Продолжить на сайте

Онлайн-конференция с руководителем Центра контраварийной подготовки

Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с руководителем Центра контраварийной подготовки

Онлайн-конференция с руководителем Центра контраварийной подготовки

Из-за погодных условий в осенне-зимний период на дорогах часто случаются ДТП. Центр контраварийной подготовки обучает водителей правильно реагировать в экстремальных ситуациях. Как вывести машину из заноса, объехать препятствие и когда применять резкое торможение, расскажем на онлайн-конференции 24 ноября в 11:00.

Гость:

Сергей Овчинников - руководитель Центра контраварийной подготовки
24.11.2017

Фото


Вопросы конференции


Собираюсь пойти учиться в автошколу. Недавно узнала о вашем центре. Скажите, обучают ли там с нуля? Если нет, то посоветуйте, пожалуйста, как правильно выбрать автошколу.
Екатерина (Минск)

Сергей Овчинников: С нуля мы не обучаем. Есть курсы для тех, кто закончил автошколу и кому нужна адаптация к реальным условиям, потому что в автошколе водитель обучается на одном автомобиле - это одни габариты, а свой автомобиль у него может быть совершенно другой. У нас обучаются именно на своем автомобиле, также на своем автомобиле можно обучаться парковке. Парковку мы сначала отрабатываем по фишкам, стоечкам, а потом - между машин инструкторов. Это, конечно, волнительно для всех. Но это реальность, мы ничего не придумали, в Европе так в автошколах сдают на права. 

У нас есть курс для начинающих водителей и курс контраварийной подготовки именно в зимних условиях. Обучаем, как правильно тормозить на скользкой дороге, маневрировать, как машину стабилизировать при заносе. Полицейский разворот мы делаем для желающих, говорим, что это элемент шоу. И самый важный навык - как не попадать в аварии. Как правильно прогнозировать дорожную обстановку, понимать, что произойдет через какое-то время. Если водитель умеет выходить из ситуации и сам в них не попадает, он будет более безопасным на дороге. 

Выбрать автошколу помогают рейтинги и опросы. Надо их посмотреть. Обычно теорию более-менее нормально читают во всех школах, с инструктором может не повезти, и даже в хорошей школе. Но в хорошей школе такое - скорее исключение. Поэтому, наверное, выбирайте ближе к дому, предварительно почитайте о школе, пообщайтесь с курсантами, посмотрите на машины, бывают получше-похуже.

Как давно вы преподаете и почему именно этим решили заняться? Часто к вам приходят повышать квалификацию ваши же ученики? Просят совета?
Юлия (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Занимаюсь я этим уже больше 20-ти лет. Почему начал заниматься? Потому что более 30 лет увлекался автоспортом,  с далекого 1979 года (именно тогда я пришел в автоспортивную секцию ДОСААФ, где занимался автомобильным многоборьем). Затем перешел в ралли, и в принципе мне это доставляло удовольствие. В то же время по основному месту работы мне приходилось часто ездить в командировки по Беларуси. И была ситуация, когда мы с коллегой ехали в автомобиле, он был за рулем, случился небольшой занос, и водитель все сделал неправильно. Он слишком резко повернул руль из-за незначительного, несущественного заноса, который можно было легко убрать. Машина стала неуправляемой, нас вращает и несет на встречную полосу, по которой ехал грузовой автомобиль. Но повезло - разминулись. Я просто увидел, что люди не умеют это делать и гибнут, хотя элементарное действие спасло бы в этой ситуации и мы спокойно и поехали бы дальше. Потом я услышал, что в Москве есть специальные курсы, которые проводит профессор Цыганков, я обучился и с тех пор занимаюсь этим. Потом еще в Университете физкультуры мы открыли специализацию "автоспорт" и готовим тренеров па автомобильному спорту. Плюс делами федерации я еще занимаюсь. Дисциплина - авторалли. Так что вся моя жизнь связана с вождением, со спортом. Мне это интересно, ведь в экстремальных ситуациях гонщики находятся постоянно. Водители периодически туда попадают, не успевают все оценить, не понимают, что же там было и почему закончилось так или по-другому. У гонщика выработан автоматизм действий, он уже на шаг вперед думает, что будет дальше.

Ведущая: Но все равно делает ошибки, как все люди.

