Степень важности отрасли трудно переоценить. По-сути это основа инфраструктуры страны. Тысячи километров коммуникаций, более 10 тысяч организаций, в которых задействовано свыше 280 тысяч человек. Наконец, транспортные услуги формируют почти половину экспорта внешней торговли услугами Беларуси. Иными словами, учитывая наше геополитическое положение, сфера стратегическая, потому внимание и спрос особый.
Анализируя ситуацию, Александр Лукашенко потребовал от ответственных за отрасль лиц четкого видения проблем, а главное, пути, по которому можно вывести отрасль из того положения, в котором она оказалась, в том числе и из-за негативных тенденций последнего времени.
С подробностями непростого разговора - Сергей Хаментовский.
Новый съезд откроют в Могилеве на путепроводе через Днепр по улице Королева. Он соединит «королевский» мост непосредственно с микрорайоном Фатина. Строительные работы уже завершились. Власти обещают, объект скоро введут в эксплуатацию. В этом году дорожное хозяйство Могилева обновится капитально. Город планирует на это почти 120 миллиардов рублей. Четверть суммы ждут от транспортного налога.
Владимир Цумарев, председатель Могилевского горисполкома: "Уже есть согласие Министерства финансов о выделении 30 миллиардов рублей - средств транспортного налога, которые имеются в наличии. 40 миллиардов - это кредитные ресурсы Банка развития".
Развитие транспортного комплекса Президент всегда держал на особом контроле. Да и в Беларуси уже давно появилась своего рода традиция - самые важные темы обсуждать с участием Главы государства. Дороги и транспорт – не исключение. Как говорят эксперты, это основа инфраструктуры всей экономики.
Тысячи километров коммуникаций, 10 тысяч компаний и почти 3 сотни тысяч трудящихся в отрасли. Каждый десятый заработанный в экономике рубль дает транспортная сфера, она же формирует почти половину экспорта услуг.
Ее вклад в ВВП страны из года в год растет. К примеру, объем перевозок грузов в прошлом году по сравнению с 2005 увеличился почти на 20%.
В начале разговора Глава государства интересуется проблемами отрасли и их решением.
Обсудить ситуацию в отрасли собрались экономический блок правительства, губернаторы, руководители крупнейших транспортных организаций и авиакомпании. Министр транспорта считает положение дел удовлетворительным. Январь сработали неважно, но к весне экономика транспортной отрасли начала оживать.
Правда, ситуация у партнеров по Евразийскому экономическому союзу аукнулась для белорусских транспортников. Есть проблемы и с доступом к разрешительной системе ЕАЭС.
Не все изъятия пока исключены. Потому Беларусь выступает за скорейшее создание единого рынка транспортных услуг.
Кризис у партнеров - оптимизация у нас. По мнению крупных игроков рынка, в нынешних экономических условиях надо искать новые формы снижения затрат, тем самым повышая эффективность.
Сегодня Глава государства одобрил идею создания национального оператора транспортно-логистических услуг.
Транзитному потенциалу страны особое внимание. Несмотря на неплохое качество дорог в Беларуси по сравнению с другими странами СНГ, они нуждаются в улучшении. В этом году расходы на дорожное хозяйство превысят 10 триллионов рублей. Пятая часть этой суммы госпошлина, так называемый транспортный налог.
Через 5 лет протяженность республиканских автодорог с современным покрытием увеличится по сравнению с 2014 годом почти на 5 тысяч километров и составит около 60% их общей протяженности.