Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция с организаторами фолк-фестиваля "Свята Сонца"

Онлайн-конференция с организаторами фолк-фестиваля "Свята Сонца"

Купалье - один из старейших народных славянских праздников, который отмечается в самую короткую ночь в году. Здесь тесно сплелись христианские и языческие обряды, а его традиции передаются столетиями. Прочувствовать мистическую атмосферу, принять участие в таинственных ритуалах и попытаться найти загадочную "папараць-кветку" можно на фолк-фестивале "Свята Сонца". А узнать все о празднике и лучше к нему подготовиться поможет онлайн-конференция с представителями фестиваля. 

Гости онлайн-конференции:

Ника Харитонова - представитель оргкомитета фестиваля "Свята Сонца";

Василий Грибовский - ведущий фестиваля "Свята Сонца";

Наталья Лишик - куратор фаер-части фестиваля "Свята Сонца".
15.06.2017

Вопросы конференции


Уважаемые гости, объясните, пожалуйста, почему Купалье празднуют в разные даты? Кто-то 20-ого июня, кто-то 24-25, а где-то вообще отмечают 6-7 июля. И почему ваш фестиваль проходит именно 17-18 числа?
Анна (Неизвестно)

Ника Харитонова: По старым традициям купальская ночь - самая короткая ночь в году. Это условно 20-22 июня по нашим земным временным промежуткам. В эту ночь, по всем поверьям, вылезала нечисть, она могла навредить. Поэтому, чтобы избежать всяких последствий, люди жгли костры, веселились и всячески ее отгоняли. И, соответственно, так как в этом году самая короткая ночь приходится, к сожалению, на будний день, то мы решили взять ближайшие выходные - 17-18 число. Именно поэтому наше Купалье в Дудутках пройдет именно в эти даты.

Ведущая: А почему получается, как Рождество (католическое и православное) в разные даты? У нас в деревне с 6-го на 7-е июля отмечали праздник, и он у нас почему-то "на Яна" назывался...

Ника Харитонова: Здесь уже больше христианские традиции повлияли на летоисчисление, на название. Потому что все-таки по православному календарю праздники перемежаются между собой, и Рождество Иоанна Предтечи - 6-7 июля по новому летоисчислению. Если это языческие традиции, то на неделю раньше. Это больше дань христианским традициям, нежели языческим.

Ведущая: У нас сейчас есть шанс встретить Купалье и по языческим традициям, и по православным?

Наталья Лишик: Я бы еще дополнила: у нас есть шанс встретить его три раза в году. Это по языческим традициям - в день летнего солнцестояния, по католическому календарю - 24 июня, а по православному - 6-7 июля.

Василий Грибовский:  Ведаеце, раней продкі нашы календароў не мелі. Таму бывала, што Купалле святкавалася цэлы месяц - з канца мая да канца чэрвеня. Спачатку адна вёска, затым другая - і далей увесь павецік паціху гуляў… Бо потым пачыналася цяжкая праца, і беларусам трэба было выгуляцца.

Наталья Лишик:  Еще бы хотелось добавить, что было такое поверье: считалось, что с ночи на Ивана Купалу и до Ильи (в начале августа) разрешалось купаться. После Ильи вода действительно становится холодной. И считается, что именно в этот период вся нечистая сила вышла из воды, ты можешь себе позволить купаться, плавать, загорать до Ильина дня. Потом все возвращается в воду.   

Здравствуйте! А для чего прыгают на Купалье через костер? И правда ли, что если парень и девушка, взявшись за руки, перепрыгивали через такой костер, они непременно должны были пожениться, чтобы не навлечь беду на поселение?
Наталья (Неизвестно)

Василий Грибовский: Гэта бяда не на само пасяленне. А хутчэй бяда на саму пару. Яны павінны разумець адказнасць моманту. Прыгнуць, менавіта ён і яна, праз купальскае вогнішча, якое магло дасягаць метр у вышыню, і навідавоку ва ўсіх, каб іх рукі не раз'ядналіся - гэта быў адказны момант. І гэта для іх была бяда, калі рукі раз'ядналіся, што паказвала, што іх адносіны былі невыпрабаваныя. А наконт пасялення - гэта наўрад ці. Вось калі хлопцы гойцалі ці дзяўчаты тройкамі і чацвёркамі (было і такое, не абавязкова прыгалі пары) - гэты быў іншы сэнс. Яны скокалі дзеля чагосьці. Чым вышэй скокаюць хлопцы, тым вышэйшы лён рос, жыта. Дзяўчаты таксама. Вось гэта вышыня. Браць вышыню. А пары - гэта ўжо асобная тэма.

Наталья Лишик: Я добавлю насчет страха поселения… Самым главным условием для всего поселения какой-то определенной местности было именно то, что в эту ночь они должны были все не спать. Почему? Потому что выходила вся нечистая сила. Дома обкладывали крапивой, клали ее везде, где нечисть могла просочиться: возле порога, на подоконник. Потому что в этот момент очень активизировались ведьмы, чтобы они не проникли в дом. А также крапивой обкладывали и старались свечки зажечь в конюшнях, потому что ведьмы очень любили взять коня и увести на Лысую гору. Соответственно, назад они уже не возвращались. И вот в это время все поселение выходило к берегу реки, там разжигали костры и всю ночь водили хороводы, обряды совершали, но смысл был именно в том, чтобы не спать.

Самым важным был обряд самоочищения через огонь. Также огонь еще открывает скрытые резервы. После купальской ночи человек, который, допустим, плохо шил, мог начать шить гениально, только потому, что он поверил в то, что у него открывается эта возможность. 

Еще насчет поселений и их страхов… у них было на самом деле принципиально водить хороводы. Это символ объединения всего поселения.

Ведущая: Дети тоже не спали в купальскую ночь?

Наталья Лишик: Однозначно! Матери детей, которые болели в этом году, сжигали на кострах одежду, в которой серьезно болел ребенок. Взрослые люди проводили скотину между кострами, чтобы скот не болел, больше молока давал. Там было всем чем заняться. Все были заняты, хоть бы успеть все за эту короткую ночь.

Непосредственно сам праздник в большинстве поселений начинался с того, что глава поселения с самым сильным воином спускали с горы подожженное колесо. И если колесо ровно входило в воду, то все должно было быть замечательно: урожай, здоровье и т. д. Если же вдруг, не дай бог, колесо как-то накренилось, какие-то сделало повороты, тогда считалось, что поселение ждет что-то нехорошее в этом году. Вплоть до того, что меняли главу поселения. Вот начинали с огня и заканчивали огнем.

Ведущая: Казалось бы, колесо просто ….

Наталья Лишик: …а тут надо сноровка и умение. Не все так просто.

Была ли какая-то на Купалье обрядовая еда? Что она из себя представляла? Что можно будет попробовать на фестивале?
Екатерина (Неизвестно)

Наталья Лишик: Основная еда в купальскую ночь - это яичница. Самое главное - скорлупки нельзя было выбрасывать. Яйцо является символом, здесь язычество и христианство тесно переплетены. Мы знаем, что на Радуницу нужно принести своим предкам яйцо, оставить на могиле. Почему так заведено? В славянской мифологии бог - основатель рода, он так и назывался Род, появился из яйца. Предкам желали через яйцо скорейшего возрождения души. Яйцо как символ круговорота жизни постоянный. Поэтому логично, что ели яйцо или яичницу, а из скорлупок делали небольшие сосуды, из них выпивали кто воду, кто чай, а кто чего покрепче.

Ника Харитонова: Чем-то удивлять, изысками какими-то не будем. Традиционная купальская яичница будет, но одними яйцами сыт не будешь. Поэтому будут блюда традиционной белорусской кухни: из картофеля, из мяса. Будет всего великое множество. В кафе Дудуток возможно заказать полноценный обед, завтрак и ужин: первое, второе, третье и компот. Плюс фуд-корты по всей площадке - так что голодным не останется никто. Предусмотрены перекусы, потому что самых смелых, ловких, умелых, которые в два часа ночи пойдут на берег жечь костры, нужно покормить, чтобы придать им сил.

Ведущая: А что же пили в купальскую ночь?

Василий Грибовский: А вы звярніце ўвагу на беларускі фільм, зняты ў савецкія часы, - “Купальская ноч”. Там ёсць момант, дзе два суседы спачатку выпілі яйкі, а потым скарысталі яйкі, як чаркі. Такі вось колазварот. І пілі яны не ваду па-суседску ў купальскую ноч. Я не ведаю, што будзе на фестывалі. Піва, мажліва, варылі, таму што піва - важны напой для беларусаў. Яешня - сімвал пладавітасці роду, піва - таксама напой узаемаадносінаў. У купальскую ноч піва атрымлівалася найсмачнейшае, яго потым можна было скарыстаць, бочачку закапаць. Крупнік варылі - гэта беларускі нацыянальны напой, які варыцца на травах. Гэты напой як раз сімвал купальскай расліннасці, прыроды, цудадзейнасці траў. Крупнік адметны быў на Купаллі. Я так мяркую, што нашы продкі ведалі, колькі ім можна было з гэтых яек выпіць, таму што ім трэба было яшчэ гойсаць праз вогнішча, ісці да ракі. На Купалле яны дозу сваю ведалі.

Ника Харитонова: Очень хочется отметить традиции пивоварения в Беларуси. И, возможно, у нас тоже когда-нибудь будет такой замечательный фестиваль, как "Октоберфест" в Мюнхене.  Почему-то многие думают, что Германия является лидером в пивоварении, но мы в абсолютно равных правах в традициях изготовления пенного напитка.

Знаю, что на Купалье проводился обряд "венчания молодых". Расскажите подробности. Можно ли назвать Купалье аналогом 14 февраля - Дня всех влюбленных?
Галина (Неизвестно)

Наталья Лишик: Я бы сказала: гражданские браки. Их нельзя сравнивать с 14 февраля. Я не очень люблю американские навязанные праздники, это не наши традиции, а как раз таки на 14 февраля людей венчали.

Василий Грибовский: Сімвал гэтай ночы - антычная вакханалія ў беларускіх рэаліях. Нашы суседзі таксама ведаюць свята на Яна, на Купалу. Але ў тым спрадвечным выглядзе доўгія часы гэтае свята існавала толькі ў беларускай традыцыі. У славян Расіі, Украіны к ХХ стагоддзю шмат чаго змянілася. У нас, як казала Наталля, ёсць моманты грамадзянскага шлюбу на Купалле. Але гэта былі дужа смелыя людзі. Магчыма, што ў ХХ стагоддзі смеласць гэтая знікла, але, прынамсі, у час ХІХ - напрыканцы XVIII стагодззя ўмыкнуць дзяўчыну з кола купальскага было рызыкоўна ў тым сэнсе, што хтосьці ж мог і падгледзець, потым пойдуць плёткі, пра якія ведаюць только Бог ды карова. Гэта адзін момант, другі - вогнішча, дзе пары скокалі. Гэта быў смелы ўчынак, калі ўсе навокал бачылі, што Алесю ўзяў Ян, а Сцёпка - Ганначку, значыць, у іх ёсць адносіны. Яны перад грамадой засведчылі, что ўзялі на сябе смеласць і скокнулі разам.

Мы ведаем шмат іншых заходніх, усходніх датаў, падзей, якія мы раскручваем адмыслова зараз. А ў нас глеба, дужа начыненая беларускай адметнай традыцыяй, менавіта для маладых людзей, для адносін, кахання. Купалле - гэта быў пік, калі ўсё дазвалялася. Бацькі дзесьці заплюшчвалі вочы, калі на Купалле гэта здзейснілася, то няхай ужо. Магчыма, потом выправім неяк, шлюб возьмецца.

Ведущая: Это не казалось таким осуждаемым. На это закрывали глаза?

Наталья Лишик: Я могу логически объяснить, почему неосуждаемым. В ночь на Купалу все знахарки и обычные женщины старались насобирать травы. Именно в эту ночь травы набирали полную силу, были максимально обогащенные своей жизненной энергией. Их несли в дом. Под утро нужно было положить под купальскую росу. Эти травы высушивали и использовали в очень редких случаях. Если только болел кто-то из членов семьи - окуривали либо от злых духов, либо от несчастий защищались. Суть в том, что именно в этот период времени все очень плодородит. Символ этого - рождение. Люди должны рожать других людей, чтобы размножаться. Если мы берем маленькое поселение, где играли свадьбы друг с другом, то, как вы понимаете, нужна была свежая кровь. Некоторые поселения объединялись для выживания. Нужно очень четко понимать, что это не ночь вседозволенности. Это сделано сугубо для выживания. В этом традиция имеет очень правильные корни. Это для семьи, для продолжения рода.

Ведущая: Я хочу уточнить про костер. Вы говорили, что прыгают девушки, парни. Прыгают только неженатые? Если я хочу прыгнуть с мужем? 

Наталья Лишик: Мы говорили, что через костер желательно всем прыгнуть. Это символ очищения. Огонь очистит, он не только забирает болезни, он еще забирает из вашей души все темное, которое за год накопилось, и вскроет ваши внутренние резервы.

Василий Грибовский: Калі вы з вашым мужам гайсанеце праз вогнішча, потым у вас пачнецца 14 лютага. Вы ж натхніцеся гэтым полымем, прагай. Бо што ёсць Купалле? Гэты корань “куп” мае шмат розных пачаткаў. Адзін з перакладаў з еўрапейскай мовы - нечага прагнуць, горача жадаць. Раней бацькі, можа, і не дазвалялі сабе такога свавольства. Мы ж жывем у XXI стагоддзі, можам сабе дазволіць.

А можно приехать со своей палаткой и поставить ее где-нибудь рядом с музейным комплексом?
Влад (Неизвестно)

Ника Харитонова: Можно. Это только приветствуется. Для таких людей мы организуем палаточный лагерь, который расположится напротив музейного комплекса "Дудутки". Это большая огороженная территория с биотуалетами, организованным вывозом мусора. Там будут даже работать отдельные точки общепита до утра. Потому что люди приезжают с определенными намерениями и целями, и хотелось бы, чтобы все остались довольны всем. Разумеется, все эти удобства не бесплатны. На входе будет взиматься экосбор в размере 5 рублей с одной палатки. Но скажу, что за такие небольшие деньги удобств будет предостаточно.

