Президент: Налоговая система в Беларуси должна быть максимально стабильной

Такой посыл прозвучал сегодня на совещании у Президента, во время которого обсуждали отдельные вопросы налогообложения. В частности, поправки коснутся арендной платы за земельные участки, административных процедур, а это взимание госпошлин, консульские сборы и патентные пошлины. И здесь, подчеркнул Президент, не идет речь о поднятии налогов, тем более учитывая непростой экономический период. Изменения в большей степени носят технический характер и не должны ухудшать положение людей. В последнее время по улучшению налоговой системы в стране сделали немало. Количество налогов уменьшилось, их стало проще платить, к тому же почти каждое изменение обсуждают с бизнесменами. Впрочем, резервы для оптимизации есть. В реалиях и перспективах налоговой системы разбирался Андрей Лаптенок. О стабильности законодательства в сфере налогов начинали говорить на большом февральском совещании у Президента. Одним из ключевых посылов стал принцип равенства условий работы для всех субъектов хозяйствования. Потребовал Глава государства изменить и подход к предоставлению преференций. Только в прошлом году из-за большого количества льгот бюджет государства, по словам Александра Лукашенко, не добрал порядка миллиарда долларов. Елена Киреева, завкафедрой налогов и налогообложения БГЭУ: «Льгота - норма или исключение? Это обычный государственный механизм. На каких-то этапах развития общества мы можем применять какую-то льготу, на каком-то другом этапе мы не должны это делать. Т.е. инструменты должны быть достаточно подвижны. Экономика должны быть гибкой, пластичной. Она должна учитывать те условия, которые существуют. Конечно, количество льгот в размере 250 это не нормально, это не реально. Естественно, ряд льгот, которые у нас существуют, они не действующие. Они уже просто отмирают в связи с тем, что экономическая ситуация изменилась». Поводом вновь обратить внимание на эффективность налоговой системы стало и сегодняшнее совещание во Дворце Республики. Правительством представлен документ, согласно которому некоторые нормативно-правовые акты необходимо привести в соответствие с Налоговым кодексом. Напомню, кодекс вступил в силу с 1 января. Что предложено на рассмотрение Главы государства, рассказывает Министр финансов Владимир Амарин. Владимир Амарин, Министр финансов Беларуси: «Это касалось, в первую очередь, арендной платы за землю, находящуюся в госсобственности, и применение административных процедур в части взимания государственной пошлины, взимания госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также патентных пошлин, уплачиваемых физическими лицами. Также были приведены в соответствие с нормами земельного налога льготы, т.е упорядочены льготы по арендной плате за землю, находящуюся в государственной собственности». Александр Лукашенко соглашается, налоговая сфера не может быть застывшей и должна корректироваться, но насколько подготовленный проект указа необходим для плательщиков и бюджета? И получится ли при сохранении интересов государства отстоять интересы граждан? Глава государства делает отсылку к февральскому совещанию. Тогда определились, налоговая система должна быть максимально простой, прозрачной и главное - стабильной. Это важно и для граждан, и для нашего предпринимательского сектора, чтобы он работал, не опасаясь, что в любое время налоговая схема может поменяться, и он окажется в заведомо проигрышной ситуации. Стоит напомнить, что налоги – это не только фискальный инструмент, но и стимул для развития экономики. Т.е. создавать условия для роста тех, кто платит налоги, задача государства. Поэтому просьба от бизнеса в этой части, по сути, одна - чтобы все действия по изменению налоговой системы были предсказуемы. Павел Лащенко, управляющий партнер международной аудиторской компании: «Это как раз то, чего ждут иностранные инвесторы и белорусское бизнес-сообщество. Потому что нестабильность в налоговом законодательстве, частые изменения, повышения ставок как раз вызывало беспокойство, исходя из наших опросов иностранного бизнес-сообщества. Это был один из негативных факторов, которые влияли на приток инвестиций в Республику Беларусь. Поэтому я полагаю, что такое заявление высшего руководства страны в области стабильности налогового законодательства на ближайший год очень хорошо. Особенно в период, когда, по сути, времена непростые как у нас, так и у наших соседей». К слову, у наших ближайших соседей, россиян, только за 2014 год комитетом Госдумы по бюджету и налогам рассмотрено более 50 поправок в Налоговый кодекс. Если бы не частые смены, позиции России в рейтинге Doing Business могли бы быть выше. Беларусь за последние 7 лет, вопреки скепсису многих наблюдателей, вплотную приблизилась к тридцатке стран с наилучшим деловым климатом. Напомним, попасть в ТОП-30 в течение ближайших лет - такую задачу ставил перед правительством и парламентом Президент. Последовательное и точечное улучшение наших позиций, таких как регистрация бизнеса или собственности, международная торговля, исполнение контрактов, вывело нас на передовые позиции. За несколько последних лет удалось оптимизировать и фискальную систему. Вот и в самом свежем, престижном рейтинге Всемирного банка, который оценивает условия ведения бизнеса, налогообложение в Беларуси оценили совсем неплохо. 63-я из почти 200 стран. И здесь эксперты по праву отмечают усилия белорусского правительства. В социально ориентированной экономике, которой является и белорусская экономика, сделать налоги низкими чрезвычайно трудно, совсем другое дело их количество и процедуры администрирования, которые удалось существенно упростить. Эффект очевидный, стоит напомнить, что буквально в начале этой пятилетки Беларусь была далеко за первой сотней. Павел Лащенко, управляющий партнер международной аудиторской компании: «Пять лет назад по условиям ведения бизнеса в области налогообложения, по рейтингу Всемирного банка Doing Business, мы были фактически на последнем месте. И за пять лет, надо сказать, были проделаны большие серьезные реформы в этой части. Как с точки зрения общей налоговой нагрузки, которая была снижена, так и с точки зрения администрирования налогов». Популярное мнение в нашем обществе – налоговая нагрузка могла бы быть ниже. Однако не следует забывать, что если платить налоги в меньшем размере, то каким образом финансировать повседневные и необходимые расходы государства? Только один пример. Большая часть местных бюджетов идет на здравоохранение, образование и коммунальное хозяйство. Результаты этих расходов мы видим в повседневной жизни: благоустроенные и чистые города и сельские населенные пункты, новые, отремонтированные и оборудованные детские сады, школы, больницы и поликлиники, спортивные комплексы, детские игровые площадки — все это деньги, которые вернулись из местного бюджета от уплаты нами, в частности, налога на землю. С точки зрения экономической отдачи и этот налог, и арендная плата за землепользование крайне важны. По итогам совещания Глава государства одобрил в целом представленные ему на рассмотрение документы, поручив их доработку с учетом сегодняшних обсуждений. В ближайшее время документ вернется Президенту. Уходящий год и 2016 станут временем дошлифовки всей налоговой системы.
02.11.2015 21:01

Такой посыл прозвучал сегодня на совещании у Президента, во время которого обсуждали отдельные вопросы налогообложения. В частности, поправки коснутся арендной платы за земельные участки, административных процедур, а это взимание госпошлин, консульские сборы и патентные пошлины. И здесь, подчеркнул Президент, не идет речь о поднятии налогов, тем более учитывая непростой экономический период. Изменения в большей степени носят технический характер и не должны ухудшать положение людей. В последнее время по улучшению налоговой системы в стране сделали немало. Количество налогов уменьшилось, их стало проще платить, к тому же почти каждое изменение обсуждают с бизнесменами. Впрочем, резервы для оптимизации есть. В реалиях и перспективах налоговой системы разбирался Андрей Лаптенок.

О стабильности законодательства в сфере налогов начинали говорить на большом февральском совещании у Президента. Одним из ключевых посылов стал принцип равенства условий работы для всех субъектов хозяйствования. Потребовал Глава государства изменить и подход к предоставлению преференций. Только в прошлом году из-за большого количества льгот бюджет государства, по словам Александра Лукашенко, не добрал порядка миллиарда долларов.

Елена Киреева, завкафедрой налогов и налогообложения БГЭУ: «Льгота - норма или исключение? Это обычный государственный механизм. На каких-то этапах развития общества мы можем применять какую-то льготу, на каком-то другом этапе мы не должны это делать. Т.е. инструменты должны быть достаточно подвижны. Экономика должны быть гибкой, пластичной. Она должна учитывать те условия, которые существуют. Конечно, количество льгот в размере 250 это не нормально, это не реально. Естественно, ряд льгот, которые у нас существуют, они не действующие. Они уже просто отмирают в связи с тем, что экономическая ситуация изменилась».

Поводом вновь обратить внимание на эффективность налоговой системы стало и сегодняшнее совещание во Дворце Республики. Правительством представлен документ, согласно которому некоторые нормативно-правовые акты необходимо привести в соответствие с Налоговым кодексом. Напомню, кодекс вступил в силу с 1 января. Что предложено на рассмотрение Главы государства, рассказывает Министр финансов Владимир Амарин.

Владимир Амарин, Министр финансов Беларуси: «Это касалось, в первую очередь, арендной платы за землю, находящуюся в госсобственности, и применение административных процедур в части взимания государственной пошлины, взимания госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, а также патентных пошлин, уплачиваемых физическими лицами. Также были приведены в соответствие с нормами земельного налога льготы, т.е упорядочены льготы по арендной плате за землю, находящуюся в государственной собственности».

Александр Лукашенко соглашается, налоговая сфера не может быть застывшей и должна корректироваться, но насколько подготовленный проект указа необходим для плательщиков и бюджета? И получится ли при сохранении интересов государства отстоять интересы граждан?

Глава государства делает отсылку к февральскому совещанию. Тогда определились, налоговая система должна быть максимально простой, прозрачной и главное - стабильной. Это важно и для граждан, и для нашего предпринимательского сектора, чтобы он работал, не опасаясь, что в любое время налоговая схема может поменяться, и он окажется в заведомо проигрышной ситуации.

Стоит напомнить, что налоги – это не только фискальный инструмент, но и стимул для развития экономики. Т.е. создавать условия для роста тех, кто платит налоги, задача государства. Поэтому просьба от бизнеса в этой части, по сути, одна - чтобы все действия по изменению налоговой системы были предсказуемы.

Павел Лащенко, управляющий партнер международной аудиторской компании: «Это как раз то, чего ждут иностранные инвесторы и белорусское бизнес-сообщество. Потому что нестабильность в налоговом законодательстве, частые изменения, повышения ставок как раз вызывало беспокойство, исходя из наших опросов иностранного бизнес-сообщества. Это был один из негативных факторов, которые влияли на приток инвестиций в Республику Беларусь. Поэтому я полагаю, что такое заявление высшего руководства страны в области стабильности налогового законодательства на ближайший год очень хорошо. Особенно в период, когда, по сути, времена непростые как у нас, так и у наших соседей».

К слову, у наших ближайших соседей, россиян, только за 2014 год комитетом Госдумы по бюджету и налогам рассмотрено более 50 поправок в Налоговый кодекс. Если бы не частые смены, позиции России в рейтинге Doing Business могли бы быть выше.

Беларусь за последние 7 лет, вопреки скепсису многих наблюдателей, вплотную приблизилась к тридцатке стран с наилучшим деловым климатом. Напомним, попасть в ТОП-30 в течение ближайших лет - такую задачу ставил перед правительством и парламентом Президент. Последовательное и точечное улучшение наших позиций, таких как регистрация бизнеса или собственности, международная торговля, исполнение контрактов, вывело нас на передовые позиции. За несколько последних лет удалось оптимизировать и фискальную систему.

Вот и в самом свежем, престижном рейтинге Всемирного банка, который оценивает условия ведения бизнеса, налогообложение в Беларуси оценили совсем неплохо. 63-я из почти 200 стран. И здесь эксперты по праву отмечают усилия белорусского правительства. В социально ориентированной экономике, которой является и белорусская экономика, сделать налоги низкими чрезвычайно трудно, совсем другое дело их количество и процедуры администрирования, которые удалось существенно упростить.

Эффект очевидный, стоит напомнить, что буквально в начале этой пятилетки Беларусь была далеко за первой сотней.

Павел Лащенко, управляющий партнер международной аудиторской компании: «Пять лет назад по условиям ведения бизнеса в области налогообложения, по рейтингу Всемирного банка Doing Business, мы были фактически на последнем месте. И за пять лет, надо сказать, были проделаны большие серьезные реформы в этой части. Как с точки зрения общей налоговой нагрузки, которая была снижена, так и с точки зрения администрирования налогов».

Популярное мнение в нашем обществе – налоговая нагрузка могла бы быть ниже. Однако не следует забывать, что если платить налоги в меньшем размере, то каким образом финансировать повседневные и необходимые расходы государства? Только один пример. Большая часть местных бюджетов идет на здравоохранение, образование и коммунальное хозяйство. Результаты этих расходов мы видим в повседневной жизни: благоустроенные и чистые города и сельские населенные пункты, новые, отремонтированные и оборудованные детские сады, школы, больницы и поликлиники, спортивные комплексы, детские игровые площадки — все это деньги, которые вернулись из местного бюджета от уплаты нами, в частности, налога на землю. С точки зрения экономической отдачи и этот налог, и арендная плата за землепользование крайне важны.

По итогам совещания Глава государства одобрил в целом представленные ему на рассмотрение документы, поручив их доработку с учетом сегодняшних обсуждений. В ближайшее время документ вернется Президенту. Уходящий год и 2016 станут временем дошлифовки всей налоговой системы.



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =