Беларусь заинтересована в кредите МВФ с учетом национальных интересов

О программе расширенного финансирования говорили сегодня на совещании у Президента. Международная миссия работала в Минске в ноябре больше недели. Проект экономических мер обсуждали с правительством и Нацбанком. Эта программа может получить поддержку фонда в размере трех миллиардов долларов на 10 лет. Но при этом есть важное условие - необходимость экономических преобразований. Здесь Глава государства отметил, что все предложения организации - разумные и могут быть реализованы в нашей стране с учетом потребностей в экономике. Но все же, принимать решения будут в интересах людей. Подробности совещания - в репортаже Андрея Лаптенка. Умение договариваться в международной политике сегодня, пожалуй, основное, редкое свойство, присущее, кстати говоря, странам не обязательно большим. Беларусь - пример. В последнее время неизменно в статусе конструктивного переговорщика. Совсем недавно устами одного из своих лидеров - председателя Еврокомиссии Жана Клода Юнкера впервые Евросоюз признает необходимость сотрудничества с Евразийским экономическим союзом с одной ремаркой: сигналом для такой оттепели стали минские договоренности по Украине. Совпадение или нет, но именно с успехами Минска на большом политическом поле появился шанс ускорить развитие белорусской экономики. То, что в двустороннем диалоге с МВФ Беларусь впервые после кредита стэнд-бай 2009 года подошла так близко к новой программе финансирования, результат непростой общемировой ситуации в экономике. Теперь, призывая страны к реформам, МВФ и сам готов встать на путь реформирования. Именно так объясняют эксперты взаимные шаги навстречу. Об этом напоминает и глава государства, открывая сегодняшнее совещание. Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Cостоялись встречи с главой МВФ в Нью-Йорке, а также в Минске с представителями, которые ведут переговоры с нашим правительством. Мы не нашли каких-то проблем в согласовании программ с МВФ. То, что предлагается, разумно, и рано или поздно придется реализовывать. Но вопрос один - когда, в какие сроки и, самое главное, какие в результате этого будут последствия". О том, что сроки реализации программы - важный предмет переговоров с фондом, соглашается и премьер Андрей Кобяков. Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: "Это, по сути, меры, которые мы уже реализовываем или планируем реализовать в ближайшей перспективе с учетом потребностей экономики. Вопрос только в сроках и скорости реализации. Нам необходимо привлечь как можно на более комфортных условиях по срокам и стоимости ресурсы МВФ. Нам выгодно привлечь кредит под 2,28% в сумме $3 млрд. сроком на 10 лет". Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Хороший кредит, с хорошим объемом ресурсов и хорошим процентом. Никто нам, в том числе и россияне, под такие проценты кредитов не дает. Нам это выгодно". Важно отметить, если и получим кредит, то, как говорят, "не за красивые глаза". Условия МВФ примерно одинаковы для всех стран. Первое и основное - иметь бездефицитный бюджет. И здесь у Беларуси - никаких проблем уже второй год. К слову, для Украины фонд позволил иметь дефицит бюджета в 3,7%. Решение понятно. Если деньги МВФ помогут сохранить в этой стране мир, Беларусь первой поддержит выделение такого кредита братской Украине. Второе. Если бюджет небольшой, без дефицита, надо бы сократить количество госчиновников. Стоит напомнить, что аппарат госслужащих в Беларуси уже сокращен. На 20%. Данное условие, считай, также выполнено. Затем важно иметь невысокую инфляцию. Не более 10%. Пока 12. Но учитывая, что даже в канун выборов власть не пошла на эмиссию, говорит о том, что с такой жесткой денежно-кредитной политикой уложить инфляцию в однозначную цифру, как того требует МВФ, вопрос ближайшего времени. Но есть и чувствительные вопросы. И для Беларуси, и для Украины, да и для всех других стран. Пакет так называемых социальных тем, среди которых тарифы для населения, пенсионный возраст и многое другое. И что к большому удовлетворению нашей страны кредиторы готовы учитывать. И самое главное, c чем согласился на недавней встрече с Президентом и представитель МВФ, - Беларусь в любом случае останется социально-ориентированным государством. Тем более, есть факты, подтверждающие такой высокий статус нашей страны. В ООН подсчитали: за 10 прошедших лет индекс социального неравенства в Беларуси невысокий