На совещании у Президента обсуждали, каким будет бюджет-2016

Важнейший финансовый документ следующего года сегодня, традиционно под занавес уходящего, стал объектом обсуждения на совещании у Президента. Среди приоритетов экономики на следующий год Глава государства обозначил рост экспорта, укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем рынке, внедрение новых технологий, снижение себестоимости продукции. Последнее, как подчеркнул Александр Лукашенко, ни в коем случае нельзя делать за счет сокращения работников. Экономические планы и прогнозы необходимо составлять и реализовывать, исходя из интересов людей. Для подъема экономики и обеспечения ее стабильности Президент требует мобилизовать все ресурсы и силы. Инерционный сценарий развития неприемлем. В течение нескольких дней документы будут доработаны и в окончательном виде представлены Главе государства. С подробностями Андрей Лаптенок. В бюджет страны на следующий год цена нефти будет заложена в размере 50 долларов за баррель. Еще в начале осени эта цифра была на 7 долларов выше, однако после консультаций с коллегами из Минэкономразвития России было принято решение оставить в качестве прогнозных 50 долларов за баррель. Еще одна деталь, подтверждающая то, что любая повестка на ближайшие годы формируется в сложной внешнеэкономической обстановке, главная проблема которой – неопределенность мировых рынков. Обвал сырьевых котировок. Ни один из экономистов не возьмется предсказать, сколько нефть будет стоить завтра. Волнения на товарных рынках, падения национальных валют по всему миру, в т. ч. и внутри Евразийского экономического союза. Время от времени даже раздаются голоса про жесткую посадку быстрорастущих экономик мира: России, Китая и Европейского союза – наших стратегических партнеров. Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ: "Этот год надо рассматривать не только как год, который, конечно же, был не совсем удачным по причине внешних обстоятельств: сжался российский рынок, но самое главное - на нас плохо подействовала российская девальвация, но и как год завершения пятилетки. Пятилетку в целом, если мы посмотрим итоги, мы закончили не так уж плохо, потому что в первые годы пятилетки мы сделали очень высокий задел. Мы практически все восемь приоритетов, принятых на IV Всебелорусском собрании, реализовали. И рейтинг человеческого капитала повысился до установленного Президентом уровня (где-то 50-е место), а мы оказались на 53-м". Справедливо, если общество и дальше вправе рассчитывать на активную власть. Просто пересидеть и переждать внешний кризис не получится. И конечно, учитывать, но не ссылаться на внешние факторы. Об этом напоминает Глава государства, обращаясь к участникам сегодняшнего совещания – правительству и губернаторам. Главное - есть национальные интересы, которые нужно отстоять. Еще в октябре на совещании по актуальным вопросам развития страны Александр Лукашенко заметил, что в новом пятилетии работать по-старому будет невозможно. Сергей Солодовников, доктор экономических наук, профессор: "Речь идет не о смене парадигмы развития. Модернизацию может провести только сильное государство (без участия государства сегодня ни одна страна в мире не смогла провести модернизацию, мы не можем быть исключением). Тем не менее, механизмы должны быть совсем другие, и внешние вызовы, которые у нас могут появиться, скорее всего, будут иными". Президент отмечает: из того, что получилось, - сохранили стабильность, в полном объеме и в срок рассчитываемся по государственным обязательствам и валютным долгам. Инфляцию удалось сократить, но этого недостаточно. Нужно энергичней выходить на однозначную цифру. Тогда и будут макроэкономическая стабильность и дешевые кредиты. Эксперты согласны, здесь кроются главные резервы. Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ: "У нас получается порочный круг: инфляция высокая - дорогие деньги. Дорогие деньги - значит, дорогие кредиты, а дорогие кредиты сами подстегивают инфляцию. Но самое главное - дорогие деньги влекут низкую рентабельность предприятий, низкая рентабельность - малая прибыль. Малая прибыль - значит, уменьшаются инвестиции (не из чего инвестировать). И, естественно, малая прибыль влечет уменьшение наших зарплат и так далее". Позиция экономического блока проявилась меньше месяца назад на расширенном заседании Совмина. Прозвучали цифры. По объемам промпроизводства за последние три месяца падения нет, но и роста не наблюдается. Тогда же договорились исправлять ситуацию, соблюдая три приоритета: не наращивать внешний долг, снизить зависимость от внешних факторов, обеспечить устойчивый сбалансированный рост с удержанием цен и стабильности на валютном рынке в первую очередь за счет экспорта и инвестиций. На сегодняшнем совещании Президент называет еще несколько обязательных, приоритетных направлений. Внутренний рынок, который сегодня нуждается в защите как никогда, и сокращение себестоимости продукции и услуг, но не за счет людей. Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вместо конкретной работы ничего нельзя подбрасывать, в том числе непонятные новации. Когда сложная ситуация в экономике, а она характеризуется сегодня в мире как будто война идет, надо мобилизовываться известными методами, которыми мы умеем действовать, понимаем их, а не подбрасывать разного рода эксперименты. Мы не должны действовать в угоду кому-то, будь то международное сообщество, Международный валютный фонд, Россия и другие государства. Мы никогда никому не создавали проблем. Беларусь рассчитывает на помощь и поддержку со стороны международного сообщества прежде всего в экономике и только в экономике. Не надо больше никакая поддержка. Беларусь рассчитывает также на поддержку России, дружественного, братского государства. На предприятиях России, имеющих кооперационные связи с Беларусью, работает 10 миллионов россиян. Мне нужны конкретные здравые предложения, которые понимают все. Зачем сокращать показатели, наоборот надо доводить больше конкретных показателей. Как, например, показатель по созданию рабочих мест для местных органов власти. И безработицы не будет. Это послужит для них дополнительным стимулом для поиска инвесторов, которые будут эти рабочие места создавать. Наша экономика это продажа того, что мы производим. Белорусская экономика абсолютно конкурентна по ценовому фактору. Качество, если надо, подтянем. Чудес не бывает, в кризисное время мы не можем, даже если захотим, создать новую экономику, то есть вместо нашего машиностроительного комплекса, к примеру, производить что-то космическое. Не сможем да и не нужно. У нас хорошие люди, образование, промышленная школа. Надо немножко шевелиться, напрягаться". Пожалуй, главный посыл, который звучит в адрес правительства, - все планы и прогнозы нужно повернуть к людям. С этим главным тезисом власть фактически шла и на последние выборы. За основу может быть взят принцип: предоставь людям работу, спроси за нее и заплати. Мощный социальный крен и в проекте нового бюджета. Людмила Добрынина, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по бюджету и финансам: "Конечно, приоритетами остаются наши отрасли в сфере образования, здравоохранения, соцполитика. Расходы, конечно, увеличены к ожидаемым размерам впоследствии. Очень важно, чтобы люди чувствовали стабильность и уверенность в том, что они будут защищены. Прежде всего, работники бюджетной сферы. Конечно, остается приоритетом поддержка реального сектора экономики, развитие экспорта, реализация инвестпроектов. От того, как будет работать экономика, выполнение макроэкономических показателей и зависит исполнение бюджета, исполнение, поступление в доходную часть бюджета, поэтому эти приоритеты были и остаются главными". Профицит бюджета, который удается сохранять второй год подряд, поможет справиться с выплатами по внешнему долгу. В следующем году это порядка 3 миллиардов долларов. В бюджете про это тоже есть. В условиях жестких бюджетных ограничений, то, о чем удалось договориться на сегодняшнем совещании у Главы государства. Не замахиваться на большой плюс в прогнозах, и все же превзойти минимум, взятый за ориентир. Андрей Кобяков, Премьер-министр Беларуси: "В этом году темпы роста ВВП будут меньше 100 %, порядка 96,5 % по итогам года ожидаем. Дальше уже уменьшения не будет. Запланирован реальный рост доходов населения 101,5%. Это аккуратный прогноз, деньги эти должны заработать. Поэтому требование правительства, касающееся субъектов хозяйствования, о том, чтобы производительность труда опережала темпы роста заработной платы, остается неукоснительным. В бюджетной сфере предусмотрено увеличение оплаты, но оно будет больше, чем рост инфляции. Весь резерв увеличения оплаты труда в бюджетной сфере рассматривается через оптимизацию, через рационализацию расходов. И вот все, что сумеют оптимизировать бюджетные учреждения, оно может быть направлено на увеличение оплаты труда сверх тех параметров, которые предусмотрены законом о бюджете". Инфляцию 2016 в 12 % уже через год правительство рассчитывает привести к 9 %. Параметры, по заверению премьера, жесткие, впрочем, в тех условиях, которые складываются на внешнем контуре, и, учитывая возможности белорусской экономики, других параметров мягких и либеральных быть просто не может. Документы в целом Главой государства поддержаны, в течение нескольких дней будут доработаны с учетом замечаний. Примечательно, уже с нового года работу правительства Президент будет оценивать не по итогам года, а ежеквартально, чтобы оперативнее выходить на взвешенные социально-экономические решения. 
07.12.2015 21:03

Важнейший финансовый документ следующего года сегодня, традиционно под занавес уходящего, стал объектом обсуждения на совещании у Президента. Среди приоритетов экономики на следующий год Глава государства обозначил рост экспорта, укрепление позиций отечественных производителей на внутреннем рынке, внедрение новых технологий, снижение себестоимости продукции. Последнее, как подчеркнул Александр Лукашенко, ни в коем случае нельзя делать за счет сокращения работников. Экономические планы и прогнозы необходимо составлять и реализовывать, исходя из интересов людей. Для подъема экономики и обеспечения ее стабильности Президент требует мобилизовать все ресурсы и силы. Инерционный сценарий развития неприемлем. В течение нескольких дней документы будут доработаны и в окончательном виде представлены Главе государства. С подробностями Андрей Лаптенок.

В бюджет страны на следующий год цена нефти будет заложена в размере 50 долларов за баррель. Еще в начале осени эта цифра была на 7 долларов выше, однако после консультаций с коллегами из Минэкономразвития России было принято решение оставить в качестве прогнозных 50 долларов за баррель. Еще одна деталь, подтверждающая то, что любая повестка на ближайшие годы формируется в сложной внешнеэкономической обстановке, главная проблема которой – неопределенность мировых рынков.

Обвал сырьевых котировок. Ни один из экономистов не возьмется предсказать, сколько нефть будет стоить завтра. Волнения на товарных рынках, падения национальных валют по всему миру, в т. ч. и внутри Евразийского экономического союза. Время от времени даже раздаются голоса про жесткую посадку быстрорастущих экономик мира: России, Китая и Европейского союза – наших стратегических партнеров.

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ: "Этот год надо рассматривать не только как год, который, конечно же, был не совсем удачным по причине внешних обстоятельств: сжался российский рынок, но самое главное - на нас плохо подействовала российская девальвация, но и как год завершения пятилетки. Пятилетку в целом, если мы посмотрим итоги, мы закончили не так уж плохо, потому что в первые годы пятилетки мы сделали очень высокий задел. Мы практически все восемь приоритетов, принятых на IV Всебелорусском собрании, реализовали. И рейтинг человеческого капитала повысился до установленного Президентом уровня (где-то 50-е место), а мы оказались на 53-м".

Справедливо, если общество и дальше вправе рассчитывать на активную власть. Просто пересидеть и переждать внешний кризис не получится. И конечно, учитывать, но не ссылаться на внешние факторы. Об этом напоминает Глава государства, обращаясь к участникам сегодняшнего совещания – правительству и губернаторам. Главное - есть национальные интересы, которые нужно отстоять. Еще в октябре на совещании по актуальным вопросам развития страны Александр Лукашенко заметил, что в новом пятилетии работать по-старому будет невозможно.

Сергей Солодовников, доктор экономических наук, профессор: "Речь идет не о смене парадигмы развития. Модернизацию может провести только сильное государство (без участия государства сегодня ни одна страна в мире не смогла провести модернизацию, мы не можем быть исключением). Тем не менее, механизмы должны быть совсем другие, и внешние вызовы, которые у нас могут появиться, скорее всего, будут иными".

Президент отмечает: из того, что получилось, - сохранили стабильность, в полном объеме и в срок рассчитываемся по государственным обязательствам и валютным долгам. Инфляцию удалось сократить, но этого недостаточно. Нужно энергичней выходить на однозначную цифру. Тогда и будут макроэкономическая стабильность и дешевые кредиты. Эксперты согласны, здесь кроются главные резервы.

Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ: "У нас получается порочный круг: инфляция высокая - дорогие деньги. Дорогие деньги - значит, дорогие кредиты, а дорогие кредиты сами подстегивают инфляцию. Но самое главное - дорогие деньги влекут низкую рентабельность предприятий, низкая рентабельность - малая прибыль. Малая прибыль - значит, уменьшаются инвестиции (не из чего инвестировать). И, естественно, малая прибыль влечет уменьшение наших зарплат и так далее".

