Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с представителями Министерства образования

Онлайн-конференция с представителями Министерства образования

Начало занятий в школе с 9 утра. Введут ли новый график, чем займут тех детей, кого родители будут вынуждены приводить раньше?

О тонкостях и нюансах с представителями Министерства образования Республики Беларусь:

• Светлана Уклейко - начальник управления общего среднего образования;

• Анжела Кудоярова - консультант управления общего среднего образования;

• Лариса Емельянчик - консультант управления социальной, воспитательной и идеологической работы.

02.06.2017

Фото


Вопросы конференции


Добрый день! Скажите, пожалуйста, начало учебного дня с 9.00 будет введено уже с 1 сентября этого года? Затронет ли нововведение учеников всех классов во всей стране или будет проходить поэтапно?
Марина (Неизвестно)

Светлана Уклейко: Это вопрос, который сейчас обсуждается, и уже только ленивый его не обсуждал. Значит, давайте, как бы разведем определенные понятия. Во-первых, не меняется режим работы учреждения, режим работы школы. Школа у нас и сегодня открывается в 7:00, если не раньше, двери ее открыты. И так она будет открываться и с 1 сентября. Речь идет о возможном изменении времени начала учебных занятий, то есть уроков. Но в школе кроме уроков у нас проходят и факультативные занятия, и стимулирующие, поддерживающие занятия, уже несколько лет как введен час здоровья и спорта. У нас классные руководители не всегда могут по расписанию состыковаться со своими детьми, чтобы провести классный час. Да, учебные занятия, оптимально, по рекомендациям медиков, начинать с 9:00. Дети как приходили в школу, как их родители приводили, идя на работу к 8 часам, так они и будут их приводить. Но зато сейчас действительно есть возможность классному руководителю провести классный час с 8:00. Можно прийти на факультативные занятия. Тот, кто их не посещает, придет в школу к 9:00. По факту, если посмотреть, то речь идет не столько об изменении времени начала занятий, сколько о том, что нужно рационально составить расписание и внутри учреждения правильно перераспределить занятия. Как заканчивали дети свою работу в школе с уроками, факультативами, всеми дополнительными занятиями, так и будут заканчивать. Просто произойдет небольшое такое изменение. Тем более что пик работоспособности, об этом тоже уже не единожды говорили, наступает как раз к 10-ти часам. Мы и рекомендуем: не проводите первым уроком математику… Но невозможно в школе поставить всем физкультуру или трудовое обучение, если даже в ней по одному классу в параллели. Поэтому таким образом решаем проблему. Сейчас задача руководителей учреждений образования - посмотреть на это все очень внимательно и просчитать, как организовать процесс, исходя из возможностей каждого учреждения образования. Они должны подумать, как сделать плавный переход к этим новшествам, чтобы не пострадали дети, которые будут учиться во вторую смену. Главная задача только в этом. Конечно, если есть возможность начать учебу с 9:00, то почему бы ей не воспользоваться. Это будет точно на пользу детям.

Пока нет такого, что четко с 1 сентября занятия будут начинаться в 9:00. Предложение такое есть, оно поступило, именно уроки начинать с этого времени. Но все равно нужно директорам вместе с администрацией и родителями поработать и посмотреть, как это организовать. Есть масса вопросов. Для школы, которая работает в первую смену, одно решение. Для школы, работающей в две смены, - другое. Тем более, что у нас фактически все школы разделены на три группы: одна группа работает с 8:00, вторая - с 8:30, и третья - с 9:00. Говорить, что тут кардинально что-то поменяется и мы что-то сломаем, нельзя.

Ведущая: В любом случае, окончательное решение за руководством учебного заведения?

Светлана Уклейко: Да, в учреждении образования нужно взять расписание звонков с переменками, с уроками. Положить три варианта, посчитать, как это все может быть  и подумать, как можно сделать. Иногда у ребенка спрашивают: "Почему не ходишь на факультатив по математике?" А он отвечает: "Потому что он седьмым уроком, а у меня их в этот день 5". Теперь ученику не придется сидеть этот лишний час, он придет к восьми и посетит факультатив. Факультатив не оценивается, отметка не выставляется, занятия направлены, прежде всего, на развитие интереса к предмету. И на второй урок дети пойдут уже вполне работоспособными.

Здравствуйте! Наш с мужем рабочий день может начаться раньше 8 утра и окончиться далеко за полночь. Такое не каждый день, но все же. Мы привыкли сами отвозить детей (их двое) в школу. Если совсем уж не получается, помогают бабушки-дедушки, которые, к слову, также работают. Если начало учебного процесса сдвинется на час, то нам все равно придется привозить детей раньше. И вот что они одни будут делать там? Это не только наша проблема, мы не единственные родители, которые не смогут прийти позже на работу, чтобы отвести детей в школу к 9.00. Спасибо.
Ольга (Неизвестно)

Ведущая: Мы только что объяснили, что если будут факультативы, различные занятия, то есть не будет такого, что ребенка привезут и он будет вот эти два часа сидеть… Поэтому, я думаю, что проблем не возникнет, и надо бы успокоить родителей, чтобы они уже эту тему перестали обсуждать и обратились бы непосредственно в свое учебное заведение за уточнением, какое решение непосредственно в нем будет принято.

Планируется как-то разгрузить детей в плане домашнего задания? В Финляндии, к примеру, вообще не задают ничего на дом, однако дети там очень способные, умные и развивают свои таланты.
Наталья (Неизвестно)

Светлана Уклейко: Отмена домашнего задания не предусмотрена. Хочется сказать, что нужно ценить и наших белорусских детей. Потому что сказать, что в Финляндии они способные, умные и талантливые, а в Беларуси - нет, с этим мы точно не согласимся. Я могу говорить о детях и их победах на международном уровне в интеллектуальном плане. Всего лишь за 5 месяцев текущего года 22 ребенка участвовали в составе команд Республики Беларусь на международных олимпиадах различных направлений. И все дети вернулись с медалями: 3 золотых, 9 серебряных и 10 бронзовых медалей. Еще пятеро учащихся представляли 4 доклада на Международной конференции юных ученых. И тоже вернулись с золотыми и бронзовыми наградами.

Что касается домашних заданий, то вопросы, конечно, здесь есть. На сегодняшний момент ситуация какая - с одной стороны Министерство образования регулирует частично объем домашнего задания через календарно-тематическое планирование. А в календарно-тематическом планировании по каждому предмету указывается примерный объем: какой параграф, какую задачку, какое упражнение задать и так далее. В санитарных нормах и правилах, которые регулируются Министерством здравоохранения, определяются основные требования - там указано время на выполнение домашнего задания, но время опять-таки это очень относительное понятие. Кто-то сам по себе очень подвижный, мобильный, делает задание очень быстро, кто-то более спокойный, медлительный,и  ему надо времени больше. Поэтому мы сейчас работаем и планируем начало учебного года через наши инструктивно-методические письма, которые ежегодно идут к каждому предмету, и все-таки хотим сделать рекомендации именно по объему домашнего задания. Потому что отменить вообще домашнее задание, это будет неправильно. Домашнее задание должно быть, другое дело, что оно должно быть очень разумным, не должно быть перегруженным. Любое домашнее задание - это в общем-то закрепление уже того, что было на уроке. Без домашнего задания мы не сможем приучить ребенка к самостоятельности...

Анжела Кудоярова: Здесь хочется сказать, если полностью отменить домашнее задание, то как прочитать произведение, как выучить наизусть стихотворение, а может быть подготовить реферат, доклад, ведь на уроке это сделать невозможно. Поэтому полностью отменить домашнее задание нельзя… Но нагрузка будет снижена... Домашнее задание должно быть дозировано. Оно не должно быть в ущерб, чтобы домашнее задание в итоге не вызвало в какой-то момент отвращения от учебного предмета.

Здравствуйте! Зачем задавать на лето такие огромные списки литературы? Во-первых, их все равно мало кто читает. Во-вторых, летом дети должны отдыхать, я считаю. Не подумайте, что я против развития детей с помощью литературы, но моему ребенку нравится больше читать Кинга, Толкина и Стругацких, чем Пушкина и Лермонтова. Я не хочу знакомить сына с классикой русской литературы кнутом и силой. До нее надо дорасти и сделать выбор самостоятельно, иначе не сможешь осмыслить всей глубины.
Виктория (Неизвестно)

Анжела Кудоярова: Списки для дополнительного чтения существуют уже много лет, они размещены на официальном сайте Министерства образования, на Национальном образовательном портале. Да, там действительно для каждого класса указано от 15 до 25-30 произведений разных авторов, но там же указано, что по выбору учащегося 5-10 произведений он может прочитать. И предлагается не только классика: это и зарубежная литература, и современная литература, русскоязычная литература Беларуси - то есть учащийся может выбрать любое произведение. Никто не заставляет читать все. Это списки для рекомендательного чтения. А читать все равно ребенок должен. Пусть  читает то, что ему нравится, может прочитать то, что чего нет в списке, для общего развития.

Здравствуйте! У меня свободный график работы, поэтому могу сама отвозить ребенка в школу к 9.00. Но если учеба начинается позже, это значит полностью смещается график у детей? Последний урок по времени тоже сместится. Весной и осенью - еще ничего, а вот зимой, когда темнеет раньше, мой ребенок ложится раньше спать. Беспокоюсь, что не сможет полноценно делать домашнее задание.
Анна (Неизвестно)

Светлана Уклейко: Мы говорили о времени пребывания ребенка в школе, правильно? Если он сейчас в школе 5 или 6 уроков, а седьмым у него факультативное занятие либо стимулирующие занятия, подготовка к олимпиадам, конференциям, либо там классный или информационный час, школьное мероприятие. Так вот, он в школе всего шесть или семь уроков. Если мы просто меняем местами уроки и факультативы, то время пребывания ребенка в школе не увеличивается. Если раньше шестым уроком был классный час, например, он переносится перед первым уроком, наоборот, у ребенка сокращается время пребывания в школе.

Ведущая: А если ребенок приходит вовремя к 9:00 и не попадает на классный час, будет не в курсе событий в жизни школы?

Светлана Уклейко: Пусть уж классный руководитель тоже сделает так, чтобы все-таки классный час был интересен. Чтобы ребенку захотелось туда прийти, чтобы он боялся пропустить что-то важное. Что-то эдакое, что остальные узнают, а он нет. Он же не каждый день будет приходить на классный час.

Прозвенел последний звонок. В нашей школе открылся школьный лагерь. Однако он только на 2 недели. Скажите, как может помочь школа занять ребенка на оставшееся лето?
Ирина (Неизвестно)

Лариса Емельянчик: Оздоровление детей и подростков - одно из приоритетных направлений деятельности системы образования. В последние годы наметились положительные тенденции в оздоровлении детей. Процент оздоравливаемых ежегодно колеблется от 32% до 36% от количества детского населения 6-18 лет. Выделенные средства, направленные на удешевление стоимости путевки, позволяют в этом году направить на оздоровление 357 000 детей, из них более 200 000 будут оздоравливаться в лагерях с дневным пребыванием и 147 000 - в лагерях с круглосуточным пребыванием. Лагерь с дневным пребыванием в школе может быть организован только на 18 дней, не менее. Я приведу некоторые цифры - размеры средств, которые направляются на удешевление стоимости путевки. К примеру, в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей сроком на 18 дней 72 рубля будет направлено на удешевление путевки, в оздоровительный лагерь труда и отдыха - 80 рублей, в спортивно-оздоровительный - 82 рубля. Для лагеря с круглосуточным пребыванием на 9 дней - 75 рублей, в оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием на 18 дней - 175. Видите, эти средства действительно позволяют помогать родителям оздоравливать детей. 

Что еще предлагается летом, для того чтобы занять детей? Ребенка можно направить не только в лагерь с дневным пребыванием, которые открыты при школе. Можно направить в лагерь с круглосуточным пребыванием, можно его в течение лета направить в профильный лагерь. Т.е. таким образом, три раза в течение лета ребенок может оздоравливаться организованно. Кроме того, значимым ресурсом в организации занятости детей в летний период является наши учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Они не прекращают работу летом, а функционируют по гибкому графику. Реализуется широкий спектр различных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи. То есть ребенок может при желании в течение летних месяцев посещать объединения по интересам и таким образом развиваться. 

Дети, которые находятся в социально опасном положении, подучетные категории детей также не будут оставлены без внимания. Практически ежегодно 98% таких детей охвачены различными формами занятости и оздоровления, они все находятся на контроле в учреждении образования: где они отдыхают, как они проводят время. 

Много интересных примеров организации профильных лагерей можно привести. В последние годы увеличилось количество лагерей для высокомотивированных детей, одаренных детей, юных экологов, волонтерские лагеря для тех, кто проявляет интерес к педагогической деятельности. Заслуживают внимания и оборонно-спортивные, военно-патриотические лагеря. К примеру, в Минске на протяжении нескольких лет в августе организуется такой лагерь для детей, подучетных категорий. Около 120 детей оздоравливаются в лагере "Патриот", который организован с помощью Министерства внутренних дел, Погранкомитета, и что мы этим ведомствам очень благодарны. Конечно, самое главное - это сохранение жизни и здоровья детей. Поэтому созданию безопасных условий пребывания детей в летний период в оздоровительных лагерях также будет уделяться большее внимание.

Впереди три месяца, в лагерях с круглосуточным пребыванием будет организовано 4-5 смен. Поэтому мы постараемся удовлетворить желания всех. Для этого родителям необходимо обратиться в управление образования по месту жительства, написать заявление, получить по месту работы справку, которая позволяет ему получать эту дотацию. И ребенок сможет отдохнуть в лагере.

Здравствуйте, если в школах запрещен сбор денег даже на ремонт, как вы объясните навязывание покупки билетов на Егора Крида? Только про добровольное посещение не надо рассказывать.
Михаил (Минск)

Лариса Емельянчик: Концерт состоялся, он получил хороший резонанс среди тех, кто пришел на него. Я хочу сказать, никто никого насильно не заставлял посещать данное мероприятие. Да, рекомендовали в учреждениях образования для учащихся, которые не были заняты в этот день. Последние звонки, как правило, проводятся в первой половине дня. А что делать во второй? Болтаться без дела по городу... Так лучше сходить на концерт. Я знаю учреждения образования, которые приобретали эти билеты за счет средств попечительского совета, если такое решение им было принято. И поверьте, что мы разговаривали с детьми, которые были на концерте - они в восторге. Возможно, была заложена, не побоюсь этого слова, хорошая традиция, и в последующие годы, может быть, мы будем думать и о таком республиканском празднике - последний звонок.

Добрый день! Скажите, пожалуйста, летние лагеря должны быть во всех школах? На какой срок они открываются? Как формируется цена лагеря?
Алеся (Неизвестно)

Лариса Емельянчик: Я уже частично ответила на этот вопрос. Конечно, лагеря с дневным пребыванием в первой смене открываются практически во всех школах. Больше всего заявляется в дневные лагеря на июнь. В июле, августе не все школы открывают лагеря с дневным пребыванием, и такой установки, что вот все должны обязательно открыть свои лагеря, нет. Прежде чем открывать лагерь, изучаются пожелания, запросы родителей - нужен он или нужен. Как правило, детишки, особенно младшего школьного возраста, нуждаются в присмотре и с удовольствием посещают эти лагеря. И даже в последние годы мы их открываем под реальную потребность. Не навязываем, если есть в нем потребность, значит открываем. Я уже объясняла, как формируется стоимость путевки: это средства республиканского бюджета, направленные на удешевление оздоровления, и средства родителей. Стоимость путевки в оздоровительный лагерь с дневным пребыванием сроком 18 дней (не может быть меньше) формируется так: 72 рубля платит государство из республиканского бюджета и 50-60 рублей доплачивают родители. В разных регионах цифры, конечно, могут отличаться.

Добрый день! Я выпускница лицея БГУ. Мой племянник планирует поступать туда в следующем году, однако очень сомневается. Лицей с каждым годом как-то реформируют так, что он все больше похож на школу. Вот, в этом году вообще ввели летние лагеря. Скажите, зачем это было сделано и сохранит ли лицей свою независимость и непохожесть на простые школы?
Дарья (Неизвестно)

Анжела Кудоярова: Никакого реформирования лицея БГУ не происходит. Это учреждение образования, в котором функционируют 10-е и 11-е классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне. В этом году учебном году в лицее БГУ рассматривался вопрос об открытии летнего профильного лагеря для высокомотивированных детей, которые хотели бы повысить свой уровень по иностранному языку. Но в ходе процесса обсуждения этого предложения (работала администрация учреждения образования) установили, что такой лагерь не востребован. Открывать его нецелесообразно.  

Здравствуйте, возможно ли как-то через школу отправить ребенка в летний лагерь или санаторий? Есть ли скидки у многодетных и неполных семей?
Евгения (Неизвестно)

Лариса Емельянчик: Чтобы написать заявление в лагерь круглосуточно пребывания, нужно обратиться в управление образования по месту жительства, если речь идет о лагере круглосуточно пребывания, если говорим о лагере с дневным пребыванием, то непосредственно в школе пишется заявление. Что касается льгот… Льготы у нас предусмотрены постановлением Совета министров №662 для детей-сирот и детей-инвалидов. Дети-сироты могут дважды летом оздоравливаться бесплатно. Дети из многодетных и неполных семей также имеют право на получение всех этих дотаций в круглосуточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием и профильные 9-дневный лагеря. На практике сложилось так, что, как правило, многодетные семьи, неполные семьи могут получать льготу, могут получать скидки на стоимость путевки, если таковые решения принимаются местной исполнительно-распорядительной властью. Можно обратиться с заявлением в управление образования в отдел социального обеспечения с тем, чтобы им выделили льготную путевку в тот или иной лагерь.

В 2000-х, когда я училась в школе, у наших учителей были откровенные любимчики. Те, кто не попадал в фавор, ограничивались нечастыми вызовами к доске и заниженными оценками. Считаю, что такая проблема есть и в современных школах. Как с этим бороться, чтобы не пострадал нелюбимый ученик? Как субъективность перевести в объективность?
Екатерина (Неизвестно)

Светлана Уклейко: Вопрос, конечно, очень интересный. В каком плане он индивидуальный? Ни одного ученика, по большому счету, оценить невозможно субъективно в принципе. Есть норма оценки по каждому учебному предмету. Они прописаны достаточно четко, что нужно знать на 1 балл, 2 и так до 10.  Письменную работу ученик написал, учитель объективно все проверил. Я понимаю, что вопрос может возникнуть с устным предметом. Но по устным предметам точно также есть критерии оценки, которые прописаны. Понятно, что учитывается специфика предмета. Это история, география, биология т.д. Поэтому вопрос объективности выставления отметки в принципе, наверное, он вообще не должен стоять. Здесь еще очень большой вопрос, скажем так, ответственность администрации, которая должна все факты анализировать и установленные правила соблюдать. 

Учитель не имеет права вообще на то, чтобы прийти в класс и проявлять свои симпатии, а тем более какую-то антипатию, если она там вдруг по каким-то непонятным причинам, на каком-то подсознательном уровне возникла. У учителя на это право нет. Учитель должен прийти в класс и отработать так, чтобы дети (это самой большой комплимент учителю), проучившись у него, так и не знали кто же у него любимчик. С моей точки зрения, это должно быть так. Конечно же, есть и оценка учителя со стороны детей. Учитель входит в класс, не успевает порог переступить, а дети мгновенно сканируют его и либо принимают, а очень часто бывает и не принимают. Здесь все достаточно сложно, это человеческие отношения. Другое дело, что это никак не должно отражаться на самом образовательном процессе, его качестве и тем более на отметках учащихся. Это в принципе недопустимо.

Анжела Кудоярова: Надо сказать, что права и обязанности педагогических работников определены Кодексом Республики Беларусь об образовании, где соблюдение этических норм по отношению к ученику закреплено законодательно. 

Добрый день! Мне не нравится школа, в которую ходит мой ребенок, хочу его перевести в другую, в соседнем районе. Скажите, могу ли это сделать и обязательно ли сдавать ребенку экзамены при переводе?
Александра (Неизвестно)

Светлана Уклейко: Ребенок может обучаться в любом учреждении общего среднего образования. Если родители хотят перевести ребенка из одной школы в другую, они имеют на это право, но при условии, что в ней есть свободные места. При переводе из одной  средней школы в другую экзамены у нас не сдаются. При наличии свободных мест по решению руководителя учреждения образования на основании заявления родителя можно перевести ребенка из одного учреждения образования в другое. Другой вопрос - гимназия. Если ребенка переводят из гимназии в гимназию, то с 6 по 11 класс экзамены сдавать не нужно. Ну если ребенка из средней школы с 6 по 11 класс переводят в гимназию, то это возможно только при сдаче вступительных экзаменов по русскому языку, белорусскому языку и математике. Без экзаменов перевестись из средней школы, например, в гимназию невозможно.


Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, что будет с профильными классами со следующего учебного года? Появятся ли новые направления?
Анна (Неизвестно)
Светлана Уклейко: Ничего с ними не произойдет. Два года как введено профильное образование. В этом году выпускаются наши первые девятиклассники, которые заканчивают в том числе и профильные классы. То есть профильное обучение у нас и дальше будет. Когда вводили профильное обучение, мы принципиально уходили от самого слова "направление", когда-то такое у нас было на третьей ступени в лицеях и гимназиях. И даже сейчас между собой на бытовом уровне мы все равно говорим "физико-математической класс", "химико-биологический" и так далее. На самом деле все гораздо шире. Потому что под "химико-биологическим" мы понимаем медицинский профиль для дальнейшего поступления в специализированное учреждение высшего образования. Но у нас ведь есть и технологический профиль. Возьмем, к примеру, наш технологический университет, где нужна химия и математика, и, соответственно, такие классы у нас тоже набирают. Поэтому изучение идет на уровне запросов учащихся, которые изучает администрация. 

Другое дело, что под каждого ученика невозможно открыть класс, на это не хватит ни финансовых, ни кадровых ресурсов. Но можно выбрать два предмета или даже три предмета для изучения на повышенном уровне. Существуют разные модели. Поэтому кардинальных изменений не происходит. Мы два года мониторим ситуацию. Преложенные нами модели работают. Не только в конкретной школе, но даже в небольшом микрорайоне. Изменений в правилах набора в эти профильные классы нет. А направление - это всего лишь выбор предметов для изучения на повышенном уровне. Учебный план предполагает в 10-ом и 11-ом классах изучение предметов как на базовом, так и на повышенном уровне. Количество часов прописано как для одного уровня, так и для другого. Так что если есть запрос, дальше изучаем, работаем, организовываем классы, группы, микрогруппы. Как раньше мы говорили мультипрофильное обучение.
Добрый день! Мой ребенок учится не в профильном классе, в этом году сдает ЦТ. Он ученик прилежный и справляется без помощи репетиторов. Однако я волнуюсь, что он может не очень хорошо сдать тесты, т. к. его знания базовые, углубленный материал профильных классов он не изучал. Скажите, может ли ученик базового класса хорошо сдать ЦТ?
Валентина (Неизвестно)

Светлана Уклейко: ЦТ на сегодняшний момент - это форма вступительного испытания в учреждения высшего образования. Когда формируется задание для ЦТ, вообще есть такая определенная цепочка. Первая ступень - это наши учебные программы, по которым мы работаем в школе, базовый уровень и выше. Далее - программы вступительных испытаний, которые разрабатываются на основе учебных программ. Дальше идет спецификация теста, который вообще в открытом доступе размещен на сайте Республиканского института контроля знаний. Т.е. какие примерно будут задания, их классификация - указано. Фактически всю эту цепочку тот, кто желает поступить в учреждение высшего образования, может даже самостоятельно отследить. Программа вступительных испытаний у него в открытом доступе на сайте Министерства образования и на Национальном образовательном портале. Спецификация, я уже сказала, на сайте РИКЗа. По большому счету, учится ученик в базовом классе или в профильном, совсем не означает, что ученику профильного класса дорога только в вуз, а ученик базового класса вообще не может туда поступить. Он учится в классе, где изучаются предметы на базовом уровне. Если он планирует сдавать ЦТ, то, наверно, он все равно занимается. У нас только первый год будет выпуск из наших профильных классов. Мы понимаем, что пока это такие достаточно такие переходные программы. Они соответственно составлены. Мы анализировали соответствие программ заданиям централизованного тестирования. Эксперты отмечают полное соответствие, что все есть в программах.

Подготовиться реально. Главное, чтобы была цель. Ну, и самому ученику тоже надо приложить усилия.

Анжела Кудоярова:  У нас есть возможность поступать, хорошо сдавать централизованное тестирование как учащимся городских гимназий, лицеев, так и учащимся сельских школ.

Здравствуйте! Не сократятся ли по времени перемены между уроками в классах? Иной раз дети не то, что поесть, в туалет сходить не успевают или переодеться в спортивную форму. Все же перерывы должны быть достаточными, чтобы ребята смогли "перезагрузиться".
Мария (Неизвестно)

Светлана Уклейко: В завершившемся учебном году все перерывы у нас были нормативно прописаны. Они должны быть не менее 10 минут. Также должны были быть перерывы для горячего питания: один перерыв после 2 урока не менее 30 минут или вместо него два перерыва не менее 20 минут. Но что у нас получается на практике? В крупном учреждении образования, после второго и третьего выделили по 20 минут на питание, а те, кто питался после 4 урока, успевали поесть за 10 минут. Что меняется? Перемены не менее 10 минут - это требование остается. А вот для организации горячего питания предлагается сделать не менее двух перерывов по 15 минут. Т.е. кому нужно, пусть сделает и 3 перерыва, но не менее 15 минут. Сокращение произошло всего на 5 минут. Второе сокращение перерыва произошло между первой и второй сменой. Теперь он должен быть не менее 15 минут. Было 20. Больше никаких изменений в перерывах у нас не произошло. Наоборот у школ появилась возможность самостоятельно регулировать это процесс. Может быть, они не после второго горячее питание сделают, а после третьего и четвертого. Здесь дали немножечко свободу школе, чтобы она могла откорректировать у себя на местах. 

Добрый день. Расскажите, пожалуйста, о проекте "Я знаю!", который Министерство образования запускает совместно с Белтелерадиокомпанией. Это все-таки формат интеллектуальной викторины или какое-то более творческое соревнование школьников?

Анжела Кудоярова: Телевизионный проект "Я знаю!" действительно стартовал. Белтелерадиокомпания проводит это мероприятие, Министерство образования активно поддерживает данный проект. Учреждения образования во всех областях, Минске уже информированы о нем. До 8 сентября планируется сформировать областные команды, команду Минска для участия в этом телевизионном проекте. "Я знаю!"- это все-таки интеллектуальная викторина, которая предполагает  как командное, так и индивидуальное участие. Выпуски программы появятся в эфире телеканала "Беларусь 2" уже в новом учебном году. С сентября начинается активная работа, записи. 

День добрый! Школу я закончила в 2009, поэтому не знаю, как менялась школьная программа после меня. В любом случае, до сих пор не понимаю, зачем читать в 5 классе "Белые ночи" Достоевского. Мы ничего не поняли. Как вообще формируется список литературы для изучения в школе?
Ксения (Неизвестно)

Анжела Кудоярова: Необходимо отметить, что у нас никогда "Белые ночи" Достоевского в 5 классе не изучались, не изучаются и не будут изучаться. Это произведение серьезное и не соответствует возрасту пятиклассника. В настоящее время "Белые ночи" Достоевского изучается в 9 классе. Как формируется список литературы? В первую очередь зависит от возрастной особенности.

В 5-м классе мы начинаем знакомиться со сказками и былинами, то есть упомянутое произведение однозначно в этом возрасте проходить не могут. 

В этом году только 13% от общего числа школьников обучались предметам на беларускай мове. По данным Белстата - это наинизший показатель. Как Министерство образования смогло допустить такую ситуацию? Каким образом намерены увеличивать число белорусскоязычных школ и классов в стране и исправлять ситуацию?
Полина (Минск)

Светлана Уклейко: Здесь вопрос прежде всего какой? Язык обучения (русский или белорусский) определяется учредителем учреждения образования, и он определяется по запросам родителей. Поэтому сказать, что Министерство образования определило, что будет 13% белорусскоязычных школ (а в предыдущие годы было чуть больше) и сделало такую квоту, такого нет в принципе. Появляются белорусскоязычные классы в школах с русским языком обучения. Не всегда такие классы многочисленные, к сожалению. Почему? Потому что родители сами не хотят. То есть заинтересованность должна быть еще и самих родителей, прежде всего. Невозможно ведь заставить, чтобы ребенок обучался только на белорусском языке или только на русском языке. Поэтому здесь должен быть обоюдный интерес. Другое дело, что популяризация белорусского языка - это вопрос, наверное, более масштабный, более глобальный. И не только школа должна в этом направлении работать, потому что зачастую дети слышат белорусский язык только на уроках, дома на нем не разговаривают. На это должны работать и средства массовой информации. То есть это как можно больше должно происходить в целом в обществе в плане языка. Поэтому и получается, что процент белорусскоязычных школ незначительно, но снижается. За последние годы чуть более 13% у нас таких учреждений образования. Закрываются малокомплектные учреждения образования. Они, как правило, у нас в сельской местности в основном были белорусскоязычные. Хотя, наверное, этот процесс все равно остановится, поэтому будем работать над этим.

Анжела Кудоярова: Заставить школу, чтобы все предметы изучались в ней на белорусском, мы тоже не можем.

Светлана Уклейко: Министерство образования в свое время инициировало набор в классы с белорусским языком обучения. Только чтобы это происходило на добровольной основе. Мы инициировали, чтобы история Беларуси, география Беларуси изучались на белорусском языке. И когда Минск в первый раз начал по этим направлениям работать, многие очень активно подключились, затем подтянулись потихонечку другие регионы. Но опять-таки это право выбора. В стране два равноправных государственных языка. Наверное, прежде всего, вопрос языка обучения - это право выбора родителей. 

1) Вы говорите: дети мало работоспособны в 8 утра, но при этом говорите о том, что давайте поставим на это время факультатив. Разве это логично? 2) Перемены сократят в случае, если сдвинут начало уроков на более позднее время. Если так, то почему никто не говорит о том, что необходимо полноценно отдыхать между уроками? И чем короткие перемены менее вредны для детского организма, чем уроки с 8 часов? :)
Снежана (Минск)

Светлана Уклейко: Я уже говорила, что факультативное занятие направлено, прежде всего, на развитие интереса. Факультативные занятия - это не урок. Их посещение необязательно. Кто-то пойдет на русский язык, кто-то на математику, кто-то - на факультативное занятие, связанное с физкультурой или трудовым обучением, или вообще профориентационной направленности, развивающее. И факультативные занятия, подчеркиваю, у нас не оцениваются. К тому же, как можно привить интерес к предмету и заинтересовать факультативом, если он будет приходить как обычный урок? Т. е. факультатив направлен на то, чтобы развивать детей. Другое дело, что здесь уже учителю нужно дополнительно поработать, поскольку факультатив все-таки не урок. 

Про перемены мы уже поговорили.

Анжела Кудоярова: Нужно, чтобы ребенок на факультативе в начале учебного дня получил заряд радости, позитива, чего-то приятного, а потом уже начнутся будни, учебные предметы.  

После запрета на сбор денег на нужды класса, уверены ли вы в том, что школы или отделы образования справятся с обеспечением нужд? Может, стоит вернуть эту возможность родителям?
Алёна (Жодино)

Светлана Уклейко: Во-первых, о запретах, на которые ссылаются. В чем состояла суть тех двух постановлений, которые вызвали такую бурю обсуждений, такой резонанс? Суть состояла в том, что никто не отменил вообще какую-то материальную помощь учреждению образования. Но не должно быть в учреждении образования сбора наличных денег на какие-то приобретения в принципе. Если кто-то желает оказать помощь учреждению и есть счет учреждения, то это возможно на добровольной основе. Мы не раз сталкивались с такими ситуациями, когда в одном классе возникают конфликты между родителями: у кого-то возможность помочь есть, а у кого-то нет, он не согласен и не может. Пожалуйста, если есть возможность, никаких проблем - перечисляй сумму. Но если нет такой возможности, то и не нужно этого делать. Речь не идет о том, что отделы образования справятся или не справятся. Понятно, что родители зачастую собирают деньги, чтобы по одному не ходить и не покупать какую-нибудь рабочую тетрадь по иностранному языку. Легче это сделать родительскому комитету сразу для всех. Никто же этого не запрещает! Пошел один человек и купил на всех 30 тетрадей. Здесь нет проблемы. Но все эти сборы не должны быть таким образом инициированы и наличных денег не должно быть. Мы максимально от них уходим. И когда говорим об электронной школе, когда карточку вводим, чтобы и за питание оплата происходила безналичным путем. Вопрос состоит именно в этом. 

А о финансировании… Оно в любом случае есть. Понятно, что спонсорскую помощь никто не отменял. И предприятия наши, и организации помогают. Поэтому, пожалуйста, ее никто не запрещал, не отменял. Но это должно быть все очень разумно, чтобы не было каких-то некрасивых ситуаций.

Объясните, пожалуйста, почему моногородам вроде Жодино, где смена на БелАЗе начинается в 7.30 и вокруг этого все строится, нужно всю жизнь города перестраивать под желание республики перейти на занятия с 9 утра?
Анна (Жодино)

Ведущая: Наверное, в Жодино никто никуда переходить не будет, раз уж там смены рано начинаются. Но окончательное решение будет принято на местах.

Светлана Уклейко: Конечно, непосредственно в учреждениях будет приниматься решение. Потому что уже не единожды сегодня звучало, что начало занятий с 9:00 оптимально. Этот факт в санитарных нормах и правилах у нас уже много сколько лет прописан. То есть данная норма появилась не сегодня, не вчера, не неделю назад, не год и даже не несколько лет назад. Это действительно оптимально, и при этом там же ест оговорка, что оптимально для работы школы, где учатся только в первую смену. Поэтому здесь опять-таки возвращаемся к тому, что определяться нужно конкретно в каждом учреждении. Не просто посмотреть на соседа: вот он с 8:30, и я с 9:00. А нужно действительно учесть все нюансы, тому же городу Жодино в том числе, и отделу образования, наверное, и учреждениям. 

Скажите пожалуйста, как устроено: кто именно принимает решение о времени начала уроков по закону, какова в этом решении роль каждой конкретной школы и родителей?
Валентина Петровна (Минск)

Светлана Уклейко: Вообще, режим работы конкретного учреждения определяется руководителем учреждения образования. Но в каждом учреждении образовании, согласно Кодексу об образовании, создается Совет учреждения. Это главный орган самоуправления, куда входят администрация, педагогические работники, а также, в определенной пропорции, родители и учащиеся. Понятное дело, что ни один руководитель не может, сидя у себя в кабинете, решить и сказать: "Все, с 9-ти часов, однозначно, или с 8-ми будут начинаться уроки". Нужно понимать микрорайон, в котором живут дети, учитывать особенности сельской или городской местности. Учитывать, есть ли подвоз в сельской местности, находится ли школа в той же деревне, и дети просто в нее пришли, либо нужен подвоз. А подвоз может быть из двух соседних деревень или из отдаленных населенных пунктов. То есть, каждому директору учреждения образования, будь то город, районный центр или школа в деревне, нужно учитывать все до мелочей.

Но, главный вопрос, это именно здоровье детей. Если ребенок приходит на первый урок и спит на нем, то учителю, наверное, нужно еще поработать, чтобы его настроить на рабочий лад, и чтобы он не какие-то важные вещи по математике или по русскому языку и литературе. Если есть возможность этот вопрос решить в пользу ученика, то почему бы ей не воспользоваться? Но это не значит, что прямо все 100% школ сразу же переходят на новый режим работы. Многие школы уже работают так не один год, и это им подходит. У нас, в соответствии с кодексом и санитарными нормами и правилами, предусмотрено, что факультативные занятия могут проводиться как после уроков, так и до уроков. То есть, это не запрещено. Просто, нужно все очень гибко продумать на местах. Нужно администрации с учетом мнения родителей посмотреть расписание занятий. Просто сесть и подумать, как это можно все организовать.

Анжела Кудоярова: Проходят общешкольные родительские собрания, на которых родители могут высказать свои предложения, свое мнение. Они будут учтены. Решения не принимаются спонтанно.

Светлана Уклейко: Есть три равноправных участника образовательного процесса. Это педагогические работники, учащиеся и законные представители учащихся. И это право законно закреплено.  

Смотреть еще