Сергей Овчинников: Естественно. Но дело в том, что спортсмен старается к этой грани подойти и саму грань нащупать, а на курсах вождения мы тоже эту грань стараемся нащупать, но потом в реальных условиях водитель будет ехать, конечно же, медленнее. И после курсов начинают ездить медленнее, потому что понимают, что если будет та скользкая дорога, как на практике, он просто не впишется в поворот и будет в бордюре, кювете или вылетит куда-нибудь.

Ведущая: Часто ли к вам приходят повышать квалификацию ваши же ученики или просят совета?

Сергей Овчинников: Да, часто приходят, часто звонят со словами благодарности: "Спасибо, была ситуация, навыки помогли". Это очень ценно, очень важно, когда понимаешь, что твоя работа важна и дает хорошие результаты. Мы проводим дополнительные занятия, проводим различные акции. Вот сейчас (и сегодня в том числе) совместно с ГАИ проводим акции по поводу перехода на зимние шины. Ездит специальная машина, которая легко уходит в занос. И мы показываем водителю, что же происходит с машиной, когда он едет на летних шинах зимой. Он просто ничего не сделает! Он просто будет скользить, а дальше уже как получится!

Ведущая: А сколько этапов обучения?

Сергей Овчинников: Два основных этапа, а есть различные дополнительные программы. После них люди идут либо в спорт (дисциплины - маневрирование, джимхана, ралли, кольцевые гонки), или учавствуют в наших мероприятиях. А проводим мы довольно-таки много всего. Мероприятий много интересных, полезных, и к нам приезжают наши ученики, мы им очень рады.

Сколько у вас учеников в группе? Есть ли индивидуальные занятия для новичков (на работе ненормированный график)?
Виталий (Минск)

Сергей Овчинников: Зависит от занятий. Есть курс для начинающих водителей. Это занятия в группе, потому что изучается общетеоретическая часть. Она очень важная. Мы и рулим (в автошколе часто на это не обращают внимания). Неправильная техника руления - это постоянный стопор. Если молодой водитель не освоит базовую основу, то не справится с ситуацией, с заносами. Эту технику мы изначально отрабатываем. 

Дальше теоретическая часть по основам вождения: как правильно перестраиваться, поворачивать, мертвые зоны - мы отрабатываем это с самого начала. Много есть советов по поводу катиться на нейтральной передаче или нет, экономить или нет. Все инструкторы говорят по-разному. Ученики ищут истину. Когда проезжаем круговое движение, какой поворот включается - левый или правый? В разных автошколах преподаватели говорят по-разному. Мы пытаемся все объяснить, чтобы ничего непознанного не осталось. Иногда бывает, что инструктор говорит правильно, но курсант неправильно понял, или нужна поправка на конкретную ситуацию. Мы в центре все это детально объясняем, разбираем. 

Потом выезжаем на автодром. Там курс для  начинающих - разгоны, торможения, змеечки передним и задним ходом, парковки диагональные, движение задним ходом по кругу. Такая адаптация к автомобилю. Когда водитель не чувствует габариты своего автомобиля, он будет отвлекаться на мелкие нюансы, не сможет хорошо контролировать дорогу. Где-то через месяц (два, три) он переходит на следующий курс. Тут многое зависит от интенсивности его езды.

Ведущая: Сколько комплектов резины и колодок надо, чтобы научиться?)))

Сергей Овчинников: Курс "70" - обычное вождение, износа шин нет. На летнем курсе контраварийной подготовки где-то 20 % шин изнашивается. Мы еще используем специальную машину с тележкой, которую легко заносит. На маленькой скорости ее хорошо разворачивает, чтобы водитель понимал, что такое занос. Потому что спрашиваешь у него, куда крутить руль в случае заноса -возникает путаница. А эта тележка все показывает.

Ведущая: Сколько учеников в группе?

Сергей Овчинников: 10 учеников. На практике получается, что один инструктор работает с двумя курсантами. Ииндивидуальная работа для курса "70" есть. Индивидуального курса контраварийной подготовки нет, потому что для занятий мы арендуется очень большой полигон - 4 км. Это то же самое, как если вы захотите индивидуально позаниматься в "Мире фитнеса" в тренажерном зале. Особого смысла в этом нет. Поэтому если у вас есть желание, давайте, с группой, а потом, если вы поймете, с чем еще нужно поработать, что вы хотите усовершенствовать, можно будет и организовать. 

