Архив онлайн-конференций

Онлайн-конференция c заместителем Министра образования Беларуси Раисой Сидоренко

Онлайн-конференция  c заместителем Министра образования Беларуси Раисой Сидоренко

8:30 или 9 утра - во сколько будут начинаться занятия в школах в новом учебном году? Ждать ли перехода на пятибалльную систему, какие взносы необходимо делать родителям в фонд образовательного учреждения?

На вопросы ответила заместитель Министра образования Беларуси Раиса Сидоренко. 

29.08.2017

Вопросы конференции


Здравствуйте! Резюмируйте, пожалуйста, во сколько школы должны начинать занятия: в 8.00 или в 9.00. Сегодня 29 августа, а мы только на линейке 31 числа узнаем, ко скольки нам водить ребенка в школу. Что делать, если меня, как родителя, не устраивает изменившееся время начала занятий в школе ребенка?
Виктор (Брест)

Раиса Сидоренко: Уважаемый Виктор, дело в том, что тема начала учебных занятий, как никакая другая, освещена уже в этом году. И абсолютно все средства массовой информации говорят об этом. Мы постоянно подчеркиваем, что санитарными нормами и правилами оптимальным временем начала занятий были как раз 9 часов. Причем очень давно эта норма не менялась. В этом году сделан акцент на то, чтобы и расписания уроков во всех школах были составлены с учетом вот этого оптимального времени. Мы понимаем, что там, где в учреждениях образования две смены, начать занятия в 9 часов невозможно, потому что важно, чтобы дети закончили в 19:30 вторую смену. Поэтому каждая школа с учетом своих особенностей должна принимать это решение. К огромному сожалению, принять во внимание желание каждого родителя просто невозможно. Поэтому в первую очередь у нас должны быть в приоритете интересы и здоровье наших детей.

Ведущая: А, условно говоря, можно ли было директору конкретной школы собрать всех родителей и как-то коллегиально решить?

Раиса Сидоренко: Это даже нужно было сделать в конце прошлого учебного года. А сейчас уже, безусловно, это решение должно быть принято. И оно принято во всех школах. Странно, что до сих пор еще не размещена информация на сайтах учреждений образования. Хотя я знаю, что в некоторых учреждениях образования эта тема еще обсуждается. 

Кто все-таки принимает решение о времени начала уроков? Школа кивает на исполком. Какое отношение исполком имеет к школе? Почему не опросили всех родителей? Родители категорически против, чтобы дети проводили лишнее время с 7 утра до 8.30 в школе. Мы против сокращения переменок. Родители из Смолевич ездят на работу в Минск на электричках на 7.00 и 7.20. В Жодино на БеЛАЗ, рабочий день с 7.30. В самих Смолевичах на большинстве предприятий рабочий день начинается в 8.00. Зачем этот формализм? Почему родителям не позволяют участвовать в судьбе детей?
Екатерина (Смолевичи)

Ведущая: На первую часть вопроса Вы уже ответили, что сама школа принимает решение о времени начала уроков. Но почему не опросили всех родителей?

Раиса Сидоренко: Это как раз то, о чем мы говорили. Но здесь мне бы хотелось успокоить родителей: школа будет работать, как и раньше, а не со времени начала учебных занятий (9 часов). Всегда есть дежурный администратор, всегда есть дежурный учитель, возможность проведения каких-то мероприятий. Нужно просто создать условия, если мама должна поехать раньше, значит, ребенка она, безусловно, приведет, и с ребенком будут педагоги. Это однозначно.

Ведущая: Но если с 7:30 до 9:00 ребенку находиться в школе, то к 9:00, возможно, он будет несколько уставший.

Раиса Сидоренко: В любом случае в 7:30 у нас занятия не начинались. Самое популярное время было 8:15 - 8:30. В принципе, когда мы в прошлом году изучали этот вопрос, у нас получалось, что треть учреждений образования начинали занятия в 9:00, треть в 8:30 и треть в 8:00. И еще немного учреждений образования начинали учиться в другое время - даже в 9:15 начинались занятия.

Ведущая: Подскажите, пожалуйста, могут ли родители или педсовет предложить директору конкретной школы инициировать собрание с участием родителей, чтобы обсудить эту тему, которая интересует всех?

Раиса Сидоренко: В каждой школе есть совет учреждения образования. Это не педагогический совет, это совет, в котором ученики, родители и педагоги. Они принимают все принципиально важные решения для учреждения образования, в том числе и это, безусловно.

Ведущая: То есть инициировать можно и выходить с такими предложениями даже нужно, наверное.

Раиса Сидоренко: Конечно! По крайней мере, все спорные вопросы надо снимать. И администрация должна объяснять свою позицию, и родители аргументировать свое мнение. Но здесь в аргументах не должна быть позиция "Мне неудобно". Должен быть серьезный взгляд, серьезный анализ.

