Не ради наказания, а по справедливости. Законодательство об административных правонарушениях усовершенствуют в Беларуси

Тема, которая сегодня обсуждалась на самом высоком уровне во Дворце Независимости,   "очень важная и касается каждого гражданина нашей страны". Это слова самого Президента. Речь о применении мер административной ответственности. Инициатором совещания был лично Глава государства.  В последнее время у Президента было много инсайдеров из разных источников и столь же многочисленные факты, которые откровенно давали понять, что в правоприменительной практике  хватает слабых звеньев. Действительно,  там, где дело касается человеческой судьбы, репутации и здоровья,  нет права на ошибку. Но пока  на деле видим обратную картину. Порой всплывают факты, не  имеющие ничего общего со справедливостью. В итоге страдают люди. Перед совещанием проанализировали статистику. С виду она, конечно, настораживает - более 80 % административных правонарушений касаются безопасности дорожного движения. Но и здесь  не все так однозначно.  Накручивают цифры иногда одиозные примеры. Казалось бы,  можно найти компромисс, ограничиться лишь предупреждением,  но многие ведомства действуют согласно букве закона, а зачастую  и ради показателей количества протоколов. Именно поэтому Президент пригласил все заинтересованные стороны, чтобы определиться, что стоит конкретно предпринять, чтобы изменить ситуацию. В итоге решили, что два профильных кодекса обновят.  Кто, как  и главное когда будет менять порядок и условия привлечения к административной ответственности, расскажет Илона Красутская.   Административное нарушение и наказание. Зачем этому посвятили целое совещание?  Инициатива исходила с самого верха. Намеренно Президент собрал топов правительства, парламент, силовые структуры и Администрацию Президента, чтобы разобраться в ситуации. Источников, которые информируют Александра Лукашенко о перекосах в правоприменительной практике, масса. Помощники, люди, курирующие профильные сферы, а еще больше сами белорусы, когда, говоря по-простому, сливают информацию в Сеть. Ее-то ежедневно в интернет-обзорах и получает Президент, а точнее, зачастую видит, что к людям относятся несправедливо. В довесок перед глазами цифры. И глядя на них, чуть ли не каждый второй белорус - злостный нарушитель.  А. Лукашенко: Надо разобраться, что стоит за статистикой  Что же стоит за цифрами с виду очень пугающей статистики?! Посмотрим на прошлый год. Среди административных правонарушений в Беларуси более 80 % касаются безопасности дорожного движения. Считаем дальше,  практически половину из них зафиксировали камеры фото- и видеофиксации. Сравним с остальными пунктами: распитие алкоголя  - 4 %, мелкое хулиганство -  чуть больше 1, бытовое насилие - и того менее, мелкое хищение  - чуть более 0,5 %.  Среди административных правонарушений в Беларуси более 80 % касаются безопасности дорожного движения  "Письма счастья" белорусы стали получать в 2012 году,  тогда-то на дорогах и появились камеры. С тех пор количество погибших в ДТП сократилось более чем в 3 раза. Значит, меры действуют, стали осторожничать.  Ситуации ведь бывают разные, поэтому так важен индивидуальный подход. Все в правоприменительной практике не пропишешь. Кто из автовладельцев не бросал свое авто где придется из-за того, что просто не было парковочных мест? Глава государства поручал, чтобы разрешили 120 Например, жители Малиновки относятся с пониманием, когда эвакуируют их транспорт из собственного же двора. Здесь главное вовремя остановить эвакуатор. Президент сам заядлый автолюбитель, знаем, часто в городе за рулем, гоняет по второй кольцевой, рассказывал. А вот на первой по-прежнему максимум 90/100. Не разгонишься! Поэтому все также стоим утром и вечером в пробках. А ведь Глава государства поручал, чтобы разрешили 120. Свидетелем этого разговора была Наталья Кочанова, теперь спикер верхней палаты парламента, а в то время возглавляла политический штаб. Значит, ей и разбираться, кто виноват.  В 90% случаев административные протоколы составляет именно милиция  Кодекс об административных правонарушениях писали 12 лет назад, за эти годы было много эффективных правок, но в основе все равно превалирует советская карательная система. Монополисты в этом плане МВД. Ведь более, чем в 90% случаев административные протоколы составляет именно милиция. Такие же полномочия еще у 70 ведомств, к ним всем у Александра Лукашенко немало претензий: формальность, нежелание детально разобраться в ситуации, а еще так называемая палочно-галочная система. Когда главным критерием работы является отчетность.  Как показывает практика, наказания за многие административные нарушения протоколируются, словно под копирку. Речь сейчас не только про ситуацию на дорогах. Зачастую некоторые факты портят не только настроение, но и репутацию. На человеке даже за незначительный проступок ставится клеймо. Но вернемся снова к дорогам, посмотрим на европейский опыт. Там нарушения, фиксируемые фото- и видеокамерами, наказывают штрафами - после оплаты они автоматически погашаются и не влекут никаких правовых последствий. А у нас человек, даже если перешел единственную дорогу в сельской местности не по пешеходному переходу, чуть ли не всю жизнь числится в базе.  Поломать стиль работы сложно, но процесс уже пошел Станислав Зась, Государственный секретарь Совета безопасности Беларуси: "Почему, например, даже МВД не в полной мере пользуется возможностью замены штрафа предупреждением, а непременно составляет протокол? Это субъективный фактор, зависит от людей, которые занимаются административной практикой. Здесь усматривается в том числе желание показать результат, поработать на статистику. В качестве примера можно привести штрафы за переход проезжей части в неположенном месте. Для решения проблемы предложено сократить число структур, уполномоченных на составление административных протоколов и в то же время усилить юридическую подготовку тех, кто сохранит это право". Вот так и выходит на деле, что справедливость обходится дороже Нервы, усилия, расходы на досудебные разбирательства…. Очевидно, в стране назрела необходимость пересмотреть подходы и меры к административным наказаниям. Два профильных кодекса перепишут. По поручению Главы государства создана специальная экспертная комиссия. В ее состав войдут руководители госорганов, парламентарии, ученые и юристы.  Буквально полторы недели назад Глава государства встречался с новым составом парламента. Поручений и задач было много. Конечно, в первую очередь Президент ждет инициативы, которая принесет ощутимую пользу обществу. И в этом отношении депутаты нового созыва уж точно могут себя проявить. Им предстоит определить слабые стороны административной ответственности. Во главе - справедливость. А справедливость всегда синонимична доверию избирателей. Правки административной ответственности Курировать работу комиссии будет новый замглавы Администрации Президента Ольга Чуприс. Главный принцип, по которому будут оцениваться предлагаемые изменения, - справедливость и эффективность. Словом, все должно идти от жизни. Там, где можно пойти на компромисс,  пропишут определенные варианты. Другое дело, если сел пьяный за руль - вот тут уж точно спросят на всю катушку!  Затягивать с нововведениями не станут. У комиссии есть буквально полгода, и документ с предложениями должен оказаться на столе у Президента. Если Глава государства его одобрит, законопроект внесут в парламент. Можно представить, как на протяжении всего этого времени белорусы будут ждать справедливых решений. Александр Лукашенко поручил контролировать процесс не только администрации, депутатам, но СМИ. Так что об этом еще расскажем и не раз. О каких инициативах сегодня слышали журналисты, так это систему фотофиксации пересмотрят, а точнее, определятся конкретнее, где именно и сколько на самом деле должно быть камер. Так что проблема во всех смыслах в фокусе. 
16.12.2019 21:40
Тема, которая сегодня обсуждалась на самом высоком уровне во Дворце Независимости,   "очень важная и касается каждого гражданина нашей страны". Это слова самого Президента. Речь о применении мер административной ответственности. Инициатором совещания был лично Глава государства. 
В последнее время у Президента было много инсайдеров из разных источников и столь же многочисленные факты, которые откровенно давали понять, что в правоприменительной практике  хватает слабых звеньев. Действительно,  там, где дело касается человеческой судьбы, репутации и здоровья,  нет права на ошибку. Но пока  на деле видим обратную картину. Порой всплывают факты, не  имеющие ничего общего со справедливостью. В итоге страдают люди.
Перед совещанием проанализировали статистику. С виду она, конечно, настораживает - более 80 % административных правонарушений касаются безопасности дорожного движения. Но и здесь  не все так однозначно. 
Накручивают цифры иногда одиозные примеры. Казалось бы,  можно найти компромисс, ограничиться лишь предупреждением,  но многие ведомства действуют согласно букве закона, а зачастую  и ради показателей количества протоколов. Именно поэтому Президент пригласил все заинтересованные стороны, чтобы определиться, что стоит конкретно предпринять, чтобы изменить ситуацию. В итоге решили, что два профильных кодекса обновят. 

Кто, как  и главное когда будет менять порядок и условия привлечения к административной ответственности, расскажет Илона Красутская.
 

Административное нарушение и наказание. Зачем этому посвятили целое совещание? 

Инициатива исходила с самого верха. Намеренно Президент собрал топов правительства, парламент, силовые структуры и Администрацию Президента, чтобы разобраться в ситуации. Источников, которые информируют Александра Лукашенко о перекосах в правоприменительной практике, масса. Помощники, люди, курирующие профильные сферы, а еще больше сами белорусы, когда, говоря по-простому, сливают информацию в Сеть. Ее-то ежедневно в интернет-обзорах и получает Президент, а точнее, зачастую видит, что к людям относятся несправедливо. В довесок перед глазами цифры. И глядя на них, чуть ли не каждый второй белорус - злостный нарушитель. 

Статистика административных правонарушений

А. Лукашенко: Надо разобраться, что стоит за статистикой 

Что же стоит за цифрами с виду очень пугающей статистики?! Посмотрим на прошлый год.
Среди административных правонарушений в Беларуси более 80 % касаются безопасности дорожного движения. Считаем дальше,  практически половину из них зафиксировали камеры фото- и видеофиксации. Сравним с остальными пунктами: распитие алкоголя  - 4 %, мелкое хулиганство -  чуть больше 1, бытовое насилие - и того менее, мелкое хищение  - чуть более 0,5 %. 