Ведущая: Надо ли заранее сообщать, что мы хотим приехать с палаткой, чтобы вы могли представлять, сколько людей нагрянет?

Ника Харитонова: Поля пока позволяют. Заявочку нужно будет оставить тем людям, у которых нет своей палатки и спальника. Это снаряжение можно будет взять в аренду прямо на месте. Нужно будет написать нам "ВКонтакте" в специальном обсуждении. Там будет тема "Кто едет без палатки?" Пожалуйста, оставляйте заявочку, чтобы мы знали, в каком объеме нужна наша помощь. Всем обеспечим. Милости просим! Всегда рады туристам. 

Здравствуйте! Скажите, будет ли организован какой-то трансфер из Минска на праздник?
Сергей (Неизвестно)

Ника Харитонова: Да, трансфер будет организован. Два автобуса отправятся с Дружной в 10:00 и 12:30. Вечером первый автобус поедет около 8 вечера, второй - после 11, после завершения одной из ярчайших частей - fire-фестиваля. Подробности о трансфере из Минска, Руденска можно посмотреть на нашей странице "ВКонтакте", на нашем сайте svyata-sontsa.by либо задать вопрос по телефонам. Все расскажем. Расписание есть, оно готово. Может подсказать каждому удобное время приезда и отъезда.

Автобус будет отмечен специальным значком. На сайте будет указан его госномер, контактные телефоны сопровождающих. Со всей информацией можно ознакомиться в соцсетях.  

Будут ли организованы поиски папараць-кветки? Можно, к примеру, сделать квест по поиску цветка. Было бы здорово:)
Юля (Неизвестно)

Ника Харитонова: Скажу в двух словах. Все-таки все тайны выдавать не буду раньше времени. Идея квеста по поиску папараць-кветкі есть, и она будет воплощена 17 июня. Начало  поисков около часа дня и до вечера. Но все подробности мы раскроем непосредственно на мероприятии, все-таки интрига должна быть.

Ведущая: А папараць-кветка хоть будет? Будет шанс ее найти?

Ника Харитонова: Будет. Будет шанс ее найти. Будет шанс пройти квест, в котором мы собрали все купальские традиции.

Ведущая: Может, есть какие-то условия прохождения квеста, которые вы хотите огласить?

Василий Грибовский: Трэба быць дужа галодным перад гэтым, таму што спачатку на велічэзны экран мы выведзем нашу кулінарную вынаходку - катлету "Папараць-кветка". Потым даем кожнаму па відэльцы, і ўсе рухаюцца на прасторы Рудзенскага раёна і пачынаюць сярод папараці шукаць катлету. Яна будзе на кіло вагі...

Ника Харитонова: Назовем это одним из этапов квеста.

Ведущая: Какие чудеса ожидают человека, нашедшего папараць-кветку,  и какими навыками и возможностями мог обладать человек, который ее нашел?

Василий Грибовский: Зараз любы можа набраць: “Ці знайшоў хто папараць-кветку?” І нашы пошукавікі абавязкова адкажуць: “Знайшоўся чалавек, які знайшоў папараць-кветку. Яму пашчасціла. Гэты чалавек жыў дзесьці на Валожыншчыне. Ён, пагнаўшы валоў, страціў іх і пайшоў шукаць. Стаміўшыся, прылёг у папаратніку, як раз у поўнач кветачка расцвіла і трапіла яму ў лапаць. Так ён і рушыў дахаты. У гэты момант ён пабачыў, дзе валы, пабачыў усе скарбы навокал, захаваныя ў зямлі, нават у балоце. Але, прыйшоўшы дахаты, яму запякло нагу, і ён, скінуўшы лапаць, страціў папараць-кветку і стаў звычайным беларусам, які не ведае, дзе скарбы закопаны і дзе яго валы ходзяць…” Таму пільнаваць трэба кветачку. Мы маем рацыю, камусьці пашчасціць на фестывалі знайсці…

Наталья Лишик: Мне, кажется, что не нужны человеку все богатства мира, но тайны некоторые очень хочется узнать. А вообще считается, что в эту ночь даже животные разговаривают между собой. Еще хочу об одном цветке интересном рассказать - иван-да-марья. Он похож на люпин, только двухцветный - половинки желтая и фиолетовая. Есть такая замечательная легенда про парня и девушку, Ивана и Марью. Они влюбились, поженились, а потом случайно узнали, что брат и сестра. Не выдержав этого, любящие решили никогда не разлучаться и стали одним цветком. Во-первых, парень, который найдет в эту ночь иван-да-марью и подарит своей суженой, будет верен ей навсегда. Семьи же старались найти в эту ночь иван-да-марью и разложить его по углам хаты - это считалось оберегом дома от воров. Потому что иван-да-марья всегда переговариваются, и вор, который залазит в дом, думая, что там никого нет, слышит голоса…

