Так совпало, что тяжелый удар на фоне всплеска экологической активности получила индустрия путешествий. Обанкротилась старейшая туристическая компания мира "Томас Кук Групп". Турагентство существовало с 1841 года. Путевки, ставшие прообразом системы "все включено", дорожные чеки, гостиничные ваучеры – это все придумали в "Томас Кук".
Безупречная репутация британского бренда даже вошла в поговорку "Don’t just book it…Thomas Cook it" - "Не заказывайте этого, Томас сам приготовит". Однако ни авторитет, ни двухвековая история не стали аргументом для помощи тонущему гиганту. Правительство Великобритании субсидий не дало. Да и частных инвесторов-спасателей не нашлось.
Долги более чем в два миллиарда евро утянули компанию на дно, лишив мест 22 000 человек и парализовав работу дочерних компаний "Интурист", "Библио-Глобус", "Кондор", "Винг". И это не весь список. В чем же истинные причины векового фиаско? И что или кто съел "Кука"? Разбиралась Мария Петрашко.
"Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир:
Остров Таити, Париж и Памир, -
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту,
Или прикажет подать самолет,
Или верблюда за вами пришлет…"
Более 20 000 сотрудников компании в один миг потеряли работу
Такими хвалебными строками еще в прошлом веке Самуил Маршак упоминал старейшую туристическую компанию в мире "Томас Кук" - неприкрытая реклама, которая в веке XXI уже не спасет бренд. 23 сентября стало известно: британская "Томас Кук Групп" обанкротилась. Марка с почти 180-летней историей, марка, которая и была основателем туристического рынка, смогла испортить отдых сразу 600 000 туристов, оказавшихся заложниками в аэропортах и отелях по всему миру.
Питер Франхаузер, глава компании Thomas Cook: "Я хочу извиниться перед всеми моими коллегами, у которых, я знаю, разрывается сердце. Их двадцать одна тысяча. Вы все так старались, чтобы "Томас Кук" успешно работал. Я также хочу принести извинения всем нашим клиентам, которые в настоящее время находятся в отпусках".
А ведь более 20 000 сотрудников компании в один миг потеряли работу. Из них 9 000 - в самой Великобритании. И это на фоне панических настроений британского общества из-за предстоящих последствий Брексита. К слову, в банкротстве века, а если учесть возраст "Томас Кук Групп", - в банкротстве двух веков, уже успели обвинить Брексит, который обвалил фунт стерлингов. Как итог, резкое подорожание туров - падение спроса. И 150 000 британских подданных, застрявших за рубежом. Их возвращение на родину обойдется казне Соединенного Королевства более чем в сто миллионов евро. Это крупнейшая для страны репатриация со времен Второй мировой войны. Правда, прозвали ее не "Дюнкерк", а операция "Маттерхорн". Название альпийской вершины, известной как гора-убийца, при попытках покорения которой погибли более 500 человек. В Туманном Альбионе погибла пока только репутация.
Глыба туристического бизнеса рухнула, а значит, мировой рынок заденет ударной волной
Потенциальные туристы уже обвиняют авиакомпании и турфирмы в завышении цен. А те, кто сейчас на отдыхе, не имеют никаких гарантий, что завтра их не выселят из-за долгов "Кука". Или не потребуют оплаты. Ведь компания-банкрот задолжала отелям свыше 400 миллионов долларов. Конфедерация туризма Греции уже оценила предварительные потери от банкротства «Томас Кук Групп» в 500 миллионов евро. В Германии дочерняя авиакомпания "Кондор" отменила все свои чартерные рейсы. Турция в ближайший год не досчитается около 700 000 туристов. В Швеции и Норвегии намерены вернуть на родину более 20 000 отдыхающих.
Халед Фахфах, президент Тунисской федерации отелей: "Распад старейшей в мире туристической фирмы «Томас Кук» ударит по этому жизненно важному сектору в ближайшие несколько дней. Компания должна тунисским отелям более 66 миллионов долларов. Сотни отелей зависят от доходов этого сезона. Теперь их будущее неясно".
Причинами коллапса эксперты называют неспособность приспособиться к новому рынку
Бизнес ушел в онлайн, и каждый сам себе туроператор, способный забронировать отель подешевле и полететь лоукостером. Массовый турист стал более привередливым - людям нужна индивидуальность. А крупные компании с большими турами на огромных лайнерах попадают в замкнутый круг, забыв о заветах основателя Томаса Кука, который всегда стремился опережать свое время.
То ли политическая туманность Альбиона и неопределенность из-за споров по Брекситу, то ли новые правила туристического рынка привели "Томас Кук" к долгам в размере более двух миллиардов евро. И все попытки компании договориться о государственной поддержке - тщетны. На Даунинг-стрит заявили: правительство не обязано поддерживать корпорации, оказавшиеся в подобной ситуации. Финансовая помощь в таком случае была бы неграмотным решением, ведь возвращать людей домой все равно пришлось бы государству. Да и другие фирмы в дальнейшем могли бы умышленно объявлять о банкротстве. Позиция премьер-министра Британии Бориса Джонсона проста: людей вернем, компании не поможем. Да и зачем?
Богатая история и наработанная репутация не помогут тебе, если не держишь нос по ветру
Ведь в случае выхода страны из Евросоюза без сделки, как того хочет Джонсон, самолеты британских авиакомпаний первое время не смогут даже приземляться в европейских аэропортах без разрешения Брюсселя. Но все-таки правительство Великобритании не оставило "Кука" без своего внимания. В отношении руководства компании началось расследование. Заинтересовали органы власти зарплаты и премии топ-менеджеров, которые, несмотря на финансовые трудности, за последние несколько лет превысили 40 миллионов евро.
И пока лейбористы обвиняют консерваторов в том, что те не заботятся о рабочих страны и не приняли своевременные меры для спасения туроператора, компания "Томас Кук" получила свой пусть и последний, но самый ценный урок: 180-летний опыт, богатая история и наработанная репутация в прошлом не помогут тебе, если не держишь нос по ветру туристических предпочтений.