Беларусь и Узбекистан за пару лет прошли путь, который не смогли пройти до этого за два десятилетия. При этом взаимодействие наших стран абсолютно в тренде отношений официального Ташкента как с Востоком, так и с Западом. Это сегодня прозвучало на встрече белорусского лидера с секретарем Совета безопасности Узбекистана Виктором Махмудовым.
Новый уровень сотрудничества опирается, в том числе, на итоги продуктивного сентябрьского диалога на высшем уровне, и во многом является личной заслугой лидера Узбекистана. Напомним, именно в ходе переговорного марафона в Ташкенте, который длился 10 часов, была разработана подробная «дорожная карта» - по сути - план действий двух экономик. Включает он, в том числе, и военно-техническое взаимодействие.
Кстати, именно силовики двух стран, как и полагается людям в погонах, самые дисциплинированные исполнители. Программа на 2018 год ими уже выполнена, а соглашение на уровне Совбезов до 2020 года включительно подписано накануне. Почему именно тема ВПК становится "драйвером" двух экономик, и какие новинки отечественного военпрома интересуют Ташкент? С подробностями наш политический обозреватель Андрей Кривошеев.
Два десятилетия за два года. Это о динамике и содержании партнерства Беларуси и Узбекистана. Новое качество отношений видно и по торговле - за 8 месяцев почти как за весь прошлый год, и по взаимной поддержке в рамках больших интеграций - яркий пример Шанхайская организация сотрудничества. Опираются страны, безусловно, на авторитет и личные отношения двух лидеров. Оттого и сегодня, встречаясь с советником и секретарем Совета безопасности при Президенте Узбекистана, Александр Лукашенко сделал особый акцент на этом личном факторе в политике, экономике и дипломатии.
Визит главы Совбеза, да еще с высоким статусом советника Президента Узбекистана, действительно реакция на успех первого полноформатного диалога лидеров в Ташкенте всего 5 недель назад.
Тогда в ходе 10-часового переговорного марафона лидеры по сути "перезагрузили" отношения двух республик. По всем направлениям, без изъятий, включая ВПК. Опираясь на личную дружбу и доверие, президенты в Ташкенте подробно обсуждали самую деликатную тему для любого государства - оборону границ и интересов и силовую составляющую.
Близость задач и позиций здесь не случайна, объясняют эксперты. Беларусь - сердце Европы, Узбекистан - сердце Центральной Азии. А значит проблемы миграции, трафика оружия и наркотиков, трансграничной преступности для нас схожи. Плюс у Беларуси по соседству - украинский конфликт, а Узбекистан граничит с многолетней афганской «воронкой» насилия. Еще и поэтому официальный Ташкент ориентируется на Минск, проводя модернизацию Вооруженных Сил и советского еще арсенала от танков Т-72 до авиации.
Беларусь готова помочь и в подготовке кадровых силовиков, и поставкой современного вооружения и средств контроля границ - те же беспилотники. Плюс сфера антитеррора. Об этом публично говорили в резиденции “Куксарой” месяц назад.
И если прежде контакты были разовыми, сегодня вышли на системную основу. Например, в Военной академии квалификацию повысили 64 слушателя из Узбекистана, еще четыре десятка прошли полный курс по линии МЧС.
Предметный интерес у коллег к новинкам белорусского ВПК: системе "Полонез", легкой бронетехнике "Кайман", подвижным пунктам управления и тягачам МЗКТ. Такое «прицельное внимание» объяснимо: Узбекистану, как и Беларуси, нужна компактная, мобильная и не очень затратная сила, причем сила сугубо для защиты.
Сегодня принимая главу Совбеза Узбекистана, Президент подчеркивает: покажем лучшие разработки и гарантированно выполним все соглашения. Тем более что глобальная цель — выход на миллиард долларов товарооборота. Без дисциплины контрактов и ВПК столь высокая планка не достижима.
Эксперты в сфере безопасности полагают, что в век новой милитаризации тесные связи силовых ведомств часто выступают драйверами для других отраслей экономики. А технологический задел военпрома становится донором для новаций сугубо гражданских. Та же связь, защита информации, энергетика или новые материалы.
Плюс безопасность выходит на передний план в больших интеграционных проектах. Например, общей для Беларуси и Узбекистана Шанхайской организации сотрудничества. Не секрет, что успех в экономике сегодня напрямую зависит от полноты суверенитета и независимой, в том числе - оборонной политики.
Дорожная карта на ближайшие 2 года, согласованная намедни Советами безопасности, лишь один из элементов масштабной «перезагрузки» отношений. Ведь кроме формата тет-а-тет, президентами уже заложена новая большая география экономики. Так, через Узбекистан Беларусь заново открывает для себя Центральную Азию и получает кратчайший путь к Афганистану и северо-западным провинциям Китая. На этом направлении Минску и Ташкенту также придется ускориться и пройти десятилетнюю дистанцию за пару лет максимум.