Обойтись без реформ и необдуманных решений. Это позиция Главы государства. Ее Александр Лукашенко озвучивал еще при назначении нового руководства Министерства образования. Тогда была поставлена конкретная задача - совершенствование системы, основанное на имеющихся достижениях. Требовалось рассмотреть все проблемные вопросы в сфере, начиная от детских садов и заканчивая вузами. Сегодня правительством был предложен ряд мер, которые лягут в основу стратегии развития национального образования. Подробности у Натальи Бреус.
Строительство, ЖКХ, сельское хозяйство и образование. Еще до президентских выборов было обозначено - эти сферы будут под пристальным вниманием на высшем уровне. По составу участников встречи понятно - в этот раз речь пойдет об образовательном процессе. Но сначала Президент напоминает - каждый блок вопросов рассмотрят основательно и вообще, зачем нужен такой системный подход.
Дошкольник, ученик или студент сегодня есть почти в каждой семье. Так что в учебник заглядывает и стар и млад.
Так по-детски третьеклашки рассуждают про то, какие учебники им нравятся, какое оно - идеальное пособие. Понятно, что по душе детям то, где картинок побольше. Но за красочным страницей - большой труд. Зачастую усилия авторов вызывают массу нареканий, когда учебник превращается в методичку.
Евгений Ливянт преподает физику и математику. Ежегодно готовит сотню ребят к вступительным испытаниям. В пристежку к учебнику должны идти вспомогательные пособия. Иначе никак. Школьные - сложные, нелогичные, с ошибками.
Эти проблемы заметили. Сейчас идет обновление программ. Активно взялись за подготовку пособий нового поколения. Чтобы выпустить учебник, нужно пройти конкурс.
Очень серьезно в 2015 году рассматривали уровень нагрузки в школе и вышли с предложением - ввести базовый учебник. Это необходимый минимум по предмету. Более того, создан общественный совет, который будет проводить экспертизу пособий. В лицее БГУ пошли дальше. Для учащихся разработан не учебник, а настоящий навигатор по химии. Такая интерактивная электронная книга для подготовки.
Каждый за этим столом - родитель. Поэтому разговор об образовании очень подробный. Что делает Минобразования? Сегодня стараются сократить документооборот. Тут, кстати, многое зависит от руководителя учебного заведения, какой бумажный груз в итоге лежит на учителе. Есть планы по оптимизации. Ее начнут с околообразовательных структур. Посмотрят на систему колледжей и ПТУ. При необходимости часть из них уйдет под крыло вузов, таким образом будут сформированы настоящие образовательные холдинги. Обсуждали также и тему трудоустройства. Первое рабочее место выпускникам вузов планируют предлагать вне зависимости от того, бюджетное обучение или платное.
Прежде чем прийти к Президенту, вице-премьер Наталья Кочанова лично объехала учебные заведения. Стало, например, понятно, что система образования работает стабильно. Но неожиданный вывод - идея "шестого дня" в школе, когда дети могут научиться полезному делу или заниматься спортом, пока реализуется слабо. Тут надо смотреть. А вот с дошкольниками ситуация выправляется. В 2015 создано дополнительно 8 тысяч мест в детсадах. Построено полтора десятка новых садиков. Не в один день, но в течение ближайших 5 лет проблему с детскими садами планируют вообще снять.
Это был настоящий экзамен для министра. Михаил Журавков на посту почти полтора года. По сути, эта встреча - предзащита стратегии развития национального образования. Она рассчитана как минимум на ближайшие пять лет.
То есть речь идет о возврате профильного обучения. Сегодня такие классы есть в более чем тысяче школ. Действуют они и в Витебской гимназии. Валерия учится в одном из таких. Мечтает стать врачом.
К совершенствованию образования подходят осторожно. Здесь не нужны ошибки. Ведь все прекрасно понимают, что речь идет о будущем наших детей. Толковое образование станет для них хорошей путевкой в жизнь. Так что выверенную стратегию национального образования планируют рассмотреть еще до старта нового учебного года.