Читал, что в вашей школе обучают и новичков, и водителей со стажем, и даже агентов спецслужб! А про последних - это правда? И вы их учите ездить и маневрировать на высоких скоростях, как в голливудских фильмах про спецагентов? А можно научиться водить также, но только рядовому гражданину?
Константин (Молодечно)

Сергей Овчинников: Естественно, сотрудники силовых структур в нашем центре тоже проходят обучение. В принципе, если не говорить про какую-то специальную подготовку, для них преподаем все то же самое - водитель должен уметь водить автомобиль, выполнять разгон, торможение, маневрирование, стабилизировать машину при заносе. Если водитель умеет ездить на этом автомобиле и справляться с этими ситуациями - основа заложена. Не нужно быть агентом спецслужб, обычный курс контраварийной подготовки научит выходить из тех или иных сложных экстремальных ситуаций.

На какие курсы к вам чаще записываются мужчины, а на какие женщины? Много к вам приходит людей, которые только-только получили водительские права?
Елена (Жлобин)

Сергей Овчинников: Приходит много людей. Приходят, если нет чувства уверенности, если попадают в какую-то аварию. По разным причинам. Мужчины, конечно, более самоуверенные, и на курсе "70" их меньше. Хотя в последнее время среди наших курсантов много мужчин, что свидетельствует об ответственном отношении людей к себе. Они считают, что лучше сразу правильно учиться все делать, чем потом переучиваться. На курсах  "70" и контраварийного вождения сейчас женщин больше. Потому что зима - скользкая дорога - хочется ездить безопасно. 

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли обязательным условием наличие собственного авто, чтобы проходить обучение в вашем центре?
Вадим (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Мы в аренду автомобили не предоставляем, поэтому нужно решить - или у кого-то вы автомобиль возьмете, но лучше свой, объясню почему. Если мы говорим про курс контраварийной подготовки, когда что-то случается и нужно реагировать мгновенно, на уровне рефлекса, и у вас, например, автомобиль заднеприводный, а вы будете ездить на переднеприводном, то это будут совершенно разные действия. Если у вас машина-автомат и вы нажмете на газ, как на арендованной машине с механикой, то ваша так быстро не сделает то, что вы от нее хотите. Много нюансов. Это и вес автомобиля, и шины, и многое другое, поэтому лучше всего обучаться на своей машине, особенно сейчас, в зимних условиях. Что касается курсов для начинающих... Спрашивают, а можно мне прийти, но я еще машину не купил? Мы советуем сделать паузу, купить машину, а мы потом научим вас ездить именно на ней. И еще очень важный момент: вы будете ездить каждую неделю на занятия и свои навыки совершенствовать. А если вы немножко обучились, и потом перерыв, навык теряется. 

Были ли в вашей практике люди, которые абсолютно не обучались? Как вы считаете, кому не стоит никогда садиться за руль?
Кристина (Волковыск)

Сергей Овчинников: Необучаемых не было. Были сложно обучаемые. Это чаще всего происходит, когда водители в возрасте. И вот здесь просто нужен правильный подход. Нужно заложить вариативность каких-то действий, создать сложный алгоритм, что нужно делать при часто встречающихся проблемных ситуациях. Если я не понимаю, что у меня впереди, я торможу. Если что-то еще, я сделаю то-то… Просто требуется больше занятий. Я знаю, что такие люди есть, но пока они к нам не приходили. Может быть, еще на уровне обучения в автошколе и получения прав, им сказали, что вождение - не ваше. Но если люди получили права, то, значит, все в норме.

Ранее считалось, что одна из главных бед новичков - неумение думать за рулем. Они знают ПДД, соблюдают их, но реагировать на сложные ситуации не умеют. Что скажите? Какие новички к вам сейчас обращаются? В чем у них возникают сложности?
Игорь (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Проблема новичков, только что закончивших школу, в том, что они все решают по ПДД. То есть я еду, у меня главная дорога, машина со второстепенной подъезжает, она стоит, я еду. Хотя в той же Голландии на ВОПРОС: "что должен делать водитель, который едет по главной дороге и видит машину, которая подъезжает со второстепенной дороги", ОТВЕТ такой: "нужно установить визуальный контакт с тем водителем и убедиться, что он точно снижает скорость и что он видит на вас". Это не только по ПДД. Как в народе говорят "правило трех "Д" - дай дорогу другому.

Получается, что вы думает, что вас видит, а на самом деле это не так. Такие ситуации возникают часто, и у меня они были. Опытные водители это понимают и обращают на это внимание. Новички решают, я прав, потому что еду по правилам. В Европе обучение идет таким образом. ПДД - это хорошо, но вы должны убедиться, что другой водитель снижает скорость, что он не опасен. Когда так думают водители в двух сближающихся автомобилях, конечно, движение на дорогах будет безопаснее.

В остальном, водитель, который только получил права, иногда и не успевает особо подумать. В зависимости от навыков вождения, может быть больше внимания направлено непосредственно на автомобиль, на управление им. Дорога незнакомая. Ему бы еще светофоры увидеть и знаки, и разметку, и все остальное. Все приходит с опытом.

Ведущая: Какие новички сейчас обращаются? Вы уже много лет преподаете, можете отследить динамику, немножко проанализировать, что было 10 лет назад и сегодня. Уровень подготовки поменялся?

Сергей Овчинников: Про уровень подготовки сказать нельзя, потому что даже нет такой выборки. К нам приходит тот, кто желает обучаться. Наверное, все то же самое, что и 10 лет назад. Сейчас немножко люди изменились, их отношение к тому, что ты говоришь. Пока еще оставались зачатки советского воспитания - было так: все слушают, кивают и делают. А сейчас много лишних вопросов: А почему? А зачем? А мне это не нужно. Просто люди по-другому воспринимают информацию, которой сейчас очень много и в которой легко запутаться. Но типичные ошибки не меняются: неумение трогаться с места на машине, перестраиваться, парковаться, двигаться задним ходом, непонимание, когда можно перестроиться, а когда нет, нет чувства габаритов автомобиля. Но самое главное, чтобы было желание. Я не встречал такого человека, у которого бы было желание, а он не научился. Даже, если сложно. У меня была женщина-курсантка, которой было 65 лет. Она уезжала в Америку к дочке и детям. Там небольшой городок, общественного транспорта нет. Навык вождения был необходимостью. И она научилась, ездит, и все хорошо. 

Как вы считаете, правда ли, что по стилю вождения можно сказать, как человек ведет себя в жизни?
Анна (Пинск)

Сергей Овчинников: Частично, да. Как мы живем, так и ездим. Но есть еще и другой момент. Некоторым водителям хочется кому-то что-то доказать, компенсировать свои недостатки, поэтому покупают мощный автомобиль. Есть также молодежная бравада, азарт. В большинстве случаев, поведение других водителей на дороге у нас не наказуемо. Даже если кто-то кого-то подрезал, нахамил, у нас не принято в ГАИ сообщать. В Европе за это могут наказать, и там это сдерживающий фактор. 

На ваш взгляд профессионала, что должно быть в автомобиле помимо аптечки и огнетушителя?
Елизавета (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Это зависит от погодных условий. Там может быть скребок для очистки стекол, если аккумулятор плохой, то провода. Очень важно, чтобы был жилет световозвращающий (сигнальный) и чтобы он находился именно в салоне автомобиля, потому что, если произошла авария, то мы должны выйти из машины уже в жилете. А дальше многое зависит от погодных условий. Если зима, то может быть лопата, или даже две: длинная для снега, более короткая, чтобы разбить лед. Буксировочный трос должен быть.

Многое зависит от географии движения и от автомобиля. У меня полнопривод, поэтому я лопату беру, только когда сильные снегопады. Если выезжаете за город, должна быть с собой вода, какой-то запас еды. Кажется зачем, а например… Ехали, машина опрокинулась, телефон куда-то улетел, а на улице зима, ночь, мороз... Поэтому все зависит от сезона. И теплый плед зимой должен быть.

Так получилось, что в Хавьер нам пришлось ехать в Москву, отменить поездку не было вариантов, потому что ехали на съемку, для которой уже был арендован Ледовый дворец. Ехали втроем на полноприводном автомобиле и застряли на трассе М1. Но у нас с собой было три лопаты, вода, еда, плитка, бензина 20 литров и полный бак и т.д. Мы были готовы, что в случае чего - переживем. Нужно все-таки перед поездкой нужно все хорошо продумать и подготовиться. 
Говорят, что учеба водителя начинается с торможения. На ваш взгляд, оправдано это выражение? С чего лучше начать обучение?
Андрей (Минск)

Сергей Овчинников: Обучение все-таки начинается не с торможения, а с посадки за рулем, это первое. Три вещи, которые можно сказать о водителе и о том, может он что-то делать или нет - это как он сидит, как он управляет автомобилем и куда он смотрит. Если чего-то одного нет, это уменьшает возможность выхода из той или иной ситуации. Экстренное торможение, конечно, очень важно. На курсе "70" после посадки и показа мертвой зоны зеркал у нас идет именно экстренное торможение. Оно в режиме экстренный разгон - экстренное торможение. Экстренному разгону не обучают в автошколах, а жаль, это важный элемент, вы видели, как на кольцевой на первой полосе водитель еле тянется, а за ним вся полоса тормозит. В Голландии был бы жестоко наказан. И в автошколе там обучают, что ты должен разогнаться на полосе разгона и плавно войти. У нас этого нет. Круговое движение - как можно выехать на круговое движение, если вы не умеете разгоняться? Пока машин нет, пока будем включать передачу, подводить сцепление, уже машина прилетела. Нужно учиться быстро разгоняться и экстренно тормозить. Большинство машин сейчас обладает АБС, поэтому, чтобы затормозить на автомобиле с автоматом, нужно просто ударить на тормоз быстро и со всей силы. Если водитель умеет это делать и делает, то сможет сделать и в реальной ситуации. Многие водители не умеют экстренно тормозить, поэтому тормозной путь у них увеличивается. 

Добрый день! Читал, что при аквапланировании на машине с полным приводом мало шансов справится с этой опасной ситуацией. Так ли это и какие рекомендации есть на случай, если "поймал" аквапланирование?
Николай (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Аквапланирование - это когда колеса всплывают над дорогой из-за большого количества воды. Когда мы едем по прямой, у нас возникает аквапланирование именно передних колес, потому что задние уже по более узкой дороге едут. Здесь особых проблем нет, если водитель чувствует, что передние колеса начинают чуть-чуть плавать, нужно плавно отпустить педаль газа, зацепить передние колеса за дорогу и чуть медленнее поехать. За счет увеличения скорости колеса опустятся, передачи ни в коем случае не выключаем, только за счет опускания педали газа. Самое опасное аквапланирование - которое возникает в повороте, потому что колеса передние и задние будут двигаться по разным траекториям, и получается, что задние колеса едут по такой же дороге, как и передние. И если мы говорим про автомобиль, например, у которого двигатель расположен впереди и масса переда больше, получается, что задние колеса сильно не прижимаются к дороге, они первые всплывают, машина уходит в занос, и этот занос крайне сложно стабилизировать. Что делать? Все зависит от ситуации. Если у нас возникает именно занос, то нужно руль поворачивать по дороге. Про действия в случае заноса мы не говорим, что руль в сторону заноса, потому что возникает путаница. Занос куда? Куда передние колеса или куда задние? Нужно смотреть на дорогу и руль крутить по дороге.

Ведущая: То есть ты пытаешься попасть в дорогу.

Сергей Овчинников: Да. Это техника рулей. А дальше уже не могу сказать, потому что зависит от многих факторов. Т. е. вытягивать машину газом или не вытягивать? В большинстве случаев, если возникает занос, полноприводным газом мы чуть-чуть вытягиваем, чтобы машина поехала прямо. Например, спрашивают: "Что нужно делать, если переднеприводный автомобиль заносит? Варианты: повернуть руль, не сбрасывать газ; повернуть руль, добавить газ; повернуть руль, сильно добавить газ или вжать педаль тормоза?" Все четыре варианта правильные. Для той или другой ситуации. Зависит от того, какой угол заноса, какое скольжение, какое покрытие и т. д.

Ведущая: Тормозить, наверное, вообще не стоит?

Сергей Овчинников: Если уже машину развернуло поперек дороги, то придется тормозить.

Ведущая: А лужи как лучше проезжать?

Сергей Овчинников: Если скорость маленькая, то лучше одной стороной проезжать. Если лужа глубокая, то лучше быть мудрым и подождать, пока кто-то проедет. И потом по тому, как машина проехала, можно определить глубину лужи и оценить, сможете ли вы ее преодолеть. Нужно еще понимать, где воздух поступает в двигатель, чтобы вода туда не попала, и посмотреть, чтобы на встречу не ехало что-то крупное типа автобуса. Потому что вроде бы машина проехала, и все нормально, но вы въезжаете в лужу, навстречу автобус, который гонит большую волну, заливает ваш автомобиль, машина получает гидроудар, и остается в луже.

Ведущая: Не лучше ли проезжать лужу так: газ в одинаковом положении и руль. Медленно проезжаешь лужу и двигаешься дальше.

Сергей Овчинников: Да. Лучше всего, не добавляя и не убирая газ. Если скорость большая, то до лужи лучше всего тормозить, потом отпускать тормоз и опять же средним газом, чтобы тяга была для выезда. Если большая скорость, лучше всеми колесами въезжать; если скорость маленькая, то одной стороной лучше всего, если получается.

В каких случаях может быть оправдано резкое торможение?
Диана (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Если впереди опасность. И очень хорошее правило, которое мы сейчас закладываем даже для опытных водителей, - вы должны контролировать то, что находится за вами.

Ведущая: То есть прежде чем затормозить, посмотреть назад?

Сергей Овчинников: Да. Это будет лучше всего. Если это экстренная ситуация, вы будете тормозить, но успеете все равно посмотреть и у вас будет понимание дальнейшего развития ситуации. И даже если вы понимаете, что сзади едет фура, и вы тормозите и авария неизбежна, у вас нет вариантов ни влево, ни вправо, то вы, как минимум можете сгруппироваться и подготовиться к удару.

Здравствуйте! Мои друзья, которые живут в Европе, рассказывают, что даже за создание аварийной ситуации полиция может оштрафовать. Скажите, в вашей школе делают акцент на то, как не надо поступать на дороге, чтобы не создавать опасность для других?
Евгений (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Естественно, мы учим оценивать дорожную обстановку в разделе "Прогнозирования дорожных ситуаций". В принципе, те, кто к нам приходят, хотят обучиться, хотят ездить безопасно. Касательно опасного вождения в Европе... Действительно, полицейский может водителя наказать, и ему не нужны даже какие-то доказательства, он просто по своему опыту оценивает, что опасно. Причем мне нравится, что в Европе такой подход: если человек стал причиной аварийной ситуации, его надо наказать, но если он сделал это потому, что ситуация была такая, а не специально, то его наказывать не надо.

Здравствуйте! Уже в Беларуси выпадал снег и иногда на дорогах гололедица. По правилам, я могу ездить на летней шине до 1 декабря. Но мне уже в начале ноября было не комфортно за рулем, поэтому менял обувку раньше. Скажите, правильно ли я поступаю? Чтобы не навредить машине, себе, другим участникам потока, когда нужно менять летние на зимние шины? И как вы относитесь к демисезонным?
Алексей (Неизвестно)

Сергей Овчинников: К всесезонным шинам я отношусь как к всесезонной обуви: летом жарко, зимой холодно. Они более приемлемы для условий Италии, Франции. У нас все-таки есть снег, поэтому нужны зимние шины. Когда нужно менять - каждый решает сам, но лучше раньше. Можно смотреть долгосрочный прогноз. Но основное правило: лучше летом ездить на зимних шинах, чем зимой на летних. Прошел дождь, подморозило утром, и вот у нас день жестянщика. Иногда спрашивают, что лучше делать в день жестянщика. Самое основное правило, которого я придерживаюсь, стараться не выезжать до 10 часов. После 10 часов все дороги обработаны, все ДТП оформлены. Другой вариант. Если уж совсем надо, тогда выезжать совсем рано (где-то в 7 утра). Будет мало любителей, больше профессионалов, меньше машин и меньше шансов попасть в ДТП.

Ведущая: В любом случае стоит перед зимой съездить на площадку, чтобы…

Сергей Овчинников: Затормозить, повернуть, попробовать создать занос. Это очень важно. Мы и сами это делаем. Как только начинается зима, приглашаем наших учеников, чтобы они вспомнили эти навыки. Одного занятия достаточно, чтобы вспомнить, что делать и как, подкорректировать действия под зимние условия.   

Как правильно вывести машину из заноса при движении на дороге с частичным обледенением?
Сергей (Минск)

Сергей Овчинников: То, о чем я уже говорил: нужно смотреть всегда по дороге, соблюдать три основных правила, касающихся безопасного вождения (как мы сидим, как мы действуем механизмами управления и куда мы смотрим). Если я еду прямо, и если машина сюда разворачивается, у меня дорога там, я смотрю туда и руль поворачиваю. Следующее. Если это занос по прямой дороге, обычно он маленький по амплитуде. Тогда нужно сделать короткое движение: поворот - выпрямление. Повернуть, выпрямить и не задерживать руль, потому что машина из этого попадает в другой занос. При таких заносах с газом ничего делать не надо. Газ остается в этом же положении. Если больший занос, то тогда газом начинаем работать. Если автомобиль переднеприводной, то добавляем газ. Если заднееприводной - приотпускаем. Но это все нужно отрабатывать. Если человек идет и вдруг споткнулся, то он не вспоминает, как нужно правильно падать, но он рефлекторно выбрасывает руки вперед. То же самое и здесь. Если на занятиях мы отрабатываем заносы, у курсанта появляется рефлекс. Очень важно этот рефлекс сформировать.  

Добрый день! На ваш взгляд, белорусские водители воспитаны? Как часто на наших дорогах можно столкнуться с лихачом или просто с "агрессивным водителем"?
Ольга (Минский район)

Сергей Овчинников: Есть и те, и другие водители. Кто чаще ездит в Европу, тот более аккуратен, несет эту культуру сюда, много полезных элементов включает в практику вождения. Например, включение аварийной сигнализации, если впереди аварийная ситуация. Т.е. культура вождения приходит, но встречаются и не совсем культурные водители, которые подрезают, нарушают, не пускают, хотя почему не уступить? В следующий раз и вам уступят дорогу.

Ведущая: Насколько спокойны наши водители по сравнению с москвичами, например?

Сергей Овчинников: В Москве перестроиться проще, чем в Беларуси. И на кольцевой дороге проще перестроиться, пропускают. Все живут в большом городе, где постоянные пробки. В Минске это не пробки - это небольшие заторы, затруднения на дороге, там пробки на два часа, два с половиной, и если там не будут уступать, никто даже из двора не выедет. Все это понимают, спокойно к этому относятся. У нас сказываются черты характера некоторых людей, может, их где-то обидели, может, они позавидовали вашей машине. Есть нюансы, нам бы постараться и подумать над этим, исправиться.

Добрый день! Я водитель со стажем 7 лет. Срок небольшой, но заметил, что на дорогах из года в год становится больше мотоциклистов и велосипедистов. Скажу честно, я боюсь и тех, и других. Дайте, пожалуйста, пару советов, как вести себя на дороге рядом с этими товарищами.
Дмитрий (Неизвестно)

Сергей Овчинников: Мы рекомендуем следующее: если вы увидите мотоциклиста в зеркале слева или справа, лучше ничего не делать, пусть он сам решает, как проедет. Потому что он может быть не один, байкеров может быть несколько. И вы, помогая одному, можете создать опасную ситуацию для других. Также нужно оценить скорость движения мотоцикла. Потом, когда мы выполняем повороты то ли правый, то ли левый, нужно обязательно посмотреть в наружное зеркало - правое или левое, потому что вас кто-то может обгонять, и повернуть голову в мертвую зону. Это при перестроении. При выполнении правого поворота, когда мы повернули, и машина стоит под 45 градусов, нужно посмотреть еще и в боковое окно, потому что вы по-другому вы велосипедиста или быстрого пешехода можете не увидеть, который подбегает или подъезжает к пешеходному переходу. Именно для этого в Европе заставляют крутить головой, контролировать мертвую зону, потому что там тоже очень много мотоциклистов, велосипедистов. К нам это тоже приходит, и обязательно нужно контролировать еще и таким образом дорожную ситуацию.  

Смотреть еще