Президент Беларуси Александр Лукашенко провел две рабочие встречи

15 Сентября 2017

Вовлечь провинцию в экономику и дать частной инициативе в малых городах и на селе правовые возможности. Участники предпринимательской деятельности на этих территориях уже пользуются преференциями и льготами, и все же резервы для повышения экономического потенциала регионов, а также создания привлекательных условий не только для тех, кто занимается бизнесом, но и просто живет и трудится на селе, есть. И сейчас власть готова сделать еще один шаг навстречу. Четкий посыл, который в последнее время нередко звучал от Главы государства, - предстоящая пятилетка будет направлена именно на то, чтобы раскрепостить инициативу конкретного человека и небольших коллективов. Так выстроится целая цепочка - новые бизнесы, новые рабочие места, конкуренция и новое высокое качество товаров и услуг. Большая работа уже ведется. Завершается подготовка целого ряда документов по либерализации условий предпринимательской деятельности в стране. Особое внимание в них как раз белоруской глубинке. Сегодня Президент Беларуси Александр Лукашенко провел сразу две рабочие встречи. Главы министерств по налогам и сборам и антимонопольного регулирования и торговли представили проекты указов из либерального пакета.

Как повысить деловую активность в регионах и вовлечь незанятое население в легальный бизнес? Репортаж Андрея Лаптенка.

Десятки встреч, заявлений, комментариев в напряженном сентябрьском графике Главы государства, и вопросы безопасности, и высшая дипломатия, и кадровые решения, и очень много экономики (куда без нее). Но при безусловной важности каждого пункта рабочей повестки Президента вопрос развития регионов звучал с особым акцентом. И, кажется, формально аудитория, которой любопытно знать, какое будущее ждет нашу провинцию, уступает общему городскому населению страны, каждый из нас так или иначе завязан на свою малую родину.

Для того, чтобы качественно изменить жизнь периферии, власть предлагает сотрудничество и крупному бизнесу, и международным структурам. И сразу несколько задач, подчиненных одной цели. С одной стороны, обеспечить деревне в широком смысле такой же уровень обслуживания и тот же ассортимент, что и в городах, c другой - дать инициативным белорусам, там, в регионах, возможность конкурировать с крупным бизнесом и государством. И в этой конкурентной борьбе точно не все решают деньги. Чтобы вовлечь провинцию в экономику, частной инициативе нужно дать правовые возможности.

В 2012 году президентский Декрет №6 фактически задал такой тон и, пожалуй, заставил поверить, что бизнес в малых городах и на селе получит развитие. Отменили подоходный налог и налог на недвижимость, уплату госпошлины за лицензию. За первый год работы по новым правилам регионы едва ли ни втрое опередили крупные города по количеству новых зарегистрированных предприятий.

Открыть в Краснополье филиал для предприятия МАГАТЭКС — шаг абсолютно осознанный. Новое производство позволило создать 24 новых рабочих места, обеспечив деятельностью более 30 человек. Многие прошли переобучение.

Расширить объемы собственного производства, нарастить доходы — кажется, внутренние задачи предприятия, но абсолютно вписывающиеся в общий государственный курс, направленный на развитие небольших районных городов.

Очередным шагом к этому станет Пакет документов о стимулировании деловой инициативы в Беларуси, который должен быть готов к 1 октября. Эксперты, близкие к правительству, уверяют - весь пакет практически готов, остались штрихи. Штрихи, но невероятно важные, вокруг которых долго шла дискуссия и внутри правительства. Указ «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» - один из таких документов.

В том числе и от его принятия зависит разворот негативной тенденции в регионах. МАРТ взывает к статистике: на селе и в малых городах количество магазинов и других торговых объектов сокращается - за последние три года минус 10%.

Впрочем, при подготовке проекта указа учитывался главный принцип - никакие, даже самые благие, цели либерализации бизнеса не могут и не должны исключить потерю контроля и управляемость в экономике.

Еще один предмет большой общественной дискуссии - налоги. Как сохранить баланс между интересами государства и бизнеса? Ведь в любом случае бизнес - тот самый источник пополнения госказны. Заплатит он налоги или, получив максимальные льготы, будет развиваться, создавая рабочие места, повышая конкуренцию, а значит и качество продукции или услуг? Не отказаться от налогов совсем! Но для оптимизации фискальной сферы все еще существуют большие резервы.

За последние годы в налогах многое изменилось. Отменили обязательное соблюдение единой тарифной сетки. Оборотные налоги с выручки, госрегулирование цен для всех субъектов хозяйствования. Общий список внушительный. За последние 5 лет в стране упразднили 26 налогов и сборов!

Не случайно результата еще одной рабочей встречи журналисты ждали с не меньшим интересом. Глава МНС докладывал сразу по двум указам: «О регулировании деятельности физических лиц» и "О налоговом консультировании". По первому расширен перечень видов деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации при условии уплаты единого налога. К существующим 18-ти еще плюс 12.

Если вы любите кулинарить, готовы сдавать в краткосрочную аренду свое жилье, ремонтировать мебель, часы и обувь, умеете шить одежду, настраивать музыкальные инструменты, пилить дрова или выкладывать печь или, наконец, готовы оказывать услуги в сфере компьютерного программирования - будьте готовы. Перечень не весь. Главное - еще один шаг к легализации той деятельности, которой многие сейчас занимаются в домашних условиях.

Президент проект указа поддержал. Еще один документ, представленный Сергеем Наливайко, - "О налоговом консультировании" - вызвал у Главы государства больше вопросов.

Очевидно, защитить вопрос перед Главой государства министру удалось. Следом Сергей Наливайко спешит успокоить журналистов. В соответствии с проектом указа на налоговых консультантов возлагается полная материальная ответственность за качество и результат их деятельности, а возможные риски причинения вреда подлежат обязательному страхованию.

Кроме того, обращаться или нет к налоговым консультантам — решать самим предпринимателям. Дело, как говорится, добровольное. Дополнительных затрат бюджетных средств на организацию института налоговых консультантов не потребуется. И, наконец, это практика, проверенная временем и в образцовых экономиках.

Сегодняшние рабочие встречи и фактическое одобрение Президентом проектов представленных указов - по сути сигнал, что большая работа по принятию пакета документов, направленных на развитие предпринимательства и стимулирования деловой активности населения, вышла на финишную прямую. На следующей неделе у Президента еще несколько рабочих встреч в рамках этой повестки. Ожидается, что все десять проектов законодательных актов, входящих в новый пакет документов «Либерализация бизнеса», будут приняты до 1 октября.


Популярное

Рекомендуем

Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =