Итоги этого года и планы на 2019 - важнейшие вопросы развития страны - рассмотрели на совещании во Дворце Независимости, где в том числе обсудили проекты прогнозных документов социально-экономического развития Беларуси. Это и проект бюджета на будущий год, изменения в Налоговый кодекс и проект основных направлений денежно-кредитной политики от Нацбанка. Присутствовали не только представители экономического блока, но и губернаторы. Важно, чтобы все эти планы без ущемления интересов были поддержаны территориями. Основные тенденции белорусской экономики, сценарии противостояния внешним вызовам и создание условий для инвестиций. Требование Президента - максимально учесть риски и определить новые точки роста. Все эти факторы должны быть заложены при верстке новых прогнозных документов.
С подробностями Илона Красутская.
В августе Президент сменил правительство. Новый пул фактически проработал 3 месяца. Невзирая на, казалось бы, такой маленький срок, многие и на прежних должностях, так или иначе, были связаны с нынешней сферой деятельности. Поэтому быстрый спрос логичен. А времени на раскачку действительно нет.
У Главы государства по итогам года много вопросов к правительству. Нерешенные автоматически тянут за собой новые уже в 2019. Зависимость экспорта от одного рынка, проблемы с кадрами на предприятиях и в довесок извечные вампиры бюджета – неэффективные. Локальные проблемы обретают новый масштаб на фоне глобальных вызовов - уже привычных торговых войн и не самого приятного для планеты прогноза МВФ. В таких условиях любая ошибка стоит дорого.
Что касается предварительных итогов года, экономика развивается в рамках утвержденного прогноза - рост практически по всем отраслям. Инвестиции и экспорт - основные драйверы прибавки ВВП. Правительство работает над тем, чтобы закрепить в текущем году темпы его роста на уровне 103,5 %. Однако только Минск, Витебская и Гродненская области подтверждают выполнение прогноза по валовому региональному продукту. Нынешняя денежно-кредитная политика, которую проводит Нацбанк, даже лучше поставленной цели по инфляции – ожидается сохранение цифры до конца года в пределах 5,5 %. Ведь все-таки результаты работы экономики белорусы оценивают, глядя на уровень зарплат, пенсий и цен в магазинах.
Средняя заработная плата по году должна составить в следующем году не менее Br1025. Зарплата в бюджетном секторе должна быть не менее 80 % от средней заработной платы, то есть на уровне Br820 - это в среднем по году. Правительство также планирует в 2019 году продолжить сближение минимальной зарплаты и минимального потребительского бюджета, чтобы с 1 января 2020 года эти величины сравнялись. По нашим сегодняшним оценкам, минимальная зарплата с 1 января 2020 года составит Br377.
Те самые точки роста от правительства на следующий год - громкие инвестпроекты, развитие IT-сектора и транспортные услуги. По требованию Президента господдержку реального сектора экономики в следующем году сократят на 10 %. Эти средства перенаправят на капитальные бюджетные инвестиции, поддержку населения.
У руководства Нацбанка также есть видение, какие меры принимать для экономического роста в 2019 - как нивелировать внешние риски и поддерживать низкую инфляцию.
Бюджет следующего года получит еще большую социальную направленность. Обсуждали сегодня и увеличение финансирования таких важнейших сфер, как здравоохранение, образование, спорт и культура. Для этих статей традиционно зарезервирована значительная часть расходов.
Проект бюджета вскоре предстоит обсуждать депутатам. Кстати, еще один документ, который уже рассматривался в парламенте и вызвал немало дискуссий, - обновленный Налоговый кодекс. Требование Президента - не нагнетать обстановку еще сырыми документами. Поэтому Налоговый кодекс будет доработан. По итогам совещания Глава государства одобрил в целом предложенный пакет прогнозных документов. У правительства есть две недели, чтобы устранить недоработки.