Президент посетил Минский завод колесных тягачей

МЗКТ и «Волат» - техника, не знающая преград, и два промышленных гиганта, не признающие кризис мирового автопрома. Как сегодня бьется механическое сердце заводов? Что дала шестилетняя модернизация? И как чувствует себя трудовой коллектив, средний возраст которого, кстати, чуть больше сорока? Продолжение президентской инспекции отечественных промгигантов сегодня на заводе колесных тягачей - в большом репортаже Андрея Кривошеева. Сегодня уже мало кто вспомнит, что МЗКТ как «большой завод больших машин» вырос из секретного конструкторского бюро на МАЗе. Так что у него официально два дня рождения – 23 июля 1954-го ( в прошлом году отметили юбилей) и 7 февраля 1991-го, когда из Минского автомобильного гигант ушел в автономное плавание (четверть века исполнится через 5 месяцев). Сегодня МЗКТ – акционерное общество, но на 100% принадлежит государству. А как иначе, если даже заводчане называют свое предприятие «заводом в погонах». Техника уникальная и преимущественно двойного назначения. Поэтому рекламу не встретишь на улицах и по ТВ – продвижение идет на армейских выставках и полигонах. О новинках умалчивают до последнего. И дело не столько в коммерческой тайне, хотя и в ней тоже. Главное – не дать противнику времени подготовить антидот и спасти жизни будущих экипажей и военных расчетов. Главный конструктор (он, кстати, всего третий за 60 лет завода) на вопрос журналистов о новых разработках сухо отмечает: планы на 10 лет вперед сверстаны. МЗКТ в цифрах сегодня выглядит более чем убедительно – приятной аномалией на фоне мирового кризиса автомобильной индустрии. Коллектив - почти 5,5 тысячи человек, причем за пять лет не сократили, а добавили 1,5 тысячи. Модернизацию рачительно и расчетливо начали еще в 2007-м, сначала, как все, за счет кредитов, но последние три года целиком из собственной прибыли. Цифрам позавидует любой промгигант в Центральной и Восточной Европе – почти триллион за 3,5 года. Как итог - производитель и на вид, и по начинке суперсовременное предприятие. Техники стали выпускать в 1,5 раза больше, экспорт в валюте удвоился, прибыль выросла в 8,5 раза. Но главное даже не это, уверен директор. Коллектив – один из самых молодых и талантливых в Беларуси. Ему чуть более 40 лет. Сергей Гурулев, председатель Госкомвоенпрома: «Причина наших успехов – глубокое планирование, раз. Второе – подбор и невмешательство в дела директоров. Три – это кооперация и контроль действия. По этому принципу мы и работаем. У нас вполне самостоятельные руководители. Вы видели, что здесь на местах докладывали начальники цехов. Все 12 начальников – молодые люди. Порядка 35 лет. Сложившиеся. И с опорой на людей». На МЗКТ конкурс даже для специалистов с высшим техническим образованием. МЗКТ – это системный новатор. Каждый год добавляет до 7 новых машин, продвигая продукцию на рынки 20 стран мира. Основные, конечно, Россия, Китай, Арабские Эмираты и Турция. Впрочем, география неполная, ведь МЗКТ – это шасси («рабочие лошадки») большинства образцов российского военпрома и в комплекте С-300 или «Ураганов» присутствуют на всех континентах. Кстати, сегодня конструкторы работают по принципу «любой оплаченный каприз заказчика». МЗКТ – предприятие стратегическое и для экономики, и для обороны, а потому внимание государства и Президента лично к нему особое. В цифрах по пятилетке Александр Лукашенко разбирается, пожалуй, даже лучше местных экономистов – с 2010 года власть помогала заводу трижды. А два СП с Китаем и вовсе сопровождались на высшем уровне. Поэтому сегодня с порога белорусский лидер говорит не о заслугах и достижениях – их хватает, а о проблемах. Причем, самые острые даже не на МЗКТ, а у коллег по цеху в регионах. Например, у Строймашины в Могилеве. Еще одна проблема – внешняя. Россия подводит с переоснащением общей группировки и даже тормозит белорусское производство аналогов. В логике капитализма все понятно – опасаются конкурентов. Но в логике главного союзника – абсолютная аномалия и даже вредительство. Президент реагирует жестко. Общая позиция Президента – не клянчить даже у союзника и изживать из себя комплекс младшего брата и союзника. Уже знаем, как и что можем делать самостоятельно – тот же оперативно-тактический ЗРК "Полонез" и многофункциональные бронемашины для армии. Сергей Гурулев, председатель Госкомвоенпрома: «В первый квартал следующего года мы представим Министерству обороны два опытных образца для испытания. Затем доработка, опытная партия, и мы будем готовы выйти на внешний рынок по легкобронированным машинам. Это машины будущего. Они подъемны заводом, подъемны республикой, более 15 предприятий участвуют в создании. Более 80% будет белорусского происхождения». Еще одна острая тема – приватизация. Белорусский лидер против – сами справляемся, эффективности не прибавим, новые рынки сбыта есть. Простой вопрос – зачем? Президент подробно знакомится с работой важнейших цехов и участков завода. Часть станков, закупленных по программе модернизации, столь новые и современные, что еще пахнут заводской смазкой. Но уже работают на поток. Один из эффектов – создание собственной гидромеханической коробки передач, ей нет аналогов в СНГ. Глава государства и на остальных участках требует большей локализации. Максимум комплектующих, не только железо должны производить белорусские специалисты. Президент еще раз акцентирует региональный и солидарный характер белорусской промышленности. Не строить новые цеха, а делиться заказами с уже слаженными коллективами. Особенно с теми, которые сегодня объективно страдают от нехватки заказов извне. Самая наглядная и зрелищная часть маршрута Президента – площадка с готовой продукцией МЗКТ и "Волата". Интересно, что здесь только новинки и результат глубокой модернизации. И все равно техника занимает весь внутренний дворик и больше похожа на выставку в стиле хаки вроде "Милекса" или "Армии-2015". Вслед за Президентом и главой Госвоенпрома мы составили шорт-лист самых ярких и убедительных для мирового рынка отечественных новаций. Наш беглый обзор модельного ряда начинаем с самого тяжелого пока шасси МЗКТ. Это основа для межконтинентальных баллистических систем "Тополь-М" и "Ярс". То есть еще и основа для полного перевооружения союзной российской армии. В месяц выпускается две машины. В штуках вроде бы немного, но вот в валюте это шестая часть всего экспорта машиностроительного гиганта. А это самое массовое изделие оборонного завода. 543-е шасси. Первый экземпляр выпущен еще в далеком 1961-м. Т. е. сегодня машина уже отметила свой полувековой юбилей. Специалисты ласково называют шасси "дедушкой" отечественного тяжелого автопрома во всех смыслах. Как и положено отцу-основателю, за ним стоит целое семейство модернизированных шасси. На его базе работают С-300 и С-400, «Смерчи» и «Рубежи». По всему миру от Азии и СНГ до Африки и Латинской Америки. Заявки есть до 2020 года, поэтому самая популярная шутка военных: "Дедушка еще в строю и даст фору молодежи". Два универсальных тягача под брендом «Волат». Сегодня бывшее подразделение МЗКТ – отдельный и успешный промышленный гигант. Внешне тягачи – близнецы-братья. А вот по начинке два поколения плюс. Уникальная для СНГ выносливая подвеска. Отсюда маневренность и скорость даже по бездорожью. Семейство 7930. На его базе работают знаменитые «Искандеры» и «Бастионы». Для нас важно, что это основа для первой белорусско-китайской системы залпового огня с мелодичным именем «Полонез». Благодаря шасси на всех стрельбах "Полонез" звучит одинаково «мелодично» и сурово. Интеллект современной армии – радиолокационная разведка и сверхточное управление. Чтобы уместить «изделие» в кадр, приходится отходить метров на 200. Простым языком технику называют шасси с мачтой. Разработка целиком белорусская, при этом предложения от российских коллег купить производство целиком звучат регулярно. Два образца от «Волата», но уже не военного, а стратегического, гражданского, направления – разведка и добыча нефти и газа. Первая машина трудится в Беларуси, России и Туркмении. Вскоре пойдет в Азербайджан. Вторая уникальна своей производственной кооперацией. Вдумайтесь: чтобы создать этот комплекс по ремонту и обслуживанию нефтегазовых скважин, с Беларусью работают компании из США, Евросоюза и даже Южной Кореи. И это несмотря на санкции, давление и грозную риторику – бизнес есть бизнес. Приятно то, что в готовой машине 90% - это наши комплектующие. Говорят так: «Два "К" – кооперация и качество» мирового уровня. Ну и еще одна гражданская новинка под брендом «Неман». Настоящий народный автомобиль, замена пригородным импортным маршруткам. По скорости, экономичности, надежности подвески и неприхотливости ничуть не уступает украинским и немецким аналогам. А вот внутри сплошные бонусы. Больше пространства и для пассажиров, и их багажа – дачники и туристы оценят. Высокие потолки – не надо горбатиться и есть где размять ноги. Наконец, посадочные места – их три десятка, но есть пространство для комфорта. Все это удалось упаковать в целом в небольшой кузов. Отсюда и "народность" "Немана" и его потенциал на соседних рынках. Особый интерес Президента вызывает новинка с совсем небелорусским именем – "Кайман". Это легкая машина, мало того, что на 85% белорусская, так еще плавает, по классу брони выдерживает крупнокалиберный пулемет последних моделей, разгоняется до 110 километров в час и вскоре получит экономный и надежный отечественный двигатель. Общее впечатление Главы государства от МЗКТ, "Волата" и в целом военпрома положительное. Качественная, расторопная, просчитанная модернизация. "Золотой коллектив» конструкторов конкуренты за глаза называют гениями, своя линейка новейшей техники почти без оглядки на импорт. И, увы, для обывателя, но в плюс производителю техники двойного назначения – повышенный мировой спрос на оружие и безопасность. 
14.08.2015 21:03

МЗКТ и «Волат» - техника, не знающая преград, и два промышленных гиганта, не признающие кризис мирового автопрома. Как сегодня бьется механическое сердце заводов? Что дала шестилетняя модернизация? И как чувствует себя трудовой коллектив, средний возраст которого, кстати, чуть больше сорока?

Продолжение президентской инспекции отечественных промгигантов сегодня на заводе колесных тягачей - в большом репортаже Андрея Кривошеева. Сегодня уже мало кто вспомнит, что МЗКТ как «большой завод больших машин» вырос из секретного конструкторского бюро на МАЗе. Так что у него официально два дня рождения – 23 июля 1954-го ( в прошлом году отметили юбилей) и 7 февраля 1991-го, когда из Минского автомобильного гигант ушел в автономное плавание (четверть века исполнится через 5 месяцев).

Сегодня МЗКТ – акционерное общество, но на 100% принадлежит государству. А как иначе, если даже заводчане называют свое предприятие «заводом в погонах». Техника уникальная и преимущественно двойного назначения. Поэтому рекламу не встретишь на улицах и по ТВ – продвижение идет на армейских выставках и полигонах. О новинках умалчивают до последнего. И дело не столько в коммерческой тайне, хотя и в ней тоже. Главное – не дать противнику времени подготовить антидот и спасти жизни будущих экипажей и военных расчетов.

Главный конструктор (он, кстати, всего третий за 60 лет завода) на вопрос журналистов о новых разработках сухо отмечает: планы на 10 лет вперед сверстаны.

МЗКТ в цифрах сегодня выглядит более чем убедительно – приятной аномалией на фоне мирового кризиса автомобильной индустрии. Коллектив - почти 5,5 тысячи человек, причем за пять лет не сократили, а добавили 1,5 тысячи.

Модернизацию рачительно и расчетливо начали еще в 2007-м, сначала, как все, за счет кредитов, но последние три года целиком из собственной прибыли. Цифрам позавидует любой промгигант в Центральной и Восточной Европе – почти триллион за 3,5 года.

Как итог - производитель и на вид, и по начинке суперсовременное предприятие. Техники стали выпускать в 1,5 раза больше, экспорт в валюте удвоился, прибыль выросла в 8,5 раза.

Но главное даже не это, уверен директор. Коллектив – один из самых молодых и талантливых в Беларуси. Ему чуть более 40 лет.

Сергей Гурулев, председатель Госкомвоенпрома: «Причина наших успехов – глубокое планирование, раз. Второе – подбор и невмешательство в дела директоров. Три – это кооперация и контроль действия. По этому принципу мы и работаем. У нас вполне самостоятельные руководители. Вы видели, что здесь на местах докладывали начальники цехов. Все 12 начальников – молодые люди. Порядка 35 лет. Сложившиеся. И с опорой на людей».

На МЗКТ конкурс даже для специалистов с высшим техническим образованием. МЗКТ – это системный новатор. Каждый год добавляет до 7 новых машин, продвигая продукцию на рынки 20 стран мира. Основные, конечно, Россия, Китай, Арабские Эмираты и Турция. Впрочем, география неполная, ведь МЗКТ – это шасси («рабочие лошадки») большинства образцов российского военпрома и в комплекте С-300 или «Ураганов» присутствуют на всех континентах. Кстати, сегодня конструкторы работают по принципу «любой оплаченный каприз заказчика».

МЗКТ – предприятие стратегическое и для экономики, и для обороны, а потому внимание государства и Президента лично к нему особое. В цифрах по пятилетке Александр Лукашенко разбирается, пожалуй, даже лучше местных экономистов – с 2010 года власть помогала заводу трижды. А два СП с Китаем и вовсе сопровождались на высшем уровне. Поэтому сегодня с порога белорусский лидер говорит не о заслугах и достижениях – их хватает, а о проблемах. Причем, самые острые даже не на МЗКТ, а у коллег по цеху в регионах. Например, у Строймашины в Могилеве.

Еще одна проблема – внешняя. Россия подводит с переоснащением общей группировки и даже тормозит белорусское производство аналогов. В логике капитализма все понятно – опасаются конкурентов. Но в логике главного союзника – абсолютная аномалия и даже вредительство. Президент реагирует жестко.

Общая позиция Президента – не клянчить даже у союзника и изживать из себя комплекс младшего брата и союзника. Уже знаем, как и что можем делать самостоятельно – тот же оперативно-тактический ЗРК "Полонез" и многофункциональные бронемашины для армии.

Сергей Гурулев, председатель Госкомвоенпрома: «В первый квартал следующего года мы представим Министерству обороны два опытных образца для испытания. Затем доработка, опытная партия, и мы будем готовы выйти на внешний рынок по легкобронированным машинам. Это машины будущего. Они подъемны заводом, подъемны республикой, более 15 предприятий участвуют в создании. Более 80% будет белорусского происхождения».

Еще одна острая тема – приватизация. Белорусский лидер против – сами справляемся, эффективности не прибавим, новые рынки сбыта есть. Простой вопрос – зачем?

Президент подробно знакомится с работой важнейших цехов и участков завода. Часть станков, закупленных по программе модернизации, столь новые и современные, что еще пахнут заводской смазкой. Но уже работают на поток. Один из эффектов – создание собственной гидромеханической коробки передач, ей нет аналогов в СНГ. Глава государства и на остальных участках требует большей локализации. Максимум комплектующих, не только железо должны производить белорусские специалисты.

Президент еще раз акцентирует региональный и солидарный характер белорусской промышленности. Не строить новые цеха, а делиться заказами с уже слаженными коллективами. Особенно с теми, которые сегодня объективно страдают от нехватки заказов извне.

Самая наглядная и зрелищная часть маршрута Президента – площадка с готовой продукцией МЗКТ и "Волата". Интересно, что здесь только новинки и результат глубокой модернизации. И все равно техника занимает весь внутренний дворик и больше похожа на выставку в стиле хаки вроде "Милекса" или "Армии-2015". Вслед за Президентом и главой Госвоенпрома мы составили шорт-лист самых ярких и убедительных для мирового рынка отечественных новаций.

Наш беглый обзор модельного ряда начинаем с самого тяжелого пока шасси МЗКТ. Это основа для межконтинентальных баллистических систем "Тополь-М" и "Ярс". То есть еще и основа для полного перевооружения союзной российской армии. В месяц выпускается две машины. В штуках вроде бы немного, но вот в валюте это шестая часть всего экспорта машиностроительного гиганта.

А это самое массовое изделие оборонного завода. 543-е шасси. Первый экземпляр выпущен еще в далеком 1961-м. Т. е. сегодня машина уже отметила свой полувековой юбилей. Специалисты ласково называют шасси "дедушкой" отечественного тяжелого автопрома во всех смыслах. Как и положено отцу-основателю, за ним стоит целое семейство модернизированных шасси. На его базе работают С-300 и С-400, «Смерчи» и «Рубежи». По всему миру от Азии и СНГ до Африки и Латинской Америки. Заявки есть до 2020 года, поэтому самая популярная шутка военных: "Дедушка еще в строю и даст фору молодежи".

Два универсальных тягача под брендом «Волат». Сегодня бывшее подразделение МЗКТ – отдельный и успешный промышленный гигант. Внешне тягачи – близнецы-братья. А вот по начинке два поколения плюс. Уникальная для СНГ выносливая подвеска. Отсюда маневренность и скорость даже по бездорожью.

Семейство 7930. На его базе работают знаменитые «Искандеры» и «Бастионы». Для нас важно, что это основа для первой белорусско-китайской системы залпового огня с мелодичным именем «Полонез». Благодаря шасси на всех стрельбах "Полонез" звучит одинаково «мелодично» и сурово.

Интеллект современной армии – радиолокационная разведка и сверхточное управление. Чтобы уместить «изделие» в кадр, приходится отходить метров на 200. Простым языком технику называют шасси с мачтой. Разработка целиком белорусская, при этом предложения от российских коллег купить производство целиком звучат регулярно.

Два образца от «Волата», но уже не военного, а стратегического, гражданского, направления – разведка и добыча нефти и газа. Первая машина трудится в Беларуси, России и Туркмении. Вскоре пойдет в Азербайджан. Вторая уникальна своей производственной кооперацией. Вдумайтесь: чтобы создать этот комплекс по ремонту и обслуживанию нефтегазовых скважин, с Беларусью работают компании из США, Евросоюза и даже Южной Кореи. И это несмотря на санкции, давление и грозную риторику – бизнес есть бизнес. Приятно то, что в готовой машине 90% - это наши комплектующие. Говорят так: «Два "К" – кооперация и качество» мирового уровня.

Ну и еще одна гражданская новинка под брендом «Неман». Настоящий народный автомобиль, замена пригородным импортным маршруткам. По скорости, экономичности, надежности подвески и неприхотливости ничуть не уступает украинским и немецким аналогам. А вот внутри сплошные бонусы. Больше пространства и для пассажиров, и их багажа – дачники и туристы оценят. Высокие потолки – не надо горбатиться и есть где размять ноги. Наконец, посадочные места – их три десятка, но есть пространство для комфорта. Все это удалось упаковать в целом в небольшой кузов. Отсюда и "народность" "Немана" и его потенциал на соседних рынках.

Особый интерес Президента вызывает новинка с совсем небелорусским именем – "Кайман". Это легкая машина, мало того, что на 85% белорусская, так еще плавает, по классу брони выдерживает крупнокалиберный пулемет последних моделей, разгоняется до 110 километров в час и вскоре получит экономный и надежный отечественный двигатель.

Общее впечатление Главы государства от МЗКТ, "Волата" и в целом военпрома положительное. Качественная, расторопная, просчитанная модернизация. "Золотой коллектив» конструкторов конкуренты за глаза называют гениями, своя линейка новейшей техники почти без оглядки на импорт. И, увы, для обывателя, но в плюс производителю техники двойного назначения – повышенный мировой спрос на оружие и безопасность. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =