Буг". Он задержал контрабанду на сумму более 2-х миллионов долларов США по тем временам, 50-60-е годы. Гагарин получал Звезду Героя Советского Союза, вместе с ним Варлам Михайлович Кублашвили получал орден Ленина. Есть их совместная фотография. У него был колоссальный нюх: вот он смотрит на человека и сразу видит, везет тот контрабанду или нет. Он находил контрабанду в топке паровоза! Вот топка горит, он подошел, на машиниста посмотрел, говорит: "Давай топку будем разгребать". Он понял, что там что-то лежит. Оттуда достают чугунные чушки, вскрывають - а там золотые монеты. Вот этому учат в пограничном институте. Ведущий: - А первое, на что пограничники обращают внимание? Рачковский: - На человека. На его взгляд, поведение, реакцию. Есть ряд вопросов (может они и второстепенные на самом деле), но при ответах на них сразу видна реакция человека. Психология - очень важный элемент в обучении пограничника.

Белорусский пограничник сегодня социально защищенный человек? Как решаются вопросы с жильем? Сокращается ли очередь нуждающихся?
Капитан пограничник, Не указано

- Я вот статистику подниму. По состоянию на 1 апреля 2011 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 3194 наших сотрудника, но среди них и те, кто уже имеет жилплощадь и стоит на расширение. За период с 2008 по 2010 год построено 864 квартиры. В 2011 году уже построено 115 квартир в городе Бресте. Начато строительство с вводом в эксплуатацию в 2011-2012 годах 567 квартир. В Минске у нас жилищно-строительный кооператив на 222 квартиры, в Бресте на 30, в Пинске на 42, в Гомеле на 72, в Лиде на 125, в Сморгони на 15, в Полоцке на 19. Также планируется в 2011 году сформировать и начать строительство практически 500 квартир в Минске, Бресте, Дзержинске, Гомеле, Гродно, Сморгони, Полоцке, Новополоцке и Верхнедвинске. Ведущий: - То есть практически везде? Рачковский: - Да, практически везде. Это процесс я держу на личном контроле. Потому что, как ни жилье, и есть социальная защищенность наших сотрудников. Очередь, если и есть, то она небольшая. Я вам скажу честно, даже по городу Минску, ставшие в очередь в 2000 и 2001 годы уже давно квартиры построили.

Изменится ли в ближайшее время порядок выдачи виз с киками-либо государствами? И возможно ли введение виз для граждан Грузии?
Юрий Сохадзе, Минск

- Вопрос этот постоянно муссируется, нам его постоянно задают, особенно, что касается Грузии. И по-разному его все воспринимают. Я бы хотел сказать, что в ближайшее время изменений визовой политики с Грузией не планируется. Почему именно с Грузией не планируется? Потому что Грузия для нас является такой же страной, как и другие страны современного мира. Здесь вопрос в чем? На последнем Межгоссовете ЕврАзЭС шел разговор об унификации паспортно-визового обеспечения для стран ЕврАзЭС. Что она подразумевает? Это тот же принцип Шенгена. Все страны договорились действовать в едином ключе: вот с этими странами у нас виза есть, а с этими странами безвизовый режим. С визой, которую выдает Франция, можно поехать и в Литву. Это я так упрощенно говорю. Такая же ситуация и с унификацией паспортно-визовой службы в рамках ЕврАзЭС. Конечно, к этому надо стремиться, надо идти. Если мы строим Союзное государство, Таможенный союз, ЕЭП, то это, конечно, нонсенс, когда у стран абсолютно разная визовая политика. Но для этого надо, чтобы наши коллеги, партнеры, прежде всего, в рамках Таможенного союза - Казахстан и Россия - унифицировали свое законодательство с нами. Потому что получится как? Те же нелегальные иммигранты выискивают пробелы в нашем законодательстве и перемещаются как им удобно. Поэтому процесс будет идти в рамках общего подхода, и других аспектов здесь быть не может. Но отвечает за этот процесс Министерство иностранных дел. А мы только ведем банк данных паспортов, и в рамках действующего законодательства работаем. Насколько я знаю, на сегодняшний день через пограничный комитет проходили документы о введении безвизового режима с Турцией и Израилем. Считаю, это разумно, к этому надо двигаться, но, безусловно, уже наши эксперты в рамках международных организаций должны работать в этом направлении.

Добрый день. Действует ли в настоящее время правило, при котором люди, пересекающие белорусскую границу на автомобиле с малолетними детьми, могут пройти все формальности вне очереди? Если да, то каков алгоритм действий? К кому подойти или нужно писать заявление и тп. Заранее спасибо.
Игорь, Москва

- В соответствии с нашим законодательством, если граждане следуют с детьми до 3 лет, то мы пропускаем их без очереди и обеспечиваем максимально быстрое прохождение. Ведущий: - Как это можно сделать? Рачковский: - Нужно подойти к первому пограничному наряду, который стоит при въезде. Хочу добавить, что есть мое указание пропускать граждан с малолетними детьми до 3-4-ех лет без очереди, это же касается и людей пожилого возраста.

Можно ли повлиять на Польскую сторону, чтобы они тоже тратили на каждую машину на границе не больше 10 минут?
Татьяна, Брест

- С такими обращениями нужно обращаться на польскую сторону. Конечно, мы с ними работаем, но и у них есть определенные технические вопросы. Нужно писать туда и обращения, и письма, поднимать этот вопрос там.

Будет ли безвизовый въезд на территорию Литвы? Какие документы будут требовать?
Роман, Поречье

- Я сам за это ратую. На вопрос о малом приграничном движении я уже отвечал.

Почему Белорусы вновь стоят в одну очередь на выезд, вместе с литовскими "бензовозами"? Раньше, для резидентов стран Таможенного союза, была отдельная очередь. А сейчас, на выезд - стой вместе со всеми, на въезд в Литву, стой на красный коридор. Кстати, на вьезд в Россию, уже давно, сделан отдельный коридор для граждан Союзного государства.
Валерий, Минск

- Я, откровенно говоря, российского коридора не видел. Совместно с Таможенным комитетом мы планируем до лета создать коридор для граждан Таможенного союза. Например, в Литве есть коридор для граждан Европейского союза и для все остальных.

Надеятесь ли, что кто-то из детей станет продолжателем вашего дела...
Без подписи, Не указано

- Я уже отвечал, что старший сын учится на 3 курсе пограничного института. Ведущий: - А дочки не изъявили желания? Рачковский: - Старшая дочка тоже пошла в какой-то мере по стопам, она учится в Таможенной академии.

Раньше, для граждан Беларуси и Литвы действовал пропускной пункт Лоша-Шумскас. Там осществлялась и таможенная проверка. Сейчас этот пункт фактически закрыт для основного населения. Почему нельзя возобновить его работу?
Сергей Виноградов, Минск

- В рамках малого приграничного движения пункт пропуска Лоша-Шумскас полностью задействован. Но, помимо этого, мы предлагаем нашим литовским коллегам рассмотреть вопрос о переводе его в статус международного пункта пропуска.

Почему при въезде и выезде, например через Каменный Лог белорусы, следующие по "зеленому каналу", вынуждены стоять в общей очереди?
Сергей Виноградов, Минск

- Это не прихоть. Там разделить эти потоки в самом начале практически невозможно на сегодняшний день. Разделение потоков идет при въезде в пункт пропуска. Сейчас будем решать вопрос, как сделать отдельные каналы для въезда именно граждан Таможенного союза. О чем я уже говорил.

Как найти парня пограничника? И посоветовали ли бы вы выходить замуж за пограничника?
Аленушка, Брест

- Выходите замуж за пограничника! Это надежные, хозяйственные люди, особенно прошедшие службу на пограничной заставе, где часто есть подсобное хозяйство с грядками, коровами. Родители, которые приезжают навещать своих ребят, говорят, что даже дома у некоторых нет таких условий. Поэтому они рады, что их сыновья служат на границе. Патрулируя, пограничники собирают грибы и ягоды про запас, сейчас - время березового сока. Многие мои друзья просят направить их детей, у которых есть определенные проблемы, на границу, чтобы послужили на заставе. После возвращения абсолютно все меняются, потому что там некогда маяться дурью. В день солдат-пограничник проходит пешком 30 километров. После этого только два желания - поесть и поспать. Да и чувство ответственности превалирует над остальными. Пограничники - это семья. Всегда существовало, существует и будет существовать понятие боевого братства. Поэтому выходите замуж за пограничника! Тем более, нынешний пограничник, оканчивая институт, в совершенстве владеет иностранными языками, о высоком культурном и образовательном уровне я уже упоминал.

Смотреть еще