Что касается папараць-кветкі, если вы все же хотите ее найти, то нужно взять с собой в лес белую льняную скатерть. Гуляете вы в лесу, а тут навстречу вам идет смешной дедок, и если у него в корзине горит ярким пламенем цветок - знайте, это он. Скорее расстилайте скатерть, на нее дедок бросит цветок - и главное, его сохранить. Потому что вокруг гуляет нечистая сила… Вы должны на правой ладони сделать небольшой разрез и засунуть цветок туда, и после этого будете знать все, все тайны перед вами раскроются… Цветок уже будет с вами.

Василий Грибовский: Разам з гэтым трэба ўзяць зялёнку, ёд для супынення крыві… 

Скажите, а что вы планируете делать, если пойдет дождь? Погода нынче нервная какая-то(
Павел (Неизвестно)

Ника Харитонова: Погода как таковая никогда не была помехой. Скажем так, у природы нет плохой погоды, всякая погода - благодать. Мероприятие состоится при любой погоде. Предусмотренны навесы и укрытия. Наши гости видят, что происходит с погодой, поэтому зонтики и дождевики никто не отменял. Веселье купальское нам не испортит ничто.

Наталья Лишик: Этот праздник чем замечательный? Огонь и Вода - это две самые главные ключевые стихии. От слияния их произошла Земля. Это мероприятие было создано для того, чтобы вам было тепло и хорошо, чтобы, так сказать, очистить наших гостей. Вы представляете, какой это будет союз гармоничный Воды и Огня. Вся благодать снизойдет. Опять-таки это повод для знакомства. Вы приехали на фестиваль один, очень хотите познакомиться, не знаете как. А тут раскрыл зонтик, постелил пледик, девушку обогрел, приобнял. Это уже совсем другая история. 

Расскажите, что в программе фаерщиков. Сколько команд будет? Можно ли будет самим попробовать покрутить огонь? Как долго продлятся их выступления и во сколько они будут начинаться?
Анастасия (Неизвестно)

Наталья Лишик: Можно ли покрутить огонь на фестивале? Этот вопрос нам задают практически все гости на свадьбах или каких-то мероприятиях, где мы выступаем. К сожалению, мы вынуждены отказывать, но будем рады вас видеть с сентября на наших тренировках во Дворце молодежи. Кода тренер скажет, что вы готовы по всем стандартам, с удовольствием выдадим вам горящий реквизит. Вы услышите шорох огня, влюбитесь в него навсегда и станете членом команды.

Мероприятие начнется в 21:00 и продлится до 23:30. Это будет сцена возле главной, потому что дорогостоящим оборудованием на главной сцене мы рисковать не хотим (смеется). 

Мы вас всех приглашаем и ждем. Пройдут выступления 16 команд, будут как сольные исполнители, так и коллективы, которые приедут к нам из Бреста, Гомеля, Витебска, Минска. Наши друзья-коллеги из Киева привезут и презентуют свою программу с множеством пиротехники. Это будет нечто грандиозное!

А потом на главной сцене концерт. Нон-стопом все веселье продолжится.

Ведущая: Давайте еще поговорим о фаер-шоу. Если человек приходит вообще с нуля, делать элементарные базовые элементы за сколько времени он может научиться? Понятное дело, что все зависит от способности конкретного человека.

Наталья Лишик: По-разному. Приведу пример гимнасток, которые могут прийти с высочайшим уровнем кручения разного реквизита, им просто вкладывают чуть-чуть другой реквизит, и они через два тренировочных выступления уже могут работать полноценно. Есть люди, которые могут овладеть плоскостями за 3 месяца.

Ведущая: А есть ли у вас мази, которые помогают быстрее заживить ожоги, или они не настолько сильно ощущаются?

Наталья Лишик: Ожогов вообще не должно быть. Это главный принцип работы. Иначе вы неправильно тренировались. Конечно, всякое бывает, это же стихия все-таки, а ее приручить невозможно, это же смешно. Нужно уважительно относиться к огню, соблюдать технику безопасности, много тренироваться. Но за счет того что это стихия, пиротехника может сработать в неправильном режиме, вы находитесь в постоянной опасности, это нужно контролировать. В аптечке артиста есть мази типа пантенола. Но цель в том, чтобы ожогов у вас не было. 

Какие народные приметы существуют на этот праздник? Будет ли про них рассказано на фестивале?
Евгения (Неизвестно)

Наталья Лишик: Будет отдельная “Этноплощадка”, на которой вы можете плести венки, там же не очень углубленно, но интересно будут рассказывать о купальских традициях, будет все показано и рассказано. Вечером максимально близко к оригиналу будет проведено обрядовое зажжение купальского костра. Это будут хороводы, условно обряды очищения - возврат к традициям предков, в чем нам помогут этностудия “Кетри” и группа “Племя”.  На фестивале будет много команд, которые представляют этнический фольклор. С 10 утра до 8 вечера можно посетить  "Этноплощадку", специалисты-мастера все покажут, все расскажут, приложат ваши руки к нужному делу, вы сами сделаете себе на память правильный венок.

Ведущая: Хватит ли на всех желающих материалов, чтобы плести венок?

Наталья Лишик: Конечно. Абсолютно точно хватит. По поверью, венки нужно плести из нечетного количества трав, и чтобы среди них обязательно была одна огонь-трава - как крапива. Это обязательно, иначе не будет счастья, удачи. Не беспокойтесь - трав хватит на всех.

Ведущая: Почему плели венки? И почему их потом опускают на воду? И кто может их плести: только незамужние или замужние тоже могут?

Василий Грибовский: Незамужнія. Вянок жа - гэта кола, гэта сымбаль дзявочай цнатлівасці. Таму якая ж пані-кабета будзе вяночак кідаць і на кагосьці варажыць? Вянок - сымбаль сонца, сымбаль дзявоцкай чысціні ў эратычнай міфалогіі беларусаў. Замужнія не маглі ўжо звязваць сваё жыццё з вяночкам. Зараз, канешне, іншыя часы, любяць і сталыя пані ў вяночку фотасесію зладзіць. Раней такое не рабілі, таму кідалі яго толькі незамужнія дзяўчаты. І вяночак свайму хлопцу рабілі таксама дзяўчаты. Сам хлопец не хадзіў, не плёў. Было б на што той вяночак накласці - каб галава нармалёвая. Дзяўчаты кідалі вяночкі, каб сіла вады, стыхія дапамагала, каб ён плыў і не тануў. Ёсць такое меркаванне ў некаторых мясцінах, што калі вяночак тануў, дзяўчына не зусім ужо дзяўчынка, разумееце? На Купалле ўсім усё дазваляецца, але пэўная мяжа прыстойнасці была. Гэта было і выпрабаванне, калі сярод дзяўчат знаходзілася тая, якая адмаўлялася кінуць вяночак, таму што лічыла, што рэчанька-рака хвалямі яго праглыне, яна магла знянацку сысці. Гэты свет ствараўся стагоддзямі. Зараз усё ёсць у электронным выглядзе, дастаткова ноўтбук свой адкрыць. Раней ад продкаў з вуснаў у вусны перадавалася інфармацыя, яна часам гняла і напружвала людзей. Ім было несці гэты цяжар і з задавальненнем, але і з бояззю, бо вянок - дужа асабістая справа.

Травы і зёлак хопіць, дзякуй мясцовай гаспадарцы. Яна нам падасць трактар з касілкай, якая накосіць тон з 50. Будзе вялізная купа. Будуць травачкі, і хай забаўляецца люд.

Наталья Лишик: Я хотела дополнить про этот прекрасный обряд спускания венков. Туда еще ставились лучинки или свечка, зажигалась, и веночек запускался. Это символ единения: огонь плюс вода - получается род. Настолько прекрасны наши традции, все вращается вокруг чысціні - хочется сказать по-белорусски.

Ведущая: А что делали люди, у которых вокруг воды не было?

Василий Грибовский: Вада была, былі студні, калодзежы. Вада нікуды не дзявалася. У Беларусі сотні і тысячы рэк і азёраў, блакітны край наш. Тэарэтычна ў вёсцы магло не быць яе. Дзеля гэтага былі студні. На раніцу хлопцы даставалі ваду і аблівалі дзяўчат. Хочаш не хочаш, а вось гэтая сувязь, братэрства полымя і вады ніхто не адмаўляў. Захочуць - вырыюць хлопцы перад Купаллем яміну, адтуль пойдзе вада, яны да вады дабяруцца. Агонь і вада - сябры.

Ника Харитонова: Пословицу вспомнила. Предки говорили: "На Ивана Купалу солнце заглянет в каждый колодец".

Как гадали на Купалье наши предки? Я знаю только историю про венки, если честно. Будет ли на фестивале местная ворожея, которая предскажет будущее?
Алена (Неизвестно)

Ника Харитонова: Ворожея будет, но я бы не советовала относиться к этим предсказаниям слишком серьезно. Люди верят тому, чему хотят верить. Будет ворожея, будет и травница, которая представит травы и чаи. Можно все будет попробовать, услышать много интересного, наворожить себе. Все будет, пожалуйста, приходите.

Ведущая: А вот гадания, помимо венков, какие еще были? Или это основные?

Ника Харитонова: Гадания больше на Рождество. Здесь не тот праздник.

Василий Грибовский: Каб людзей натхніць, хай скарыстаюцца момантам, дадзеным “Святам Сонца”. У нас будзе варажэя асаблівая, пераможца 7 сезона “Бітвы экстрасэнсаў”. Яе карані з-пад Барысава, яна тутэйшая і дала згоду на ўдзел. Таму рушце ўсе на “Свята Сонца”. Наконт варажбы, акрамя вяночка. У нас ёсць Каляды, самы актыўны час, і Купалле. Ёсць пэўныя моманты, якія звязаны. Напрыклад, момант цоту для дзяўчат, цотны лік. На Каляды выходзілі да плота і абдымалі частакол. Калі цотны абдымала дзяўчына - выйдзе замуж у гэтым годзе. Там-сям па Беларусі была такая завядзёнка, што трэба было ноччу купай сарваць кветкі-зёлкі не бачачы, заплюшчыўшы вочы, затым прынесці іх дахаты. Раніцай паглядзець, калі 12 розных трапілася красак, значыцца шлюб у гэтым годзе забяспечаны. Мала хто ведае, што падарожнік называецца трыпутнік - тры шляхі, раздолле, ростані. Заўсёды дзяўчаты, вяртаючыся на золку дахаты, поўзаюць, трыпутнік зрываюць зубамі і загадваюць, кладучы пад падушку, каб ноччу з’явіўся той, хто прыйдзе за трыпутнікам. Калі прысніцца нейкі вобраз, чалавек, то трыпутнічак дапамог. Была і цёмная варажба. У беларусаў цёмны і светлы бок жыцця судакраналіся. Купальскія зёлкі - травы адмысловыя. Мы зараз не ведаем дакладна пра іх. Раней, калі ў хаце быў хворы чалавек, у купальскую ноч утыкалі пад страху, у расшчыліну каля акенца зёлку. Калі на раніцу яна заставалася жывой, гэты хворы ачуняе. Каля яна жухла - памрэ.

Наталья Лишик: Здесь можно привязать и русалье. Белорусские русалки отличаются от других русалок. Они жили на деревьях, любили березы, качались на ветках. Русалки могли не только защекотать плохого человека до смерти, но и помочь могли. Вообще активных злых сил в белорусской мифологии нет. Если ты хороший человек, с чистым сердцем, даже плохие персонажи станут на твою сторону. Есть известный, достоверный случай с русалками, когда вдова с маленьким ребенком пошла в лес. Она вынуждена была много работать, чтобы прокормить семью, ей некому было помочь. Она собирала ягоды и заснула. А ее маленький ребенок пополз на обрыв. Так вот, по поверьям, русалки спасли этого ребенка, хотя у них самих деток нет, ребенка укачали, маму накрыли, чтобы она отдохнула, и еще ягод насобирали. 

Скажите, а что происходит с нашими мифологическими существами в Купальскую ночь? Что они по поверьям делают? Есть ли чисто купальская нечисть?
Виктория (Неизвестно)

Ника Харитонова: Купальский дедок, леший, ведьмы…

Ведущая: Как с ними взаимодействовать?

Наталья Лишик: Уважительно. Нельзя смеяться над ними ни в коем случае. Как с любыми нормальными людьми. Уважать всех, дары подносить и принимать. На Лысую гору лучше не ходить в этот вечер. Одному по лесам не шататься.

Василий Грибовский: Адзінае, што лічыцца, што яны дужа актывізуюцца ў гэтую караценечкую ночачку, ім трэба людзям напаскудзіць найбольш. Лысая гара для беларусаў, дарэчы, мястэчак такіх з дзясятак па краіне. Але лічыцца, што пад Мсціслаўлем гара - самая княжна над усімі Лысымі гарамі. Недзе пад Заслаўем таксама ёсць Лысая гара, недалёка ад Мінска. Не здзіўлюся, калі ўлічваць, што стары Мінск стаіць на пагорках, ёсць таксама свая гара, кажуць, што ў Курасоўшчыне гарналыжная гара - гэта Лысая гара. Таму гойсаць з яе трэба з павагай да месца. А з нячыстых яшчэ ёсць злыдні ці гарцукі, гэта тыя, якія маглі коней звесці, каб даскакаць да Лысай гары. Сувязь часоў сучасных і былых з майго досведу і летапісаў: калі гаспадар знойдзе ў сябе на панадворку нейкую падазроную жывую істоту - жабу, гадзюку, сабаку, якога ён не ведае, ім адмыслова наносілі шкоду. Лічылі, што калі потым з’явіцца чалавек з падобнай шкодай, то ён ператвараўся ў гэтую істоту і ён вядзьмак. У нашы часы, прынамсі, на Магілёўшчыне найгоршымі ведзьмамі, злыднямі і валацугамі былі падлеткі. З шостага на сёмае ліпеня ўся міліцыя станавілася на вушы, чыгунка працавала ў адметным рэжыме, таму што найбольшую шкоду на ўласныя падворкі, на дзяржаўнае майно наносілі дзеткі дзецюкоўскага ўзросту. Як зараз думаеш, дык гэта былі такія бязглуздыя дзеі, напрыклад, на чыгунку бервяно пакласці. Злыдні імі кіравалі сапраўды. Таму што зняць весніцы, лаву выдзернуць, маліны і вішні аб’есці - гэта дзіцячае. У Савецкім Саюзе не было нячысцікаў, таму ролю іх узялі на сябе дзеці. А на наступны дзень прыходзілі да бацькоў, што таго вунь ён пугаю перацянуў, давай, татка, за сына адказвай.

