Будущее белорусского трактора стало основной темой доклада правительства Главе государства

Развитие отечественного тракторостроения затрагивает интересы всего государства. От того, что происходит в этой отрасли, зависит работа всего аграрного сектора экономики, это имеет прямое влияние на социальную сферу. И, пожалуй, главное - это ликвидный экспорт. География поставок более 60 стран, марка "Беларус" уверенно входит в топ-10 крупнейших тракторных брендов. Но резервы наращивания есть, как и ниши, в которых наша техника пока не представлена. О том, что расширение номенклатуры техники - необходимость, сегодня и говорили во Дворце Независимости. Как может меняться для этого стратегия производства? Репортаж Андрея Лаптенка. Основанием национальных интересов Беларусь не может положить, например, сырьевую модель. Не в пример соседу на востоке сырья этого у нас не много. Совсем другое - крупная промышленность, полученная в наследство от СССР! Осознана как национальное достояние Беларуси! Ее сохранение стало национальной идеей. Производим и продаем. Тысячи рабочих мест на наших автомобильных, тракторном и миллионы заработанных долларов на экспорте. Переоценить значение того же МТЗ невозможно. За ним регионы, смежные промышленные предприятия, которые участвуют в комплектации и расположены по всей стране. От того, что происходит в сельскохозяйственном машиностроении, зависит работа всего аграрного сектора экономики, это имеет прямое влияние на социальную сферу. Существовавший в Советском Союзе госплан фактически определил узкую специализацию тракторных заводов. Но с распадом СССР именно Беларусь стала единоличной наследницей крупнейшего производства. На колесные тракторы МТЗ приходилась значительная часть советского тракторного парка. Впрочем, ответственность была колоссальной. Этим огромным хозяйством, на который работал без преувеличения весь Советский Союз, еще предстояло научиться управлять. В 1990 годы агросфера переживала не лучшие времена. Фермерские хозяйства тогда так и не прижились. Но увлечение ими тогда дезориентировало все сельхозмашиностроение. Впрочем, за 25 лет фатальных ошибок удалось избежать. Беларусь отказалась от реформ под кальку. Была заблокирована приватизация крупных предприятий, фабрики и заводы получили финансовую поддержку от государства. Госсектор сохранил доминирующие позиции в экономике, а белорусское тракторостроение - инженерные подразделения и компонентное производство. Под сумасшедшим напором конкуренции со стороны мировых игроков МТЗ не только не потерял отечественный рынок, но остался самостоятельным. Нарабатывали компетенции и опыт. Не распылялись. Сконцентрировались на совершенствовании своего трактора, работали в сегменте, который был понятен. Этот опыт не подвел и в кризис. В самое сложное время, когда рынок проседал, белорусский трактор продавался и кормил страну. Солидная репутация МТЗ выручала и последние несколько лет, при непростой ситуации на рынке сбыта: когда продажи техники всех производителей сократились вдвое, МТЗ удалось сохранить абсолютное лидерство в производстве колесных тракторов на постсоветском пространстве, а также свою долю на традиционных рынках сбыта. Сегодня каждый десятый трактор в мире – трактор "Беларус". Чтобы думать о развитии и стать каждым седьмым или пятым, необходимо научиться удерживать текущие позиции. Ровно полгода назад об этом в интервью нашему телеканалу рассказал генеральный директор МТЗ Федор Доматенко. За эти полгода для МТЗ на внешних рынках практически ничего не поменялось. На сегодняшнем докладе правительства Главе государства о перспективах отечественного тракторостроения гендиректор МТЗ чувствовал себя вполне комфортно. Привычный, качественный недорогой «Беларус» остается по многим позициям лучшим предложением. Шансов потеснить нет ни у западной техники, ни у российских «одноклассников» МТЗ. Впрочем, глупо было бы надеяться, что конкуренты готовы проспать будущее. В 2016 Российская Федерация удваивает за год производство сельхозтехники. Подобный рывок наша соседка ощущала в 1930 годах. Появление российского трактора в традиционных нишах "Беларуса" не за горами. От Президента вопрос о совершенствовании стратегии звучит риторически. Итак, какой должна быть новая стратегия? Однозначного ответа нет. Эксперты ссылаются на аграриев. Мол, они и укажут направление. Если индустриальное производство зерна и современные технологии посева станут превалирующими, страна просто обязана войти в круг основных производителей тракторов тяговых классов 5 или 7. Может ли туда войти Минский тракторный? Определенно да. В качестве аргумента - уже представленная модель мощностью в 450 лошадиных сил. Генеральный конструктор все же забирается в кабину новинки и общается с нашей съемочной группой уже оттуда. Компьютер в этом тракторе в зависимости от планировки поля прокладывает маршрут с точностью 3-5 см. Следующий этап - возложение на компьютер технологического процесса. Весь маршрут трактора и его работы будут запрограммированы. Приехал к полю и выполнил все. Но это следующий шаг. Задача сложная. Необходимо время. Но вопрос - стоит ли? Ведь здесь правят бал безусловные фавориты - John Deere, Case-New Holland, Claas. Встают на ноги российские заводы. Не станет ли это для сосредоточенного на удержании своего сегмента МТЗ сверхзадачей? Или для реализации подобного проекта нужно новое производство? В качестве еще одной идеи правительство внесло на рассмотрение Президента предложения о выпуске новых видов тракторов на базе "Амкодора". Новый "Амкодор 5300", по словам разработчиков, как раз и мог бы составить конкуренцию в первую очередь на внешних рынках моделям близкого класса западных производителей, того же John Deere или New Holland. Объем инвестиций в новое производство, в случае если проект будет одобрен, составит около 350 млн долларов. Основной источник - китайские кредиты. Важная особенность амкодоровской новинки – 90 % комплектующих изготовлены на белорусских заводах! И еще один принципиальный момент: у энергонасыщенных машин МТЗ другая концепция и своя ниша, поэтому речь о конкуренции здесь не идет. Пока не исключается, что "Амкодор" и МТЗ пойдут на тесную кооперацию: это позволит объединить усилия лучших специалистов в стране и уйти от излишних расходов, которых было бы не избежать при создании производства с нуля. До 1 сентября правительству поручено подготовить предложения по формату работы над этим проектом. Промышленное производство тракторов нового типа будет запущено после проведения испытаний этой техники. На это в Минпроме отводят год-два. Эксплуатация опытно-промышленных партий может начаться уже в следующем году. 
25.07.2017 21:01

Развитие отечественного тракторостроения затрагивает интересы всего государства. От того, что происходит в этой отрасли, зависит работа всего аграрного сектора экономики, это имеет прямое влияние на социальную сферу. И, пожалуй, главное - это ликвидный экспорт. География поставок более 60 стран, марка "Беларус" уверенно входит в топ-10 крупнейших тракторных брендов. Но резервы наращивания есть, как и ниши, в которых наша техника пока не представлена. О том, что расширение номенклатуры техники - необходимость, сегодня и говорили во Дворце Независимости. Как может меняться для этого стратегия производства?

Репортаж Андрея Лаптенка. Основанием национальных интересов Беларусь не может положить, например, сырьевую модель. Не в пример соседу на востоке сырья этого у нас не много. Совсем другое - крупная промышленность, полученная в наследство от СССР! Осознана как национальное достояние Беларуси! Ее сохранение стало национальной идеей.

Производим и продаем. Тысячи рабочих мест на наших автомобильных, тракторном и миллионы заработанных долларов на экспорте. Переоценить значение того же МТЗ невозможно.

За ним регионы, смежные промышленные предприятия, которые участвуют в комплектации и расположены по всей стране. От того, что происходит в сельскохозяйственном машиностроении, зависит работа всего аграрного сектора экономики, это имеет прямое влияние на социальную сферу.

Существовавший в Советском Союзе госплан фактически определил узкую специализацию тракторных заводов. Но с распадом СССР именно Беларусь стала единоличной наследницей крупнейшего производства. На колесные тракторы МТЗ приходилась значительная часть советского тракторного парка. Впрочем, ответственность была колоссальной. Этим огромным хозяйством, на который работал без преувеличения весь Советский Союз, еще предстояло научиться управлять.

В 1990 годы агросфера переживала не лучшие времена. Фермерские хозяйства тогда так и не прижились. Но увлечение ими тогда дезориентировало все сельхозмашиностроение. Впрочем, за 25 лет фатальных ошибок удалось избежать. Беларусь отказалась от реформ под кальку. Была заблокирована приватизация крупных предприятий, фабрики и заводы получили финансовую поддержку от государства. Госсектор сохранил доминирующие позиции в экономике, а белорусское тракторостроение - инженерные подразделения и компонентное производство. Под сумасшедшим напором конкуренции со стороны мировых игроков МТЗ не только не потерял отечественный рынок, но остался самостоятельным.

Нарабатывали компетенции и опыт. Не распылялись. Сконцентрировались на совершенствовании своего трактора, работали в сегменте, который был понятен. Этот опыт не подвел и в кризис. В самое сложное время, когда рынок проседал, белорусский трактор продавался и кормил страну.

Солидная репутация МТЗ выручала и последние несколько лет, при непростой ситуации на рынке сбыта: когда продажи техники всех производителей сократились вдвое, МТЗ удалось сохранить абсолютное лидерство в производстве колесных тракторов на постсоветском пространстве, а также свою долю на традиционных рынках сбыта. Сегодня каждый десятый трактор в мире – трактор "Беларус". Чтобы думать о развитии и стать каждым седьмым или пятым, необходимо научиться удерживать текущие позиции. Ровно полгода назад об этом в интервью нашему телеканалу рассказал генеральный директор МТЗ Федор Доматенко.

За эти полгода для МТЗ на внешних рынках практически ничего не поменялось. На сегодняшнем докладе правительства Главе государства о перспективах отечественного тракторостроения гендиректор МТЗ чувствовал себя вполне комфортно. Привычный, качественный недорогой «Беларус» остается по многим позициям лучшим предложением. Шансов потеснить нет ни у западной техники, ни у российских «одноклассников» МТЗ.

Впрочем, глупо было бы надеяться, что конкуренты готовы проспать будущее. В 2016 Российская Федерация удваивает за год производство сельхозтехники. Подобный рывок наша соседка ощущала в 1930 годах. Появление российского трактора в традиционных нишах "Беларуса" не за горами. От Президента вопрос о совершенствовании стратегии звучит риторически.

Итак, какой должна быть новая стратегия? Однозначного ответа нет. Эксперты ссылаются на аграриев. Мол, они и укажут направление. Если индустриальное производство зерна и современные технологии посева станут превалирующими, страна просто обязана войти в круг основных производителей тракторов тяговых классов 5 или 7. Может ли туда войти Минский тракторный? Определенно да. В качестве аргумента - уже представленная модель мощностью в 450 лошадиных сил.

Генеральный конструктор все же забирается в кабину новинки и общается с нашей съемочной группой уже оттуда.

Компьютер в этом тракторе в зависимости от планировки поля прокладывает маршрут с точностью 3-5 см. Следующий этап - возложение на компьютер технологического процесса. Весь маршрут трактора и его работы будут запрограммированы. Приехал к полю и выполнил все. Но это следующий шаг. Задача сложная. Необходимо время. Но вопрос - стоит ли? Ведь здесь правят бал безусловные фавориты - John Deere, Case-New Holland, Claas. Встают на ноги российские заводы. Не станет ли это для сосредоточенного на удержании своего сегмента МТЗ сверхзадачей? Или для реализации подобного проекта нужно новое производство? В качестве еще одной идеи правительство внесло на рассмотрение Президента предложения о выпуске новых видов тракторов на базе "Амкодора".

Новый "Амкодор 5300", по словам разработчиков, как раз и мог бы составить конкуренцию в первую очередь на внешних рынках моделям близкого класса западных производителей, того же John Deere или New Holland. Объем инвестиций в новое производство, в случае если проект будет одобрен, составит около 350 млн долларов. Основной источник - китайские кредиты.

Важная особенность амкодоровской новинки – 90 % комплектующих изготовлены на белорусских заводах! И еще один принципиальный момент: у энергонасыщенных машин МТЗ другая концепция и своя ниша, поэтому речь о конкуренции здесь не идет.

Пока не исключается, что "Амкодор" и МТЗ пойдут на тесную кооперацию: это позволит объединить усилия лучших специалистов в стране и уйти от излишних расходов, которых было бы не избежать при создании производства с нуля. До 1 сентября правительству поручено подготовить предложения по формату работы над этим проектом. Промышленное производство тракторов нового типа будет запущено после проведения испытаний этой техники. На это в Минпроме отводят год-два. Эксплуатация опытно-промышленных партий может начаться уже в следующем году. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Сейчас читают

Рекомендуем

Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =