Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция ко Всемирному дню информации с проректором БГУИР Еленой Живицкой

Онлайн-конференция ко Всемирному дню информации с проректором БГУИР Еленой Живицкой

26 ноября отмечается Всемирный день информации. По этому поводу онлайн-гостиную Белтелерадиокомпании посетила проректор по учебной работе и менеджменту качества Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Елена Живицкая. Гостья рассказала о способах обработки большого объема данных, взаимодействии с иностранными IT-компаниями и стабильно высоком уровне подготовки студентов.

30.11.2015

Фото


Вопросы конференции


Добрый день! Поздравляю с праздником! Скажите, считаете ли Вы Всемирный день информации нужным праздников? Вот для чего его объявили?
Ольга (Неизвестно)

Этот праздник связан с тем, чтобы привлечь внимание общественности к важности развития информационных технологий, IT-технологий, привлечь внимание к тому, какое значение для устойчивого развития стран приобретает обработка, хранение информации.  

Считаю, что современное поколение очень обленилось. У меня сын учится в БГУИР. И он часто может пропускать пары ради своих интересов, что-то может пропустить в домашних заданиях. Учит только то, что нравится, да и то, не уверенна, что хорошо. Скажите, вы следите за дисциплиной студентов? Есть какие-нибудь жесткие штрафы и наказания?
Анна Витальевна (Минский район)

Я сразу хочу сказать, что времена, когда работодатель смотрел на "корочку", давно прошли. Сейчас, конечно, все потребители наших кадров смотрят не на то, какой диплом у нашего выпускника, а на то, какими компетенциями обладают наши выпускники. И поэтому хорошо учиться и посещать все занятия - это непосредственно в интересах самих студентов. Конечно, к сожалению, особенно это касается студентов младших курсов, не все они готовы напряженно трудиться, не все понимают необходимость посещения занятий, нужность образования.

Но мы своим студентам помогаем сделать правильный выбор в пользу учебы. В университете на протяжении последних нескольких лет действует рейтинговая система оценки уровня знаний, в течение последних двух лет мы используем модульно-рейтинговую систему. Ее особенность в том, что весь семестр у нас разбит на три части - три отчетных периода (это 15-е число каждого месяца). Все преподаватели на этот момент должны оценить текущую работу студента в семестре по всем дисциплинам учебного плана. Таким образом, мы видим, какие лабораторные работы он сдал, а какие не выполнил, почему, он болел или он просто не смог выполнить это лабораторное задание. Все это видно. 

Вывешивается на стендах факультета рейтинг текущей успеваемости студента. И сразу видно, на каком месте какой студент, по какой специальности. Есть в этом отчасти и соревновательный элемент. Каждый студент может видеть, как он успевает на фоне остальных. А модульно-рейтинговая система, которую мы ввели с прошлого года, она еще позволяет выставить итоговую оценку студента на основе его текущей успеваемости в семестре. Студенты ознакомлены с этой технологией, и здесь уже получается, что студент должен постоянно в течение семестра работать. Ситуации, когда выучил, сдал и забыл, у нас не проходят. Студент должен постоянно трудиться. 

И тут я хочу обратить внимание и наших студентов, и наших абитуриентов на то, что именно благодаря планомерной работе вы сможете добиться самых высоких результатов и самых хороших знаний. Настоятельно рекомендую не только посещать занятия, но и читать дополнительную литературу, выполнять задания, потому что это в ваших интересах. Именно от этого зависит, в какую организацию вы сможете прийти работать по окончании учебы и каким в будущем будет развитие вашей карьеры. От фундаментальности и широты знаний напрямую зависит ваше будущее.

Ведущая: - А более жесткие наказания? Финансовые, например?

Е.Живицкая: - У нас предусмотрена пересдача экзаменов и зачетов на платной основе. Там небольшие суммы, они выложены у нас на сайте. Это для того чтобы дисциплинировать студента. Что касается младших курсов, о тех студентах, которые не успевают в течение семестра, информируем родителей, студентов приглашают в деканат. От того, как студент учится семестр, зависит то, как он сдает сессию. Если у него много низких отметок в течение семестра, если не успевает в текущей аттестации, есть большая вероятность, что он и сессию не сдаст, и может быть отчислен из университета. 

Планирую поступать в БГУИР, но пока не определился со специальностью. Если честно, хотелось бы поехать на стажировку за рубеж. Знаю, что у вас такое есть. Скажите, студенты каких специальностей чаще уезжают на обучение за границу и с какими странами/университетами вы обмениваетесь студентами?
Иван (Минск )

Наш университет активно сотрудничает с зарубежными партнерами. Мы выполняем все большее количество международных проектов, договоров, контрактов, участвуем в программах Евросоюза. Наши студенты имеют возможность ездить на стажировки и на практику за рубеж. Выезжают студенты I, II ступени образования, аспиранты в такие страны, как Германия, Китай, Сингапур, из ближнего зарубежья - Россия, Литва, Латвия. Я бы не выделяла какую-то одну специальность, потому что мы подготавливаем кадры по 38 специальностям I ступени образования, по 37 специальностям II ступени, в аспирантуре 30 специальностей, 15 специальностей докторантуры. Выделить, кто по какой специальности ездит, сложно: ездят достойные, те студенты и аспиранты, которые демонстрируют высокий уровень подготовки, знаний и мотивированность. Мотивированность в том, чтобы расширять свои знания, компетенцию. Вчера оформляли аспиранта на стажировку в Ирландию. То есть это страны, которые являются передовыми в области деятельности, которые пересекаются с нашими специальностями: IT-технологии, коммуникационные технологии, микро-, наноэлектроника. 

Читал, что открылся центр "БГУИР - Prestigio". Скажите, правильно ли я понял, что там будут обучаться/повышать квалификацию учителя средних школ? Что еще предлагает этот центр?
Владимир (Неизвестно)
Да, этот центр открылся при поддержке нашего университета, Министерства образования, компании ASBIS. Деятельность центра направлена на информатизацию образования. Сейчас мы знаем, что большинство школьников достаточно активно используют последние технические достижения, современные информационные технологии. У каждого есть айфон, планшет, персональный компьютер. Данный проект призван сблизить учителя и ученика. Мы планируем, что этот центр будет в стране источником информационных знаний, как для студентов, так и для педагогов. Также этот центр будет решать ряд задач: задачи информационного взаимодействия в образовании, создание, апробация и внедрение программного обеспечения и информационных ресурсов образовательного назначения, научное и учебно-методическое обеспечение информатизации образования, и конечно же кадровое обеспечение информатизации образования. 

Есть достаточно успешные примеры, связанные с информатизацией среднего образования. К ним примерам можно отнести создание электронных дневников, журналов. 16 школ сейчас очень эффективно и успешно участвуют в этом проекте, и я не сомневаюсь, что в ближайшее время их  количество увеличится. Мы видим школу будущего, это дело ближайших лет, тем более, что в планах нашего центра есть в перспективе введение видеокурсов, разработка тестовых заданий, разработка курсов, при помощи которых школьники могли бы дистанционно осваивать материал и обучаться. Что касается сроков внедрения IT-технологий в школе, очень многое зависит от сотрудников, которые должны быть заинтересованы в их внедрении и использовании. 
Мои родители часто рассказывали, как во времена их советского студенчества они дружили с разными заморскими студентами. Времена поменялись, и у нас уже не так много иностранных студентов, да и то, больше туркменов и китайцев. Скажите, как ваш университет привлекает зарубежных студентов? Из каких стран больше едут учиться в БГУИР?
Алена (Неизвестно)

Тут родители явно не наш университет заканчивали. И ситуация тогда была обратная - в советские времена наш университет был закрытым учебным заведением. В связи с тем, что мы готовили выпускников по самым современным технологиям, иностранцам было запрещено учиться у нас. Буквально в последние несколько лет мы начали подготовку иностранных граждан. БГУИР - первый технический вуз, который ведет подготовку студентов на английском языке, обучаются у нас и зарубежные студенты. В настоящий момент открыто уже 6 специальностей на английском языке обучения по первой ступени, 4 специальности по второй ступени и достаточно высокий процент аспирантов, которые проходят обучение только на английском языке. В настоящий момент обучается порядка 600 иностранный студентов, мы планируем расширять их количество. В основном пока это студенты из СНГ, ближнего зарубежья, Ирана, Ирака.  

Также сейчас у нас обучается около 40 жителей США. Это говорит о достаточно высоком качестве образования в нашем университете. У нас есть отдельный проект, который мы ведем с Иллинойской Технологической Ассоциацией и по программируемым мобильным системам мы дистанционно обучаем жителей США. В рамках дистанционных курсов наши преподаватели читают лекции. Разработаны качественные методические дистанционные пособия, онлайн курсы и плюс непосредственно в Иллинойсе есть преподаватели, которые скажем так "на подхвате". Это американские преподаватели, он ведут практические, лабораторные работы по очной форме. Вот такой у нас интересный опыт.

Что касается дистанционного обучения - мы опять тут первые. Наш университет первый открыл в республике дистанционную форму обучения для студентов, есть факультет дистанционного обучения, можно получить дистанционное образование по выбранной специальности. 

Слышала, что университет поддерживает талантливую молодежь вуза. Скажите, пожалуйста, как это проявляется: стипендии, уменьшение стоимости обучения, свободное посещение пар?
Виктория (Минск)

Да, безусловно, есть и стипендии, и снижение платы за обучение. Наши талантливые ребята получают повышенную стипендию, она не такая уж и маленькая - 1237000 рублей. Лучшие студенты могут получить стипендию Президента Республики Беларусь, стипендию Ф. Скорины, ряд именных стипендий. Банки очень активно сотрудничают с нами и выдают стипендии студентам. Также студенты могут получить гранты. Например, Сбербанк-Технологии в прошлом году трем лучшим студентам дал возможность выбора любых курсов в области IT и эти курсы оплатил. Ребята выбрали курсы от производителей программного продукта.

Для студентов платной формы обучения идет снижение сформированной стоимости оплаты. Тем ребятам платной формы обучения, которые хорошо успевают, снижается стоимость на 20, на 40 и на 60% в зависимости от успеваемости. В том случае, когда студент выполняет требования по переводу с платного на обучение за счет средств бюджета и при условии, что есть свободные места, то по окончании учебного года в начале сентября работает комиссия по переводу с платной формы обучения на бесплатную. По результатам этого года переведено 15 студентов.   

Добрый день! В мире все больше от программистов требуют навыков аналитической работы. Как говорят, эра чистых программистов, тестеров, менеджеров уходит. Думаю, в Беларуси такая же ситуация. Можете ли вы согласиться, что чистых программеров больше не надо?
Евгений (Неизвестно)

С одной стороны, программисты и тестировщики были, есть и будут. С другой стороны, сейчас нужны люди, которые могут не просто закодировать задачу, а те люди, которые могут сами эту задачу поставить. Все больше нужны системные аналитики, постановщики задач, так называемые модельеры, те люди, которые работают с автоматизацией различных процессов жизнедеятельности. Поэтому данное направление очень активно развивается. Я хочу отметить, что отличительной особенностью нашего университета является то, что те знания, которые мы предлагаем нашим студентам, дают возможность нашим выпускникам работать не только в качестве кодировщиков, хотя это очень востребованные и очень хорошо оплачиваемые профессии, но и решать более сложные задачи.

Добрый день! Знаю, что БГУИР тесно сотрудничает с Wargaming. Расскажите, в каких сферах сотрудничество?
Денис (Неизвестно)

В настоящий момент мы сотрудничаем с большим количеством компаний Парка высоких технологий, в том числе и с Wargaming. Компании участвуют в разработке наших учебных планов и программ, представители входят в наше учебно-методическое объединение по образованию в области информационных технологий и радиоэлектроники. Представители компаний имеют возможность на этапе разработки учебных планов и программ оценить их качество и внести те или иные коррективы. Обучение у нас проходит по самым новым и современным технологиям . Также представители компаний, с которыми мы сотрудничаем, присутствуют в государственных экзаменационных комиссиях по защите дипломных проектов. Совместных лабораторий с Wargaming у нас пока нет, но с этого года к нам был присоединен Минский радиотехнический колледж, а у них где-то полтора года назад такая лаборатория была открыта.

Здравствуйте! В этом году в БГУИР была открыта специальность "Информационные системы и технологии в игровой индустрии". На сколько мне известно, это единственно такая специальность в СНГ. Расскажите, пользуется ли она популярностью? Вы открыли ее на один год или планируете набирать студентов на нее и в будущем?
Никита (Гомель )

Да, мы с этого года внесли в классификатор специальностей Республики Беларусь (это очень большая, кропотливая, ответственная работа с множеством согласований по внесению новых специальностей), специальность - "Информационные системы и технологии в игровой индустрии". А с этого учебного года в университете начали подготовку по ней. У нас набраны первые студенты - 30 человек. Пока это студенты только платной формы обучения. О том, что есть большая востребованность в данной специальности говорит то, что на платную форму обучения проходной балл был 219. Это достаточно высоко. Что касается университета в целом, средний IQ наших абитуриентов (как говорит ректор) составляет 301 балл. Это балл, с которым в этом году в среднем поступили абитуриенты на бюджетную форму обучения. 60 % от зачисленных на бюджетную форму обучения имели средний балл выше 342. Это говорит о том, что в наш университет поступает сильный абитуриент, который готов учиться. 

Хочется отметить, что к нам поступает хорошо подготовленный студент. А тем студентам, которым не хватает базовых знаний, чтобы освоить весь курс нашей программы, активно помогаем. С прошлого года ввели по математике бесплатный так называемый сглаживающий курс для студентов 1 курса. В рамках этих дополнительных занятий те темы, которые студенты упустили в школе, им подробно объясняют. И студенты ходят на эти занятия. Кроме того, мы ввели дополнительные занятия по математике в рамках тех тем, которые изучают наши студенты по учебному плану. Если студенты что-то где-то не понимают, они имеют возможность еще раз изучить ту или иную тему. И, конечно, консультации преподавателей по всем предметам, они отвечают на все проблемные вопросы. Есть расписание на стендах кафедр. По любой дисциплине, по которой у студента возникает вопрос, он может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. 

Если есть желание, студент по итогам обучения может не просто получить результат, а получить замечательный наилучший результат и стать высококвалифицированным специалистом, составить конкуренцию выпускнику любого зарубежного вуза. Здесь БГУИР имеет тоже отличные результаты. Команда наших студентов 2 года тому назад заняла 3 место на чемпионате мира по программированию, обойдя в тот год Массачусетский и Кембриджский университеты. Это говорит о том, что качество обучения наших студентов высокое. Кроме того, регулярно наши команды по программированию занимают призовые места на различных чемпионатах, олимпиадах. 

На базе нашего университета также проводятся различные международные чемпионаты. Ближайший пройдет на этой неделе. 4 декабря мы совместно с Московским инженерно-физическим институтом (МИФИ вошел в мировой рейтинг вузов как один из самых лучших вузов СНГ) на базе нашего университета проводим 2 студенческие международные олимпиады. Одна связана с электронными приборами, вторая - с автоматизированными системами.

Никита, мы Вас приглашаем поступать на специальность в следующем году, мы планируем расширить набор: у нас будет 30 студентов на платной форме обучения и 30 студентов по бюджетной форме обучения.  Готовьтесь, участвуйте в конкурсе! Очень интересная специальность. Мы в Республике Беларусь первыми начали подготовку по ней. Специальность достаточно широкопрофильная и очень интересная, потому что связана с игровой индустрией, с производством рекламной и кинематографической продукции, в области компьютерной графики, а также графическое моделирование сложных объектов, систем, процессов. Это не просто разработка игр, причем игр разных уровней, сценариев игр. У специалистов будет более широкий профиль, они получают глубокие знания, и я уверена, будут очень востребованы на рынке труда.   

Объем информационных цифровых данных очень сильно возрос в последние годы. Чтобы это как-то группировать появилась Big Data. Расскажите подробнее, пожалуйста об этом. Что оно собой представляет? Это система или как большое облако для хранения данных?
Роман (Витебск)

Big Data (большие данные) - это технология, связанная с обработкой больших объемов данных. В настоящее время велика доля важной информации, наблюдается рост данных и информации в организациях, и это в настоящий момент является активом данной организации. Однако и обрабатывать этот актив, и извлекать пользу тоже становится с каждым годом все сложнее, как раз-таки из-за растущих объемов.

Big Data можно охарактеризовать тремя значениями, с точки зрения английского языка это три слова, начинающихся с "V".

Volume - объем (большой объем данных). Velocity - скорость. Необходима большая скорость, быстродействие обработки информации и данных. И третье - это Variety - вариабельность, разнообразие тех данных, которые необходимо обработать и получить к ним доступ.

Вот наглядный пример. Вы онлайн заказываете тур и вам, например, необходимо оплатить гостиницу. Буквально в считанные секунды происходит анализ свободных мест в гостинице, анализ того качества номера, которое вы хотите видеть, а также анализ тех средств, которые у вас есть на карточке, если вы делаете мгновенную оплату, анализ остатка средств на счете, анализ списания средств. Все это связано с обработкой больших объемов данных.

Большие объемы данных тесно соседствуют с таким понятием как кластерные технологии. То есть, большие объемы данных можно эффективно обрабатывать, в том числе, и с использованием параллельных вычислений. Мы проводим параллельную обработку данных. В этом нам помогают кластеры. И здесь наш университет опять - один из первых. У нас создан кластер, и в прошлом году на базе молодежного инновационного проекта по поддержке учебно-лабораторной базы БГУИР уже разработана учебно-лабораторная база. Это методическое программное обеспечение для того, чтобы проводить лабораторные занятия в этом кластере и обучать наших студентов новым современным технологиям.

Также в прошлом году на базе БГУИР была проведена первая в Беларуси конференция "Big Data", и мы планируем проводить ее ежегодно.   

Скажите, могут ли ваши студенты ходить на практику/стажировку в ПВТ? Может, есть возможность распределения в Парк? Есть ли какое-то тесное сотрудничество с зарубежными IT-компаниями?
Даниил (Неизвестно)

Наши студенты не только могут, но они и проходят стажировку в IT-компаниях, причем очень активно. По нашему учебному плану, предусмотрено две практики. Одна производственная, которую студенты проходят по окончании четвертого курса, вторая - преддипломная. Студенты, которые выходят на преддипломное проектирование, тоже проходят практику в Парке высоких технологий и разрабатывают свои преддипломные проекты непосредственно под нужды, под заказы компаний ПВТ. Достаточно часто студент пишет диплом на том месте, где он в будущем будет работать. И мы плавно переходим к вопросу о возможности распределения в Парк высоких технологий. Конечно же, она есть. У нас порядка 25% студентов бюджетной формы обучения распределяются в Парк высоких технологий, там всегда рады видеть наших выпускников.

Мы активно сотрудничаем с резидентами ПВТ, в университете совместно с резидентами парка открыто 38 научно-инновационных образовательных лабораторий. В рамках этих лабораторий наши студенты не просто выполняют лабораторные работы, но и имеют возможность освоить самые современные, самые новые, самые востребованные IT-технологии, дополнительно к учебному плану. По окончании учебы студент записывается на курсы. Эти курсы у нас ведут как представители Парка высоких технологий, так и наши преподаватели. 

Кроме этого, у нас есть сертификационные центры международных компаний, где наши выпускники могут получить сертификаты таких IT-компании, как SAB, Cisco, National Instruments. Эти центры прошли подтверждение непосредственно у разработчиков-производителей, что они уполномочены квалифицированно проводить такого типа занятия и выдавать сертификаты, удостоверяющие качество знаний, соответствующее требованиям разработчиков. И это очень большой бонус к резюме молодого специалиста, и повышение собственного уровня компетенции, значимости и востребованности на рынке. 

Мы, в основном работаем с резидентами ПВТ, но есть и филиалы зарубежных IT-компаний. Например, мы сотрудничаем с Android Software Center и на его базе проводим занятия для наших студентов по программируемым мобильным системам.  Студенты обучаются у нас в университете, на базе нашей лаборатории дополнительно к основным занятиям, а резиденты - разработчики мобильных систем читают лекции из США. Причем для наших студентов эти курсы абсолютно бесплатные, для сравнения в Америке за них нужно выложить 5-7 тысяч долларов. И по окончании они получили сертификаты зарубежной компании.

Знаю, что планируется создать совместный учебный центр БГУИРа и Huawei. Скажите, когда он откроется? В чем именно будет заключаться сотрудничество? Просто я из продукции этой китайской компании пользуюсь только мобильным телефоном. Что они могут предложить нам, а мы им?
Олег (Неизвестно)
Мы планируем открытие совместного центра на базе центра компетенции SAP 20 декабря. Определено несколько направлений по совместному сотрудничеству, это создание совместного инженерно-образовательного центра БГУИРа в Huawei для дополнительного образования, разработка программных продуктов, проведение научно-исследовательских работ и использование в учебном процессе. Это совместное развитие лабораторной базы, проведение совместных обучающих научных мероприятий, разработка совместных образовательных и исследовательских проектов. В настоящий момент мы прорабатываем предложение китайской стороны. Планируемый проект "Модернизация инфраструктуры лабораторных классов, создание единого информационного пространства системы виртуализации" нашего университета. Если вкратце, планируется создание виртуальных серверов, виртуальных рабочих классов и виртуальных рабочих мест. Планируется виртуализация, как для нашего университета, так и для сторонних заказчиков.
Знаю, что есть проблемы с работой Big Data. В первую очередь это выборка информации для анализа. Скажите, каким путем идти, чтобы решить эту проблему? Какие еще существуют трудности?
Михаил (Минск)
У нас несколько проблем. Первая - большой объем информации, необходима обработка большого объема информации. Вторая - недостаточная структурированность и многообразие тех данных, которые необходимо обработать. Как следствие, третья - технологии, которые связаны с этой обработкой. Параллельно здесь идут кластерные технологии, система управления знаниями. Управление знаниями достаточно широкий класс научных исследований, которые будут нами развиваться.

Смотреть еще