Изменения в избирательном законодательстве должны быть взвешенными и в интересах белорусского народа.
Изменения в избирательном законодательстве должны быть взвешенными и в интересах белорусского народа. Это подчеркнул Президент Александр Лукашенко на совещании, где был представлен проект закона о внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс. Концептуальный разговор на эту тему с участием Главы государства состоялся уже в январе этого года. Тогда же было решено оптимизировать избирательный процесс. Однако отдельные положения документа поддержали не все республиканские органы управления, а потому проект потребовал доработки. Сегодня представили его обобщенный вариант. И принять решение по спорным моментам Президент предложил коллегиально.
Так какие новшества могут появиться в Избирательном кодексе - узнавала Алеся Высоцкая.
Избирательный кодекс - главный документ, который регулирует выборы в нашей стране. Он доказал свою состоятельность крупными избирательными кампаниями, в числе которых и президентские. Но корректируется с учетом современных тенденций.
Пакет предложений был представлен Президенту в начале года. Тогда же Глава государства поручил его доработать. Главный вопрос - целесообразность нововведений. Принципиальная позиция - соблюдение как национальных интересов, так и международных стандартов.
Центризбирком проанализировал все замечания, которые поступали во время последних избирательных кампаний. Учел итоги январского совещания.
И сегодня вынес на обсуждение обобщенный законопроект. Уже в осеннюю сессию его может рассмотреть парламент.
Доработанный документ - это вовсе не реверанс в сторону международных партнеров, заметила, представляя проект, глава Центризбиркома Лидия Ермошина. Предложенные нормы - инициатива ЦИК. Они улучшают правовые и организационные условия проведения выборов. Общество трансформируется, меняются формы агитации, растут потребности у кандидатов.
Большая часть изменений касается парламентских выборов. Предложено, например, проводить их в один тур. При этом депутат, как и до этого, будет считаться избранным, если за него проголосовали более 50% избирателей плюс один человек. В безальтернативных округах достаточно половины от числа избирателей.
Предлагается изменить систему избирательных комиссий. Вводится дополнительно семь территориальных избиркомов. ЦИК передаст им ряд своих полномочий.
И таких предложений, которые должны улучшить управляемость избирательным процессом, много. Но важнейшая новелла, по версии Лидии Ермошиной, касается вопросов ведения предвыборной агитации. Первое - это запрет на бойкоты. И второе, вызвавшее больше всего разногласий, это изменение порядка финансирования.
Таким образом, ЦИК исходит из заботы об избирателе. На данный момент кандидатам выделяются средства из бюджета на листовки и другую агитпродукцию. Но зачастую мало кто и в день выборов знает, кто баллотируется по их округу. Функцию такого информатора может взять на себя государство. Но тогда и бюджетных денег у кандидатов на листовки не будет. Их заменят личные фонды. Для кандидатов в президенты их предложено увеличить в пять раз. Но с этим не все согласились.
Еще один спорный момент - предлагается дать право формировать личные избирательные фонды сразу после создания инициативной группы. В нынешнем кодексе - только после получения официального статуса кандидата. То есть после регистрации, если удастся собрать подписи в свою поддержку. Мнение Центризбиркома - это легализирует источники финансирования. В фонде все траты будут прозрачными.
Мнения были разные. Спикер Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко заметил, что, не имея денег, собрать подписи сложно. У инициативных групп тоже есть траты. Так потенциальному кандидату в президенты нужно сто тысяч подписей для регистрации.
Из новшеств, которые вызывают наибольший интерес, например, еще обязанность всех кандидатов указывать судимость в биографии, а также источник средств к существованию, если доходов по декларации нет.
Вердикт верхней палаты парламента - в целом законопроект хороший, он делает избирательный процесс более демократичным и прозрачным. Но все же спорные моменты стоит исключить. И деньги не должны быть мерилом успешности кандидатов.
В итоге Глава государства и остальные участники совещания сошлись на том, чтобы повысить максимальный размер избирательных фондов на президентских выборах в 3 раза. Принципиально не отвергнуто и предложение предоставить право создания фондов с момента регистрации инициативной группы. В связи с уходом от бюджетного финансирования предвыборной агитации предполагается, что и кандидаты в депутаты местных Советов также получат право создавать избирательные фонды размером до 30 базовых величин.
Работать над законопроектом Центрибирком будет еще до конца месяца, чтобы уже в начале сентября документ попал в парламент. Согласятся ли с предложенными новинками Избирательного кодекса депутаты, а после и члены Совета Республики, узнаем ближе к концу осени.