Скажите, будет ли какой-то интерактив для детей или это праздник исключительно для молодежи? Семейным парам там не будет скучно?
Виолетта (Неизвестно)

Ника Харитонова: Как раз таки у нас семейный формат фестиваля. Никому скучно не будет. Для детей предусмотрена отдельная площадка. Там будет стоять большой игрушечный лабиринт, рядом - пиратский корабль, много точек с аквагримом. Запланирована масса интерактивных точек, в активностях могут участвовать не только взрослые, но и дети. Это стрельба из лука, настольные игры и т. д. Приезжайте семьей и отдыхайте всей семьей. Ну, и собственно наш фестиваль можно рассматривать как праздник для молодежи, которая должна вернуться потом к нам, уже будучи семьями.

Читала в программе, что помимо "шоу огня" на площадках будут работать каскадеры и акробаты. Это как? Можно подробности? И кто эти люди?
Алина (Неизвестно)

Ника Харитонова: На концертной площадке, которая будут работать с 11:00 до 4:00 возле кафе "Дудутки", будут работать акробаты, в частности, театр "Вир". Каскадеры - это больше по части фаер-шоу, потому что там всех можно назвать каскадерами, так как работают ребята в довольно жестких и сложных условиях. И те, и другие будут представлены и днем, и вечером.

Как вы выбирали музыкальные группы для этого фестиваля?
Денис (Неизвестно)

Ника Харитонова: Главный признак - стиль музыки. Это обряды, фольклор. На нашем фестивале будет  представлен фолк во всех его проявлениях.

Ведущая: Насколько я знаю, есть фолк, фолк-рок…

Ника Харитонова: Кельтик-панк, который является ответвлением фолк-рока. Представитель этого направления - группа "Все CRAZY". Ее основатель пишет историю этого направления. Это единственная группа в Беларуси, которая играет такую музыку, ребята прославились на всю Европу.

"Все CRAZY" будут открывать второе концертное отделение, сразу после фаер-шоу ровно в полночь.

Василий Грибовский: Музыка будзе наша, тутэйшая, розныя кірункі. Арганізатары паклапаціліся, каб зачапіць усіх. Чысты метал або поп не паставіш - не тая падзея. Улічваючы сувязь часоў, трэба, каб музыка адпавядала і тым, хто народжаны даўней, і сучаснай моладзі. Мы зачэпім сэрцы кожнага. 

Считается, что Купалье больше для незамужних девушек и неженатых молодых людей. А была какая-то функция у родителей? Как они отмечали праздник?
Ольга (Неизвестно)

Наталья Лишик: Мы говорили, что родители отвечали за то, чтобы провести весь скот между кострами. Где-то закрыть глаза на то, что их дети делают. Не побояться выбросить все лишнее в костер, что приносило неудачу. Поучаствовать в хороводе.

Ника Харитонова: За детьми маленькими, которые не могли в молодежном веселье участвовать, присмотреть. Родители несут ответственность за хозяйство, пока молодежь гуляет. Собственно, как и всегда.

Василий Грибовский: Дзень перад ноччу Купалля - гэта як раз буянне ўсіх красак, збіранне ўсіх зёлак. Я не мяркую, што гэта рабілі дзяўчаты. Гэта рабілі дасведчаныя гаспадыні, кабеты. Яны выходзілі купай і збіралі зёлкі. Да вогнішча не толькі стары друз выкідвалі. Вогнішча мела ачышчальную лекавую сілу. Не толькі сарочкі хворых падносілі, але і дзетак хворых падносілі да вогнішча. Гэта рабілі, я мяркую, бацькі. У іх былі розныя функцыі. Назіраць, цікаваць. Беларускі фільм “Купальская ноч” - вельмі адметны. Што там робяць бацькі? Яны цікуюць за сваімі галубкамі, у якім жыце там галовы тырчаць. Я раю - паглядзіце гэты фільм. І бацькі будуць ведаць, што рабіць на фестывалі.

Смотреть еще