и практически не изменялся. Таким образом, в списке стран по уровню социальной справедливости Беларусь в первой десятке между Данией и Германией. Тяжелым трудом заработанный за два десятилетия такой народный кредит доверия не имеет цены, и вряд ли подобный обмен на кредитные деньги может состояться. Александр Лукашенко Президент Республики Беларусь: "Хочу, чтобы в правительстве и Национальном банке прекрасно понимали мою позицию. Но я еще раз подчеркиваю: резать по живому и неизвестно зачем, в угоду кому-либо я не собираюсь. Мы пойдем только на такие, как вы их называете, реформы (это даже не реформы, это нормальное функционирование государства). Так вот, мы пойдем только на совершенствование того, что у нас есть. Только тогда пойдем, когда будем уверены, что в результате, к примеру, повышения тарифов на ЖКХ люди будут в состоянии заплатить по счетам. Если это приватизация, то мы должны быть уверены, что это будет приватизация честная, чистая, открытая и, самое главное, - конкурентная, в том числе, при приватизации того или иного предприятия. Если мы говорим о том, что нам надо повышать пенсионный возраст, что нам, кстати, МВФ настоятельно рекомендует, я перед выборами это сказал, это моя абсолютная убежденность - нам надо повышать пенсионный возраст, и назвал причины. Но при этом сказал, что мы должны посоветоваться с народом. Я поручил Администрации Президента, думаю, они уже выработали некий алгоритм, как с народом посоветоваться. Если не мы сегодня это сделаем, то все это ляжет на наших детей". Аргумент экономистов прост. Когда предприятия платят за газ больше, чем население, такое распределение нагрузки одна из причин неконкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках за счет конечной высокой себестоимости продукции. Александр Чубрик, экономист, директор исследовательского центра: "Теперь это предприятие закрывается, потому что не может производить конкурентоспособную продукцию, или оно продается кому-то, кто может что-то из него сделать, но в любом случае, часть людей или все люди, которые там работали, теряют работу". Отсюда и рецепт некоторых экономистов. Плати предприятия за энергию меньше, у них появятся свободные деньги, за счет которых может увеличиваться зарплата, пойдут и большие отчисления в пенсионный фонд. Чем не защитный механизм? Но Глава государства призывает к осторожности участников совещания, на котором, кроме премьера, министров экономического блока правительства, главы Нацбанка, присутствуют министр труда и социальной защиты, министр ЖКХ и глава Госконтроля. Александр Лукашенко Президент Республики Беларусь: "Мы должны действовать в интересах собственного народа. Если в МВФ нас не поддержат и не поймут, в этом нет трагедии. Мы будем дальше с ними работать или не работать вообще, главное - это наш народ и государство. МВФ всю программу перечислило, я нигде не сказал им нет - ни по тарифам, ни по возрасту, ни по зарплате. С бухты-барахты делать нельзя, сломаем страну, обидим народ, дестабилизируем обстановку и потеряем в результате Беларусь. Все необходимо делать разумно и взвешенно". Об этом чуть позже, уже после другого совещания в Совмине, скажет журналистам и первый вице-премьер Василий Матюшевский. Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: "Состоялся очень глубокий, по большому счету, анализ проекта программы с МВФ. Основные выводы. Безусловно, необходимо еще раз очень серьезно посмотреть на последствия этой программы. Отдельные аспекты уже для нас очевидны. Наверное, в ближайшее время мы еще раз вернемся к рассмотрению тарифов ЖКХ. Такая очень чувствительная тема для нашего населения. И вернувшись в ближайшее время к этому вопросу, мы, видимо, выйдем на какое-то окончательное решение. Другое дело: скорость реализации тех или иных действий и, самое главное, оценка последствий этих действий на общество, страну в целом. Поэтому, действительно, разговор был очень непростым, но небезынтересным для всех участвующих сторон. Остался еще один чувствительный вопрос - это ЖКХ, это тарифы. Вопрос справедливый. Поэтому, я думаю, в ближайшее время мы вернемся к этой теме". Впереди у кабинета министров много работы и не так много времени. Впрочем, приступят к реализации программы, только хорошо взвесив все "за" и "против". Впрочем, по оценкам наблюдателей, такая разборчивость и щепетильность белорусской стороны говорит об уверенности в финансовой стабильности страны. 
01.12.2015 21:00

О программе расширенного финансирования говорили сегодня на совещании у Президента. Международная миссия работала в Минске в ноябре больше недели. Проект экономических мер обсуждали с правительством и Нацбанком. Эта программа может получить поддержку фонда в размере трех миллиардов долларов на 10 лет. Но при этом есть важное условие - необходимость экономических преобразований. Здесь Глава государства отметил, что все предложения организации - разумные и могут быть реализованы в нашей стране с учетом потребностей в экономике. Но все же, принимать решения будут в интересах людей. Подробности совещания - в репортаже Андрея Лаптенка.

Умение договариваться в международной политике сегодня, пожалуй, основное, редкое свойство, присущее, кстати говоря, странам не обязательно большим. Беларусь - пример. В последнее время неизменно в статусе конструктивного переговорщика.

Совсем недавно устами одного из своих лидеров - председателя Еврокомиссии Жана Клода Юнкера впервые Евросоюз признает необходимость сотрудничества с Евразийским экономическим союзом с одной ремаркой: сигналом для такой оттепели стали минские договоренности по Украине.

Совпадение или нет, но именно с успехами Минска на большом политическом поле появился шанс ускорить развитие белорусской экономики.

То, что в двустороннем диалоге с МВФ Беларусь впервые после кредита стэнд-бай 2009 года подошла так близко к новой программе финансирования, результат непростой общемировой ситуации в экономике.

Теперь, призывая страны к реформам, МВФ и сам готов встать на путь реформирования. Именно так объясняют эксперты взаимные шаги навстречу. Об этом напоминает и глава государства, открывая сегодняшнее совещание.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Cостоялись встречи с главой МВФ в Нью-Йорке, а также в Минске с представителями, которые ведут переговоры с нашим правительством. Мы не нашли каких-то проблем в согласовании программ с МВФ. То, что предлагается, разумно, и рано или поздно придется реализовывать. Но вопрос один - когда, в какие сроки и, самое главное, какие в результате этого будут последствия".

О том, что сроки реализации программы - важный предмет переговоров с фондом, соглашается и премьер Андрей Кобяков.

Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: "Это, по сути, меры, которые мы уже реализовываем или планируем реализовать в ближайшей перспективе с учетом потребностей экономики. Вопрос только в сроках и скорости реализации. Нам необходимо привлечь как можно на более комфортных условиях по срокам и стоимости ресурсы МВФ. Нам выгодно привлечь кредит под 2,28% в сумме $3 млрд. сроком на 10 лет".

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь: "Хороший кредит, с хорошим объемом ресурсов и хорошим процентом. Никто нам, в том числе и россияне, под такие проценты кредитов не дает. Нам это выгодно".

Важно отметить, если и получим кредит, то, как говорят, "не за красивые глаза". Условия МВФ примерно одинаковы для всех стран. Первое и основное - иметь бездефицитный бюджет. И здесь у Беларуси - никаких проблем уже второй год.

К слову, для Украины фонд позволил иметь дефицит бюджета в 3,7%. Решение понятно. Если деньги МВФ помогут сохранить в этой стране мир, Беларусь первой поддержит выделение такого кредита братской Украине.

Второе. Если бюджет небольшой, без дефицита, надо бы сократить количество госчиновников. Стоит напомнить, что аппарат госслужащих в Беларуси уже сокращен. На 20%. Данное условие, считай, также выполнено.

Затем важно иметь невысокую инфляцию. Не более 10%. Пока 12. Но учитывая, что даже в канун выборов власть не пошла на эмиссию, говорит о том, что с такой жесткой денежно-кредитной политикой уложить инфляцию в однозначную цифру, как того требует МВФ, вопрос ближайшего времени.

Но есть и чувствительные вопросы. И для Беларуси, и для Украины, да и для всех других стран. Пакет так называемых социальных тем, среди которых тарифы для населения, пенсионный возраст и многое другое. И что к большому удовлетворению нашей страны кредиторы готовы учитывать.

И самое главное, c чем согласился на недавней встрече с Президентом и представитель МВФ, - Беларусь в любом случае останется социально-ориентированным государством. Тем более, есть факты, подтверждающие такой высокий статус нашей страны. В ООН подсчитали: за 10 прошедших лет индекс социального неравенства в Беларуси невысокий и практически не изменялся. Таким образом, в списке стран по уровню социальной справедливости Беларусь в первой десятке между Данией и Германией.

Тяжелым трудом заработанный за два десятилетия такой народный кредит доверия не имеет цены, и вряд ли подобный обмен на кредитные деньги может состояться.

Александр Лукашенко Президент Республики Беларусь: "Хочу, чтобы в правительстве и Национальном банке прекрасно понимали мою позицию. Но я еще раз подчеркиваю: резать по живому и неизвестно зачем, в угоду кому-либо я не собираюсь. Мы пойдем только на такие, как вы их называете, реформы (это даже не реформы, это нормальное функционирование государства). Так вот, мы пойдем только на совершенствование того, что у нас есть. Только тогда пойдем, когда будем уверены, что в результате, к примеру, повышения тарифов на ЖКХ люди будут в состоянии заплатить по счетам. Если это приватизация, то мы должны быть уверены, что это будет приватизация честная, чистая, открытая и, самое главное, - конкурентная, в том числе, при приватизации того или иного предприятия. Если мы говорим о том, что нам надо повышать пенсионный возраст, что нам, кстати, МВФ настоятельно рекомендует, я перед выборами это сказал, это моя абсолютная убежденность - нам надо повышать пенсионный возраст, и назвал причины. Но при этом сказал, что мы должны посоветоваться с народом. Я поручил Администрации Президента, думаю, они уже выработали некий алгоритм, как с народом посоветоваться. Если не мы сегодня это сделаем, то все это ляжет на наших детей".

Аргумент экономистов прост. Когда предприятия платят за газ больше, чем население, такое распределение нагрузки одна из причин неконкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках за счет конечной высокой себестоимости продукции.

Александр Чубрик, экономист, директор исследовательского центра: "Теперь это предприятие закрывается, потому что не может производить конкурентоспособную продукцию, или оно продается кому-то, кто может что-то из него сделать, но в любом случае, часть людей или все люди, которые там работали, теряют работу".

Отсюда и рецепт некоторых экономистов. Плати предприятия за энергию меньше, у них появятся свободные деньги, за счет которых может увеличиваться зарплата, пойдут и большие отчисления в пенсионный фонд. Чем не защитный механизм? Но Глава государства призывает к осторожности участников совещания, на котором, кроме премьера, министров экономического блока правительства, главы Нацбанка, присутствуют министр труда и социальной защиты, министр ЖКХ и глава Госконтроля.

Александр Лукашенко Президент Республики Беларусь: "Мы должны действовать в интересах собственного народа. Если в МВФ нас не поддержат и не поймут, в этом нет трагедии. Мы будем дальше с ними работать или не работать вообще, главное - это наш народ и государство. МВФ всю программу перечислило, я нигде не сказал им нет - ни по тарифам, ни по возрасту, ни по зарплате. С бухты-барахты делать нельзя, сломаем страну, обидим народ, дестабилизируем обстановку и потеряем в результате Беларусь. Все необходимо делать разумно и взвешенно".

Об этом чуть позже, уже после другого совещания в Совмине, скажет журналистам и первый вице-премьер Василий Матюшевский.

Василий Матюшевский, первый заместитель премьер-министра Беларуси: "Состоялся очень глубокий, по большому счету, анализ проекта программы с МВФ. Основные выводы. Безусловно, необходимо еще раз очень серьезно посмотреть на последствия этой программы. Отдельные аспекты уже для нас очевидны. Наверное, в ближайшее время мы еще раз вернемся к рассмотрению тарифов ЖКХ. Такая очень чувствительная тема для нашего населения. И вернувшись в ближайшее время к этому вопросу, мы, видимо, выйдем на какое-то окончательное решение. Другое дело: скорость реализации тех или иных действий и, самое главное, оценка последствий этих действий на общество, страну в целом. Поэтому, действительно, разговор был очень непростым, но небезынтересным для всех участвующих сторон. Остался еще один чувствительный вопрос - это ЖКХ, это тарифы. Вопрос справедливый. Поэтому, я думаю, в ближайшее время мы вернемся к этой теме".

Впереди у кабинета министров много работы и не так много времени. Впрочем, приступят к реализации программы, только хорошо взвесив все "за" и "против". Впрочем, по оценкам наблюдателей, такая разборчивость и щепетильность белорусской стороны говорит об уверенности в финансовой стабильности страны. 



Подписывайтесь на канал "Беларусь 1" в Яндекс.Дзен


Будьте в курсе актуальных событий с Телеграм-каналом ATN-NEWS


Предложи новость


*2+3 =


(Максимум символов: 3000)
Осталось символов

[ Добавить еще ]
*2+3 =