Среди административных правонарушений в Беларуси более 80 % касаются безопасности дорожного движения 

"Письма счастья" белорусы стали получать в 2012 году,  тогда-то на дорогах и появились камеры. С тех пор количество погибших в ДТП сократилось более чем в 3 раза. Значит, меры действуют, стали осторожничать.  Ситуации ведь бывают разные, поэтому так важен индивидуальный подход. Все в правоприменительной практике не пропишешь. Кто из автовладельцев не бросал свое авто где придется из-за того, что просто не было парковочных мест?

Глава государства поручал, чтобы разрешили 120

Например, жители Малиновки относятся с пониманием, когда эвакуируют их транспорт из собственного же двора. Здесь главное вовремя остановить эвакуатор.
Президент сам заядлый автолюбитель, знаем, часто в городе за рулем, гоняет по второй кольцевой, рассказывал. А вот на первой по-прежнему максимум 90/100. Не разгонишься! Поэтому все также стоим утром и вечером в пробках. А ведь Глава государства поручал, чтобы разрешили 120. Свидетелем этого разговора была Наталья Кочанова, теперь спикер верхней палаты парламента, а в то время возглавляла политический штаб. Значит, ей и разбираться, кто виноват. 

Не ради наказания, а по справедливости

В 90% случаев административные протоколы составляет именно милиция 

Кодекс об административных правонарушениях писали 12 лет назад, за эти годы было много эффективных правок, но в основе все равно превалирует советская карательная система. Монополисты в этом плане МВД. Ведь более, чем в 90% случаев административные протоколы составляет именно милиция. Такие же полномочия еще у 70 ведомств, к ним всем у Александра Лукашенко немало претензий: формальность, нежелание детально разобраться в ситуации, а еще так называемая палочно-галочная система. Когда главным критерием работы является отчетность. 
Как показывает практика, наказания за многие административные нарушения протоколируются, словно под копирку. Речь сейчас не только про ситуацию на дорогах. Зачастую некоторые факты портят не только настроение, но и репутацию. На человеке даже за незначительный проступок ставится клеймо. Но вернемся снова к дорогам, посмотрим на европейский опыт. Там нарушения, фиксируемые фото- и видеокамерами, наказывают штрафами - после оплаты они автоматически погашаются и не влекут никаких правовых последствий. А у нас человек, даже если перешел единственную дорогу в сельской местности не по пешеходному переходу, чуть ли не всю жизнь числится в базе. 

Поломать стиль работы сложно, но процесс уже пошел

Станислав Зась, Государственный секретарь Совета безопасности Беларуси: "Почему, например, даже МВД не в полной мере пользуется возможностью замены штрафа предупреждением, а непременно составляет протокол? Это субъективный фактор, зависит от людей, которые занимаются административной практикой. Здесь усматривается в том числе желание показать результат, поработать на статистику. В качестве примера можно привести штрафы за переход проезжей части в неположенном месте. Для решения проблемы предложено сократить число структур, уполномоченных на составление административных протоколов и в то же время усилить юридическую подготовку тех, кто сохранит это право".

Вот так и выходит на деле, что справедливость обходится дороже
Нервы, усилия, расходы на досудебные разбирательства…. Очевидно, в стране назрела необходимость пересмотреть подходы и меры к административным наказаниям. Два профильных кодекса перепишут. По поручению Главы государства создана специальная экспертная комиссия. В ее состав войдут руководители госорганов, парламентарии, ученые и юристы. 
Буквально полторы недели назад Глава государства встречался с новым составом парламента. Поручений и задач было много. Конечно, в первую очередь Президент ждет инициативы, которая принесет ощутимую пользу обществу. И в этом отношении депутаты нового созыва уж точно могут себя проявить. Им предстоит определить слабые стороны административной ответственности. Во главе - справедливость. А справедливость всегда синонимична доверию избирателей.

Правки административной ответственности

Курировать работу комиссии будет новый замглавы Администрации Президента Ольга Чуприс. Главный принцип, по которому будут оцениваться предлагаемые изменения, - справедливость и эффективность. Словом, все должно идти от жизни. Там, где можно пойти на компромисс,  пропишут определенные варианты. Другое дело, если сел пьяный за руль - вот тут уж точно спросят на всю катушку! 
Затягивать с нововведениями не станут. У комиссии есть буквально полгода, и документ с предложениями должен оказаться на столе у Президента. Если Глава государства его одобрит, законопроект внесут в парламент. Можно представить, как на протяжении всего этого времени белорусы будут ждать справедливых решений. Александр Лукашенко поручил контролировать процесс не только администрации, депутатам, но СМИ. Так что об этом еще расскажем и не раз. О каких инициативах сегодня слышали журналисты, так это систему фотофиксации пересмотрят, а точнее, определятся конкретнее, где именно и сколько на самом деле должно быть камер. Так что проблема во всех смыслах в фокусе. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =