Продолжить на сайте

Онлайн-конференция с директором Нацонального художественного музея Владимиром Ивановичем Прокопцовым

Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с директором Нацонального художественного музея Владимиром Ивановичем Прокопцовым

Онлайн-конференция с директором Нацонального художественного музея Владимиром Ивановичем Прокопцовым

Дата проведения: 17 апреля с 11.00 до 12.00

В эпицентре внимания Года культуры России в нашей стране, который только начался, неожиданно оказался Национальный художественный музей Беларуси!
Всерьез со стороны официальной российской делегации заговорили не только о продлении на год экспонирования выставки Слуцких поясов из московских фондов и их бессрочном депозите, а даже озвучили возможность равноценного обмена на произведения, которые хранятся в Минске и имеют отношение к российской культуре. Что мы можем предложить?

Вопросы конференции


Сколько экспонатов на сегодняшний день в фондах музея?
Гриша, Не указано

- Сегодня в нашем музее более 26 тысяч экспонатов. Это и коллекция древнебелорусского искусства, и русского искусства, и западноевропейского искусства, и современного белорусского искусства. Музей растет, мы приобретаем сейчас в основном произведения современных белорусских художников и, естественно, принимаем дары. Это произведения Востока - через посольства, аккредитованные в Беларуси. В общем-то, музей пополняется, на месте не стоит.

Есть ли при музее кружок искуcствоведения для детей, как это было раньше? Или кружок для желающих научиться рисовать?
мама Катя, Минск

- Конечно, есть. Он называется "В гости к Тюбику". И мы ежегодно проводим выставки детского рисунка. Три года назад такая выставка состоялась даже в Третьяковской галерее. В кружке юного искусствоведа учат и рисовать, и проводятся интерактивные занятия: как, например, алтарная живопись, где дети рисуют свои произведения - очень оригинальные и по цвету, и по композиции. Очень талантливые работы получаются, потому что дети без, что называется, зашоренностей. Кружок "В гости к Тюбику" работает в субботу и воскресенье в нашем музее. Записаться можно у администратора, мы с удовольствием вас будем ждать.

Наверняка существуют определенные требования к условиям, в которых хранятся картины. Расскажите, пожалуйста, какие. Очень интересно.
Антон, Не указано

- Во-первых, это охранные условия, а так же климат. Картины должны храниться при определенном температурном режиме, поэтому в новом здании, которое в декабре 2006 года было принято с участием главы нашего государства и представителей музейного сообщества России, Украины, Литвы, оно сегодня действительно на современном уровне. Там поддерживается климат, поддерживается очень дорогой техникой. Такой же климат существует в хранилищах, депозитариях, где хранятся произведения искусств. Я думаю, что через пять лет, когда завершится музефикация нашего музейного комплекса, все залы будут такие же, как и в нашей пристройке. Поэтому для нас это очень важно. Ну и сегодня это требования мирового значения для всех музеев. Сегодня все европейские музеи оборудованы именно такими условиями. Ну и, конечно же, охрана. Под охраной я имею в виду пожарную охрану, милицию и сигнализацию.

Есть ли в Национальном художественном музее служба по связям с общественностью?
Людмила, Брест

- Специального отдела как такового, который бы работал с общественностью, у нас нет. У нас есть для этого ученый секретарь, и отдел по научной пропаганде, который работает с общественностью и со средствами массовой информации.

Здравствуйте! Не планируется ли вновь провести конкурс на лучший дизайн входного билета? Если да, то как принять в нем участие?
Мейсон, Не указано

- Для нас это принципиальный вопрос. Я уже раньше говорил, что если театр начинается с вешалки, то Национальный художественный музей - с входного билета. Мы ежегодно объявляем конкурс на создание, графический дизайн входного билета. Заходите на наш сайт, где можно ознакомиться с условиями конкурса. Приглашаем всех желающих принять участие в разработке дизайна входного билета. Конкурсы мы проводим ежегодно, соответственно ежегодно и обновляем входные билеты. Через 15-20 лет мы организуем выставку входных билетов. Входной билет - бренд, символ музея, графическое произведение искусства.

Какие мероприятия запланированы Национальным художественным музеем в рамках Года культуры России?
Наташа, Минск

- Хочу сказать, что у нас очень хорошие, напряженные планы в рамках Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь. Позавчера, как вы знаете, он открылся торжественно спектаклем "Лебединое озеро" Большого театра России в нашем отреставрированном Национальном театре оперы и балета. И сегодня в 17 часов я всех приглашаю на открытие выставки известного белорусского художника Леонида Александровича Дударенко, заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь. Выставка называется "Россия глазами белоруса". Это произведения автора, которые он рисовал 20-30 лет назад, будучи на пленэрах в самых различных регионах Российской Федерации: это и Крайний Север, и Сибирь, и южные регионы России. Поэтому в рамках выставки можно увидеть панораму российского пейзажа, а также уникальные российские храмы. Я всех сердечно приглашаю на открытие выставки, в котором примет участие Председатель Совета Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов. 23 апреля в НХМ открывается выставка дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта Алексея Леонова. Выставка называется "Космическая и земная живопись". Также при нашем участии 15 мая открывается уникальная выставка народного художника СССР, народного художника России, лауреата государственных премий Российской Федерации, академика Российской академии художеств Петра Оссовского. Кстати, он учился вместе с нашими белорусскими художниками Виктором Громыко и Михаилом Савицким в Художественном институте имени Сурикова. Будет выставлено около 70 работ. Выставка очень ценна и уникальна тем, что с именем Оссовского связано зарождение сурового стиля. Ну и завершить Год культуры Российской Федерации планируем (о чем я 15 числа сказал министру культуры России) выставкой владимирских художников. Работы будут взяты из коллекции Владимирского музея, а также из мастерских художников и их семей. Это Бритов, это и Кокорин - очень известные художники российской глубинки, уникальные авторы. Поэтому, я думаю, что закрытие Года культуры будет самым ярким. Но главной выставкой года я бы назвал белорусско-российскую, составленную из фондов музея на Поклонной горе в Москве и коллекции Национального художественного музея Беларуси ( причем финансироваться она будет из бюджета Союзного государства). У нас все залы - верхние и нижние - полностью будут отданы этой выставке. Мы намерены включить в нее работы всех художников - ветеранов войны (многих уже, к сожалению, нет с нами). Я так думаю, что торжественное открытие будет на улице, с военным оркестром Министерства обороны. Это будет самая знаковая, самая торжественная выставка года. И не только в рамках Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, но и в рамках наших мероприятий, посвященных 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Открытие 1 июля в 17.00.

В чем уникальность Слуцких поясов?
Андрей, Не указано

- Слуцкие пояса - произведения декоративно-прикладного искусства, которые создавались уникальными мастерами на мануфактурах в Слуцке. Сегодня у нас в Национальном художественном музее на временной экспозиции находится 8 слуцких поясов из коллекции Государственного исторического музея Москвы. Буквально 4 дня назад мы пролонгировали договор еще на год, чтобы экспозицию наших уникальных произведений увидело как можно больше посетителей. В нашем музее подготовлены интерактивные экскурсии по экспозиции, специалисты проводят занятия с маленькими детьми, где им рассказывают историю создания поясов и дети сами рисуют слуцкие пояса. Это очень интересная программа. Пояса - наше национальное достояние, которого, к сожалению, исторически так сложилось, у нас нет (за исключением некоторых фрагментов поясов, их всего 4, находящихся в коллекциях наших музеев). Многие были во время войны вывезены немецко-фашистскими захватчиками, в т.ч. из Радзивилловской коллекции нашего музея (раньше Минской картинной галереи). Не зря Максим Богданович написал свое известное стихотворение, которое было положено на музыку и исполнялось "Песнярами": "... і тчэ, забыўшыся, рука замест персідскага ўзора цвяток радзімы васілька..." Скажу по секрету, мы делаем штандарт Национального художественно музея с изображением слуцкого пояса. Слуцкий пояс вообще обладал магическими свойствами. Его использовали на свадьбах, выворачивая светлой стороной, а для траурных мероприятий, на похоронах - черной.

Есть ли интернет-сайт у Нацонального художественного музея?
Геннадий, Минск

- Конечно, сайт у Национального музея есть, его адрес www.artmuseum.by.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, ведется ли статистика количества посещений Национального художественного музея? Если да, то о чем говорят цифры - каковы тенденции?
Без подписи, Не указано

- Цифры говорят о том, что наблюдается тенденция увеличения посещаемости музея. Во-первых, для того, чтобы быть интересными для людей различных возрастов, мы готовим самые разные выставки. Стараемся, чтобы они были и для старшего поколения, и для младшего, и для школьников. У нас проводятся интерактивные экскурсии при посещении коллекции слуцких поясов. Также особенные экскурсии проводят для молодоженов, которые приезжают к нам в пятницу и субботу из ЗАГСов на фотосессию. В этом я вижу глубокий смысл, потому что молодая семья в первые минуты своего нового статуса приходит к нам в музей, а затем, я надеюсь, посетит наши выставки уже со своими детьми. Ревуцкий: Значит, количество не уменьшилось? Прокопцов: Нет, наоборот, растет количество. Это нас радует. Тем более нам руководством Министерства культуры доводится план платных услуг - это 700 млн. бел. руб. на год. И мы этот план выполняем.

Все картины в музее великолепны. Но все же есть ли та, которую можно было бы назвать самой любимой у посетителей?
Алена, Глубокое

- У каждого посетителя, наверное, своя любимая картина. Поэтому если говорить, допустим, какая любимая картина у директора, то мне все картины нравятся, как дети своим родителям. А что касается посетителей, то, безусловно, судя даже по книге отзывов, которую мы ведем, на коллекциях нашего музея воспитано уже не одно поколение. Когда мы делаем реэкспозицию (у нас постоянная экспозиция есть, есть временная, и время от времени мы лет через 10-15 какие-то произведения меняем, некоторые произведения уходят на реставрацию, потому что они, как и люди, склонны болеть), берем на реставрацию на месяц-два какое-то полотно, то по книге отзывов мы видим, что посетители интересуются, куда оно пропало, волнуются, не продал ли музей эту картину? Нас радует то, что люди активно идут в музей. Для этого, собственно говоря, мы в нем и работаем.

Менять пояса на Шишкина... Но Шишкин ведь тоже принадлежит Беларуси... Также гордость любой мировой коллекции...
Т.И., Минск

- В прошлом году в одном из интервью коснулись вопроса о слуцких поясах, и я сказал: "Безусловно, сделать дар - это сложно для российской стороны, но для того, чтобы в нашем музее все-таки остались слуцкие пояса, я предлагал бы сделать обмен. Конечно, обмен должен быть адекватен по стоимости, по художественному уровню, и, на мой взгляд, это могло бы быть одно из произведений Шишкина из коллекции Национального художественного музея (их у нас более 10-ти). Великий русский художник Шишкин в цене на различных рынках, он в числе самых покупаемых сегодня. На мой взгляд, это был бы равнозначный обмен, если к этому вопросу подойдут вплотную. Но этот вопрос будет решаться на более высоком уровне. Ревуцкий: Те есть, вы еще не успокаиваетесь, не смотря на то, что российская сторона сказала: "навечно...", депозит..., через год... Прокопцов: Вы знаете депозит - это временная выставка, когда нужно платить деньги за страховой полис, нужно, чтобы ежегодно приезжали музейные сотрудники с инспекцией, это - не свое. Я не теряю надежды, что все-таки обмен состоится. Для Беларуси важно иметь у себя эти уникальные произведения, они - наш белорусский бренд. И чтобы они были в экспозиции, в каталогах, в альбомах (а в альбом экземпляр можно размещать, только если мы являемся владельцами данного произведения). Вопрос слуцких поясов еще не закрыт, я думаю, мы к нему еще вернемся, и проблему эту можно решить положительно. Речь идет в данном случае не только о слуцких поясах из коллекции Государственного исторического музея, которую формировал Щукин, но, может быть, и из коллекций других российских музеев. Хочу сказать, что для культуры Российской Федерации слуцкие пояса не представляют такого большого исторического, культурного значения, как для Республики Беларусь. Для нас это очень важные произведения.

Пишете ли Вы сейчас? Зачем Вы растрачиваете свой талант на бренную телевизионную славу?
Без подписи, Не указано

- Тут надо все сочетать. Время писать как художнику мало. Но, тем не менее, я его использую, особенно в выходные и праздничные дни, вечерами. Но я себя позиционирую больше как директора Национального художественного музея. И, безусловно, все время уходит на эту работу. А чтобы поддерживать форму как директору или искусствоведу, то естественно, надо писать. Я счастлив, что могу органически сочетать директорскую - административную работу с творческой и научной. Вот два дня назад получил письмо от президента Российской академии художеств, почетным членом которой я являюсь, Зураба Константиновича Церетели, он создает музей современного искусства, и просит, чтобы я подарил несколько работ в коллекцию современного искусства. Я, естественно, отвечу положительно и как почетный член Российской академии художеств, и как директор НХМ, и как художник, и как гражданин Беларуси.

Организует ли музей выставки своих экспонатов в других странах? Если да, то где уже проходили выставки и что в планах?
Катя, Не указано

- В планах у нас - выставка алтарной живописи в Польше. Прорабатывается вопрос, в каком музее это будет. Поступило предложение от итальянской стороны сделать выставку белорусских художников витебской школы: Пэна, Шагала, современных художников. 18 мая к нам на открытие выставки работ из Южной Кореи приезжает генеральный директор музея этой страны, и будет решаться вопрос об ответной выставке нашего музея в Национальном музее Южной Кореи. Много других предложений мы прорабатываем. С моим коллегой Шкурко Александром Ивановичем (директором Государственного исторического музея Москвы) мы договорились, что проведем выставку белорусских икон, старых и современных церковных облачений, сделанных иконописцами и золотошвеями Дома милосердия. Также с нашими российскими коллегами серьезно готовимся к 200-летию даты 1812 года.

Cкажыце калi ласка, цi есьць у нашай краiне адмысловае арганiзацыя якая займаецца зьбiраньнем па сьвету страчаннай спадчыны? Калi есьць, то якiя вынiкi яе працы ? Калi яна не icнуе, то чаму?
зьмiцер, мiнск

- Я хачу сказаць, што у нас існуе камісія па вяртанню гісторыка-культурных каштоўнасцяў, і гэта праграма зацвержана кіраўніцтвам нашай краіны, Прэзідэнтам, і існуе камісія пры Міністэрстве замежных спраў, яе ўзначальвае два намеснікі міністраў – Міністэрства замежных спраў і Міністэрства культуры. А таксама існуе камісія вяртання. Першы крок быў зроблены два гады таму, Міністэрствам замежных спраў быў перададзены музею твор Пятра Сегріевіча, мастака, які ў свой час жыў у Літве. Таксама Міністэрства замежных спраў передало графічныя творы Наполеона Орды да 200-годдзя з дня яго нараджэння. Літаральна нядаўна былі перададзены творы Фердзінанда Ручыца і Барыса Заборава, беларускага мастака, які жыве і працуе ў Парыжы. Дзякаючы Міністэрству замежных спраў і Міністэрству культуры мы прапрацоўваем пытанні па вятртанню каштоўнасцяў у тым ліку і слуцкіх паясоў.

А есть у нас то, что просила российская сторона взамен на пояса, а мы не можем отдать?
Антон, Не указано

- Вы знаете, российская сторона пока не ставила так вопрос. Это мы ставим (белорусская сторона) вопрос об обмене слуцких поясов на произведения, которые адекватны по художественному уровню и могли бы быть переданы взамен. Но, поскольку, я как директор музея, не могу оперировать произведениями из коллекций других белорусских музеев (это было бы не этично), я предлагаю один из возможных вариантов - обмен на картину Шишкина, которая находится в коллекции нашего музея.

В.И.! Как долго "на вечно" останутся в Беларуси слуцкие пояса?
Игорь, Минск

- Мы пролонгировали договор на эту коллекцию на год, но я не исключаю возможности, я уже об этом говорил, на обмен с любым российским музеем, где есть в коллекции слуцкие пояса, тем более они не выставляются в экспозициях за исключением небольших фрагментов. Поэтому, я думаю, что вопрос слуцких поясов с повестки не снят. Несмотря на то, что было сделано заявление уважаемым господином Авдеевым Александром Алексеевичем - министром культуры Российской Федерации нашему музею, что российская сторона готова пролонгировать выставки слуцких поясов на годы, я надеюсь, что мы к этому вопросу вернемся в том или ином варианте и найдем, как говорят беларусы "паразуменне" с нашими коллегами, тем более мы строим единое Союзное государство. Я верю в положительное решение даннаго вопроса.

Вы же сами художник. Какую картину пока еще не написали???
Светлана, Не указано

- Вы знаете, как и у каждого художника, вопрос этот вечен. Равно как и в целом для художника, поэта, артиста, про роль, которую он еще не сыграл, про поэму, которую не написал. В этом - вся интрига и философия жизни творца: он ежедневно идет к этой картине своей заветной, а она, как линия горизонта, всегда отодвигается. Потому что, если бы была такая картина, такая роль, такая книга, то ему просто потом нечего было бы делать. Но каждый творец, художник ставит себе задачу - сделать лучше, талантливее. Сейчас у меня есть много эскизов тех мест, где я родился. Планирую в этом году сделать пленэр в Добруше, откуда я родом. Так что много чего я еще не написал, много чего еще не сделал.

В рамках Года культуры России в Беларуси, какие российские художники и коллекции из российских музеев будут экспонироваться в нашем Национальном художественном музее?
Александра, Борисов

- Мы уже отвечали на этот вопрос.

Не так давно Национальный художественный музей был расширен. И все-таки далеко не все материалы экспонируются из фондов. Будет ли здание еще увеличиваться? Т.е. хватает ли выставочной площади?
Галина Ивановна, постоянный посетитель

- Вы знаете, чем больше мы расширяемся, тем больше не хватает залов, и когда Президент 5 декабря 2006 году открывал новое издание, то естественно я показал Александру Григорьевичу макет перспективы развития нашего музея. Со следующего года у нас начнутся реставрация-реконструкция здания по улице Кирова, и затем перейдем к нашему основному корпусу - зданию с колонами архитектора Бакланова. Сегодня музею необходимо расширяться, и конечно, в идеале, со временем надо передавать музею, а поскольку образуется красивый единый музейный комплекс, здание, находящееся на улице Ленина-К.Маркса с большим внутренним двориком. Причем мы тогда смогли бы выставить гораздо больше наших коллекций. Вот судите сами, до 2006 года даже посетители, жители Минска не знали, что у нас есть произведения Востока. Их никто никогда не видел. А сегодня у нас существует небольшая, но очень емкая и содержательная выставка Востока. Это произведения Индии, Японии, Китая. А мы могли бы выставить гораздо больше. Наши планы требуют больших финансовых средств, но тогда Национальный художественный музей встал бы в один ряд с музеями Европы и мира. Наша перспектива только в этом – сделать единый большой музейный квартал, куда бы посетитель вместе с семьей мог зайти утром, походить по залам, спуститься в кафе, потом опять пройти по коллекциям, и таким образом, мы показали бы нашу уникальную коллекцию, которую имеем. А сегодня интерес посетителей, в том числе наших белорусских, очень большой к нашим коллекциям. В прошлом году была выставка православных икон Беларуси, России, Украины к 1000-летию Крещения Руси, она была только два месяца. И, естественно, мы должны были закрыть эту выставку, хотя люди просили продлить ее. И если бы было больше площадей, мы смогли бы выставить и коллекцию белорусских икон, и другие выставки, и коллекции Востока, и современного белорусского искусства. Поэтому музей, как живой организм, должен развиваться.

Ударил ли по музею кризис? Сократилось ли число посетитетелей? Отказались ли вы от каких-либо музейных проектов и планов?
Ирина, Брест

- Кризис не ударил по посетителям, здесь у нас тенденция положительная. Посетитель идет. Но, безусловно, Министерство культуры сократило финансирование некоторых наших проектов. Тем не менее, мы не унываем и считаем, что кризис в основном в голове. Можно находить какие-то варианты, что мы, собственно говоря, и делаем. С другой стороны, я считаю, что кризис вынуждает всех нас к некоторой бережливости, "ашчаднасці", как говорят белорусы. Мы должны бережнее относиться к тем средствам и материалам, которые у нас есть. Особенно это касается государственного рубля, который мы получаем как музей. Пока у нас все нормально, к нам идет посетитель, что нас радует, планы мы выполняем и перевыполняем, поэтому никакой кризис нам не страшен. Будем работать дальше - на благо родной Беларуси, родной культуры.

А будет ли в этом году ночь в музее? Классное мероприятие. Очень нравится.
Ангелина, Минск

- Да, в этом году у нас будет "Ночь музеев", но она будет, если выразиться молодежным слэнгом, без фанатизма. В каком смысле? У нас будут две хорошие спокойные выставки – фотовыставка и японская выставка. Но мы не готовим больших мероприятий, потому что у нас при их проведении возникает масса проблем. Я уже несколько раз публично извинялся перед нашими посетителями за то, что многие из них не могли попасть в музей в эту ночь. Представьте "Ночь музеев" 15-20 лет назад, когда у нас было только пять залов. Даже теперь, когда у нас есть целое здание, оно не может вместить всех желающих. Вот когда мы захватим весь квартал и отреставрируем его, у нас будет большой внутренний дворик, а в нем будут расти деревья, а по деревьям прыгать белки и щелкать золотые орешки, в сквериках будут проходить интерактивные выставки, выставки для детей и так далее, это будет совсем другой разговор. Потоки посетителей нужно красиво развести. Все последние четыре года накануне выставки я не сплю и переживаю, как бы, не дай Бог, ничего не случилось. Большая масса людей, кто-то кого-то прижмет, кто-то в этой сутолоке поскользнется и упадет... Это будет очень неприятно. Мы показали общественности, что можем проводить "Ночи музеев" на очень хорошем, очень профессиональном художественном уровне, не превращая это в пиар-акцию. Мы знаем свои силы и возможности, но, чтобы не было никаких проблем, мы в этом году решили взять тайм-аут. Тем не менее, от "Ночи музеев" мы не отказываемся. Просто она будет спокойной.

Здравствуйте, расскажите, пожалуйста, как пополняются фонды музея?
Антон, Не указано

- Фонды музея у нас в основном пополняются по государственной программе. Это закупка работ через финансовые средства, которые выделяет Министерство культуры на выставки, персональные выставки художников и так далее. Мы не закупаем произведения русских художников, потому что на рынке они стоят очень дорого. И потом, у нас очень хорошая коллекция русского искусства. Мы пополняем наш фонд белорусскими иконами за счет того, что таможня и другие органы их задерживают при незаконном вывозе. Также мы принимаем дары от современных белорусских художников - чтобы выставиться у нас, одну работу автор дарит музею, а еще одну мы через месяц закупаем. Ну и, безусловно, свои работы дарят нам коллеги через посольства. В частности, у нас 18 мая откроется выставка Национального музея Южной Кореи и с их стороны предполагается очень солидный дар. Кстати, хочу отметить, что в прошлом году на открытие своей выставки, которое проходило 8 августа в 8 часов утра, 8 минут и 8 секунд, я тоже подарил родному музею несколько своих работ.

Есть ли у Вас муза? И кто она?
Без подписи, Минск

- Конечно, есть. Если бы я сказал, что нет, это было бы неправдой. Только вот муза и вдохновляет меня так активно работать в качестве директора музея (я никогда не устаю) и в качестве художника. Поэтому я даже такую картину пишу, скоро покажу на какой-нибудь выставке - "Летящая муза". Она живет в музее. Это - летучая мышь. Днем она на чердаке, а ночью залетает в решетку музея и превращается в красивую девушку, и ходит по музею, по залам... Она - как хранительница фондов. Это наша музейная муза.

Скажите пожалуйста, сколько зарабатывает музей в год? И какие способы получить деньги существуют, есть ли возможность инвестиций?
Григорий, Гродно

- Во-первых, у нас государственный музей. Мы получаем деньги от государства. На зарплату, на коммунальные услуги, на содержание музея - вода, тепло, охрана и все остальное. Безусловно, мы и зарабатываем деньги - самым разным образом. Как работаем со спонсорами, так и зарабатываем деньги, нам доводится план платных услуг. На этот год он доведен в размере 700 млн. рублей белорусских. За первый квартал мы план свой выполнили. Надеюсь, так будет и в дальнейшем. Что касается спонсоров, то у нас есть генеральный партнер "Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани". Он нас поддерживает по самым различным направлениям - выставочным, издательским и т.д. Мы также работаем со спонсорами, которые нам дают необходимые финансовые средства для приобретения того или иного оборудования или в счет выставок, и т.д. Так что нам надо не только уповать на государственный бюджет, но и самим работать, искать спонсоров, потому что бюджет все не способен вытянуть.

Кто обычно читает музейную книгу отзывов? Что обычно пишут? Бывают ли забавные или очень оригинальные записи?
Димон, Не указано

- Безусловно, есть книга отзывов, предложений и жалоб для наших посетителей. Все эти книги я еженедельно читаю, тем более что нам надо давать ответы посетителям. Не далее как вчера я ее читал. У нас на каждую выставку заводится книга отзывов - как на персональные выставки художников, так и на выставки из коллекции нашего музея. В книге отзывов бывают самые разные записи: восхищение от уведенного, предложения встречаются, есть даже критика. Скажем, вчера прочитал замечание по выставке "Алтарная живопись", что "благовещение" по-белорусски звучит иначе. Я тут же к нашим редакторам-лингвистам: они сказали, что перевели правильно. Поэтому мы за книгой отзывов следим, это наша книга летописи музея. Для нас очень важно и приятно то, что в книге отзывов посетители выражают слова благодарности экскурсоводам, которые ведут эти выставки. Я регулярно довожу до сведения коллектива как положительные отзывы, так и замечания (не без того). Книга отзывов для того и существует, чтобы совершенствовать работу музея. Не всегда дирекция может общаться целыми днями с посетителями, а книга отзывов дает обратную связь. Поэтому для нас это очень принципиально и важно.

Владимир Иванович, а какую картину из Вами написанных Вы считаете первой профессиональной работой и как она называется?
Анюта, Могилев

- Первая моя картина, посвященная Максиму Богдановичу "Апошні санет паэта", была написана в 1985 году. Сейчас она хранится у меня в мастерской. Это был первый профессиональный шаг. Картина была выставлена на республиканской выставке, для меня это было почетно и важно. Я на нее время от времени смотрю, и радует то, что она написана на профессиональном уровне. Бывает так, что напишешь работу, и через какое-то время она не трогает, а некоторые работы и по прошествии времени не разочаровывают.

Празднуете ли Вы Пасху?
Денис, Не указано

- Да. Я приглашен Митрополитом Филаретом на службу в Кафедральный собор и посещаю ее ежегодно.

Где должны хранится иконы: в музеях или все же в храмах? Не планирует ли Ваш музей на Пасху подарить иконы храмам?
А. Л., Минск

- Это глубокий и широкий вопрос. У нас, слава Богу, ни католические, ни православные храмы не требуют возврата тех икон, которые были спасены сотрудниками музея из закрытых или брошенных храмов. Это были произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства (скульптуры католических храмов). Были вложены государственные деньги в реставрацию произведений, в учебу реставраторов, и иконы были возвращены к жизни. Пример, выставка "Алтарная живопись в Беларуси", которая у нас экспонируется уже третий месяц. Вопрос возврата в храмы очень больной. Храмы и католические, и православные, по сводкам МВД, постоянно грабятся в каких-то деревнях, в отдаленных регионах, где нет надлежащей сигнализации. Уникальные произведения иконописи требуют определенного профессионального ухода. Ими должны заниматься музейные работники, реставраторы. По моему мнению, иконы, особо значимые для каких-то храмов, должны иметь копии. Эти копии должны быть освящены иерархами церкви. Оригиналы же, представляющие ценность, должны находиться в музеях.

Владимир Иванович, а откуда взялась фраза: "не дышите на шедевр". И как часто ее используют в вашем музее?
Лера, Гродно

- Это в целях безопасности. Я понимаю юмор вопроса, но это действительно так. Все-таки произведения искусства требуют очень бережного отношения, и наши смотрители, наши сотрудники музея всегда обращают на это внимание. Поэтому в музеях запрещается трогать полотна, скульптуры, представленые в экспозиции, приближаться к ним на определенное расстояние. Сами понимаете, неосторожным обращением может быть нанесен вред произведению. Отсюда и родилась фраза: "Не дышите на шедевр".

Каков Ваш рецепт успеха?
Денис, Минск

- Мой рецепт успеха - это работа, творческая работа, активная работа, работа без ожидания похвал и наград. Я такой принцип себе избрал, как в известной песне.

Владимир Иванович, в каждой стране есть свои бренды: Швейцария - сыр, Украина - сало, Россия - матрёшка. А в Беларуси? (Бульбу не предлагать)
Гоша, Не указано

- Я хочу сказать, что, наверное, бренд Беларуси – это слуцкий пояс.

Спасибо Национальному художественному музею за возможность любоваться великолепными произведениями искусства и восхищаться талантом создавших их мастеров! Успехов и процветания!
Марина, Минск

- Спасибо, Марина, за такое Ваше отношение. Нам, сотрудникам музея, очень приятны такие слова, особенно в год празднования его 70-летия, потому что это - плод труда. Когда мы читаем в отзывах посeтителей пожелания, восхищение людей, для нас это гордость, потому что мы продолжаем те традиции музейного дела, которые были заложены старшими поколениями. Ведь сегодняшний успех нашего музея с его просторными залами европейского уровня стал возможным, безусловно, благодаря нашим старейшим сотрудникам, которые с послевоенного времени закладывали этот фундамент, эту основу. И это для нас свято. Каждый сотрудник музея, равно как и я, директор, знаем, что наш век краток, и мы заинтересованы, чтобы нам на смену пришли активные, деятельные преемники. Чтобы они, начиная от экскурсовода и заканчивая научным сотрудником, продвигали дальше, выше наш музей. Всем спасибо за вопросы и ждем вас в любое время при любой погоде в Национальном художественном музее. Для нас лучшая похвала, когда люди говорят нам слова благодарности. Собственно говоря, мы и работаем для вас, наши уважаемые гости, друзья музея, посетители. Спасибо всем!

Смотреть еще