Президент принял участие в республиканском семинаре по совершенствованию и развитию ЖКХ

ЖКХ… Каждый день каждый из нас так или иначе сталкивается с работой этой сферы: ощущая тепло в своих квартирах, передвигаясь по чистым улицам (которые иностранцы считают нашим брендом, а мы порой воспринимаем как данность), знаем куда обратиться, если вдруг протекла труба. Но если смотреть шире, проблем в этой отрасли достаточно: от глобальных – система ЖКХ давно требует реформ, до локальных – ведь, если откровенно, нередко приходится сталкиваться даже с безразличием персонала, когда от проблем конкретного человека проще отмахнуться, словно расшифровывая аббревиатуру ЖКХ: живи как хочешь. Некоторое время назад нам даже пришлось создать одноименную рубрику, чтобы вскрыть существующие проблемы в отрасли. Конечно, без них не обойтись, тем не менее, большинство белорусов работу сферы ЖКХ оценивает положительно. Как сделать эту отрасль еще эффективнее – вот уже два дня обсуждают на республиканском семинаре. Сегодня - с участием Президента. Главные итоги встречи – тарифы на коммунальные услуги должны быть подъемными для людей, их повысят разово на 5 долларов со следующего года. Дальше никакого роста – это требование Александра Лукашенко. Предстоит разобраться и с формированием тарифов в энергетике: жировать на жировках непозволительно. Отдельно говорили и о капремонтах. Поручено до 2020 года привести в порядок весь лифтовый фонд – это наша с вами безопасность. А еще безопасность – это чистота воды, от нее напрямую зависит здоровье. Улучшить ее качество по всей стране – тоже поручение Президента. Впрочем, во время этой большой встречи обсуждали как глобальные вопросы (снижение себестоимости услуг, переход на более эффективные виды топлива, переработка мусора), так и частные. Например, порядок в населенных пунктах – дело не только государства, но и каждого человека. Чтобы сохранить чистоту, как белорусский бренд, нужна не только дисциплина работников ЖКХ, но и ответственность жителей городов. За время встречи, которая длилась почти 4 часа, обсудили все аспекты работы ЖКХ. Этот разговор объективно назрел и получился предельно конкретным. В своеобразном мозговом штурме, в котором участвовали 250 человек, детально разобрали все плюсы и минусы отрасли, нашли эффективные подходы. Так что необходимо сделать, чтобы аббревиатуру ЖКХ мы расшифровывали не "живи как хочешь", а "живи как хозяин"? Рассказывает Андрей Кривошеев. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о ...» жилищно-коммунальном хозяйстве. Вечная тема во всех странах, еще с тех пор, как человечество изобрело водопровод и канализацию. Печально было, а местами и остается и в Беларуси. Краны текут, жировки огорчают, лифты ломаются, капремонты не начинаются. Все это так, но наша система ЖКХ все же потом и кровью приводится в порядок. Невооруженным глазом только за пару последних лет видны прозрачные тарифы. Наконец понятно, за что платим. Конкуренция - сами выбираем частник или ЖЭС вкрутит лампочку. Благоустройство - от балкона до парковки уже знаем, где должны сами, а где портфелем ответит чиновник или штрафом подрядчик. Плюс, конечно, сортировка отходов, экономия воды, единый номер диспетчера и даже опрятный хаус-мастер вместо вечно поддатого сантехника. Собрать весь этот опыт в единую эффективную систему для любого уголка страны - для этого сегодня на высшем уровне собрали семинар по ЖКХ. Тем более что такая форма мозгового штурма уже сработала в науке, образовании, спорте, строительстве и предпринимательстве. К семинару готовились не вдруг, а планомерно, как того требует хозяйский подход к жилищно-коммунальной сфере. Дважды включая высший президентский уровень и Комитет госконтроля чистили тарифы - от безалаберности, накруток, коррупции и непрофильных "тарифных паразитов". Запустили масштабный новаторский эксперимент в Минске. В столице все проблемы крупнее - и от того нагляднее. Да и ресурсов здесь объективно больше. Параллельно замеряли градус общественных настроений, буквально выпытывая у людей, где и что течет, грязно или не отремонтировано. По свежей социологии выходит: 66% белорусов в целом положительно оценивают ЖКХ своего района и города. Результат! Но цифра условная: завтра у тебя встал лифт или потек кран - ты уже в числе той трети, что недовольна. И виноваты все - от сантехника до мэра. Поэтому смотрели и учились, как сделано в мире и как не надо делать - на болезненном опыте соседей. Например, украинском. Миллиардные неплатежи, миллионы тарифных «попрошаек» - тех, кто ждет субсидии, тысячи случаев коррупции и сотни мошеннических схем. Об этом соседи говорят сами и с предостережением: не повторяйте нашего, не рубите с плеча пусть не лучшую, но живую систему, и главное - сто раз отмерьте, прежде чем отрезать ЖКХ от государства и здравого смысла. У нас не то, что отрезать, заново учились мерить. Со счетчиками и датчиками прошли всю систему от теплоцентрали до батареи. От ТЭЦ до щитка на лестничной клетке. Мало того, профильное обучение до общего сбора прошла вся вертикаль от района до губернатора и министра. Наглядно вчера - в первый день республиканского семинара. Посмотрели и колл-центр, и водоканал, и переработку мусора, и систему в деталях на уровне столичного района. Спорили, считали, предлагали и корректировали под свой удел. С такими итогами вышли сегодня на президентский уровень. Всех сомнений, конечно, не сняли, но на то он и семинар - по сути, мозговой штурм, чтобы конкретно, подробно, комплексно и научно перестроить систему ЖКХ. Это самое народное хозяйство в стране. Вопрос номер 1 - даже не тарифы, а найти хозяина. Где ответственность коммунальщиков, где бизнеса, а где жильца или владельца. Не может и не должен ЖЭС отвечать за каждую лампочку в подъезде. Многое жильцы и особенно бизнес могут и делают сами. В столице с этим уже разобрались. В складчину - удобные парковки, газоны и детские площадки. Если кафе на первом этаже, приберут всю округу - так и городу, и жильцам, и бизнесу лучше. При этом, там, где могут только коммунальщики - сети, фасады и крыши с подвалами - тройной спрос за качество. Им ведь оправдывают тарифы. Только доказав качество, переходим к обоснованным тарифам. Критерии Президента публичны и неизменны. Рост - только вслед за повышением доходов, и не на сколько вздумается или МВФ попросит, а плавно, не выше 5 долларов в год. Пугать население стопроцентным возмещением, даже не посчитав окончательно, сколько возмещаем сегодня, вообще антинародный подход, уверен Президент. О том, чем грозит слепой переход на стопроцентное возмещение, кричит украинский опыт. Задрали тарифы - массовые неплатежи и банкротства частных жилкомпаний. Все ветхие коммуникации все равно свалились на государство. Ввели субсидии - за ними выстроилась половина страны. Где логика, где экономика и где эффект? Сами украинцы отвечают: выиграл только жулик-частник и чиновник-коррупционер. Отсюда белорусская осторожность. Тарифы повышать плавно, а безналичные субсидии выделять адресно и без участия чиновника. Поручение лидера Национальному банку (он куратор) - еще раз пересмотреть всю систему, от выделения до адресата - тем, кто реально нуждается. Наше коммунальное не было бы столь проблемным, если бы не тяжелое наследие. Поздние советские, все девяностые и начало нулевых. Сначала не было хозяина, потом всеобщая деградация хозяйства, и только потом восстановление из ямы при скудных бюджетах. В итоге - пробоина в «трубе» ЖКХ размером в 20 лет! Да, сейчас восстанавливаем, но за день просто невозможно. Капремонт - сегодня в год 2 % от всего жилищного фонда. Задача - выход на 3 %, так наверстаем. Но ускорение не за счет качества. Спросят за каждый пролет и фасад. Лифты. До 2020 года весь парк должен быть технически исправен. Могилевскому заводу поручение повысить срок жизни оборудования. Современные материалы и технологии позволяют. Но, если ЧП - отвечать головой. Еще одно узкое место - теплоснабжение. Во-первых, что сжигаем, если свои опилки или щепу, как в Витебске, - на 40 % дешевле, чем газ. Главное, без разгильдяйства, когда топят сырой древесиной, и тем более без вороватых посредников. Тут при любой влажности за Президентом, как говорят, «не заржавеет». Отдельный акцент Президента - по чистой питьевой воде. Мы не Африка или Азия, где это дефицит. И при грамотной замене сетей и очистке способны к 25-му году выйти на 100-процентное качество воды. Программа есть, наука работает, новые фильтры и станции возводятся - не хватает контроля? Будет вам контроль, - обещает лидер. Еще одно узкое место - отходы. Которые с современным уровнем технологий и при минимальной рачительности - не мусор, а ресурс для экономики. Страна Суоми - мировой лидер по переработке отходов. По населению вдвое меньше Беларуси, но компаний, которые работают и зарабатывают на вторичных отходах, здесь больше в сотню раз. Их общий бюджет под 20 миллиардов евро. Плюс экология как национальная идея - раздельный сбор, сортировка, переработка. В итоге в топку идет лишь 5 % того, что у нас именуют мусором. Да и эти 5 % греют финнов долгими зимними ночами. Тут, конечно, и кнут - налоги, и пряник - бизнес и занятость на чистоте и чистая страна. У нас с ходу не внедрить. Но, равняться надо на лучших. А что у нас? 16 % отходов перерабатываем, обогнали все СНГ, Латвию и Словакию. Но горы мусора под Минском просто чудовищные. Как