Добрый день! Скажите, кто и как рассчитывает время, которое должен тратить школьник на выполнение домашнего задания? Ведь у каждого ребенка свой темп. К примеру, моему сыну иногда заново приходится что-то объяснять - он не всегда понимает, как подается новый материал учителями. К слову отмечу, ребенок отличник.
Валентина (Лида)

Раиса Сидоренко: Определяется объем домашнего задания и время на его выполнение с учетом возрастных особенностей  ребенка. Определено это время санитарными нормами и правилами. Опять же это медики определили, и цифры разнятся. Если у нас для 2-3 класса 1 час 20 минут, то в 10-11 классе это 3 часа. И, безусловно, у каждого ребенка свой темп, у каждого ребенка свои особенности. Например, возьмем 2 класс. На выполнение домашних заданий 1 час 20 минут. Задано 4 урока. На один предмет уходит 20 минут. Именно с этим расчетом учителя и должны определять объем домашнего задания. Надо сказать, что в этом году во всех инструктивно-методических письмах мы обратили внимание на то, что весь новый материал, все сложные темы должны быть объяснены на уроке. К вопросу о том, что приходится что-то объяснять, пусть это делает учитель. Если ребенок не выполнил домашнее задание, чего-то не понял, он может перед уроком сказать: "Я не понял задачу, объясните, мне, пожалуйста". Учитель, безусловно, придет на помощь. Это нормально, так должно быть. Новый материал давать как домашнее задание учитель не имеет права. Скажем так, ответственность за процесс образования несет учитель. Если я как учитель даю домашнее задание и говорю, что вы сами должны разобраться в этом, я с себя снимаю ответственность за результат. Ребенку надо объяснить весь новый материал, а домашнее задание - это уже для закрепления, для того, чтобы ребенок разобрался в каких-то нюансах. 

Кроме того, у нас есть еще календарно-тематическое планирование, которое разрабатывали учителя-практики. Мы его в этом году рекомендуем использовать и обратить внимание на объем домашнего задания. Там тоже определено, сколько задач, упражнений для каждого возраста нужно задавать, чтобы ребенок не был перегружен дома. Это ненормально, если ребенок по 6 часов сидит над уроками. Но здесь еще надо говорить об эффективности работы. Можно сесть за стол и долго-долго выполнять задания. Мы должны ребенка учить тому, чтобы он самостоятельно выполнял домашнее задание. Это же задание не для родителей. Лучше будет, если подготовку будет проводить учитель вместе с ребенком. Двойку за домашнее задание можно поставить тогда, когда ребенок просто не хочет его выполнять. А если ребенок его не понял, у учителя должно быть бесконечно много терпения, что объяснить. Иногда индивидуально объяснишь, и ребенок все понял.   

Здравствуйте. У меня ребенок сейчас пойдет во второй класс. За прошлый год столкнулась с проблемой неофициальных сборов с родителей на нужды класса. Поясню: официально с каждого ребенка ежеквартально, т. е. 4 раза в год, надо платить в фонд школы по 10 рублей. Т.е. 40 рублей в год. Но, из этого фонда деньги почему-то не идут на нужды класса. И неофициально, не переводя средства на расчетный счет школы, мы сдаем в родительский комитет дополнительные деньги на текущие нужды. К этим нуждам относятся банально, простите, туалетная бумага, жидкое мыло, новая доска в класс, защитные экраны на батареи, которые санстанция обязала школу повесить на батареи. У школы денег на этого нет, и их требуют с родителей. В мою бытность, а мне сейчас 30 лет, у нас в школе с утра точно была туалетная бумага, всегда было мыло в туалетах и рядом с умывальниками возле столовой, мы никогда за 11 лет обучения не покупали доску и как-то проучились без защитных экранов на батареях. Если раньше у школ хватало денег на элементарные бытовые нужды, почему их не хватает сейчас? В итоге, за первый класс с каждого ребенка 5 раз в родительский комитет сдавались деньги. Сумма варьировалась от 10 до 30 руб. Часть от этих денег официально переводилась в фонд школы (40 руб за год), за оставшиеся покупаются бумага, мыло и вода. Разве это нормально? И если у школы нет денег, то почему все покрывается за счет родителей? Какие средства выделяются из республиканского бюджета?
Анна (Брест)

Раиса Сидоренко: Мне жаль, что в Бресте в каком-то учреждении образования не работают наши нормативные документы, на которые мы так обращаем внимание. Речь идет о постановлении о деятельности попечительского совета и родительского комитета. Первое, что хочется сказать: никаких неофициальных сборов быть не может. Любые поступления в школу должны проходить официально - через расчетный счет попечительского совета. Он для того и создается, чтобы определить, какую помощь, в том числе и материально-техническую, нужно оказать. Попечительский совет принимает решение и предлагает всем родителям внести эту сумму. Обязательного взноса денег 4 раза по 10 рублей не должно быть. Если я не могу, если бюджет моей семьи не позволяет выделить эту суму, меня никто не может заставить. Более того, у попечительского совета есть возможность решать вопрос о помощи таким детям. Т.е. он не только для школы, это помощь и поддержка одаренных детей, детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Такие примеры по республике есть, и их достаточно. А то, что нет элементарных вещей, говорит о том, что руководитель этой школы не продумывает всю работу детально. Директор школы, его заместители, заместитель по хозяйственной части должны предусмотреть количество и туалетной бумаги, и прочих вещей, и все это закупается.

Ведущая: А закупается это из каких средств? Как должно быть?

Раиса Сидоренко: По-разному. Отдел образования не выделяет средств конкретно по такой статье. В целом на бытовые нужды. Но даже для средств попечительского совета это совершенно не большая сумма. Как сказал директор одной из гимназий Минска, мне было бы стыдно просить у родителей детей деньги на такие вещи. Еще один важный момент. Здесь написали, что пять раз сдавались деньги за год в первом классе. В изменениях, которые внесены в нормативные документы в начале 2017 года, четко запрещено родительскому комитету собирать деньги. Если нужна помощь школе и родители хотят помочь, то через попечительский совет и через расчетный счет школы. Задача родительского комитета совершенно иная, вовсе не сбор денег. Я знаю примеры, когда родители идут на родительское собрание и заранее знают, с чего оно начнется. С того, что надо столько-то денег на то и то. О каком статусе учителя можно говорить, если он начинает собрание с того, что просит деньги. У родительского комитета задача другая - помощь в решении вопросов воспитания, выстраивания образовательного процесса.

Ведущая: А что делать родителям, которые не могут сдать нужную сумму и боятся, как бы не накликать на своего ребенка беду, вызвать негативное к нему отношение учителей и одноклассников?

Раиса Сидоренко: Мы ведь для того и внесли эти изменения. У нас есть закон, мы должны жить, выполняя его. Мы же не говорим, что я могу совершить какой-то противоправный поступок, и это нормально, потому что мне так хочется. Так не должна себя вести школа и так не должен вести себя родитель.

Ведущая: Что вы посоветуете такому родителю?

Раиса Сидоренко: Помощь школе - это добровольный процесс. Никто никому не должен предъявлять никакой квитанции. Что посоветовать родителю? Процесс воспитания ребенка, наверное, он во всем. И в том, чтобы показать свою принципиальную позицию. Четыре раза по 10 рублей? А если я 7 сдам? То что? Значит, я не люблю школу или учителя? Наверное, это должен решать родитель. Если я могу, то помогу. Если нет, то это можно объяснить тому же попечительскому совету. Ведь родители в школе с самым разным достатком. Кто-то эти 10 рублей не заметит, а у кого-то все подсчитано, и это тоже деньги. Поэтому здесь уже надо внутри, среди родителей, определять эти вопросы.

Ведущая: Родительский комитет, понятно, состоит из родителей. А попечительский комитет из кого состоит?

Раиса Сидоренко: Родители, спонсоры, те, кто заинтересован в развитии школы. Кстати, одна из функций попечительского совета, найти поддержку школе не только через кошельки родителей, а через предприятия, которые готовы помочь.

Ведущая: Лет 20-15 назад, в школах после советского времени я не помню, чтобы мы сдавали деньги. Какая система тогда была и как находили средства на бытовые нужды?

Раиса Сидоренко: Во-первых, деньги на бытовые нужды всегда как-то закладывались в бюджет. С другой стороны, сразу после распада Советского Союза было распространено движение шефов, при котором над каждой школой шефствовала какая-то организация, которая оказывала ей помощь. И тогда тоже были родительские комитеты, которые решали какие-то вопросы, хотя такого массового движения тогда не было. И, наверное, всегда имеет смысл подумать, скажем, нужна ли школа невероятной стоимости новогодняя елка или какие-то супер-стильные украшения для нее же. Может, гораздо лучше то, что дети сделают своими руками, а не то, что приобретут за баснословные суммы родители.

Все должно делаться сточки зрения разумной целесообразности, а не через амбиции и что-то еще. И уж точно эти вещи не должны никак не быть связаны с процессом обучения ребенка и получения им отметок. 

Насколько я знаю, Министерство не рекомендует задавать домашнее задание на летние каникулы. Однако я точно помню, как нам каждый год с 5 класса выдавался большой список художественной литературы к прочтению для уроков русской и белорусской литературы. Скажем честно, не все читали, но тем не менее. Что же сейчас? Дети просто целое лето гуляют?
Владимир (Мачулищи)

Раиса Сидоренко: Дети целое лето должны отдыхать. Для того они и каникулы. Но с другой стороны, надо, чтобы не забыл буквы. (Шучу). Чтобы развитие ребенка не прекращалось и летом, сегодня по русской и белорусской литературе предлагается список для дополнительного чтения в каждом классе. Это не только список тех произведений, которые будут изучаться в следующем классе. Это те произведения, которые рекомендуются ребенку дополнительно с учетом его возраста. Эти списки есть, они остались. Немножко откорректированы сейчас с учетом интересов ребят и в то же время с учетом необходимости знакомства с мировыми классическими произведениями.

На подготовку домашнего задания в 9-11 классах Министерство рекомендует тратить 3 часа. Вы считаете, этого достаточно, ведь ребята в это время целенаправленно штудируют профильные предметы для поступления в вузы.
Ольга (Могилев)

Раиса Сидоренко: Мы абсолютно уверены, что этого достаточно, потому что объем домашнего задания должен быть оптимальным. То, что я готовлюсь к поступлению в вузы, я штудирую, допустим, русский язык, математику, физику, химию, но если я на каждый предмет буду выделять по три часа, правильно ли это? Вот есть три часа. Мы подготовили домашнее задание. А дальше для подготовки к поступлению, я занимаюсь более углубленно несколькими конкретными предметами.

Ведущая: Мы говорим, что три часа идут на школьную программу.

Раиса Сидоренко: На школьную программу. Совершенно верно. 

В новом инструктивно-методическом письме Министерства образования сказано, что задания с повышенной сложностью нельзя задавать в качестве домашнего задания. Еще лет 10 назад, когда я училась в старших классах, нам такое задавали. Все справлялись. Тем более, что часто задания под звездочкой творческой направленности. Почему было решено это убрать?
Елена (Минск)

Раиса Сидоренко: Спасибо Елене, что она прочитала наше инструктивно-методическое письмо и сделала это почти внимательно, потому что в инструктивно-методическом письме сказано, что задания с повышенной сложностью ребенок может выполнять по своему желанию. То есть, если я не хочу его выполнять, я его не должна выполнять. Но с другой стороны, учитель должен мотивировать ребенка. "Ребята, вот домашнее задание для тех, кому интереснее поразмышлять, голову поразмять. Вы можете попробовать решить это и это". А ребенок выполняет или не выполняет, это уже другой вопрос.

Ведущая: То есть мы не запрещаем?

Раиса Сидоренко: Нет, конечно. Запрета такого нет. Задания со звездочкой для детей творческих должны быть.

Здравствуйте! Вопрос по дошкольному образованию. Планируем ребенка, а потому вопрос: когда лучше становиться на очередь в детский садик? Какова дальше процедура и что делать, если понадобиться отводить ребенка в сад и выходить на работу, а очередь не подойдет?
Александра (Минск)
Раиса Сидоренко: Это здорово, что вы планируете ребенка. Эти замечательные ожидания не надо связывать с возможным возникновением проблемы. Зарегистрироваться в отделе образования района можно, как только родители получат на руки свидетельство о рождении ребенка. Собираете пакет документов из свидетельства о рождении, паспортов родителей, медицинской справки, пишите заявление и идете в отдел образования того района, в котором находится детский садик, в который хотите пойти. В заявлении  указываете срок, когда хотите пойти в сад.

Ведущая: А если планировали через три года выйти, а надо через полтора?

Раиса Сидоренко: Значит, идете в отдел образования и просите решить вопрос досрочно. Может случиться так, что в детских садах, в которые планировали пойти, нет мест. Могут предложить сад немного дальше. Но есть еще один важный момент. Молодая семья, рождается ребенок, а потом они получают квартиру в другом районе, не в том, где стояли на очереди. Родителям важно понимать,  что они могут одновременно подать заявления в нескольких районах города Минска.

Ведущая: А сколько по нормам должно быть в группах детей?

Раиса Сидоренко: Норма 20 человек, но понятно, что в Минске бывает гораздо больше. Это проблема. До 2020 года мы планируем вопрос нехватки детских садов решить

Ведущая: А как вы относитесь к практике частных дошкольных учреждений?

Раиса Сидоренко: Очень позитивно отношусь к тем учреждениям образования, в которых комфортно ребенку. Разница между частными и государственными может быть только в цене. У нас огромное количество частных садов, очень хороших, добросовестно работающих по нашим государственным программам. Но есть и другая проблема. В дошкольном учреждении занимаются только присмотром и уходом, но не развивают детей. К таким детским садам мы, конечно, относимся резко негативно. У нас уже были конфликтные ситуации, и хотелось бы, чтобы и частные, и государственные сады были развивающими, здоровье сберегающими, безопасными и комфортными для ребенка.
Добрый день! У меня ребенок ходит в начальную школу. Классный руководитель запрещает родителям покупать тетради с цветными обложками, свои персональные канцтовары и т.д. Якобы, все должны быть в равных условиях. И теперь у нас одинаковые ручки, одинаковые тетради и все дети никак не отличаются друг от друга. Мне неоднократно высказывались претензии, что мой ребенок пришел "не в том гольфе" или "в яркой одежде". Поймите: я не выступаю за кричащие наряды и вычурность, но я, и мой ребенок, имеем право на самовыражение. Должен же быть здравый смысл. Школа - это не армия, а дети - не солдаты и не обязаны одни быть "как все". Какие распоряжения по этому поводу есть в Минобразовании, т. к. я подозреваю, что наш конкретный случай - это прихоть классного руководителя.
Наталья (Неизвестно)

Раиса Сидоренко: К огромному сожалению, вероятно, да. Есть такое понятие как деловой стиль одежды, его поддерживает Минобразования, но каждое учреждение может самостоятельно решать, как будут выглядеть дети в школе. Решение принимается на совете учреждения образования, о котором я уже говорила. Т.е родители, дети, педагоги собрались вместе и приняли решение, которое закрепляется в уставе учреждения образования. Или не конкретно прописывается форма, а просто констатируется, что у нас деловой стиль одежды, а это значит, что рваным джинсам и неким вызывающим нарядам в школе места нет. Мы это поддерживаем, это правильно, это важно для сохранения делового стиля в школе на уроках. И все. Только стиль одежды может быть определен учреждением образования. То есть все остальное, о чем говорит Наталья, про тетради с цветными обложками... Ну как же нельзя? Если ребенку такая тетрадь нравится больше? А если у меня ручка счастливая? Я на контрольных в школе в старших классах, всегда писала одной и той же ручкой.

Ведущая: Серьезно?

Раиса Сидоренко: Абсолютно (смеется). Может, это и перебор. Каждый ребенок имеет право, по крайней мере, в своих личных принадлежностях выражаться так, как он считает нужным. И кстати, даже если говорить о дневниках, у нас ведь не один вариант дневника, их много, они по-разному оформлены. Есть требования к дневникам, что в них должно быть, но, тем не менее, их много образцов, они размещены на сайте Министерства образования, родители могут их увидеть. Я, например, не могу понять, почему тетради должны быть одного цвета, тем более нецветные. К огромному сожалению, это ничем не оправданная прихоть классного руководителя.

Ведущая: Наверное, это стремление изначально положительное. Чтобы родители более высокого достатка, не могли поставить в неловкое положение тех деток, чьи родители не могут себе этого позволить.

Раиса Сидоренко: Речь идет о начальной школе?

Ведущая: Да.

Раиса Сидоренко: Мы должны понимать, что ученик начальной школы будет терять огромное количество карандашей, ручек, и их придется приобретать много. Может быть, это оправдано только одним: что хотят закупить на всех. Не знаю…

И те же тетради, если закупать централизованно. Я, например, знаю такую практику в некоторых школах - тетради для контрольных работ закупаются на весь класс. Опять же, почему они должны быть бледно-зелеными или еще какими-нибудь? Они же могут быть любой другой расцветки! В конце концов, у каждого должно быть свое пространство и некие личные предпочтения. И я уверена, что в школе должно быть место ярким цветам.

Здравствуйте! Часто путешествую, поэтому могу с уверенностью сказать, белорусы очень плохо знают иностранные языки. В наше время владение двумя языками должно быть нормой, а у нас некоторые с трудом разговаривают даже на белорусском. Может, пора что-то менять? Давайте больше часов выделим для английского - без него теперь даже в ИТ-сферу соваться нечего. В Индии, бедной, казалось бы, стране, на английском преподают предметы в школах. Таксисты бегло общаются на разные темы. Нашим такое и не снилось.
Юлия (Неизвестно)

Раиса Сидоренко: Это замечательно, что в Индии во всех школах преподают на английском языке... В Беларуси в школах преподают на русском или на белорусском. У нас два государственных языка, и предметы преподаются на них. Это принципиально важно и это правильно, на наш взгляд. Что касается иностранного языка, то у нас с 3-го класса обязательный иностранный язык 3 часа в неделю. Если это гимназия, то там 5 часов в неделю. Этого более чем достаточно. Если учесть, что у нас на уроке иностранного языка класс делится на три группы и в группе не менее шести человек, то, по-моему, все условия для изучения иностранного языка, созданы. Учебники - обновили, и теперь они не уступают тем российским, которые мы приобретали еще совсем недавно. 

Если говорить о самих программах по иностранным языкам, они тоже изменились. Сейчас в центре не грамматика, а коммуникативные навыки, позволяющие ребенку говорить на иностранном языке. Мы с огромным удовольствием обращаем внимание на такой аспект. Если раньше цель изучения иностранного языка была познакомиться с особенностями и достопримечательностями стран - носителей языка, то сейчас цель - на иностранном языке рассказать о нашей стране, ее интересных местах. С другой стороны, мы понимаем: если речь идет об иностранном языке, то только уроками дело не должно заканчиваться. Ребенок должен на иностранном языке читать, слушать песни, смотреть фильмы и мультфильмы, и тогда будет погружение в эту среду.

Ведущая: Раиса Станиславовна, я знаю по своим знакомым, что ребенок только начинает ходить, как его сразу отводят в кружки, секции, чуть ли не на актерское мастерство. Есть две крайности. Одни родители вообще не занимаются ребенком: говорят, что есть школа, она должна все сделать. Другие родители готовы положить свою жизнь на то, чтобы вырастить сверхлюдей. Что вы думаете по поводу такого маниакального стремления родителей сделать ребенка лучше себя?

Раиса Сидоренко: Я считаю, что любая крайность не есть хорошо, и в отношении детей особенно. Если ребенку интересно, он сам хочет, то он может попробовать себя в драмкружке, фотокружке и т.д. Когда речь идет об очень маленьком ребенке, то ему надо помочь найти интересное занятие, но не путем записи во все возможные кружки. Так можно добиться прямо противоположного эффекта. Если ребенку это будет неинтересно, то потом наступит внутренний протест, отторжение. 

Что касается подготовки к школе, то ребенок, безусловно, должен быть готов к школе. Есть четкие установки. В детсадах знают, чему надо научить ребенка перед школой, чтобы ему было там комфортно познавать новое. Родителям здесь вмешиваться таким образом не надо. Надо подумать о том, что для ребенка каждый день должен быть днем открытий, но все должно быть в разумной целесообразности, спокойно. И надо быть очень осторожным. Надо видеть и темперамент ребенка, и его возможности, и необходимость отдыха. Самое главное и в саду, и начальной школе - все знания только через игру, чтобы ребенку было интересно, чтобы ребенок захотел учиться. Никак по-другому.  

Добрый день! Подскажите, может ли ребенок отказаться от обеда в школе и просто носить с собойки? Будет ли возможность разогреть принесенный с собой обед?
Екатерина (Пинск)

Раиса Сидоренко: Конечно, можно отказаться от обеда, можно носить ссобойки. Но давайте подумаем, что с этим ребенком будет дальше? Медики нам четко говорят, через 4 часа ребенок должен получать горячую пищу. А где хранить эту ссобойку, что в ней будет? Ребенок приходит на шесть часов в школу, если просто в рюкзаке будет лежать бутерброд с колбасой, то его не надо есть уже и через два часа, не говоря про шесть. Разогреть? Давайте представим класс, 25-30 человек. Все принесли ссобойки, и им всем надо их разогреть. Где и как? Это небезопасно как с точки зрения качества пищи, так и с точки зрения безопасности детей. Они же не пойдут всем классом разогревать на кухню. А что такое микроволновка в классе? Мы хорошо представляем себе класс и броуновское движение, которое там происходит во время перерыва. Где должна быть эта микроволновка, чтобы она не представляла опасности для детей? Поэтому сейчас в школах находят хорошие варианты: шведские столы, предварительные заказы. Многие школы идут на это. Если ребенок не ест какого-то продукта, мы же его не заставим. А приходить в столовую для вида тоже никому не нужно. Родительский комитет с администрацией школы должны работать вместе и развивать новые формы питания в школьных столовых. Есть огромный положительный опыт в этом плане.

Ведущая: Каждая школа сама устанавливает стоимость питания?

Раиса Сидоренко: Не совсем. Комбинаты школьного питания устанавливают  наценку, они бывают разные в разных школах. Я не готова вам сейчас назвать стоимость обеда, но я думаю, что отказ от питания связан не с ценой. Скорее, ребенок не хочет есть школьную еду, она ему невкусная, или это позиция мамы, она считает, что тот обед, который ребенок принесет с собой и разогреет, будет более полезным. Хотя мы знаем, что в школе теперь запрет на вредную еду.

Сейчас активно обсуждается возможный переход на 5-балльную систему оценок. Насколько это реально? И какой смысл вновь менять систему? Это ведь серьезные затраты для бюджета. Кстати, могут ли в школах оставить по желанию или 10-балльную, или 5-балльную систему?
Людмила (Неизвестно)
Раиса Сидоренко: Тема пятибалльной системы возникает периодически, но мы должны понимать, что десятибалльной системе уже 15 лет, и ни молодые педагоги, ни ученики не знают, что такое пятибалльная система. Скорее всего, это бабушки-дедушки, родители, которым та система была понятнее. Речь идет о том, чтобы объяснить родителям. Я недавно общалась с педагогами и спросила: "Вот вы как десятибалку родителям объясняете?"  Они четко ответили:  "Каждый год, когда приходят новые детки, мы объясняем десятибалльную систему им и родителям. Что есть что, как что действует, по каким предметам и какая специфика". И дальше класс по ней работает, и никаких проблем не возникает. Чтобы параллельно существовали и 5, и 10-балльная система, в принципе, такое нереально. Нам же надо оценить детей для вступительных экзаменов. У нас не только на уровне школы эта система оценок, она во всей системе образования: вуз, школа, профтехучилище, колледж. И как сказал на Республиканском педагогическом совете Глава государства, для решения всякой проблемы должна быть набрана критическая масса, когда ее надо решать, иначе будет взрыв. По этому вопросу такой критической массы нет, и необходимости ее менять мы пока не видим. 
Сейчас предлагается перейти на всеобщее среднее образование. Я только за. Но у меня вопрос: как вы будете мотивировать учиться подростков в 10-11 классах? Просто в моей не особо благополучной школе некоторые уходили сразу после 9 класса работать на стройки, парни ленились получать новые знания. Хотели сразу денег. Какое решение видите вы? Спасибо.
Лариса (Неизвестно)

Раиса Сидоренко: Давайте начнем с того, насколько просто сегодня пойти работать после 9 класса? Ребенку сколько лет? Пятнадцать. Кто его возьмет на какую работу? Когда мы говорим о всеобщем среднем образовании, это не значит, что все дети будут обязательно учиться до 11 класса. Предполагается 9 классов, после чего проводится независимая аттестация в виде экзамена. Только проводят его учителя не твоей школы, а приглашенная комиссия. То есть, приехали, провели экзамен, забрали работы и увезли проверять, так чтобы отметка была абсолютно объективной. По результатам ребенок получил отметку независимого экзамена, и далее он определяется. Если у него высокие баллы, он планирует дальше поступать в высшее учебное заведение, то идет в гимназию либо в класс школы с повышенным изучением каких-то предметов. Или он может просто пойти в базовый класс обычной школы, продолжить обучение и получить среднее образование в школе, как и сейчас, а потом уже определяться, куда ему идти дальше. Также ребенок может пойти в профтехучилище, и получить там и общее среднее, и профессиональное образование. Или пойти в систему среднеспециального образования, и получить и общее среднее и общее специальное образование.

У нас сегодня только около 1% ребят не получают общего среднего образования. Практически все наши дети получают его, только разными путями, о которых я уже говорила. И вот эту систему мы хотим закрепить законодательно, потому что говорить об уровне образованности нашей молодежи надо громко, этим надо гордиться. 

Скажите, пожалуйста, добавятся ли какие-нибудь новые предметы у школьников ?
Григорий (Неизвестно)
Раиса Сидоренко: В настоящее время у нас оптимальное количество предметов и дисциплин, которые изучаются на базе профтех и высшего образования. Добавлять что-то новое нет необходимости. Не очень понятен вопрос, а что мы хотим добавить.

Ведущая: А предмет астрономия?

Раиса Сидоренко: Она есть, и никогда не исчезала. В России ее убрали, потом возвращали. Почему-то эта тема стала у нас обсуждаться. У нас всегда изучалась астрономия. и  даже есть победители международных олимпиад по астрономии. Этот предмет всегда был в учебном плане. Несколько лет назад мы вернули мировую художественную культуру (МХК). Единственное, что по этому предмету нет оценок, нет домашних заданий. Он для общего развития.

Знаю, что по географии сократили часы. Скажите, в чем причина? Мне так в школе нравился этот предмет, да и по жизни знания географии не лишние.
Оксана (Неизвестно)

Раиса Сидоренко: Оксана, вы недостоверную информацию получили. И так в ней уверены. По географии не сократили часы. Ни в каком классе количество часов не изменилось. Боле того, мы считаем, что география - это очень важный предмет. И для развития, и в дальнейшей жизни. Экономическая и физическая географии. Мы не планируем сокращать часы. Более того, этот предмет сейчас можно изучать и на базовом, и на повышенном уровне. На повышенном уровне количество часов больше.  

Раиса Станиславовна, подскажите, когда построят дополнительные детские сады в Каменной Горке?
Марина (Минск)

Раиса Сидоренко: Министерство образования, к сожалению или к счастью, не строит детские сады. Решение о строительстве детских садов принимает каждый район. Фрунзенский район принимает решение по своему району, в целом город Минск всю схему по всем районам видит и принимает решение, где должны быть построены детские сады. Мы знаем о ситуации в Каменной горке. Подготовлен план по строительству дошкольных учреждений, по всем этим вопросам можно обращаться в местные органы власти. Конкретно в этой ситуации - во Фрунзенский райсполком.

Ведущая: Вы говорили, что до 2020 года потребность в детских дошкольных учреждениях будет решена.

Раиса Сидоренко: На основе анализа рождаемости мы этот план до 2020 года составили и полагаем, что он нам поможет решить все вопросы, в том числе в Каменной горке.

В настоящее время статус "магистра" на производстве никак не определен. Интересует вопрос о перспективах и проработке этого проблемного поля: будут ли изменения?
Роман (Гродно)
Раиса Сидоренко: Сказать, что он никак не определен ни совсем верно. Мы понимаем, что магистр это не просто специалист, а специалист особого уровня, который может выполнять определенную работу. Определение разницы для магистра и для бакалавра - этот процесс уже сейчас идет по всем специальностям. Например, педагог-магистр, закончивший педуниверситет, придя в школу, может претендовать сразу на вторую категорию. Обычный выпускник, бакалавр, на нее должен отработать какое-то время - год или два. В таком направлении по всем специальностям вопрос прорабатывается.
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, переработаны ли учебники по техническим предметам (физика, химия, геометрия и т.д) в соответствии с новой школьной программой? Раньше говорили, что сложные темы будут перенесены на более старшие классы. Это правда?
Олег (Орша)
Раиса Сидоренко: Все учебные программы пересмотрены и обновлены. Мы убрали весь повторяющийся материал, скорректировали математику с физикой, чтобы совпадали темы. Все школьные программы по гуманитарным и по техническим предметам  откорректированы. Сейчас мы готовим новые учебные пособия по всем предметам, в этом году их будет 30 к началу учебного года. Готова линейка по седьмому классу. По тем классам, где можно использовать старые учебники, произошла корректировка тем. Для учителя разработаны подробные методические рекомендации. С первого августа они размещены на сайте Национального института образования, там видно, что было изменено.
Добрый день. Раньше ходили слухи об отмене вступительных экзаменов в гимназию после 4 класса. Что слышно по этому поводу?
Виталий (Могилев)
Раиса Сидоренко: Речь идет о том, что когда сегодня ребенок поступает в пятый класс гимназии, это, вероятно, не его осознанный выбор в необходимости изучения предметов на высоком уровне. Скорее всего, это желание родителей. Поэтому на Республиканском педагогическом совете эта мысль прозвучала и в докладе  Министра образования. Сегодня мы говорим о целесообразности экзаменов при поступлении в пятый класс. Возможно, их надо перенести на другой этап обучения, когда ребята уже осознанно понимают, что они на повышенном уровне будут изучать какой-то предмет, то, что им понятно и интересно, с перспективой на дальнейшее изучение в высших учебных заведениях. Вот этот вопрос обсуждается. О принятом решении мы всех информируем.

Ведущая: На какой класс тогда может переноситься экзамен, если будет принято решение?

Раиса Сидоренко: Если мы сегодня говорим, что обучение на повышенном уровне это у нас 10-11 класс, то, возможно, этот независимый экзамен будет после 9-ого класса. Если у тебя оценки не ниже семерки или восьмерки, ты можешь идти в гимназию. При худшей успеваемости - иди в обычный класс. 

Что кажется нам крайне не правильным, это то, что в четвертом классе школы уроки математики, русского, белорусского языка идут не с использованием учебника, с использованием материалов вступительных экзаменов в гимназию. Дети не изучают и повторяют материал, а натаскиваются к сдаче экзаменов, это в принципе неправильно.
Здравствуйте! У меня глобальный вопрос: каким образом Министерство образования намерено повышать статус педагога сегодня и его заработную плату, чтобы учителя не подрабатывали репетиторством. Исправьте меня, если я заблуждаюсь, но в последние несколько лет в минский пединститут можно поступить без особого конкурса, просто подав документы. Ну или туда приходят те абитуриенты, которые больше никуда по баллам не прошли. Необходима системная трансформация. Прокомментируйте, пожалуйста.
Анастасия (Минск)
Раиса Сидоренко: Прокомментирую с огромным удовольствием. И с огромным удовольствием исправлю Анастасию. Наверное, у Анастасии сведения, полученные из не самых достоверных источников. Так 18 июля на одном интернет-ресурсе появилась информация, что у будущих учителей проходной балл от 101 из 400 возможных. А уже 20 июля данный сайт приносил извинения за неточности, допущенные в публикациях о проходных баллах в вуз. И дальше была размещена информация, полученная от БГПУ им.Танка. Мы очень рады, что ситуация меняется, причем на глазах. Мы видим, что с 2013-2014 годов повышаются проходные баллы на педагогические специальности. В этом году, например, меньше 200-т баллов нужно было для поступления только на 2 специальности в педуниверсите, причем это не 101, а 193 балла. По сравнению с прошлым годом проходной балл вырос на 50 пунктов. На физику - 193, на дошкольное образование - 192. Более 310 баллов нужно было, чтобы поступить на 5 специальностей. Изобразительное искусство и компьютерная графика - 336, логопедия - 333, история - 316. Речь о низких баллах уже не идет. 

Мне очень понравился пример, который привел Александр Иванович Жук (ректор БГПУ им. Танка), рассказывая о днях открытых дверей. Раньше на таких мероприятиях все желающие помещались в одном актовом зале. В этом году пришлось задействовать еще 5 аудиторий, в которых вели видеотрансляцию. Увеличилось количество медалистов, которые целенаправленно идут в педуниверситет. И если в 2013-м году их было всего 20, то в этом году - 175. Средний балл у них по гуманитарным предметам 8,5-9. 

Ведущая: То есть они изначально хорошо подготовлены.

Раиса Сидоренко: Совершенно верно. Еще могу сказать, что по математике и информатике на бюджет проходной балл вырос до 225, т.е. на 55 пунктов. Сейчас по всем позициям педуниверситет набирает лучших абитуриентов, и конкурс есть, от 2-х до 7-ми человек на место. В этом году был первый выпуск в профильных  педклассах. Ребята в них изучали на повышенном уровне какие-то конкретные предметы, но параллельно в течение двух лет факультативно осваивали программу "Введение в педагогическую профессию". Таких выпускников было достаточно много, но, к сожалению, только четвертая часть из них пришла в педвузы. Но они все-таки пришли, и здесь надо учитывать, что для них для поступления должна была быть отметка не ниже 7-ми баллов аттестата и 8 по профильному предмету. Плюс у них пять лет обязательной отработки после завершения обучения.

Ведущая: То есть человек должен очень четко понимать…

Раиса Сидоренко: … что он видит себя только в педагогике. И поступая на первый курс, он делает выбор на десять лет вперед. Такой человек уже точно закрепится в профессии. Мы очень рассчитываем, что шаги, которые предприняты, и тот результат, который мы уже видим, поможет нам получить в сферу образования молодых людей, увлеченных профессией.

Ведущая: Хватает ли сейчас молодых специалистов?

Раиса Сидоренко: В этом году их должно приступить к работе более пяти с половиной тысяч. Молодых специалистов хватает, они поступают по заявкам. У нас в педагогике очень легко просчитать, сколько нам надо молодых педагогов. Четко знаем, сколько у нас школ, какова нагрузка, сколько педагогов уйдут на пенсию. Все педагогические специальности у нас распределяются. Наш точечный мониторинг по Минской области показал: на своем первом рабочем месте остается более 75 процентов молодых педагогов. Это говорит о том, что в школах складывается постоянный педагогический состав.
Какая помощь многодетным семьям оказывается для подготовки детей к школе? Все ли приходят за помощью?
Светлана (Орша)
Раиса Сидоренко: Многодетные семьи получают помощь в размере 30 процентов бюджета прожиточного минимума, который действует на первое августа. Об этом широко информируем население. Все ли приходят? К сожалению, у нас такой информации нет. К началу учебного года также проводят много благотворительных акций, о которых рассказывали в СМИ. Эта помощь очень значительная. На первое августа только для подготовки детей-сирот израсходовано более 250-ти тысяч рублей бюджетных средств и привлечено 465 тысяч рублей спонсорских средств и средств граждан, принявших участие в этих акциях. К началу сентября мы получим более актуальные данные.

Смотреть еще