Позиция экономического блока проявилась меньше месяца назад на расширенном заседании Совмина. Прозвучали цифры. По объемам промпроизводства за последние три месяца падения нет, но и роста не наблюдается. Тогда же договорились исправлять ситуацию, соблюдая три приоритета: не наращивать внешний долг, снизить зависимость от внешних факторов, обеспечить устойчивый сбалансированный рост с удержанием цен и стабильности на валютном рынке в первую очередь за счет экспорта и инвестиций. На сегодняшнем совещании Президент называет еще несколько обязательных, приоритетных направлений. Внутренний рынок, который сегодня нуждается в защите как никогда, и сокращение себестоимости продукции и услуг, но не за счет людей.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Вместо конкретной работы ничего нельзя подбрасывать, в том числе непонятные новации. Когда сложная ситуация в экономике, а она характеризуется сегодня в мире как будто война идет, надо мобилизовываться известными методами, которыми мы умеем действовать, понимаем их, а не подбрасывать разного рода эксперименты. Мы не должны действовать в угоду кому-то, будь то международное сообщество, Международный валютный фонд, Россия и другие государства. Мы никогда никому не создавали проблем. Беларусь рассчитывает на помощь и поддержку со стороны международного сообщества прежде всего в экономике и только в экономике. Не надо больше никакая поддержка. Беларусь рассчитывает также на поддержку России, дружественного, братского государства. На предприятиях России, имеющих кооперационные связи с Беларусью, работает 10 миллионов россиян. Мне нужны конкретные здравые предложения, которые понимают все. Зачем сокращать показатели, наоборот надо доводить больше конкретных показателей. Как, например, показатель по созданию рабочих мест для местных органов власти. И безработицы не будет. Это послужит для них дополнительным стимулом для поиска инвесторов, которые будут эти рабочие места создавать. Наша экономика это продажа того, что мы производим. Белорусская экономика абсолютно конкурентна по ценовому фактору. Качество, если надо, подтянем. Чудес не бывает, в кризисное время мы не можем, даже если захотим, создать новую экономику, то есть вместо нашего машиностроительного комплекса, к примеру, производить что-то космическое. Не сможем да и не нужно. У нас хорошие люди, образование, промышленная школа. Надо немножко шевелиться, напрягаться".

Пожалуй, главный посыл, который звучит в адрес правительства, - все планы и прогнозы нужно повернуть к людям. С этим главным тезисом власть фактически шла и на последние выборы. За основу может быть взят принцип: предоставь людям работу, спроси за нее и заплати. Мощный социальный крен и в проекте нового бюджета.

Людмила Добрынина, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по бюджету и финансам: "Конечно, приоритетами остаются наши отрасли в сфере образования, здравоохранения, соцполитика. Расходы, конечно, увеличены к ожидаемым размерам впоследствии. Очень важно, чтобы люди чувствовали стабильность и уверенность в том, что они будут защищены. Прежде всего, работники бюджетной сферы. Конечно, остается приоритетом поддержка реального сектора экономики, развитие экспорта, реализация инвестпроектов. От того, как будет работать экономика, выполнение макроэкономических показателей и зависит исполнение бюджета, исполнение, поступление в доходную часть бюджета, поэтому эти приоритеты были и остаются главными".

Профицит бюджета, который удается сохранять второй год подряд, поможет справиться с выплатами по внешнему долгу. В следующем году это порядка 3 миллиардов долларов. В бюджете про это тоже есть. В условиях жестких бюджетных ограничений, то, о чем удалось договориться на сегодняшнем совещании у Главы государства. Не замахиваться на большой плюс в прогнозах, и все же превзойти минимум, взятый за ориентир.

Андрей Кобяков, Премьер-министр Беларуси: "В этом году темпы роста ВВП будут меньше 100 %, порядка 96,5 % по итогам года ожидаем. Дальше уже уменьшения не будет. Запланирован реальный рост доходов населения 101,5%. Это аккуратный прогноз, деньги эти должны заработать. Поэтому требование правительства, касающееся субъектов хозяйствования, о том, чтобы производительность труда опережала темпы роста заработной платы, остается неукоснительным. В бюджетной сфере предусмотрено увеличение оплаты, но оно будет больше, чем рост инфляции. Весь резерв увеличения оплаты труда в бюджетной сфере рассматривается через оптимизацию, через рационализацию расходов. И вот все, что сумеют оптимизировать бюджетные учреждения, оно может быть направлено на увеличение оплаты труда сверх тех параметров, которые предусмотрены законом о бюджете".

Инфляцию 2016 в 12 % уже через год правительство рассчитывает привести к 9 %. Параметры, по заверению премьера, жесткие, впрочем, в тех условиях, которые складываются на внешнем контуре, и, учитывая возможности белорусской экономики, других параметров мягких и либеральных быть просто не может. Документы в целом Главой государства поддержаны, в течение нескольких дней будут доработаны с учетом замечаний. Примечательно, уже с нового года работу правительства Президент будет оценивать не по итогам года, а ежеквартально, чтобы оперативнее выходить на взвешенные социально-экономические решения. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =