Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с заместителем Министра здравоохранения Вячеславом Шило

Онлайн-конференция  с заместителем Министра здравоохранения Вячеславом Шило

Платные медицинские услуги помогают оперативно попасть к нужному специалисту, однако стоят недешево. В государственных учреждениях за скорый прием цены вполне разумны. Чем платная государственная медицина отличается от бесплатной, и стоит ли идти на прием к врачу за деньги? 

Все вопросы обсудим в онлайн-гостиной в четверг, 27 июля, в 12.00 с заместителем Министра здравоохранения Вячеславом Шило и  главным врачом 1-ой центральной районной клинической поликлиники Центрального района г. Минска Людмилой Кремко.

27.07.2017

Фото


Вопросы конференции


Когда врачи определятся как меня лечить и какие таблетки мне принимать. И почему в РНПЦ неврологии и нейрохирургии не могут дать ответ.
Платковский Олег (г.Минск ул.Р Люксембург д.175 кв.20)

В. Шило: Я так понимаю, что пациент обращался и на уровне поликлиники и в отделение неврологии и нейрохирургии. Я даже уверен, что если какой-то сложный диагностический случай, то и консилиум был, и менялись схемы лечения, и если нет эффективности от этого, то необходимо провести дополнительный консилиум по данному пациенту для того, чтобы выработать тактику лечения и определиться с тем лечением, которые помогут данному пациенту. Если эти этапы уже были, есть руководитель РНПЦ неврологии и нейрохирургии, или один из его заместителей, к которым он может обратиться на прием, для того, чтобы решить эти вопросы. 

Добрый день! По сути, на платной основе в государственные мед. учреждения пациенты обращаются к тем же врачам, к которым приходят на прием бесплатно. Как считаете, почему люди предпочитают заплатить и прийти на прием, чем просто взять талончик?
Виктория (Минск)

В. Шило: Выбор специалиста – это самое главное. Каждый пациент имеет право выбрать специалиста, врача, поэтому он идет на платную медицинскую помощь. Быстро получить медицинскую помощь можно сегодня несколькими вариантами: через колл-центры, которые есть и в клинических больницах, в поликлиниках; через добровольное медицинское страхование, которое у нас довольно активно развивается. Наши специалисты, которые работают в страховых компаниях, быстро найдут того врача, тот вид диагностической помощи, который может получить каждый гражданин, скоординировать лечебное учреждение и пациента, чтобы он мог в кратчайшие сроки получить медицинскую помощь или диагностическую услугу. И третий вариант – если есть проблемы с получением бесплатной медицинской помощи, Министерство здравоохранения и территориальные учреждения работают над этим, но вместе с тем есть отпуска, поломки оборудования, другие причины, и они говорят о том, что пациент начинает выбирать специалиста.

Л. Кремко: Я считаю, что сегодня самое главное то, что любой пациент имеет возможность выбрать, что его больше устраивает. Есть порядок оказания бесплатных услуг, и есть порядок оказания платных услуг. Сегодня организация этой работы, наверно, немного отличается на уровне поликлиники, так сегодня мы работаем и так мы сегодня должны работать. Но есть категория пациентов, которые предпочитают получать именно бесплатную помощь, и есть те, кто предпочитает получать помощь платную. Не получив ее в государственном учреждении, они в любом случае пойдут в коммерческую структуру. Потому что они уже настроены на получение платной помощи. И еще хочу сказать, как правильно сказал Вячеслав Дмитриевич, что сегодня централизация медицинской помощи такова, что мы не имеем возможности в каждой поликлинике иметь таких врачей, как кардиолог, онколог, гастроэнтеролог, дерматолог, гомеопат. Такие специалисты есть сегодня в первой поликлинике, но пациент имеет право выбрать, пойти ему по направлению участкового врача в диагностический центр или в районный центр консультативный, он предпочитает получить эту помощь платно на территории первой поликлиники, на базе своей поликлиники. И, естественно, мы ему даем такую возможность.

В. Шило: Т.е. основное – это выбор пациента. Он выбирает. Бесплатная или платная медпомощь.

На сколько популярны платные услуги? К каким специалистам больше обращаются?
Анна (Пинск)

В. Шило: Основной объем платных услуг – это диагностические исследования, на втором месте стоматологические услуги, я бы даже сказал, что они идут вровень. Следующая позиция - это косметологические услуги. Вот это три основных направления: диагностика, стоматология в целом, косметология. Консультация еще, но ее объем в финансовом плане не такой большой.

Куда расходуется прибыль от платных услуг в государственных медучрежнениях?
Сергей (Неизвестно)

В. Шило: В каждом учреждении здравоохранения есть положение о распределении поступления дополнительных средств по платным медицинским услугам. Если это отдельное штатное расписание -  то  формирование заработной платы, т.е. по всем статьям расхода, которые существуют в учреждении здравоохранения, идет восстановление средств, которые зарабатывают учреждения на восстановление расходов по статьям затрат:  заработные платы, коммунальные затраты, затраты на связь, на обновление материально-технической базы, на транспорт. Прибыль, которая распределяется на учреждение здравоохранения, также направляется на укрепление материально-технической базы учреждения и на материальное стимулирование специалистов, которые оказывают медицинскую помощь, и прочему персоналу.

Л. Кремко: Важным нюансом является то, что таким образом мы стимулируем всех наших сотрудников, не только тех, кто занят зарабатыванием денег, но и бюджетных работников. Поэтому получается, что в нормальном положении оказываются молодые специалисты, которые после окончания вуза не имеют возможности зарабатывать столько, сколько зарабатывают врачи со стажем, поэтому им оказывается помощь из прибыли, оставшейся в распоряжении поликлиники. Мы можем оказать поддержку и другим людям, работающим в учреждении. И для того чтобы развиваться дальше, зарабатывать больше денег, мы должны развивать и свою материальную базу. И то оборудование, которое сегодня будет использоваться не только для оказания платных услуг, но и для обслуживания на бесплатной основе, мы покупаем за счет своих средств, за счет прибыли, которая остается в распоряжении поликлиники.

Добрый день! В своей поликлинике часто приходилось сталкиваться с хамством врачей, их нежеланием выполнять свои служебные обязанности. Как-то необходимо было оперативно сдать анализы. В частных клиниках для меня было дорого, пошла сдавать платно в государственную. Получилось быстро, качественное, а главное, без хамства. Как же так? У нас бесплатная медицина, однако, чтобы сделали все без лишних эмоций и причитаний, нужно заплатить?
Елена (Неизвестно)

В. Шило: Не буду комментировать по поводу хамства с точки зрения единичного случая. Но та задача, которую мы ставим перед коллективами, перед специалистами лечебных учреждений, - это качественная доступная медицинская помощь и уважительное отношение к пациентам. Это норма, которая не обсуждается. Когда речь идет о платной медицинской помощи, понятно, что когда гражданин платит из своего кошелька, он хочет получить достойную качественную помощь в хороших условиях и с соответствующим отношением к себе. И когда в нашей стране появилась возможность получить и платную, и бесплатную медицинскую помощь, возникла конкуренция, и мы никогда не разделяли платную и бесплатную помощь – подходы должны быть едины. Посыл к руководителям учреждений и структурных подразделений: вне зависимости от того, по какой причине гражданин обратился в лечебное учреждение, медицинская помощь должна быть доступной, качественной, на высоком уровне и с уважительным отношением. Те единичные случаи, которые бывают и названы в вопросе, требуют рассмотрения, оценки, обсуждения в коллективах, чтобы такого впредь не было. Это недопустимо.

Здравствуйте! Что раздражает в государственной медицине — дозвонится невозможно! Звонишь узнать, когда врач принимает — и в регистратуре или не поднимают, или поднимают и просят подождать. Ждать приходится очень долго, параллельно выслушивая жалобы народа. Может, стоить сделать регистрацию через интернет? Вроде, в некоторых учреждениях это есть, но не во всех же. Или подключены номера через единый колл-центр и ты минутами слушаешь музыку и рекламу мед. услуг прежде чем тебе ответят… Лучше бы уж было занято – счета за разговоры приходили бы меньше.
Вероника (Молодечно)

В. Шило: Доступность оказания медицинской помощи - тема, актуальная на протяжении многих лет. Получение информации о видах медицинской помощи, информирование граждан, где какая помощь может быть оказана, - приоритет для каждого учреждения, не только для здравоохранения.

Поэтому здесь, на мой взгляд, делается достаточно много, особенно в городе Минске и областных центрах. Да и в центральных районных больницах и поликлиниках устанавливаются колл-центры. Возможно, есть единичные случаи, когда есть один номер и многоканальная связь, и нагрузка большая в пиковые моменты. Я допускаю, что это может быть, но в целом внедряются колл-центры, многоканальная связь. На сегодняшний день практически во всей стране есть возможность заказать талон через интернет. Также можно заказать талон, обратившись в поликлинику по телефону. Вариантов много. Работа продолжает совершенствоваться. Президентом и правительством поставлена задача к 2021 году система здравоохранения полностью перешла на информационные рельсы. Работа совершенствуется, на сегодняшний день есть лишь отдельные случаи, которые требуют разбирательства и принятия мер.

Л.Кремко: Сегодня есть часть пациентов, которые приходят в поликлинику и вместо того, чтобы обращаться в регистратуру, они могут заказать талон через инфокиоск. Можно заказать талон через интернет. От 18 до 22% талонов в городских поликлиниках выставляется в интернет. Плановая помощь, особенно к врачам-специалистам, не должна быть оказана в течение одного дня. Она должна быть оказана не позже, чем через 7-10 дней. Что касается оказания помощи человеку, которые пришел в поликлинику, то независимо от того, во сколько он пришел, помощь свою он получит в любом случае. Все получают помощь в этот же день, если они в ней нуждаются.

В.Шило: Комплексное оказание медицинской помощи существует в каждом регионе. В круглосуточном режиме в соответствии с социальными стандартами работает скорая помощь. Следующий этап – плановая медицинская помощь, здесь тоже широкий выбор возможностей.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, кто в поликлиниках оказывает платные услуги? Можно ли ожидать, что это будут более квалифицированные специалисты, чем на стандартных приемах?
Алина (Полоцк)

В.Шило: Требование и рекомендации Министерства здравоохранения о том, что платная медицинская помощь должна оказываться специалистами первой высшей категории. На районном уровне при небольшой численности населения и малым штатом сотрудников, молодой специалист со второй категорией тоже имеет такую возможность, потому как он единственный специалист. А вообще первая высшая категория – это та задача, которая ставится перед учреждением здравоохранения.

Скажите, как высчитывают оплату услуг для государственных поликлиник? Везде ли цены одинаковы, есть ли льготы?
Мария (Неизвестно)

В.Шило: Формирование прейскуранта цен – единое по инструкции для всех учреждений здравоохранения. Цена формируется исходя из тех затрат, которые есть у учреждения: зарплата, начисления на зарплату, коммунальные затраты учреждения здравоохранения в процентном соотношении на эту услугу количество посещений на мощность учреждения. Как правило, прейскурант цен в бюджетных организациях здравоохранения значительно ниже, чем в частных медицинский центрах, мы контролируем ценообразование. На сегодняшний день регулируемые цены в системе здравоохранения по трем направлениям сохранены: диагностические услуги, стоматологические услуги и профосмотры. На остальные услуги цены не регулируются. Вместе с тем, мы контролируем цены и не допускаем предельно допустимого индекса роста цен в целом по стране. В этом году - 9%. Рост цен связан с затратами медицинский учреждений. Лечебные учреждения и руководители учебных учреждений имеют право предоставлять скидки той или иной категории пациентов при обращении за платными видами медицинский услуг. Эта скидка может составлять до 50%. Информация о прейскурантах цен есть в самих учреждениях здравоохранения и на их сайтах в интернете. Если пациента не устраивает прейскурант, то он может получить консультацию в планово-экономической службе учреждения или у руководителя учреждения.

Л.Кремко: При формировании цены мы никогда не закладывает туда максимальную рентабельность. Мне кажется, что у людей, которые работают в государственных учреждениях здравоохранения немного другой подход, чем у работников частных медицинских центров. Мы часто делаем скидки на услуги для определенных категорий лиц. Пенсионеры имеют скидки практически на все услуги. И для других категорий граждан мы периодически устраиваем скидки на те или иные услуги.

В.Шило: Я хотел бы добавить, чтобы не сложилось впечатление, что приоритет отдается платным медицинским услугам. Основная задача учреждения здравоохранения – оказание бесплатной медпомощи. Если посмотреть на цифры, то процент дохода от получения при оказании платных видов медуслуг в целом по системе составляет (с учетом районного, областного, республиканского уровня) 11,3 %. Он на протяжении трех лет не меняется, особенно на районном уровне. Задача форсирования не стоит. Платные виды медуслуг на взгляд Министерства здравоохранения должны оказываться в своем масштабе и на уровне больших клинических больниц, диагностических центров, межрайонных центров и в республиканских научно-практических центрах. Кроме этого, в каждом районе у нас есть профессорско-преподавательские консультативные центры. Первое: более высокий уровень. Второе: плановость работы этих учреждений. И разделение потоков бюджетных и небюджетных – третье. Это те задачи, которые мы ставим перед учреждениями здравоохранения. Если посмотреть удельный вес небюджетных поступлений на уровне республиканских центров, где оказывается плановая медпомощь, где есть возможность разделения потоков, задействовать оборудование, которое там стоит, в 2, а то и в 3 смены, (а если процедура востребована, то и в круглосуточном режиме), там процент доходов значительно выше – больше 20 %. Это обоснованно, востребовано, правильно. Оборудование, которое стоит в медучреждениях, должно эффективно использоваться. Объемы помощи должны быть соответствующие, доступность этой помощи должна быть выше, цена должна быть адекватной. Вот такой подход.

В некоторых странах платная государственная медицина предполагает наличие у населения медицинских страховок. Скажите, будет ли введена у нас такая практика? Жила 3 года в России. Там заканчивала среднюю школу – очень удобен страховой полис был.
Юлия (Неизвестно)

В. Шило: В обществе постоянно происходит дискуссия по поводу страховой медицины. Чем она отличается от бесплатной медпомощи? Такие формы в разных странах есть, я имею в виду страховую медицину. В таких странах, как Испания, Великобритания, там бесплатная медпомощь, там нет страховой медицины. Но в каждой стране, где бесплатная медпомощь, у гражданина есть возможность добровольного медстрахования. Наша страна идет по пути получения бесплатной медпомощи плюс добровольное медстрахование. Когда мы изучаем опыт и наблюдаем за страховой медициной, мы видим определенные плюсы и минусы. Но суть страховой медицины заключается в том, что изменяется схема финансирования. Это первое. Страховая компания, в которой застрахован гражданин, отслеживает получение медпомощи данного гражданина. Но в той же России ведь территориальный принцип закрепления не меняется. Была поликлиника, у человека есть страховой полис, он получает медпомощь и привязан к этому учреждению. В отдельных случаях, когда страховая компания видит проблемы с доступностью, она может переориентировать пациента на другое медучреждение. Затраты на обслуживание страховой медицины возрастают, в первую очередь на административно-управленческий аппарат. На данном этапе стратегия у нас выбрана, мы ее придерживаемся – это бесплатная медпомощь в госучреждениях здравоохранения и добровольное медстрахование.

Л. Кремко: Наша поликлиника очень широко работает со страховыми компаниями. Иногда у нас бывает 30-35 % всех доходов, которые мы получаем, это доходы от работы со страховыми компаниями. Несмотря на то, что основная масса - это юридические лица по договорам, больше появляется физических лиц, которые сами заключают договора со страховыми компаниями. Общество уже начинает слегка понимать, что это такое, хотя мы пока только в начале пути. Кто имеет желание, тот имеет полное право и возможность заключить договор на добровольное медстрахование.  

Добрый день! Сталкивалась с ситуацией, когда в одном РНПЦ не было нужного специалиста для проведения платных услуг. Однако услуги тем не менее оказывались, просто брали деньги, а посылали сдавать анализы (к примеру, как меня) в другое учреждение. На сколько это логистически верное решение и в праве ли так поступать? Просто ходить с пробирками из учреждения в учреждение как минимум странно. А сумма, на секундочку, сравнимая с частными лабораториями.
Марина (Минск)

Надо иметь больше информации. Если нет специалиста и физической возможности получить медпомощь, то и договор не должен заключаться. Другое дело, что у нас есть организационная форма. Лаборатории, которые функционируют на базе больших клинических центров, в больницах, РНПЦ, где сконцентрировано мощное современное оборудование. Спектр этого оборудования в каждом учреждении может отличаться в зависимости от профиля конечного, от специализации лечебного учреждения. Пациент обращается в это учреждение, сдает кровь в этом учреждении, пробирку с исследованиями отправят в другое учреждение в соответствии с договором, который заключили два учреждения, там проведут исследование. А результат она получит в этом учреждении плюс дополнительные исследования, которые проводятся в этом. Это комплексная услуга.

Л. Кремко: С этим случаем надо индивидуально разбираться, потому что такого в принципе быть не может. В поликлиниках это достаточно широко практикуется, она не имеет возможности иметь матбазу для проведения сложных дорогостоящих исследований. Мы широко работаем по договорам с учреждениями города, где имеется такое оборудование. Мы делаем забор крови, отвозим в это учреждение. Человек получает результат плюс другую услугу - консультацию врача-специалиста. Пациенту никуда ходить не надо. Пациенту, по-моему, должно быть безразлично, у него забрали кровь здесь, ему вернули результат здесь, проконсультировали здесь. В вопросе какой-то частный случай.

В. Шило: Это говорит иногда о качестве оказанной услуги того или иного учреждения. Такие вещи мы берем на карандаш. Конечно, это не задача пациента, а задача учреждения. Если оно позиционирует себя как субъект, который оказывает платные медуслуги, то он должен все манипуляции производить самостоятельно. Задача гражданина – прийти, сдать кровь и получить ответ.

Ведущая: Что в данном случае делать, если это происходит?

В. Шило: Есть отдел бюджетной деятельности учреждения здравоохранения. Там есть специалисты, менеджеры по логистике с пациентами. Есть руководители и их заместители, которые должны реагировать на такие проблемы. Если есть более полная информация, мы готовы рассмотреть.  

Здравствуйте. Основную проблему, которую наблюдаю в государственных медучреждениях — это хамство. Я давно хожу в платные медучреждения. В поликлинике, к которой я отношусь, бываю достаточно редко. Однако замечаю, что платно или бесплатно пришел пациент, к нему, в основном, будет недоброжелательное обращение. К примеру, демонстративный разговор по телефону, когда очередь стоит. Когда бы я ни пришла в платный центр, мне всегда вежливо и с улыбкой все расскажут. Возможно, чтобы люди несли деньги в госучреждения, а не частникам, необходимо попросить персонал быть вежливей. Ведь это не проблема конкретного специалиста в госучреждении. Это системная ошибка! Ее надо выявить и тогда деньги станут поступать туда, куда выгодно государству.
Полина (Неизвестно)

Л. Кремко: Сложно еще что-то добавить. Мы на самом деле над этим работаем. Для нас, руководителей, которые работают в бюджетных организациях, нет разницы между пациентом платным и бесплатным. Как мы должны его встретить, как мы с ним должны поговорить – подходы должны быть одинаковые. А пациентов, которые приходят к врачу, который сидит на бесплатном приеме, идут к участковому врачу, их может быть больше, чем положено, может быть и невнимательность, быстрота, но человек должен быть обслужен, и его обслуживают. Что касается платных пациентов, сегодня не сравнить объемы оказания платных и бесплатных услуг. На врача платных услуг четко записываются, четкое количество пациентов, и врач может более планово работать. Специалист, который сидит на приеме и обязан обслужить всех пациентов своего участка, не смотрит, пришел человек с талоном или без талона, и может быть меньше внимания, чем хотелось бы. Насчет хамства, которое мы сегодня обсуждаем, мы с врачами говорим постояннно, и врачи понимают, но ведь есть человеческий фактор. Есть такие врачи, которые таковы по сути, и с его стороны это не кажется грубостью. Но человек воспринимает как хамство.

В.Шило: Уважительное отношение должно быть всегда, у всех и на любом уровне. Априори задача любого руководителя и специалиста – к человеку, который пришел с проблемой, с болью, надо проявить сострадание, понимание.

Не так давно Минторговли представило Закон, который защищает продавцов, т. е. за оскорбление последует наказание. А чем защищены врачи?
Иван (Неизвестно)

В. Шило: Есть пациенты, которые видят в каждом специалисте учреждения негатив. Это единичные случаи. И наши специалисты периодически поднимают вопрос, что необходимо защитить врача от такого предвзятого отношения к себе. Для того чтобы была объективная оценка, в каждом учреждении есть комиссия по этике и деонтологии, такие комисси возглявляет, как правило, самый уважаемый член коллектива, со званием, с опытом, и при рассмотрении таких конфликтных случаев принимается объективное решение, я думаю, что это правильно. В последние годы очень много делается в учреждениях здравоохранения для информирования населения не только о времени и режиме работы, но и о врачах, которые работают в учреждении, чтобы был более тесный контакт пациента и учреждения. Практикуются встречи с населением, чтобы донести информацию и услышать другую сторону и о логистике медицинской помощи, и о работе врачей, чтобы руководитель понимал, что происходит. Такая форма очень распространена, но, к сожалению, где-то больше, где-то меньше. Следующий момент. В некоторых учреждениях есть инициативные группы наиболее активных пациентов – общественные советы. Как правило, это дает результат, повышается взаимное уважение. Всегда должно быть встречное движение. Поэтому можно сегодня слышать вопросы о хамстве, а с другой стороны - вопросы от врачей, которые говорят: нам необходима защита. В нашей стране и других странах обсуждается защита в случае нанесения травм специалистам лицами, находящимися в алкогольном опьянении, неадекватном состоянии. Здесь тоже делается достаточно много. Должна быть безопасность специалистов, работающих в системе. Бывают случаи, когда, например, работники скорой медицинской помощи получают травму от пациента. Здесь необходим разбор и тщательный анализ ситуации для того, чтобы оценить, что произошло.

Л. Кремко: Комиссия по этике рассмотрит абсолютно все обращения, связанные с нарушением этических норм врачами и замечания, оставленные в книге жалоб. Рассматривая эти ситуации, я не скажу, что всегда правы врачи. Бывают достаточно редкие ситуации, когда мы и врачей наказываем. Но мы не наказающий какой-то орган, и мы не можем наказать каким-то образом пациента, если даже он был неправ, и если он спровоцировал конфликт, но пациенты сами достаточно часто вмешиваются, и я сама была свидетелем, а я работаю руководителем очень давно, как люди становятся на сторону врачей. И если другой пациент, который тоже пришел на прием к врачу, говорит, ему, что он был неправ, это может быть более действенным, чем, если говорит врач. Они врача не слушают, если он им возражает, но слушают человека, который стоит рядом и который был свидетелем этого конфликта.

В. Шило: Общественные советы – очень хороший способ повышения имиджа врача и укрепления взаимодействия пациента с учреждением здравоохранения для повышения качества медицинской помощи. В этом направлении мы работаем и будем работать. 

Добрый день! Сейчас некоторые препараты можно купить в аптеках без рецепта (их убрали из списка препаратов, которые только по рецептам). Есть в планах еще больше сократить список препаратов, которые продаются без рецептов?
Валентина Николаевна (Неизвестно)

В.Шило: Из постановления Минздрава №55, в котором есть перечень лекарственных препаратов, которые отпускаются без рецептов. Этот вопрос обсуждается с начала этого года, он вывешен на сайте Министерства здравоохранения. У нас уже было несколько заседаний общественных советов по тому или иному лекарству, которые будут включаться в рецептурный отпуск. Каждая позиция была проанализирована специалистами того или иного направления. Этот перечень обсуждался и с поставщиками лекарственных препаратов, и с производителями лекарственных препаратов. Каждый лекарственный препарат, который имеет регистрационное удостоверение, в нем производитель лекарственного препарата закладывает отпуск препарата по рецепту либо без рецепта. То есть производитель уже в регистрационном удостоверении закладывает безрецептурный отпуск. Поэтому мы ориентируемся, в первую очередь, на производителя, который произвел препарат, он его контролирует, он его исследует, он поддерживает досье. Если это наш производитель, то на нашем рынке, а если это импортер, то либо представительство, либо сам производитель контролирует использование своего препарата. Это первый постулат. 

Есть категория лекарственных препаратов, которые у нас в стране традиционно отпускались без рецептов, хотя в регистрационном досье было указано «по рецепту». Это определенные виды антибиотиков. Чтобы не создавать ажиотаж и нагрузку на лечебное учреждение, было принято решение, что препараты с минимальными побочными действиями будут безрецептурными. Такой же подход будет сохранен и в том постановлении, проект которого сейчас обсуждается, для того чтобы принять окончательное решение. Доступность мы должны сохранить. Но мы должны понимать, что различные антибиотики вызывают у нас привыкание, отсутствие действия, отсутствие контроля за его приемом, поэтому без ужесточения будет сохранен разумный подход к безрецептурному отпуску для того, чтобы не создавать ажиотаж и другие проблемы для населения. Но вместе с тем мы анализируем осложнения для каждого препарата, для которого будет сохранен отпуск без рецепта для того, чтобы не навредить каждому пациенту. Потому что, если это противозачаточные, это одни осложнения. Если это антибиотики, то это отсутствие действия и другие осложнения, если это бета-блокаторы, то здесь еще больше проблем, связанных с бесконтрольным приемом. Можно перечислять все плюсы и минусы, но это системная работа, поэтому каждое решение будет взвешено, и решения выносят эксперты и специалисты. 

Добрый день! Лекарства, положенные нашим родным по льготам, не помогают им при хронических заболеваниях, и приходится покупать за свои деньги дорогостоящие лекарства зарубежного производства. Мы сталкиваются с пониманием врачей, но сделать медики ничего не могут. Не планируется ли расширять список лекарств, положенных по льготам, на зарубежные аналоги? Как поступать нам в этих случаях?
Наталья (Могилев)

В. Шило: Схема по лекарственному обеспечению отработана. Есть основной перечень лекарственных препаратов, есть формуляр, утвержденный Министерством здравоохранения. Оборот лекарственных препаратов - это целая система, которая действует в Республике Беларусь. Система контроля оборота лекарственных препаратов регулируется законами и постановлениями о лекарственном обеспечении, на уровне сопредельных стран. И наши подходы сравнимы с европейскими подходами. Поэтому любой лекарственный препарат, который зарегистрирован в РБ, проходит тщательную экспертизу. Экспертизу предприятия, которое выпускает лекарственный препарат, проводятся все необходимые количественно-качественные исследования, прежде чем препарат выходит на линию и в оборот лекарственных препаратов. Поэтому, когда составляется формулярный и основной перечень лекарственных препаратов, то ориентируются на зарегистрированные лекарственные препараты. Если препарат имеет регистрационное удостоверение, он является качественным и эффективно действующим препаратом. При подходах, связанных с льготным обеспечением учитывается качество и доступность. В случае, если по льготе лекарственный препарат каким-то образом не оказывает нужного действия, а такое может быть в связи с особенностями организма, то в каждом учреждении есть ВКК, которая оценивает действия лекарственного препарата на данного пациента. В случае необходимости, пациент направляется на дополнительную консультацию к специалисту более высокого уровня и после этих действий принимается решение о назначение аналога данного препарата, который уже не входит в перечень основных лекарственных препаратов. На рецепте ставится отметка, и аптека отпускает человеку препарат, который не входит в перечень. Данный перечень пересматривается ежегодно. Ежегодно анализируются лекарственные препараты, которые вышли на рынок и были зарегистрированы. И если препарат действенный и эффективность его выше, то он включается в перечень лекарственных препаратов для обеспечения льготных пациентов.

Л.Кремко: Дело в том, что мы понимает, что этим перечнем не охватишь всех. Есть единичные случаи, которые всегда были, есть и будут. Мы постоянно работаем с такими случаями и это большой кусок работы. Иногда мы отправляем человека на госпитализацию с целью подбора нужного ему препарата. Так как это единичные случаи, то мы имеем такую возможность, и стационар нам в этом помогает.

В. Шило: На сегодняшний день стационарные учреждения здравоохранения обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с проведенными конкурсами. Более 50% лекарственного обеспечения – лекарства белорусского производителя на уровне республиканского научно-практического центра. Это довольно высокий уровень. На районном и межрайонном уровне процент доходит до 76%-80%. И в стационаре эти лекарства действуют, они эффективны, поэтому смотреть за каждым конкретным случаем, и, действительно, если есть такие случаи, то будет приниматься то решение, которое необходимо данному пациенту в данном случае. Нужно обратиться к своему лечащему врачу для того, чтобы выяснить все эти вопросы. Пациенты говорят о том, что они хотели бы выбрать импортный аналог данного препарата. Это право каждого гражданина, но в этом случае, к сожалению льготы не положены.

Я не обращался в свою поликлинику почти 20 лет. В январе 2016 г. я сломал ключицу. В марте 2016г.после первой операции , в 6-й больнице Минска мне было выдано направление на комплекс анализов перед плановой операцией по изъятию спицы из ключицы в 16-поликлинику г. Минска по месту жительства. Направления на анализы и кардиограмму в 16-й поликлинике мне удалось выбить со скандалом и угрозой вызвать милицию . Направление на анализ крови на сифилис и на прививку от столбняка мне вообще отказались выдать . Спрашивается зачем и почему я получил это издевательство за те уплачиваемые мной налоги за счёт которых я вас кормлю и содерживаю ?
Володько Сергей Леонидович (г.Минск, ул Червякова 4-99)

Л.Кремко: Так получилось, уважаемый Сергей Леонидович, что я руководитель Центральной поликлиники Центрального района, поэтому  обещаю, я это сделаю. Сложно сейчас дать конкретный ответ, не зная этой ситуации более глубоко. Поэтому с Вашего позволения мы на контроль берем, мы на Вас выйдем, разберемся. Мы все это решим.

1) Обращаю Ваше внимание на противозаконность принятого приказа Минздрава о всеобщей добровольной диспансеризации. Т.к. она является обязательной для прохождения медкомиссии на право управления транспортным средством , то она должна быть бесплатной и не относится к платным услугам ,и должна проводиться , как и другие спецосмотры за счет Минздрава или направляющей организации , а не за счет граждан. 2) Как связаны унизительная процедура осмотра простаты на медкомиссии , с прохождением техосмотра транспортного средства ? Над нами весь мир смеется !
Сергей (г.Минск)

Л. Кремко: Это немножко разные темы. Приходя в районную поликлинику, пациент должен брать амбулаторные карты для 24-й поликлиники. Если в данной поликлинике нет этой комиссии, то при даче выписки ему предлагается пройти всеобщую диспансеризацию. Всеобщая диспансеризация - процедура, которая делается для здоровья пациента. Не надо путать, это разные вещи. Если человек пришел за выпиской, ему организуют проведение тех обследований и осмотров, которые нужны для всеобщей диспансеризации прямо здесь. Это полезно, прежде всего, для человека, потому что этим путем мы выявляем очень многие заболевания, которые скрыты, о которых Сергей, может быть, и не подозревает, и которые нуждаются в оказании ему неотложной помощи и мероприятий, которые не позволили бы этой болезни развиваться. А придя в 24-ю поликлинику, он проходит медицинский осмотр не по состоянию здоровья, а для решения экспертных вопросов, и поэтому поликлиника руководствуется постановлением Минздрава № 182, где четко и ясно сказано, что профилактический осмотр с целью получения справки, поездки заграницу, вождения лодок, маломерных судов, владения оружием – это все профилактические профосмотры, которые не относятся к медицине. Поэтому будет неправильно предъявлять претензии к поликлинике, которая дает ему выписку. Если уже человек настолько уверен в том, что ему не нужны те обследования и осмотры, которые предполагают всеобщую диспансеризацию, которые абсолютно минимальны и не займут много времени, то он может потребовать, и ему дадут просто выписку, и он пройдет в 24 поликлинике на платной основе, так как это профилактический осмотр, не с лечебной целью, а именно с точки зрения экспертной, и получит эту справку. Но опять-таки я считаю, что каждый разумный человек должен понимать, что это, прежде всего, полезно для него. 

В.Шило: Добавлю, что профилактические мероприятия, каким и является диспансеризация, с точки зрения экономики наиболее важны для всех систем здравоохранения. На каждый вложенный рубль в профосмотр, в оздоровление, в профилактику экономический эффект несоизмерим. Поэтому задача - своевременное выявление той патологии, которая есть у каждого человека, чтобы не допустить более тяжелого развития той или иной болезни. И к этому надо с пониманием относиться.

Ругают нашу медицину те, кто не лечился бесплатно за границей. У нас - на высочайшем уровне организовано бесплатное лечение!Спасибо врачам и чиновникам медицины!
Анжела (Минск)

Давайте закончим нашу конференцию не на вопросе, а на благодарности от Анжелы из Минска.

Смотреть еще