и отношение к инвесторам в недалеком прошлом. Президенту лично приходилось вводить частную индустрию вторичных ресурсов в страну. Ситуация меняется. По данным Академии наук, раздельно собирать отходы за пару лет стало на миллион белорусов больше. В ноябре новый сортировочный завод откроют в Минске. Но есть факты и абсолютной дискредитации, когда за спецконтейнерами приезжает одна машина! Под жестким давлением Президента - ситуация меняется и в Минске, и в регионах. Показательна не только столица, но и наши западные «форпосты» зеленой экономики - Брест и Гродно. Специалистов лидер инспектирует публично, тут же, на семинаре. Мы проверили. В Гродно действительно заварили последний мусоропровод в многоэтажке. Так горожан приучают сортировать отходы. И если в мае раздельно собирали мусор лишь 15%, сегодня уже почти 40%. Заводу по утилизации и сортировке всего около года, но работает в три смены. Это 120 тысяч тонн отходов в год. Причем половина вторсырья - для местной промышленности. Выходит сверхрентабельно. Опыт Гродно и Бреста будет использован во всех регионах, кроме столицы. Здесь даже такой темп слишком мал, чтобы спасти от экологической катастрофы. Отсюда отдельное поручение столичному градоначальнику и главе президентской администрации. Особое внимание к столице неслучайно. Здесь проходит самый масштабный эксперимент в сфере ЖКХ, который должен стать образцовым для страны. Главное в докладе мэра участники семинара уже посмотрели вживую, переложив на свои реалии. То, что необходимо внедрять здесь и сейчас, - это конкуренция. Когда заказчик и подрядчик - два разных субъекта. Причем неважно, кто исполняет - частник или ЖЭС, главное - качество. Важная гарантия Президента - вопреки всем слухам и сплетням Министерство ЖКХ не будет разрушено. Так не повторим печальный опыт России, где повальное увлечение частными управляющими компаниями уже привело к коллапсу в системе ЖКХ. Безумные тарифы, неплатежи, воровство, износ фондов, которые в итоге снова лягут на плечи людей и бюджета. Безусловно, минский эксперимент буквально и полностью для всех не подходит. Например, какая конкуренция возможна в агрогородке? Туда частник носа не кажет, далеко и нерентабельно. Но, например, сравнительно новый специалист - хаус-мастер, который и электрик, и сантехник, и маляр - уже прижился повсеместно, а не только в Минске. Президент инициативу поручает внедрять немедленно. То же касается единых диспетчерских или колл-центров. Они есть в регионах, и даже в райцентрах вроде Жодинского. Но главный критерий - их прозрачность, чтобы ни одна заявка от людей не потерялась и не осталась без реакции. Один номер заменяет десятки записей в телефонной книжке. Несколько сотен звонков в день. На обработку одного запроса - всего несколько минут. Значит, специалисты приступают к устранению неполадок максимально оперативно. Безусловно, разбирали на семинаре и лучший мировой опыт. Например, острая проблема с товариществами собственников. Хозяев много - отвечать в случае аварии или некачественного обслуживания зачастую некому. Глава международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов предлагает китайский опыт - до продажи первой квартиры в доме суровый контракт на обслуживание. И коммунальные платежи авансом - как во многих странах. Идеала нет, хотя бы потому, что за неуплату коммунальных услуг в иных странах выбрасывают на улицу. Чуть гуманнее в Швейцарии, Германии и Франции - там с минимальным долгом отключат свет, газ и воду. В Польше еще оригинальнее. К неплательщику могут подселить такого же неплательщика - принудительное уплотнение уже опробовали в городке Крапковице. Долги пошли на спад. В Беларуси, конечно, социальное государство, и подобная строгость не практикуется. Но знать и ценить это белорусы должны. Все предложения, новации и поручения с республиканского семинара обретут форму указов, постановлений и решений местной власти в ближайший месяц. К доработке новой целевой программы по развитию ЖКХ до 2025 года и шире - благоустройству страны - активно подключат депутатов всех уровней, особенно Совет Республики - они представляют регионы и отрасли. Впрочем, поручение Президента - не ждать даже этого короткого месячного срока. Лучшие новации должны заработать уже завтра, если, конечно, не заработали вчера. Вряд ли с нового года все проблемы ЖКХ будут решены, система заработает, как часы, и даже столь продуктивный и конкретный семинар станет панацеей. Но дисциплины, прозрачности и справедливости в системе действительно станет на порядок больше. И аббревиатура ЖКХ больше не будет однозначным проклятьем, конечно, если каждый на своем месте постарается Жить, Как Хозяин.
20.10.2017 21:03

ЖКХ… Каждый день каждый из нас так или иначе сталкивается с работой этой сферы: ощущая тепло в своих квартирах, передвигаясь по чистым улицам (которые иностранцы считают нашим брендом, а мы порой воспринимаем как данность), знаем куда обратиться, если вдруг протекла труба. Но если смотреть шире, проблем в этой отрасли достаточно: от глобальных – система ЖКХ давно требует реформ, до локальных – ведь, если откровенно, нередко приходится сталкиваться даже с безразличием персонала, когда от проблем конкретного человека проще отмахнуться, словно расшифровывая аббревиатуру ЖКХ: живи как хочешь. Некоторое время назад нам даже пришлось создать одноименную рубрику, чтобы вскрыть существующие проблемы в отрасли. Конечно, без них не обойтись, тем не менее, большинство белорусов работу сферы ЖКХ оценивает положительно.

Как сделать эту отрасль еще эффективнее – вот уже два дня обсуждают на республиканском семинаре. Сегодня - с участием Президента. Главные итоги встречи – тарифы на коммунальные услуги должны быть подъемными для людей, их повысят разово на 5 долларов со следующего года. Дальше никакого роста – это требование Александра Лукашенко. Предстоит разобраться и с формированием тарифов в энергетике: жировать на жировках непозволительно. Отдельно говорили и о капремонтах. Поручено до 2020 года привести в порядок весь лифтовый фонд – это наша с вами безопасность. А еще безопасность – это чистота воды, от нее напрямую зависит здоровье. Улучшить ее качество по всей стране – тоже поручение Президента.

Впрочем, во время этой большой встречи обсуждали как глобальные вопросы (снижение себестоимости услуг, переход на более эффективные виды топлива, переработка мусора), так и частные. Например, порядок в населенных пунктах – дело не только государства, но и каждого человека. Чтобы сохранить чистоту, как белорусский бренд, нужна не только дисциплина работников ЖКХ, но и ответственность жителей городов.

За время встречи, которая длилась почти 4 часа, обсудили все аспекты работы ЖКХ. Этот разговор объективно назрел и получился предельно конкретным. В своеобразном мозговом штурме, в котором участвовали 250 человек, детально разобрали все плюсы и минусы отрасли, нашли эффективные подходы. Так что необходимо сделать, чтобы аббревиатуру ЖКХ мы расшифровывали не "живи как хочешь", а "живи как хозяин"? Рассказывает Андрей Кривошеев.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о ...» жилищно-коммунальном хозяйстве. Вечная тема во всех странах, еще с тех пор, как человечество изобрело водопровод и канализацию. Печально было, а местами и остается и в Беларуси. Краны текут, жировки огорчают, лифты ломаются, капремонты не начинаются. Все это так, но наша система ЖКХ все же потом и кровью приводится в порядок. Невооруженным глазом только за пару последних лет видны прозрачные тарифы. Наконец понятно, за что платим. Конкуренция - сами выбираем частник или ЖЭС вкрутит лампочку. Благоустройство - от балкона до парковки уже знаем, где должны сами, а где портфелем ответит чиновник или штрафом подрядчик. Плюс, конечно, сортировка отходов, экономия воды, единый номер диспетчера и даже опрятный хаус-мастер вместо вечно поддатого сантехника. Собрать весь этот опыт в единую эффективную систему для любого уголка страны - для этого сегодня на высшем уровне собрали семинар по ЖКХ. Тем более что такая форма мозгового штурма уже сработала в науке, образовании, спорте, строительстве и предпринимательстве.

К семинару готовились не вдруг, а планомерно, как того требует хозяйский подход к жилищно-коммунальной сфере. Дважды включая высший президентский уровень и Комитет госконтроля чистили тарифы - от безалаберности, накруток, коррупции и непрофильных "тарифных паразитов".

Запустили масштабный новаторский эксперимент в Минске. В столице все проблемы крупнее - и от того нагляднее. Да и ресурсов здесь объективно больше.

Параллельно замеряли градус общественных настроений, буквально выпытывая у людей, где и что течет, грязно или не отремонтировано.

По свежей социологии выходит: 66% белорусов в целом положительно оценивают ЖКХ своего района и города. Результат! Но цифра условная: завтра у тебя встал лифт или потек кран - ты уже в числе той трети, что недовольна. И виноваты все - от сантехника до мэра.

Поэтому смотрели и учились, как сделано в мире и как не надо делать - на болезненном опыте соседей. Например, украинском.

Миллиардные неплатежи, миллионы тарифных «попрошаек» - тех, кто ждет субсидии, тысячи случаев коррупции и сотни мошеннических схем. Об этом соседи говорят сами и с предостережением: не повторяйте нашего, не рубите с плеча пусть не лучшую, но живую систему, и главное - сто раз отмерьте, прежде чем отрезать ЖКХ от государства и здравого смысла.

У нас не то, что отрезать, заново учились мерить. Со счетчиками и датчиками прошли всю систему от теплоцентрали до батареи. От ТЭЦ до щитка на лестничной клетке. Мало того, профильное обучение до общего сбора прошла вся вертикаль от района до губернатора и министра.

Наглядно вчера - в первый день республиканского семинара. Посмотрели и колл-центр, и водоканал, и переработку мусора, и систему в деталях на уровне столичного района. Спорили, считали, предлагали и корректировали под свой удел. С такими итогами вышли сегодня на президентский уровень. Всех сомнений, конечно, не сняли, но на то он и семинар - по сути, мозговой штурм, чтобы конкретно, подробно, комплексно и научно перестроить систему ЖКХ. Это самое народное хозяйство в стране.

Вопрос номер 1 - даже не тарифы, а найти хозяина. Где ответственность коммунальщиков, где бизнеса, а где жильца или владельца. Не может и не должен ЖЭС отвечать за каждую лампочку в подъезде. Многое жильцы и особенно бизнес могут и делают сами. В столице с этим уже разобрались. В складчину - удобные парковки, газоны и детские площадки. Если кафе на первом этаже, приберут всю округу - так и городу, и жильцам, и бизнесу лучше.

При этом, там, где могут только коммунальщики - сети, фасады и крыши с подвалами - тройной спрос за качество. Им ведь оправдывают тарифы.

Только доказав качество, переходим к обоснованным тарифам. Критерии Президента публичны и неизменны. Рост - только вслед за повышением доходов, и не на сколько вздумается или МВФ попросит, а плавно, не выше 5 долларов в год. Пугать население стопроцентным возмещением, даже не посчитав окончательно, сколько возмещаем сегодня, вообще антинародный подход, уверен Президент.

О том, чем грозит слепой переход на стопроцентное возмещение, кричит украинский опыт. Задрали тарифы - массовые неплатежи и банкротства частных жилкомпаний. Все ветхие коммуникации все равно свалились на государство.

Ввели субсидии - за ними выстроилась половина страны. Где логика, где экономика и где эффект? Сами украинцы отвечают: выиграл только жулик-частник и чиновник-коррупционер.

Отсюда белорусская осторожность. Тарифы повышать плавно, а безналичные субсидии выделять адресно и без участия чиновника. Поручение лидера Национальному банку (он куратор) - еще раз пересмотреть всю систему, от выделения до адресата - тем, кто реально нуждается.

Наше коммунальное не было бы столь проблемным, если бы не тяжелое наследие. Поздние советские, все девяностые и начало нулевых. Сначала не было хозяина, потом всеобщая деградация хозяйства, и только потом восстановление из ямы при скудных бюджетах. В итоге - пробоина в «трубе» ЖКХ размером в 20 лет! Да, сейчас восстанавливаем, но за день просто невозможно.

Капремонт - сегодня в год 2 % от всего жилищного фонда. Задача - выход на 3 %, так наверстаем. Но ускорение не за счет качества. Спросят за каждый пролет и фасад. Лифты. До 2020 года весь парк должен быть технически исправен. Могилевскому заводу поручение повысить срок жизни оборудования. Современные материалы и технологии позволяют. Но, если ЧП - отвечать головой.

Еще одно узкое место - теплоснабжение. Во-первых, что сжигаем, если свои опилки или щепу, как в Витебске, - на 40 % дешевле, чем газ. Главное, без разгильдяйства, когда топят сырой древесиной, и тем более без вороватых посредников. Тут при любой влажности за Президентом, как говорят, «не заржавеет».

Отдельный акцент Президента - по чистой питьевой воде. Мы не Африка или Азия, где это дефицит. И при грамотной замене сетей и очистке способны к 25-му году выйти на 100-процентное качество воды. Программа есть, наука работает, новые фильтры и станции возводятся - не хватает контроля? Будет вам контроль, - обещает лидер.

Еще одно узкое место - отходы. Которые с современным уровнем технологий и при минимальной рачительности - не мусор, а ресурс для экономики.

Страна Суоми - мировой лидер по переработке отходов. По населению вдвое меньше Беларуси, но компаний, которые работают и зарабатывают на вторичных отходах, здесь больше в сотню раз. Их общий бюджет под 20 миллиардов евро. Плюс экология как национальная идея - раздельный сбор, сортировка, переработка. В итоге в топку идет лишь 5 % того, что у нас именуют мусором. Да и эти 5 % греют финнов долгими зимними ночами.

Тут, конечно, и кнут - налоги, и пряник - бизнес и занятость на чистоте и чистая страна. У нас с ходу не внедрить. Но, равняться надо на лучших. А что у нас? 16 % отходов перерабатываем, обогнали все СНГ, Латвию и Словакию. Но горы мусора под Минском просто чудовищные. Как и отношение к инвесторам в недалеком прошлом. Президенту лично приходилось вводить частную индустрию вторичных ресурсов в страну.

Ситуация меняется. По данным Академии наук, раздельно собирать отходы за пару лет стало на миллион белорусов больше. В ноябре новый сортировочный завод откроют в Минске. Но есть факты и абсолютной дискредитации, когда за спецконтейнерами приезжает одна машина!

Под жестким давлением Президента - ситуация меняется и в Минске, и в регионах. Показательна не только столица, но и наши западные «форпосты» зеленой экономики - Брест и Гродно. Специалистов лидер инспектирует публично, тут же, на семинаре.

Мы проверили. В Гродно действительно заварили последний мусоропровод в многоэтажке. Так горожан приучают сортировать отходы. И если в мае раздельно собирали мусор лишь 15%, сегодня уже почти 40%. Заводу по утилизации и сортировке всего около года, но работает в три смены. Это 120 тысяч тонн отходов в год. Причем половина вторсырья - для местной промышленности. Выходит сверхрентабельно.

Опыт Гродно и Бреста будет использован во всех регионах, кроме столицы. Здесь даже такой темп слишком мал, чтобы спасти от экологической катастрофы. Отсюда отдельное поручение столичному градоначальнику и главе президентской администрации.

Особое внимание к столице неслучайно. Здесь проходит самый масштабный эксперимент в сфере ЖКХ, который должен стать образцовым для страны. Главное в докладе мэра участники семинара уже посмотрели вживую, переложив на свои реалии. То, что необходимо внедрять здесь и сейчас, - это конкуренция. Когда заказчик и подрядчик - два разных субъекта. Причем неважно, кто исполняет - частник или ЖЭС, главное - качество.

Важная гарантия Президента - вопреки всем слухам и сплетням Министерство ЖКХ не будет разрушено. Так не повторим печальный опыт России, где повальное увлечение частными управляющими компаниями уже привело к коллапсу в системе ЖКХ. Безумные тарифы, неплатежи, воровство, износ фондов, которые в итоге снова лягут на плечи людей и бюджета.

Безусловно, минский эксперимент буквально и полностью для всех не подходит. Например, какая конкуренция возможна в агрогородке? Туда частник носа не кажет, далеко и нерентабельно. Но, например, сравнительно новый специалист - хаус-мастер, который и электрик, и сантехник, и маляр - уже прижился повсеместно, а не только в Минске. Президент инициативу поручает внедрять немедленно.

То же касается единых диспетчерских или колл-центров. Они есть в регионах, и даже в райцентрах вроде Жодинского. Но главный критерий - их прозрачность, чтобы ни одна заявка от людей не потерялась и не осталась без реакции. Один номер заменяет десятки записей в телефонной книжке. Несколько сотен звонков в день. На обработку одного запроса - всего несколько минут. Значит, специалисты приступают к устранению неполадок максимально оперативно.

Безусловно, разбирали на семинаре и лучший мировой опыт. Например, острая проблема с товариществами собственников. Хозяев много - отвечать в случае аварии или некачественного обслуживания зачастую некому. Глава международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов предлагает китайский опыт - до продажи первой квартиры в доме суровый контракт на обслуживание. И коммунальные платежи авансом - как во многих странах.

Идеала нет, хотя бы потому, что за неуплату коммунальных услуг в иных странах выбрасывают на улицу. Чуть гуманнее в Швейцарии, Германии и Франции - там с минимальным долгом отключат свет, газ и воду. В Польше еще оригинальнее. К неплательщику могут подселить такого же неплательщика - принудительное уплотнение уже опробовали в городке Крапковице. Долги пошли на спад.

В Беларуси, конечно, социальное государство, и подобная строгость не практикуется. Но знать и ценить это белорусы должны.

Все предложения, новации и поручения с республиканского семинара обретут форму указов, постановлений и решений местной власти в ближайший месяц. К доработке новой целевой программы по развитию ЖКХ до 2025 года и шире - благоустройству страны - активно подключат депутатов всех уровней, особенно Совет Республики - они представляют регионы и отрасли. Впрочем, поручение Президента - не ждать даже этого короткого месячного срока. Лучшие новации должны заработать уже завтра, если, конечно, не заработали вчера.

Вряд ли с нового года все проблемы ЖКХ будут решены, система заработает, как часы, и даже столь продуктивный и конкретный семинар станет панацеей. Но дисциплины, прозрачности и справедливости в системе действительно станет на порядок больше.

И аббревиатура ЖКХ больше не будет однозначным проклятьем, конечно, если каждый на своем месте постарается Жить, Как Хозяин.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =